Судебные решения, арбитраж
Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: Таюрского В.А. по доверенности от 02.07.2013.
от ответчика: Шпаковой Н.Э. по доверенности от 17.12.2013 N 05-35/31417, Малышевой С.Ю. по доверенности от 23.12.2013 N 05-35/32052.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25089/2013) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2013 по делу N А21-6009/2013 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ООО "Товары народного потребления"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Товары народного потребления" (236000 г. Калининград, 2-й Октябрьский проезд, д. 10, кв. 9, ОГРН 1093925037128, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, в котором просило признать незаконным решение Калининградской областной таможни (236006 г. Калининград, Гвардейский пр., д. 30, ОГРН 1083925999992, далее - таможня, таможенный орган) об отказе в выпуске товаров, предъявленных к таможенному оформлению по декларации на товары N 10226050/180513/0018906; обязать Калининградскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Товары народного потребления" путем продолжения таможенного оформления по ДТ N 10226050/180513/0018906 товаров, в отношении которых по данной ДТ 28.05.2013 принято решение об отказе в выпуске.
Решением суда от 03.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании представителями таможни, Калининградская областная таможня просит отменить принятое по делу решение, отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для продолжения таможенного оформления товара.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, поддержав решение суда первой инстанции и правовую позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.05.2013 в целях помещения товара - продукты питания, косметические средства (всего 162 наименования товара) под таможенную процедуру свободная таможенная зона с условным начислением таможенных платежей, общество подало в таможню в электронном виде декларацию на товары (далее - ДТ) N 10226050/180513/0018906.
В ходе таможенного оформления ДТ с использованием системы управления рисками таможенным органом принято решение о применении интуитивного профиля риска и проведении таможенного досмотра товара в объеме 100%. 19.05.2013 начальником Московского таможенного поста срок выпуска товара продлен до 28.05.2013 (т. 1 л.д. 122).
28.05.2013 уполномоченным должностным лицом таможенного органа в графе "С" декларации на товары проставлена отметка "отказ в выпуске" и оформлено требование от 28.05.2013, согласно которому отказ в выпуске товаров N 1-162 по ДТ N 10226050/180513/0018906 основан на п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) - не предоставлены результаты таможенного досмотра (т. 1 л.д. 16).
Полагая решение таможни об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10226050/180513/0018906 незаконным, не соответствующим указанной норме ТК ТС, а также Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 (далее - Инструкция N 262), общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого отказа в выпуске товара нормам таможенного законодательства.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Статьей 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что если иное не предусмотрено частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается исключительно в случаях:
- - если в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и настоящего Федерального закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - до предоставления указанного обеспечения;
- - если декларантом не представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений - до представления декларантом указанных документов либо письменного обращения в соответствии с частью 1 статьи 219 настоящего Федерального закона;
- - проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки;
- - проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
- - запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;
- - представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа - до уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенный орган вправе продлить срок выпуска товаров по основаниям, указанным в пункте 4 части 2 настоящей статьи, если Таможенным кодексом Таможенного союза прямо не установлено, что выпуск товаров не осуществляется до проверки дополнительных документов и сведений, либо если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
Таким образом, как правомерно отмечено судом, требование Калининградской областной таможни о разделении декларантом товарной партии, состоящей из 162 наименований, на отдельные товары для обеспечения 100% досмотра, не противоречит нормам таможенного законодательства.
В соответствии со статьей 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза (пункт 1 статьи 201 ТК ТС).
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:
- выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;
- выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 201 ТК ТС).
В пункте 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров", прямо установлено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 201 Кодекса, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 Кодекса, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению. Причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, указываются должностным лицом на оборотной стороне основного листа ДТ, заявления либо перечня, заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
Декларант вправе подать новую ДТ после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выпуске товаров.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и Калининградской областной таможней по существу не оспаривается, что отказ в выпуске товаров, оформленный уполномоченным должностным лицом таможенного органа в графе "С" ДТ N 10226050/180513/0018906, не соответствует приведенным нормам таможенного законодательства.
