Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2015 N 09АП-27892/2015 ПО ДЕЛУ N А40-38060/15

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2015 г. N 09АП-27892/2015

Дело N А40-38060/15

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2015 по делу N А40-38060/2015 судьи Кузнецовой С.А. (106-275)
по заявлению ЗАО "Оджи Инжиниринг" (ОГРН 1127747250091, 121087, г. Москва, Береговой проезд, д. 7, корп. 1, оф. 1)
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения
при участии:
- от заявителя: Волков Е.Г. по дов. от 12.03.2015; Егоров Н.О. по дов. от 12.01.2015;
- от ответчика: Волкова Е.И. по дов. от 13.12.2015;

- установил:

ЗАО "Оджи инжиниринг" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее - Таможня, ответчик) от 05.12.2014 по классификации товара по ТН ВЭД ТС. В обоснование заявленных требований заявитель указал на необоснованность включения Таможней ввезенного Обществом товара - регуляторов давления для предприятий нефтегазовой промышленности, не военного назначения, по коду ТН ВЭД 8481 80 599 0.
Решением от 20.05.2015 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом требования, признал незаконным решение Московской областной таможни о классификации товара ТН ВЭД ТС регистрационный N РКТ-10130000-14/000613 от 05.12.2014. Обязал Таможню устранить нарушения права и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Не согласившись с решением суда, Таможня подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать ЗАО "Оджи инжиниринг" в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Московская областная таможня указывает на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, что привело, по мнению Таможни, к принятию неправомерного судебного акта. В частности, судом не было учтено, что спорный товар напрямую давление не регулирует, так как не содержит каких-либо реагирующих на давление элементов (диафрагма, сильфон, мембрана, датчик и т.д.). Таким образом, ввезенный Обществом товар является "регулирующим клеточным клапаном" согласно п. 5.44 ГОСТа 52720-2007, принятого и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.04.2007 N 61-ст. Такой вывод следует из информации, находящейся на сайте официального производителя ввезенных клапанов - компании "VALVITALIA". Суд необоснованно оценил данную информацию как неотносимое и недопустимое доказательство. Выводы суда об отсутствии надлежащих доказательств законности решения Таможни в виде экспертного заключения противоречат АПК РФ. В силу части 1 статьи 64 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценивается судом в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными относимыми и допустимыми доказательствами по делу. По мнению Таможни, доказательства, представленные в суд, свидетельствуют о правомерности обжалуемого решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
ЗАО "Оджи инжиниринг" в отзыве на апелляционную жалобу выразило свое несогласие с доводами жалобы, указав, что апелляционная жалоба не содержит конкретных доводов и доказательств наличия оснований для отмены решения суда. Довод ответчика о том, что ввезенный Обществом товар не может выполнять функцию регулирования давления, несостоятелен. Из технического описания товара следует, что ввезенный товар (регулирующий клапан) предназначен для регулирования давления среды, а также контроля расхода среды путем регулирования давления. Регулирование давления происходит за счет привода AUMA SAREхC07.6 с блоком управления, в комплекте с ручным дублером, электронными датчиками, конечными выключателями, кабельными вводами. Представленные Таможней распечатки из сети Интернет обоснованно отклонены судом. Кроме того, у компании "VALVITALIA" не имеется официальных представителей на территории РФ. Ввезенный истцом товар был поставлен на объект ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть". В качестве назначения товара указано: регулирование давления в трубопроводе нефти на НПС "Комсомольская". Таким образом, по мнению заявителя, Таможня не доказала необходимость классификации ввезенного Обществом товара по коду 8481 80 599 0 и невозможность его классификации по коду 8481 80 591 0 "Арматура прочая, прочая, арматура регулирующая прочая: регуляторы давления".
В судебном заседании представитель Таможни в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
Представители Общества в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая их необоснованными, просили решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав позиции сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Оджи инжиниринг" на территорию Российской Федерации через Истринский таможенный пост ввезен товар - клапан регулирующий, в комплекте с электроприводом с блоком управления, с ответными фланцами, прокладками, крепежными элементами; уплотнительное кольцо для клапана регулирующего, на общую сумму 35661,00 Евро.
В поданной ТД указанный товар был задекларирован под кодом ТН ВЭД 8481 80 591 0 - регуляторы давления для предприятий нефтегазовой промышленности, не военного назначения, ТН ВЭД 4016 93 000 5: прокладки, шайбы и уплотнители, не военного назначения: служит для предотвращения утечки рабочей среды из штока клапана.
Московской областной таможней 05.12.2014 принято решение о классификации товара - клапан регулирующий с электроприводом и блоком управления, по коду ТН ВЭД 8481 80 599 0. В обоснование принятого решения Московская областная таможня указала на то, что принцип действия регулирующего клапана основан на изменении проходного сечения клапана (плунжером с помощью электропривода), что приводит к изменениям расхода среды через клапан. Данный клапан не предназначен для прямого регулирования давления; изменение давления происходит только за счет изменения скорости протекания среды через регулируемое сечение клапана (закон Бернулли) рабочая среда: вода, нефть (т. 1 л.д. 28).
В связи с данным решением ЗАО "Оджи инжиниринг" уплатило таможенную пошлину в размере 226851,83 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (п. 2 ст. 52 ТК ТС).
