Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 15.08.2014 Слугин Сергей Александрович;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 04.09.2014 N 02-32/0793 Криворот Екатерина Витальевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Перепелица Натальи Никодимовны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.09.2014 по делу N А53-17456/2014, принятое судьей Грязевой В.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Перепелица Натальи Никодимовны
к Ростовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
индивидуальный предприниматель Перепелица Наталья Никодимовна (далее - заявитель, ИП Перепелица Н.Н.) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне Южного таможенного управления (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления N 10313000-840/2014 от 19.06.2014 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд установил, что в действиях предпринимателя имеются признаки состава вмененного правонарушения, однако с учетом фактических обстоятельств дела пришел к выводу о его малозначительности.
Индивидуальный предприниматель обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, не согласившись с выводом суда о наличии в ее действиях состава вмененного правонарушения. По мнению заявителя, по смыслу пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 N 797 выданный до дня вступления в силу Технического регламента сертификат действителен до конца срока его действия. В этой связи заявитель оспаривает мотивировочную часть решения, согласно которой суд пришел к выводу о доказанности факта наличия в его действиях состава правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган указал, что судом первой инстанции полностью и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, принято законное и обоснованное решение. При этом таможня ссылается на то, что до окончания срока действия (в том числе позднее 15.02.2014) считаются действительными только те сертификаты, которые выданы или приняты до дня официального опубликования Решения Таможенного союза. В свою очередь те сертификаты, которые выданы после официального опубликования Решения, но до вступления в силу Технического регламента, действуют до окончания указанного в них срока, но не позднее 15.02.2014.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.06.2014 индивидуальным предпринимателем Перепелицей Н.Н. в целях совершения таможенной операции по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" на таможенный пост Морской порт Азов была подана электронная декларация на товары (далее - ДТ), ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в рамках контракта N 5 от 28.04.2014, заключенного между компанией "OZSEVGI TEKSTIL SANAYI TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция) и ИП Перепелица Н.Н. (Россия).
Указанная ДТ была принята и зарегистрирована должностными лицами таможенного поста за N 10313070/030614/0002041. Согласно ДТ предпринимателем заявлены сведения о 12-ти товарах, в том числе о товарах, включенных в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (TP ТС 007/2011) и при таможенном декларировании данных товаров требуется предоставление документов о соответствии (сертификата соответствия и/или декларации о соответствии).
В целях подтверждения соответствия товаров NN 8, 9, 10, 11, 12 по ДТ N 10313070/030614/0002041 предпринимателем предоставлен сертификат соответствия N РОСС TR.AВ86.B.0521 от 29.06.2012 сроком действия по 28.06.2015.
Однако, руководствуясь пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", таможенный орган пришел к выводу, что данный сертификат мог быть предъявлен в качестве документа, подтверждающего соответствие ввезенного товара требованиям технического регламента Таможенного союза, только до 15.02.2014, поскольку именно указанной датой ограничен срок действия сертификатов, выданных до вступления в силу вышеназванного Технического регламента.
Таким образом, таможенный орган установил, что индивидуальным предпринимателем Перепелицей Н.Н. нарушены требования статьи 188 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК ТС), статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 294 от 25.12.2012.
17.06.2014 по данному факту должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни в отношении ИП Перепелица Н.Н. в ее присутствии составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-840/2014 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 10313000-840/2014 от 19.06.2014 индивидуальный предприниматель Перепелица Наталья Никодимовна привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Повторно рассмотрев материалы дела и доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений влечет наступление административной ответственности.
Объектом административного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров.
Объективная сторона заключается в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных законодательством запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В пункте 8 статье 4 Таможенного кодекса Таможенного закреплено что запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза Подпунктом 1 части 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного закона.
В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства - члены) установлены обязательные требования; б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319" (далее - Единый перечень); в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Из материалов дела следует, что ввезенные предпринимателем товары NN 8, 9, 10, 11, 12 по ДТ N 10313070/030614/0002041 включены в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (TP ТС 007/2011), в связи с чем при таможенном декларировании данных товаров требуется предоставление документов о соответствии (сертификата соответствия и/или декларации о соответствии).
В целях подтверждения соответствия товаров NN 8, 9, 10, 11, 12 обязательным требованиям ИП Перепелицей Н.Н. представлен сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 от 29.06.2012 до 28.06.2015.
