Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представителей Мин А.И. по доверенности от 29.07.2014, Сафошина Е.И. по доверенности от 17.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изобилие"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.08.2014 по делу N А32-12723/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Изобилие"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
принятое в составе судьи Любченко Ю.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Изобилие" (далее - общество, ООО "Изобилие") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края заявлением к Новороссийская таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10317000-743/2013, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 13.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебное заседание общество своего представителя не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
Представители таможни в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.10.2013 между фирмой "Ксиамен Сонпи Импорт Экспорт Ко., Лтд", Китай и ООО "Изобилие" (Краснодарский край, г. Новороссийск) заключен контракт N Sonpy-L1308000057, в соответствии с которым фирма "Ксиамен Сонпи Импорт Экспорт Ко., Лтд" продает, а ООО "Изобилие" покупает товар "помело свежее", уложенные по 8/9/10 штук в полуоткрытые картонные коробки, весом нетто 12 кг, в количестве 1640 коробок.
03.12.2013 в порт г. Новороссийск на теплоходе "ZIM VANCOUVER" в контейнере N ZCSU5834840, прибыл товар "помело" в количестве 1640 грузовых мест, общим весом брутто 21320 кг. Отправителем товаров являлась компания "XIAMEN SONPY IMPORT & EXPORT CO., LTD", Китай. Получателем товаров являлось ООО "Изобилие".
06.12.2013 директором ООО "Изобилие" Абдиганиевым Бекназаром Реипназаровичем в Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер - N 10317110/061213/0026097.
Согласно данной ДТ через таможенную границу Таможенного союза перемещался товар "помело свежие, для употребления в пищу, урожай 2013 года, упакован в 1640 картонных коробок, без паллет, код ОКП 97 6159, изготовитель "XIAMEN SONPY IMPORT & EXPORT CO., LTD", товарный знак: отсутствует, всего в количестве 1640 грузовых мест, общим весом нетто/брутто 19680/21320 кг, находящийся в контейнере N ZCSU5834840.
На указанный товар распространяется действие Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений на перемещение указанного товара через таможенную границу Таможенного союза ООО "Изобилие" в таможенный орган была представлена декларация о соответствии TC N RU Д-СN.АГ79.В.09990 от 06.12.2013, согласно которой товар "помело свежие", поставляемые в рамках контракта N SONPY-L1308000057 от 11.10.2013 соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
Согласно информации отделения торговых ограничений и экспортного контроля (далее - ОТО и ЭК) Новороссийской таможни, представленной в служебной записке от 11.12.2013 N 26-26/1083, с учетом того, что на декларируемом товаре присутствует маркировка только на иностранном языке, что не соответствует требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) по товару N 1 по ДТ N 10317110/061213/0026097 не соблюдены.
09.12.2013 таможенным органом на основании ст. 201 ТК ТС, в выпуске товара N 1, заявленного по ДТ N 10317110/061213/0026097, отказано.
20.12.2013 должностным лицом отдела административных расследований Новороссийской таможни возбуждено дело об административном правонарушении N 10317000-743/2013 в отношении ООО "Изобилие" по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
20.01.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Изобилие", надлежащим образом уведомленного о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
04.02.2014 таможней в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-743/2013, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к основанному на обстоятельствах дела выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Объектом данного административного правонарушения, является установленный порядок таможенного декларирования товаров и представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и (или) ограничений.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП России, является декларант либо таможенный представитель, то есть лицо, непосредственно совершившее действия, связанные с декларированием товаров и представлением документов.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации. Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений необходимых для таможенных целей.
В силу требований статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары, указываются достоверные сведения о товарах: наименование, описание, а также сведения о соблюдении ограничений, сведения о производителе товаров, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса.
В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 ТК ТС).
В соответствии с пп. 8 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Требования к пищевой продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" в целях:
1) защиты жизни и (или) здоровья человека;
2) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей);
3) защиты окружающей среды.
В соответствии со ст. 39 технического регламента Таможенного союза N ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 4.1 ТР ТС 022/2011, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно- модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии п. 1 ст. 4.2 ТР ТС 022/2011, маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) количество пищевой продукции;
3) дату изготовления пищевой продукции;
4) срок годности пищевой продукции;
5) условия хранения пищевой продукции;
6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 4.1 ТР ТС 022/2011, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 4.2 ТР ТС 022/2011, предусмотренная пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, должна быть нанесена на русском языке и на государственном языке государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве государства - члена Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Как видно из материалов дела, в процессе оформления обществом ДТ N 10317110/061213/0026097 был выявлен профиль риска N 228, в связи с чем, таможней было принято решение о проведении таможенного досмотра заявленных ООО "Изобилие" товаров.