Ссылка в апелляционной жалобе на отказ в выпуске товаров, изложенный в уведомлении начальника Московского таможенного поста от 28.05.2013 N 52-01/454 (т. 1 л.д. 133) с указанием причины отказа - невыполнение требования о разделении товарной партии, апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку заявитель отрицает его получение, уведомление от 28.08.2013 N 52-01/454 им не обжаловалось и, соответственно, предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции не являлось.
Кроме того, апелляционная инстанция обращает внимание, что не соответствующий нормам ТК ТС и Инструкции N 262 отказ от 28.05.2013 уполномоченного должностного лица таможенного органа, оформленный путем проставления отметки в графе "С" ДТ N 10226050/180513/0018906, не отменен вышестоящим должностным лицом в порядке ведомственного контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
При изложенных обстоятельствах обжалуемый отказ в выпуске, оформленный путем проставления отметки в графе "С" ДТ N 10226050/180513/0018906, правомерно признан судом недействительным, как не соответствующий нормам таможенного законодательства.
Суд первой инстанции согласился с избранным обществом способом защиты нарушенного права, указав на обязанность Калининградской области таможни продолжить таможенное оформление заявленного по ДТ N 10226050/180513/0018906 товара.
Между тем, судом не учтено, что согласно пункту 37 действовавшей в рассматриваемый период Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утвержденной приказом ФИС России от 25.10.2011 N 2190, в случае, если в процессе таможенного досмотра устанавливается, что предъявленные товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям и (или) не указаны сведения об упаковке и о маркировке в коммерческих и (или) транспортных документах на товары, дальнейший таможенный досмотр не производится.
В данном случае, как следует из материалов дела и установлено судом, по состоянию на дату продления срока выпуска товара - 27.05.2013 20 час. 30 мин. декларантом завершено разделение товарной партии только по 62 товарам из 162 заявленных в ДТ товарных позиций (т. 1 л.д. 129, 130).
Довод общества о том, что таможенным органом не доказан факт не разделения товарной партии в полном объеме на дату отказа в выпуске - 28.05.2013, апелляционным судом отклоняется. При этом суд принимает во внимание, что в период с 20 по 27 мая 2013 принятыми мерами общество осуществило разделение только 62 наименований товаров из 162 (то есть немногим более 1\\3 наименований). Оснований полагать, что в период с 20 час. 30 мин. 27.05.2013 до начала рабочего дня 28.05.2013 заявитель разделил оставшиеся 100 наименований, не имеется. Доказательств направления соответствующего уведомления таможенному органу заявитель не представил.
В данном случае обществом не исполнено правомерное требование таможенного органа о разделении товарной партии на отдельные виды товара, вследствие чего, как уже отмечалось, проведение таможенного досмотра невозможно.
Поскольку общество при обжаловании отказа в выпуске товара ссылалось на его немотивированность, отсутствие рекомендаций по устранению причин отказа, что, в силу неясности, неопределенности и необоснованности нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, способом устранения нарушенных прав и интересов заявителя могло являться принятие таможенным органом мотивированного, соответствующего требованиям ТК ТС и Инструкции N 262 решения об отказе в выпуске товаров.
Между тем, как следует из материалов дела, такое решение таможенным органом принято и оформлено уведомлением N 52-01/454 от 28.05.2013, которое представлено в материалы дела (т. 1 л.д. 133) и обществом не обжаловано.
Таможенным органом представлены материалы дела об административном правонарушении N 10226000-2346/2013, возбужденном 27.09.2013 в отношении ООО "Товары народного потребления" по факту истечения предельного срока временного хранения товаров, ввезенного по ДТ N 10226050/180513/0018906, по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением от 10.01.2014 дело об административном правонарушении N 10226000-2346/2013 передано для рассмотрения по существу в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба таможни подлежит удовлетворению в части способа восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО "Товары народного потребления".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 октября 2013 года по делу N А21-6009/2013 отменить в части обязания Калининградскую областную таможню продолжить таможенное оформление товара, заявленного по ДТ N 10226050/180513/0018906.
В удовлетворении заявления ООО "Товары народного потребления" о восстановлении нарушенного права указанным способом отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N А21-6009/2013
Разделы:Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N А21-6009/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: Таюрского В.А. по доверенности от 02.07.2013.
