Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2014 N 15АП-21431/2013 ПО ДЕЛУ N А32-10285/2013

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. N 15АП-21431/2013

Дело N А32-10285/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Стрекачева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
М.А. Костенко
в отсутствие лиц участвующих в деле
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО " Кубань - Алко "
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.10.2013 по делу N А32-10285/2013
о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей; о взыскании судебных расходов
по заявлению ООО " Кубань - Алко "

к заинтересованному лицу Новороссийской таможне

принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Алко" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 13 029,87 рублей за период с 25.08.2010 (дата корректировки) по 20.10.2011 (день предшествующий фактическому возврату) (с учетом отказа от части заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 по делу N А32-10285/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 23.10.2013 по делу N А32-10285/2013 ООО "Кубань - Алко" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о непринятии таможенным органом мер принудительного взыскания таможенных платежей. Согласно представленной таможней информации, требование об уплате таможенных платежей не выставлялось, решение о зачете денежных средств в качестве аванса по ДТ не принималось, так как таможенная стоимость товара скорректирована в процессе таможенного оформления, платежи взысканы в полном объеме, соответственно требование о взыскании процентов обосновано.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 по делу N А32-10285/2013 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ст. 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта N КА-03 от 20.08.2010 г. ООО "Кубань-Алко" на территорию Российской Федерации ввезен товар - чистящее и моющее средство, который оформлен по ДТ N 10317090/240810/0006640.
Таможенная стоимость товара по расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 258 341,45 руб., таможенные платежи - 92 227,90 руб.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость откорректирована в части увеличения таможенных платежей на 141 014,04 руб.
ООО "Кубань-Алко" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10317090/240810/0006640, как не соответствующие требованиям ТК РФ, об обязании применить первый метод определения таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10317090/240810/0006640.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2011 г., оставленным в силе постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 г. по делу N А32-33333/2010 требования ООО "Кубань-Алко" удовлетворены.
По заявлению общества от 19.09.2011 платежными поручениями N 907 от 21.10.2011 г., N 897 от 21.10.2011 г. на расчетный счет ООО "Кубань-Алко" поступили денежные средства в размере 141 041 руб. 04 коп.
Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в суд о взыскании с таможни процентов в сумме 13 029,87 руб. за период с 25.08.2010 (с даты корректировки) по 20.10.2011 (день предшествующий фактическому возврату) в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования общества, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Согласно статье 76 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
При этом для целей возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей способ исполнения обязанности по уплате доначисленных таможенным органом платежей (самостоятельно декларантом либо путем осуществления таможенным органом мер по принудительному взысканию) правового значения не имеют (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2012 года по делу N А53-8736/2012).
Механизм начисления процентов при возврате излишне уплаченных, либо излишне взысканных таможенных платежей установлен частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, согласно которой возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, установлено два самостоятельных случая начисления процентов при возврате платежей:
- - в случае излишней уплаты, - проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата, если нарушен общий срок рассмотрения заявления - один месяц со дня подачи заявления о возврате;
- - проценты начисляются со дня, следующего за днем принудительного взыскания по правилам главы 18 Закона N 311-ФЗ (при условии подачи заявления о возврате).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Закона N 311-ФЗ при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога. Если суммы денежного залога будет недостаточно для погашения задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей, пеней выставляется требование об уплате таможенных платежей и применяются меры принудительного взыскания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Под денежным залогом понимается - денежные средства (деньги), которые вносятся на счет Федерального казначейства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 5 статьи 145 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 145 Закона N 311-ФЗ в подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога лицу, внесшему денежный залог, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит. В случае утраты таможенной расписки таможенный орган, ее выдавший, на основании заявления лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), выдает дубликат таможенной расписки.
Денежный залог может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, при представлении таможенной расписки и соблюдении одного из следующих условий:
1) если обязательства по товарам, указанным в настоящей части, исполнены или прекращены;
2) если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам, указанным в настоящей части.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлено доказательств направления в его адрес требования об уплате платежей в размере 141 014,04 руб.
Заявителем также не представлено доказательств внесения денежного залога в счет поставки по ДТ N 10317090/240810/0006640 (не предоставлена таможенная расписка), а равно и решение о зачете денежного залога на указанную сумму.
Согласно ст. 121 Закона N 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам.
Таким образом, распоряжение авансовыми платежами носит заявительный характер, а списание денежных средств, уплаченных в счет авансовых платежей, может быть осуществлено только через принудительную процедуру взыскания.
В своем заявлении общество указало на вынужденность уплаты доначисленных платежей по платежными поручениям N 808 от 10.08.2010 г., N 831 от 17.08.2010 г., N 832 от 17.08.2010 г.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, по всем трем платежным поручениям назначение платежа указано как: "авансовые платежи для Новороссийской таможни".
Согласно представленному таможенным органом документу контроля таможенных платежей: ДК-1, таможенные платежи по данной декларации в размере 234 268,94 руб. (из которых, 93 227,9 по декларации, 141 041,04 по КТС-1 N 1145061) уплачены до ее оформления.
По платежным поручениям N 808 от 10.08.2010 г., N 831 от 17.08.2010 г., N 832 от 17.08.2010 г. уплачены таможенные сборы за таможенное оформление товаров - код вида платежа 100; ввозная таможенная пошлина - код вида платежа 200; налог на добавленную стоимость - код вида платежа 300 согласно классификатору видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утвержденных Приказом ФТС России от 21.08.2007 N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей".
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно установлено, что меры принудительного взыскания таможенным органом не принимались.
Как видно из материалов дела, общество обратилось с заявлением о возврате 19.09.2011 и денежные средства в размере 141 041 руб. 04 коп. возвращены 21.10.2011, то есть с учетом пробега почты, в пределах месячного срока с даты обращения.
Таким образом, оснований для начисления процентов не имеется.
Начисление процентов с даты корректировки, не предусмотрено таможенным законодательством.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества о взыскании с Новороссийской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 13 029,87 руб..
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 по делу N А32-10285/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР

Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)