В результате таможенного досмотра указанных товаров (акт таможенного досмотра (далее - АТД) N 10317100/091213/003050) таможней установлено следующее наименование товаров: товар N 1 - помело свежие. Товар помещен в индивидуальные сетки из полимерного материала по одной штуке и уложены в картонные коробки (грузовые места) по 10 штук. На картонных коробках имеется маркировка "SONPY/Produce Of China/Xiamen Sonpy Import & Export Co., Ltd/HONRY POMELO". Также на товаре имеется бумажный стикер с маркировкой "SONPY/ POMELO/Class1/Origin: China". Страна происхождения товара, согласно маркировок - Китай. Какие-либо иные сведения о товарах, в том числе дата изготовления, срок годности, условия хранения, а также сведения о товарах на русском языке на обнаруженной в результате таможенного досмотра имеющейся маркировке товаров отсутствовали.
Из материалов дела усматривается, что по результатам таможенного досмотра (АТД N 10317100/091213/003050) на картонных коробках (транспортной упаковке) товара N 1, декларируемого по ДТ N 10317110/061213/0026097, отсутствовали сведения о сроке годности, а также сведения о количестве товара на русском языке, предусмотренные п. 1 ч. 4.2 ст. 4 ТР ТС 022/2011, что не соответствует заявленным сведениям в представленной в таможенный орган декларации о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.09990.
В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП России для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.09990 от 12.12.2013 при подаче ДТ N 10317110/061213/00226097 являлась недействительным документом (относящимся к другому товару), поскольку была выдана в отношении продукции, которая соответствует требованиям ТР ТС 022/2011, а фактически ввезена продукция, не отвечающая требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Таким образом, обществом при подаче в таможенный орган ДТ N 10317110/061213/00226097 были нарушены требования ст. 179 - 181, 183, 188 ТК ТС, Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Технического регламента таможенного союза N ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", выразившимися в представлении таможенному органу при декларировании товаров "помело свежие" документа - декларации о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.09990 от 12.12.2013, содержащую недостоверные сведения, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения, полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но обществом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению, а именно перед подачей ДТ N 10317110/061213/0026097, воспользовавшись правами, предоставленными ст. ст. 171, 187 ТК ТС, обществом не было предпринято никаких мер, направленных на проверку достоверности документов и сведений о товарах, маркировки нанесенной на товар и на упаковку.
Суд первой инстанции, делая вывод о виновности общества, правомерно учитывал и то обстоятельство, что общество самостоятельно и добровольно признало факт отсутствия на товары Декларации о соответствии требованиям ТР ТС.
Так, из текста гарантийного письма от 09.12.2013 Исх.N 12 (том дела N 1, лист дела 78) следует, что общество обязуется:
- промаркировать товары согласно требованиям ТР,
- по окончании маркировки, провести обязательную сертификацию маркированной продукции,
- предоставить в таможню материалы, подтверждающие факт маркировки товара,
- предоставить Декларацию о соответствии ТР на промаркированный товар.
Кроме того, факт совершения обществом вмененного административного правонарушения и вину в совершении данного правонарушения признал директор ООО "Изобилие" Абдиганиев Б.Р. (протокол опроса от 10.01.2014).
Материалами дела подтверждается, что впоследствии, общество добровольно устранило данное нарушение и надлежащим образом промаркировало товар, путем нанесения на упаковку отдельного листа с напечатанной информацией на русском языке, указав наименование товара, сорт, вес, класс, год выпуска, срок годности, условие хранения, производителя, адрес производителя, экспортер, импортер, адрес.
Кроме того, обществом была получена новая декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.10669 от 12.12.2013, позднее представленная таможенному органу, что также подтверждает признание обществом первоначально поданной декларации о соответствии - недействительной.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что общество виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с представлением таможенному органу недействительного документа, является обоснованным.