от ответчика: Шпаковой Н.Э. по доверенности от 17.12.2013 N 05-35/31417, Малышевой С.Ю. по доверенности от 23.12.2013 N 05-35/32052.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25089/2013) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2013 по делу N А21-6009/2013 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ООО "Товары народного потребления"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Товары народного потребления" (236000 г. Калининград, 2-й Октябрьский проезд, д. 10, кв. 9, ОГРН 1093925037128, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, в котором просило признать незаконным решение Калининградской областной таможни (236006 г. Калининград, Гвардейский пр., д. 30, ОГРН 1083925999992, далее - таможня, таможенный орган) об отказе в выпуске товаров, предъявленных к таможенному оформлению по декларации на товары N 10226050/180513/0018906; обязать Калининградскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Товары народного потребления" путем продолжения таможенного оформления по ДТ N 10226050/180513/0018906 товаров, в отношении которых по данной ДТ 28.05.2013 принято решение об отказе в выпуске.
Решением суда от 03.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании представителями таможни, Калининградская областная таможня просит отменить принятое по делу решение, отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для продолжения таможенного оформления товара.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, поддержав решение суда первой инстанции и правовую позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.05.2013 в целях помещения товара - продукты питания, косметические средства (всего 162 наименования товара) под таможенную процедуру свободная таможенная зона с условным начислением таможенных платежей, общество подало в таможню в электронном виде декларацию на товары (далее - ДТ) N 10226050/180513/0018906.
В ходе таможенного оформления ДТ с использованием системы управления рисками таможенным органом принято решение о применении интуитивного профиля риска и проведении таможенного досмотра товара в объеме 100%. 19.05.2013 начальником Московского таможенного поста срок выпуска товара продлен до 28.05.2013 (т. 1 л.д. 122).
28.05.2013 уполномоченным должностным лицом таможенного органа в графе "С" декларации на товары проставлена отметка "отказ в выпуске" и оформлено требование от 28.05.2013, согласно которому отказ в выпуске товаров N 1-162 по ДТ N 10226050/180513/0018906 основан на п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) - не предоставлены результаты таможенного досмотра (т. 1 л.д. 16).
Полагая решение таможни об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10226050/180513/0018906 незаконным, не соответствующим указанной норме ТК ТС, а также Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 (далее - Инструкция N 262), общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого отказа в выпуске товара нормам таможенного законодательства.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Статьей 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что если иное не предусмотрено частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается исключительно в случаях:
- - если в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и настоящего Федерального закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - до предоставления указанного обеспечения;
- - если декларантом не представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений - до представления декларантом указанных документов либо письменного обращения в соответствии с частью 1 статьи 219 настоящего Федерального закона;
- - проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки;
- - проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
- - запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;
- - представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа - до уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенный орган вправе продлить срок выпуска товаров по основаниям, указанным в пункте 4 части 2 настоящей статьи, если Таможенным кодексом Таможенного союза прямо не установлено, что выпуск товаров не осуществляется до проверки дополнительных документов и сведений, либо если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
Таким образом, как правомерно отмечено судом, требование Калининградской областной таможни о разделении декларантом товарной партии, состоящей из 162 наименований, на отдельные товары для обеспечения 100% досмотра, не противоречит нормам таможенного законодательства.
В соответствии со статьей 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза (пункт 1 статьи 201 ТК ТС).
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:
- выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;
- выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 201 ТК ТС).
В пункте 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров", прямо установлено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 201 Кодекса, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 Кодекса, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению. Причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, указываются должностным лицом на оборотной стороне основного листа ДТ, заявления либо перечня, заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
Декларант вправе подать новую ДТ после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выпуске товаров.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и Калининградской областной таможней по существу не оспаривается, что отказ в выпуске товаров, оформленный уполномоченным должностным лицом таможенного органа в графе "С" ДТ N 10226050/180513/0018906, не соответствует приведенным нормам таможенного законодательства.