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со ст. 9 ТК ТС (п. 3 ст. 52 ТК ТС).
В силу ст. 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона N 311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем (ч. 2 ст. 106 Закона N 311-ФЗ).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД).
Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями 2 - 6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 2(а) ОПИ ТН ВЭД ТС в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
К товарной группе 8481 относятся краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны.
В данную товарную позицию включаются краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура, применяемая для установки снаружи или изнутри на трубопроводах, цистернах, баках и т.п. с целью регулирования потока (при наполнении, опорожнении и т.д.) различных текучих сред (жидких, вязкотекучих или газообразных) или в определенных случаях твердых частиц (например, песка). В данную товарную позицию включаются такие устройства, которые предназначены для регулирования давления или скорости потока жидкости или газа.
Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации к подсубпозиции 848180 относится "арматура прочая" к подсубпозиции 8481 80 591 0 относятся регуляторы давления, к товарной подсубпозиции 8481 80 599 0 относятся "прочие".
Как следует из материалов дела заявителем при таможенном оформлении товара ввезенный товар был задекларирован в товарной подсубпозиции 8481 80 591 0 "Арматура прочая, прочая, арматура регулирующая прочая: регуляторы давления".
Согласно материалам дела, в составе комплекта документов, направленных заявителем таможенному органу в подтверждение заявленного кода ТН ВЭД, представлено Техническое описание регулирующего клапана (клапана давления), в котором указано, что регулирующие клапаны предназначены для регулирования давления среды, а также контроля расхода среды путем регулирования давления.
Согласно Техническому описанию товара, регуляторы давления - один из конструктивных видов регулирующей трубопроводной арматуры. Это наиболее часто применяющийся тип регулирующей арматуры как для непрерывного (аналогового), так и для дискретного регулирования расхода и давления.
Регулирование давления происходит за счет закона Бернулли, при этом увеличивается скорость потока среды, а давление в трубе падает. Управление клапаном осуществляется с помощью электропривода (т. 1 л.д. 29).
Согласно Принципам действия регулирующего клапана, указанным в Техническом описании (т. 1 л.д. 29), а также оспариваемому решению таможенного органа (т. 1 л.д. 28), изменение давления происходит к за счет изменения скорости протекания среды через регулируемое сечение клапана (закон Бернулли).
Из закона Бернулли следует, что при уменьшении сечения потока, из-за возрастания скорости, то есть динамического давления, статическое давление падает. Явление понижения давления при увеличении скорости потока лежит в основе работы различного рода расходомеров, а последовательное применение закона Бернулли привело к появлению технической гидромеханической дисциплины - гидравлики.
Регулирующий клапан - узел, который входит в гидросистему практически любого трубопровода. Это наиболее часто применяющийся тип регулирующей арматуры как для непрерывного (аналогового), так и для дискретного регулирования расхода и давления. Данный процесс осуществляется за счет изменения расхода среды проходного сечения.
Таким образом, регулирующие клапаны используются для регулирования давления и расхода передаваемой среды, в связи с чем, указание в оспариваемом решении таможенным органом на то, что ввезенный обществом клапан не предназначен для прямого регулирования давления, противоречит материалам дела.
Кроме того, согласно Товарной позиции 8481 80 5910 "Арматура прочая, прочая, арматура регулирующая прочая: регуляторы давления" следует, что в нее подлежат включению регуляторы давления, независимо от способа такого регулирования. Отсутствует такое указание и в описании к товарной субпозиции.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции установлено, что указанная обязанность Московской областной таможней в ходе рассмотрения дела не выполнена. Таможенным органом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено каких-либо доказательств того, что ввезенный Обществом товар не может быть отнесен к регуляторам давления.
Не было представлено таких доказательств ответчиком и при рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Ссылки Таможни на ГОСТ Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения", принятый и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 11 апреля 2007 г. N 61-ст, суд признает не состоятельными, так как положения указанного ГОСТа не содержат выводов о том, что регулятором давления может быть названа только такая арматура трубопроводная, которая имеет в составе диафрагму, сильфон, мембрану, датчик и т.д.
Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда не содержит выводов о том, что решение Таможни является незаконным, так как в материалах дела отсутствует экспертное заключение.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по делу в их совокупности с учетом соблюдения принципов относимости и допустимости, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Таможня в нарушение процессуальной обязанности, установленной ст. 200 АПК РФ, применяя правила 1 и 6 ОПИ не доказала необходимость классификации ввезенного Обществом товара по коду 8481 80 599 0 "клапаны и арматура прочая, регулирующая, прочая".
При изложенных обстоятельствах решение Московской областной таможни о классификации товара ТН ВЭД ТС регистрационный N РКТ-10130000-14/000613 от 05.12.2014 обоснованно признано недействительным, не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке части 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2015 по делу N А40-38060/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)