В связи с изложенным, у таможни имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таможней вынесено законное и обоснованное постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Аргументы, приводимые в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции, однако, они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, а сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда от 13.08.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2014 по делу N А32-12723/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2014 N 15АП-17193/2014 ПО ДЕЛУ N А32-12723/2014
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. N 15АП-17193/2014
Дело N А32-12723/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представителей Мин А.И. по доверенности от 29.07.2014, Сафошина Е.И. по доверенности от 17.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изобилие"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.08.2014 по делу N А32-12723/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Изобилие"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
принятое в составе судьи Любченко Ю.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Изобилие" (далее - общество, ООО "Изобилие") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края заявлением к Новороссийская таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10317000-743/2013, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 13.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебное заседание общество своего представителя не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
Представители таможни в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.10.2013 между фирмой "Ксиамен Сонпи Импорт Экспорт Ко., Лтд", Китай и ООО "Изобилие" (Краснодарский край, г. Новороссийск) заключен контракт N Sonpy-L1308000057, в соответствии с которым фирма "Ксиамен Сонпи Импорт Экспорт Ко., Лтд" продает, а ООО "Изобилие" покупает товар "помело свежее", уложенные по 8/9/10 штук в полуоткрытые картонные коробки, весом нетто 12 кг, в количестве 1640 коробок.
03.12.2013 в порт г. Новороссийск на теплоходе "ZIM VANCOUVER" в контейнере N ZCSU5834840, прибыл товар "помело" в количестве 1640 грузовых мест, общим весом брутто 21320 кг. Отправителем товаров являлась компания "XIAMEN SONPY IMPORT & EXPORT CO., LTD", Китай. Получателем товаров являлось ООО "Изобилие".
06.12.2013 директором ООО "Изобилие" Абдиганиевым Бекназаром Реипназаровичем в Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер - N 10317110/061213/0026097.
Согласно данной ДТ через таможенную границу Таможенного союза перемещался товар "помело свежие, для употребления в пищу, урожай 2013 года, упакован в 1640 картонных коробок, без паллет, код ОКП 97 6159, изготовитель "XIAMEN SONPY IMPORT & EXPORT CO., LTD", товарный знак: отсутствует, всего в количестве 1640 грузовых мест, общим весом нетто/брутто 19680/21320 кг, находящийся в контейнере N ZCSU5834840.
На указанный товар распространяется действие Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений на перемещение указанного товара через таможенную границу Таможенного союза ООО "Изобилие" в таможенный орган была представлена декларация о соответствии TC N RU Д-СN.АГ79.В.09990 от 06.12.2013, согласно которой товар "помело свежие", поставляемые в рамках контракта N SONPY-L1308000057 от 11.10.2013 соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
Согласно информации отделения торговых ограничений и экспортного контроля (далее - ОТО и ЭК) Новороссийской таможни, представленной в служебной записке от 11.12.2013 N 26-26/1083, с учетом того, что на декларируемом товаре присутствует маркировка только на иностранном языке, что не соответствует требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) по товару N 1 по ДТ N 10317110/061213/0026097 не соблюдены.
09.12.2013 таможенным органом на основании ст. 201 ТК ТС, в выпуске товара N 1, заявленного по ДТ N 10317110/061213/0026097, отказано.
20.12.2013 должностным лицом отдела административных расследований Новороссийской таможни возбуждено дело об административном правонарушении N 10317000-743/2013 в отношении ООО "Изобилие" по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
20.01.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Изобилие", надлежащим образом уведомленного о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
04.02.2014 таможней в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-743/2013, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к основанному на обстоятельствах дела выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Объектом данного административного правонарушения, является установленный порядок таможенного декларирования товаров и представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и (или) ограничений.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП России, является декларант либо таможенный представитель, то есть лицо, непосредственно совершившее действия, связанные с декларированием товаров и представлением документов.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации. Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений необходимых для таможенных целей.
В силу требований статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары, указываются достоверные сведения о товарах: наименование, описание, а также сведения о соблюдении ограничений, сведения о производителе товаров, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса.
В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 ТК ТС).
В соответствии с пп. 8 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Требования к пищевой продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" в целях:
1) защиты жизни и (или) здоровья человека;
2) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей);
3) защиты окружающей среды.
В соответствии со ст. 39 технического регламента Таможенного союза N ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 4.1 ТР ТС 022/2011, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно- модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии п. 1 ст. 4.2 ТР ТС 022/2011, маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) количество пищевой продукции;
3) дату изготовления пищевой продукции;
4) срок годности пищевой продукции;
5) условия хранения пищевой продукции;
6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 4.1 ТР ТС 022/2011, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 4.2 ТР ТС 022/2011, предусмотренная пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, должна быть нанесена на русском языке и на государственном языке государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве государства - члена Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Как видно из материалов дела, в процессе оформления обществом ДТ N 10317110/061213/0026097 был выявлен профиль риска N 228, в связи с чем, таможней было принято решение о проведении таможенного досмотра заявленных ООО "Изобилие" товаров.
