Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Сварог" - представитель не явился;
- от ответчика: Уссурийской таможни - Поросова О.А., представитель по доверенности от 31.12.2013 N 26238;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уссурийской таможни
на решение от 06.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013
по делу N А51-20057/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Бойко Ю.К., в суде апелляционной инстанции судьи: Еремеева О.Ю., Гуцалюк С.В., Номоконова Е.Н.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сварог"
к Уссурийской таможне
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Сварог" (ОГРН 1092538004030, место нахождения: 690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, 47; далее - ООО "Сварог", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным решения Уссурийской таможни (ОГРН 1022500869533, место нахождения: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, 103; далее - таможня, таможенный орган) от 14.06.2013 N 16-42/11223 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10716080/251011/0009005 (далее - ДТ N 9005).
Решением суда от 06.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит их отменить, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель жалобы считает ошибочными выводы судов о соблюдении обществом порядка возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств ввиду отсутствия при обращении с соответствующим заявлением образца подписи подписавшего его лица. В судебном заседании представитель таможни поддержала заявленные требования.
ООО "Сварог" отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав представителя таможенного органа, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 АПК РФ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, во исполнение условий внешнеторгового контракта от 08.04.2010 N HLSF-1081, заключенного с фирмой "Suifenhe Shengyuan Import and Export Co., Ltd", в октябре 2011 года на таможенную территорию Российской Федерации в адрес общества ввезен товар, в целях таможенного оформления которого в таможню подана ДТ N 9005, при этом таможенная стоимость определена по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
По результатам изучения представленных обществом при таможенном оформлении товара документов таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 9005 и доначислил таможенные платежи на сумму 210 688,45 руб.
Полагая произведенную таможней корректировку таможенной стоимости товара по спорной ДТ незаконной, общество 11.06.2013 обратилось в таможню с заявлением о возврате денежных средств в указанной выше сумме.
Заявление подписано уполномоченным лицом - генеральным директором общества Горбуновым В.В. с расшифровкой подписи и заверением печатью. Таможенный орган данное обстоятельство не оспаривает.
Решением, оформленным в письме от 14.06.2013 N 16-42/11223, таможенный орган оставил заявление общества без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт их излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.
Расценив данное решение таможни как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 4 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств.
На основании пункта 4 части 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.
В соответствии с частью 8 статьи 122, частью 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств судами обеих инстанций установлено, что таможенный орган располагал всей необходимой информацией при установлении личности заявителя: товар, ввозимый обществом по спорной ДТ N 9005 оформлен таможенным органом без замечаний по полноте сведений, необходимых таможенному органу для принятия декларации на товары, и выпущен в свободное обращение. В заявлении о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 11.06.2013 общество пояснило, что документы согласно пункту 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ ранее представлялись таможенному органу с указанием даты передачи документов и номеров ДТ 10716080/070311/0001816, 10716080/271011/0009080, а также указало на отсутствие в них изменений. Данный факт не нашел отражения в оспариваемом решении таможенного органа и им не опровергнут.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для оставления заявления общества без рассмотрения.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Судами обеих инстанций установлено, что обществом в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами представлены все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, в то время как таможней не представлены доказательства, препятствующие применению декларантом основного метода таможенной оценки.
При этом суды, руководствуясь положениями статей 64, 65, 68 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 2, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", пришли к правильному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости и, соответственно, доначисления таможенных платежей, подлежащих уплате.
Неправомерная корректировка таможенной стоимости повлекла за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в сумме 210 688,45 руб., которые являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Закона N 311-ФЗ.
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей подтвержден материалами дела, и обществом не пропущен установленный вышеуказанной нормой права трехлетний срок, арбитражный суд правомерно признал незаконным отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ 9005.
Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 АПК РФ они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 06.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А51-20057/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 05.03.2014 N Ф03-447/2014 ПО ДЕЛУ N А51-20057/2013
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N Ф03-447/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Сварог" - представитель не явился;
- от ответчика: Уссурийской таможни - Поросова О.А., представитель по доверенности от 31.12.2013 N 26238;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уссурийской таможни
на решение от 06.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013
по делу N А51-20057/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Бойко Ю.К., в суде апелляционной инстанции судьи: Еремеева О.Ю., Гуцалюк С.В., Номоконова Е.Н.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сварог"
к Уссурийской таможне
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Сварог" (ОГРН 1092538004030, место нахождения: 690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, 47; далее - ООО "Сварог", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным решения Уссурийской таможни (ОГРН 1022500869533, место нахождения: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, 103; далее - таможня, таможенный орган) от 14.06.2013 N 16-42/11223 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10716080/251011/0009005 (далее - ДТ N 9005).
Решением суда от 06.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит их отменить, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель жалобы считает ошибочными выводы судов о соблюдении обществом порядка возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств ввиду отсутствия при обращении с соответствующим заявлением образца подписи подписавшего его лица. В судебном заседании представитель таможни поддержала заявленные требования.
ООО "Сварог" отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав представителя таможенного органа, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 АПК РФ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, во исполнение условий внешнеторгового контракта от 08.04.2010 N HLSF-1081, заключенного с фирмой "Suifenhe Shengyuan Import and Export Co., Ltd", в октябре 2011 года на таможенную территорию Российской Федерации в адрес общества ввезен товар, в целях таможенного оформления которого в таможню подана ДТ N 9005, при этом таможенная стоимость определена по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
По результатам изучения представленных обществом при таможенном оформлении товара документов таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 9005 и доначислил таможенные платежи на сумму 210 688,45 руб.
Полагая произведенную таможней корректировку таможенной стоимости товара по спорной ДТ незаконной, общество 11.06.2013 обратилось в таможню с заявлением о возврате денежных средств в указанной выше сумме.
Заявление подписано уполномоченным лицом - генеральным директором общества Горбуновым В.В. с расшифровкой подписи и заверением печатью. Таможенный орган данное обстоятельство не оспаривает.
Решением, оформленным в письме от 14.06.2013 N 16-42/11223, таможенный орган оставил заявление общества без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт их излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.
Расценив данное решение таможни как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 4 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств.
На основании пункта 4 части 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.
В соответствии с частью 8 статьи 122, частью 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств судами обеих инстанций установлено, что таможенный орган располагал всей необходимой информацией при установлении личности заявителя: товар, ввозимый обществом по спорной ДТ N 9005 оформлен таможенным органом без замечаний по полноте сведений, необходимых таможенному органу для принятия декларации на товары, и выпущен в свободное обращение. В заявлении о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 11.06.2013 общество пояснило, что документы согласно пункту 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ ранее представлялись таможенному органу с указанием даты передачи документов и номеров ДТ 10716080/070311/0001816, 10716080/271011/0009080, а также указало на отсутствие в них изменений. Данный факт не нашел отражения в оспариваемом решении таможенного органа и им не опровергнут.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для оставления заявления общества без рассмотрения.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Судами обеих инстанций установлено, что обществом в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами представлены все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, в то время как таможней не представлены доказательства, препятствующие применению декларантом основного метода таможенной оценки.
При этом суды, руководствуясь положениями статей 64, 65, 68 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 2, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", пришли к правильному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости и, соответственно, доначисления таможенных платежей, подлежащих уплате.
Неправомерная корректировка таможенной стоимости повлекла за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в сумме 210 688,45 руб., которые являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Закона N 311-ФЗ.
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей подтвержден материалами дела, и обществом не пропущен установленный вышеуказанной нормой права трехлетний срок, арбитражный суд правомерно признал незаконным отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ 9005.
Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 АПК РФ они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 06.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А51-20057/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)