Однако в соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" до 15.02.2014 допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента. Таким образом, в соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 вышеуказанные документы о соответствии возможно было использовать для выпуска товаров до 15.02.2014.
Следовательно, сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 от 29.06.2012 не может быть использован в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений (мер технического регулирования) на момент подачи спорной декларации - 03.06.2014.
Таким образом, ИП Перепелицей Н.Н. при подаче ДТ N 10313070/030614/0002041 фактически представлен недействительный сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 (документ, не имеющий юридической силы), что свидетельствует о несоблюдении предпринимателем установленных таможенным законодательством запретов и ограничений и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки заявителя на положения пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797, согласно которым сертификат действует до окончания срока его действия, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Таким образом, указанной правовой нормой предусмотрено два различных основания, в зависимости от которых срок действия ранее выданных документов установлен, в первом случае, до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года, а во втором случае - до окончания срока их действия.
При этом под первый случай подпадают документы, выданные или принятые до дня вступления в силу Технического регламента, а под второй случай - только документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения.
В этой связи судом апелляционной инстанции установлено, что Технический регламент в соответствии с пунктом 3.1 Решения вступил в силу с 1 июля 2012 года.
Вместе с тем Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 размещено (опубликовано) на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ 30.09.2011.
Представленный предпринимателем сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 выдан 29.06.2012, то есть до дня вступления в силу Технического регламента, но после даты официального опубликования настоящего Решения.
Следовательно, определяя срок действия указанного сертификата, необходимо исходить из того, что он действовал до окончания срока действия, но не позднее 15.02.2014.
Согласно материалам дела спорный товар задекларирован 03.06.2014, следовательно, на момент декларирования товара предпринимателем представлен сертификат, не имеющий юридической силы, то есть согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недействительный сертификат.
Между тем суд первой инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства совершения правонарушения, пришел к выводу о его малозначительности, в связи с чем принял решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления таможенного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Указанный вывод суда участвующим в деле лицами не оспаривается.
Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции у апелляционной коллегии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 сентября 2014 года по делу N А53-17456/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2014 N 15АП-18130/2014 ПО ДЕЛУ N А53-17456/2014
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. N 15АП-18130/2014
Дело N А53-17456/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 15.08.2014 Слугин Сергей Александрович;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 04.09.2014 N 02-32/0793 Криворот Екатерина Витальевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Перепелица Натальи Никодимовны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.09.2014 по делу N А53-17456/2014, принятое судьей Грязевой В.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Перепелица Натальи Никодимовны
к Ростовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
индивидуальный предприниматель Перепелица Наталья Никодимовна (далее - заявитель, ИП Перепелица Н.Н.) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне Южного таможенного управления (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления N 10313000-840/2014 от 19.06.2014 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд установил, что в действиях предпринимателя имеются признаки состава вмененного правонарушения, однако с учетом фактических обстоятельств дела пришел к выводу о его малозначительности.
Индивидуальный предприниматель обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, не согласившись с выводом суда о наличии в ее действиях состава вмененного правонарушения. По мнению заявителя, по смыслу пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 N 797 выданный до дня вступления в силу Технического регламента сертификат действителен до конца срока его действия. В этой связи заявитель оспаривает мотивировочную часть решения, согласно которой суд пришел к выводу о доказанности факта наличия в его действиях состава правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган указал, что судом первой инстанции полностью и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, принято законное и обоснованное решение. При этом таможня ссылается на то, что до окончания срока действия (в том числе позднее 15.02.2014) считаются действительными только те сертификаты, которые выданы или приняты до дня официального опубликования Решения Таможенного союза. В свою очередь те сертификаты, которые выданы после официального опубликования Решения, но до вступления в силу Технического регламента, действуют до окончания указанного в них срока, но не позднее 15.02.2014.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.06.2014 индивидуальным предпринимателем Перепелицей Н.Н. в целях совершения таможенной операции по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" на таможенный пост Морской порт Азов была подана электронная декларация на товары (далее - ДТ), ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в рамках контракта N 5 от 28.04.2014, заключенного между компанией "OZSEVGI TEKSTIL SANAYI TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция) и ИП Перепелица Н.Н. (Россия).