В результате таможенного досмотра указанных товаров (акт таможенного досмотра (далее - АТД) N 10317100/091213/003050) таможней установлено следующее наименование товаров: товар N 1 - помело свежие. Товар помещен в индивидуальные сетки из полимерного материала по одной штуке и уложены в картонные коробки (грузовые места) по 10 штук. На картонных коробках имеется маркировка "SONPY/Produce Of China/Xiamen Sonpy Import & Export Co., Ltd/HONRY POMELO". Также на товаре имеется бумажный стикер с маркировкой "SONPY/ POMELO/Class1/Origin: China". Страна происхождения товара, согласно маркировок - Китай. Какие-либо иные сведения о товарах, в том числе дата изготовления, срок годности, условия хранения, а также сведения о товарах на русском языке на обнаруженной в результате таможенного досмотра имеющейся маркировке товаров отсутствовали.
Из материалов дела усматривается, что по результатам таможенного досмотра (АТД N 10317100/091213/003050) на картонных коробках (транспортной упаковке) товара N 1, декларируемого по ДТ N 10317110/061213/0026097, отсутствовали сведения о сроке годности, а также сведения о количестве товара на русском языке, предусмотренные п. 1 ч. 4.2 ст. 4 ТР ТС 022/2011, что не соответствует заявленным сведениям в представленной в таможенный орган декларации о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.09990.
В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП России для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.09990 от 12.12.2013 при подаче ДТ N 10317110/061213/00226097 являлась недействительным документом (относящимся к другому товару), поскольку была выдана в отношении продукции, которая соответствует требованиям ТР ТС 022/2011, а фактически ввезена продукция, не отвечающая требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Таким образом, обществом при подаче в таможенный орган ДТ N 10317110/061213/00226097 были нарушены требования ст. 179 - 181, 183, 188 ТК ТС, Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Технического регламента таможенного союза N ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", выразившимися в представлении таможенному органу при декларировании товаров "помело свежие" документа - декларации о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.09990 от 12.12.2013, содержащую недостоверные сведения, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения, полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но обществом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению, а именно перед подачей ДТ N 10317110/061213/0026097, воспользовавшись правами, предоставленными ст. ст. 171, 187 ТК ТС, обществом не было предпринято никаких мер, направленных на проверку достоверности документов и сведений о товарах, маркировки нанесенной на товар и на упаковку.
Суд первой инстанции, делая вывод о виновности общества, правомерно учитывал и то обстоятельство, что общество самостоятельно и добровольно признало факт отсутствия на товары Декларации о соответствии требованиям ТР ТС.
Так, из текста гарантийного письма от 09.12.2013 Исх.N 12 (том дела N 1, лист дела 78) следует, что общество обязуется:
- промаркировать товары согласно требованиям ТР,
- по окончании маркировки, провести обязательную сертификацию маркированной продукции,
- предоставить в таможню материалы, подтверждающие факт маркировки товара,
- предоставить Декларацию о соответствии ТР на промаркированный товар.
Кроме того, факт совершения обществом вмененного административного правонарушения и вину в совершении данного правонарушения признал директор ООО "Изобилие" Абдиганиев Б.Р. (протокол опроса от 10.01.2014).
Материалами дела подтверждается, что впоследствии, общество добровольно устранило данное нарушение и надлежащим образом промаркировало товар, путем нанесения на упаковку отдельного листа с напечатанной информацией на русском языке, указав наименование товара, сорт, вес, класс, год выпуска, срок годности, условие хранения, производителя, адрес производителя, экспортер, импортер, адрес.
Кроме того, обществом была получена новая декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.АГ79.В.10669 от 12.12.2013, позднее представленная таможенному органу, что также подтверждает признание обществом первоначально поданной декларации о соответствии - недействительной.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что общество виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с представлением таможенному органу недействительного документа, является обоснованным.
В связи с изложенным, у таможни имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таможней вынесено законное и обоснованное постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Аргументы, приводимые в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции, однако, они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, а сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда от 13.08.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2014 по делу N А32-12723/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)