Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 13АП-766/2015 ПО ДЕЛУ N А56-56825/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А56-56825/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.В.
при участии:
- от заявителя: Осина М.А. по доверенности от 06.10.2014;
- от заинтересованных лиц: Мартишина И.С. по доверенности от 30.12.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9541/2014) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2014 по делу N А56-56825/2014 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "ССЛ-Контур"
к Балтийской таможне
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и взыскании процентов

установил:

ООО "ССЛ-Контур" (142116, г. Москва, Подольский р-н, с. Покров, Домодедовское шоссе, д. 47, ОГРН 1075074014509, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А, далее - таможенный орган) возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 276 911,67 рублей, а также взыскании с таможенного органа процентов с 10.08.2014 по дату фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей в порядке части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон N 311-ФЗ).
Решением суда первой инстанции, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Балтийскую таможню возвратить ООО "ССЛ-Контур" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 276 911,67 рублей, начислить и выплатить проценты с 10.08.2014 по дату фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей в порядке части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, а также взыскал с таможенного органа в пользу общества государственную пошлину в размере 8600 рублей.
Не согласившись с решением суда, Балтийская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель Балтийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что таможенный орган не допускал бездействия по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, а оставил два заявления общества без рассмотрения по формальным основаниям, в связи с отсутствием обязательных к представлению документов, предусмотренных частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, что не исключает возможности обратиться с аналогичным заявлением, исправив выявленные недостатки.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в январе 2011 года ООО "ССЛ-Контур" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" по декларации на товар (ДТ) N 10216120/260111/0003629 товар "оборудование для отделки бумаги или картона перемоточный станок модульного типа для использования с печатной машиной AW-650".
12.11.2012 Балтийской таможней принято решение о классификации товара N 10216000-11-19/001966, в результате чего таможенные платежи увеличились на 276 911,67 рублей.
28.11.2012 таможенным органом выставлено требование о доначислении таможенных платежей N 2315 и решение о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 20.02.2013 N 13 на указанную сумму.
Инкассовыми поручениями N 16 от 07.03.2013, N 44 от 02.07.2013 с расчетного счета ООО "ССЛ-Контур" списаны денежные средства в размере 275 727,27 рублей и 1 196,40 рублей, соответственно.
Общество обжаловало в судебном порядке решение о классификации товара от 12.11.2012 N 10216000-11-19/001966, решение от 20.02.2013 N 13 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке и требование о доначислении таможенных платежей от 28.11.2012 N 2315.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2013 по делу А56-15682/2013 заявленные требования общества были удовлетворены в полном объеме, указанное решение оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2013 и постановлением кассационной инстанции от 03.03.2014.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями от 12.05.2014 (исх. N 15682/14) и от 10.07.2014 (вх. 33614) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 276 911,67 рублей.
Решениями, оформленными письмами от 27.05.2014 N 15-10\\20330 и от 21.07.2014 N 15-10/27900, заявления возвращены обществу без рассмотрения со ссылкой на формальное несоблюдение обществом Приказа ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате излишне взысканных сумм таможенных платежей".
Расценив данные письма как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, а также начислить проценты, в связи с несвоевременным их возвратом.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, оценил все обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Факт незаконного доначисления таможенных платежей подтвержден судебными актами по делу А56-15682/2013. Списание со счетов общества таможенных платежей в сумме 276 911,67 рублей таможней не отрицается. Сторонами подписан акт сверки расчетов, из которого следует, что спор по сумме платежей между ними отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Согласно пункту 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения
Право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
В соответствии с Письмом ФТС от 30.03.2012 N 01-11/15247 "О порядке начисления процентов" возврат плательщикам сумм таможенных пошлин, налогов и начисленных в соответствии с положениями части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в соответствии с положениями федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, являющегося составной частью бюджетного законодательства Российской Федерации.
При этом решения о возврате указанных процентов принимаются таможенными органами, наделенными ФТС России, являющейся главным администратором доходов федерального бюджета, соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета.
Материалами дела подтверждается факт обращения общества в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 12.05.2014 (исх. N 15682/14) и от 10.07.2014 (вх. 33614).
К указанным заявлениям приложены все документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, что подтверждается описью прилагаемых к заявлению документов, согласно которой общество представило инкассовые поручения N 16 от 07.03.2013 и N 44 от 02.07.2013; решение N 13 от 20.02.2013; требование N 502 от 19.03.2013; решение арбитражного суда по делу А56-15682/2013; нотариально заверенные учредительные документы (решение N 17 от 10.09.2013, свидетельство о постановке на учет от 09.11.2007, свидетельство ОГРН от 09.11.2007, карточка с образцами подписи генерального директора). Кроме того, общество указало, что документы, представление которых предусмотрено частями 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ общество представлялись ранее, изменениях в них не вносились).
Однако в нарушение установленного законодательством срока заявления общества оставлены без рассмотрения, возврат денежных средств до настоящего времени не произведен.
В связи с несвоевременным возвратом указанных платежей общество правомерно обратилось с заявлением о взыскании процентов с 10.08.2014 (с учетом того, что общество направило заявление о возврате 10.07.2014). Проценты подлежат начислению по дату фактического возвращения излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме оценил все обстоятельства, установленные по делу, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в размере 8600 рублей, обоснованно взысканы судом с таможенного органа.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 ноября 2014 года по делу А56-56825/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Е.А.СОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)