Ссылка в апелляционной жалобе на отказ в выпуске товаров, изложенный в уведомлении начальника Московского таможенного поста от 28.05.2013 N 52-01/454 (т. 1 л.д. 133) с указанием причины отказа - невыполнение требования о разделении товарной партии, апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку заявитель отрицает его получение, уведомление от 28.08.2013 N 52-01/454 им не обжаловалось и, соответственно, предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции не являлось.
Кроме того, апелляционная инстанция обращает внимание, что не соответствующий нормам ТК ТС и Инструкции N 262 отказ от 28.05.2013 уполномоченного должностного лица таможенного органа, оформленный путем проставления отметки в графе "С" ДТ N 10226050/180513/0018906, не отменен вышестоящим должностным лицом в порядке ведомственного контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
При изложенных обстоятельствах обжалуемый отказ в выпуске, оформленный путем проставления отметки в графе "С" ДТ N 10226050/180513/0018906, правомерно признан судом недействительным, как не соответствующий нормам таможенного законодательства.
Суд первой инстанции согласился с избранным обществом способом защиты нарушенного права, указав на обязанность Калининградской области таможни продолжить таможенное оформление заявленного по ДТ N 10226050/180513/0018906 товара.
Между тем, судом не учтено, что согласно пункту 37 действовавшей в рассматриваемый период Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утвержденной приказом ФИС России от 25.10.2011 N 2190, в случае, если в процессе таможенного досмотра устанавливается, что предъявленные товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям и (или) не указаны сведения об упаковке и о маркировке в коммерческих и (или) транспортных документах на товары, дальнейший таможенный досмотр не производится.
В данном случае, как следует из материалов дела и установлено судом, по состоянию на дату продления срока выпуска товара - 27.05.2013 20 час. 30 мин. декларантом завершено разделение товарной партии только по 62 товарам из 162 заявленных в ДТ товарных позиций (т. 1 л.д. 129, 130).
Довод общества о том, что таможенным органом не доказан факт не разделения товарной партии в полном объеме на дату отказа в выпуске - 28.05.2013, апелляционным судом отклоняется. При этом суд принимает во внимание, что в период с 20 по 27 мая 2013 принятыми мерами общество осуществило разделение только 62 наименований товаров из 162 (то есть немногим более 1\\3 наименований). Оснований полагать, что в период с 20 час. 30 мин. 27.05.2013 до начала рабочего дня 28.05.2013 заявитель разделил оставшиеся 100 наименований, не имеется. Доказательств направления соответствующего уведомления таможенному органу заявитель не представил.
В данном случае обществом не исполнено правомерное требование таможенного органа о разделении товарной партии на отдельные виды товара, вследствие чего, как уже отмечалось, проведение таможенного досмотра невозможно.
Поскольку общество при обжаловании отказа в выпуске товара ссылалось на его немотивированность, отсутствие рекомендаций по устранению причин отказа, что, в силу неясности, неопределенности и необоснованности нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, способом устранения нарушенных прав и интересов заявителя могло являться принятие таможенным органом мотивированного, соответствующего требованиям ТК ТС и Инструкции N 262 решения об отказе в выпуске товаров.
Между тем, как следует из материалов дела, такое решение таможенным органом принято и оформлено уведомлением N 52-01/454 от 28.05.2013, которое представлено в материалы дела (т. 1 л.д. 133) и обществом не обжаловано.
Таможенным органом представлены материалы дела об административном правонарушении N 10226000-2346/2013, возбужденном 27.09.2013 в отношении ООО "Товары народного потребления" по факту истечения предельного срока временного хранения товаров, ввезенного по ДТ N 10226050/180513/0018906, по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением от 10.01.2014 дело об административном правонарушении N 10226000-2346/2013 передано для рассмотрения по существу в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба таможни подлежит удовлетворению в части способа восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО "Товары народного потребления".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 октября 2013 года по делу N А21-6009/2013 отменить в части обязания Калининградскую областную таможню продолжить таможенное оформление товара, заявленного по ДТ N 10226050/180513/0018906.
В удовлетворении заявления ООО "Товары народного потребления" о восстановлении нарушенного права указанным способом отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)