Указанная ДТ была принята и зарегистрирована должностными лицами таможенного поста за N 10313070/030614/0002041. Согласно ДТ предпринимателем заявлены сведения о 12-ти товарах, в том числе о товарах, включенных в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (TP ТС 007/2011) и при таможенном декларировании данных товаров требуется предоставление документов о соответствии (сертификата соответствия и/или декларации о соответствии).
В целях подтверждения соответствия товаров NN 8, 9, 10, 11, 12 по ДТ N 10313070/030614/0002041 предпринимателем предоставлен сертификат соответствия N РОСС TR.AВ86.B.0521 от 29.06.2012 сроком действия по 28.06.2015.
Однако, руководствуясь пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", таможенный орган пришел к выводу, что данный сертификат мог быть предъявлен в качестве документа, подтверждающего соответствие ввезенного товара требованиям технического регламента Таможенного союза, только до 15.02.2014, поскольку именно указанной датой ограничен срок действия сертификатов, выданных до вступления в силу вышеназванного Технического регламента.
Таким образом, таможенный орган установил, что индивидуальным предпринимателем Перепелицей Н.Н. нарушены требования статьи 188 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК ТС), статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 294 от 25.12.2012.
17.06.2014 по данному факту должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни в отношении ИП Перепелица Н.Н. в ее присутствии составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-840/2014 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 10313000-840/2014 от 19.06.2014 индивидуальный предприниматель Перепелица Наталья Никодимовна привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Повторно рассмотрев материалы дела и доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений влечет наступление административной ответственности.
Объектом административного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров.
Объективная сторона заключается в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных законодательством запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В пункте 8 статье 4 Таможенного кодекса Таможенного закреплено что запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза Подпунктом 1 части 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного закона.
В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства - члены) установлены обязательные требования; б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319" (далее - Единый перечень); в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Из материалов дела следует, что ввезенные предпринимателем товары NN 8, 9, 10, 11, 12 по ДТ N 10313070/030614/0002041 включены в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (TP ТС 007/2011), в связи с чем при таможенном декларировании данных товаров требуется предоставление документов о соответствии (сертификата соответствия и/или декларации о соответствии).
В целях подтверждения соответствия товаров NN 8, 9, 10, 11, 12 обязательным требованиям ИП Перепелицей Н.Н. представлен сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 от 29.06.2012 до 28.06.2015.
Однако в соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" до 15.02.2014 допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента. Таким образом, в соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 вышеуказанные документы о соответствии возможно было использовать для выпуска товаров до 15.02.2014.
Следовательно, сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 от 29.06.2012 не может быть использован в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений (мер технического регулирования) на момент подачи спорной декларации - 03.06.2014.
Таким образом, ИП Перепелицей Н.Н. при подаче ДТ N 10313070/030614/0002041 фактически представлен недействительный сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 (документ, не имеющий юридической силы), что свидетельствует о несоблюдении предпринимателем установленных таможенным законодательством запретов и ограничений и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки заявителя на положения пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797, согласно которым сертификат действует до окончания срока его действия, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Таким образом, указанной правовой нормой предусмотрено два различных основания, в зависимости от которых срок действия ранее выданных документов установлен, в первом случае, до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года, а во втором случае - до окончания срока их действия.
При этом под первый случай подпадают документы, выданные или принятые до дня вступления в силу Технического регламента, а под второй случай - только документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения.
В этой связи судом апелляционной инстанции установлено, что Технический регламент в соответствии с пунктом 3.1 Решения вступил в силу с 1 июля 2012 года.
Вместе с тем Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 размещено (опубликовано) на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ 30.09.2011.
Представленный предпринимателем сертификат соответствия N РОСС TR.AB86B05021 выдан 29.06.2012, то есть до дня вступления в силу Технического регламента, но после даты официального опубликования настоящего Решения.
Следовательно, определяя срок действия указанного сертификата, необходимо исходить из того, что он действовал до окончания срока действия, но не позднее 15.02.2014.
Согласно материалам дела спорный товар задекларирован 03.06.2014, следовательно, на момент декларирования товара предпринимателем представлен сертификат, не имеющий юридической силы, то есть согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недействительный сертификат.
Между тем суд первой инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства совершения правонарушения, пришел к выводу о его малозначительности, в связи с чем принял решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления таможенного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Указанный вывод суда участвующим в деле лицами не оспаривается.
Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции у апелляционной коллегии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 сентября 2014 года по делу N А53-17456/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)