Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2015 N Ф06-25511/2015 ПО ДЕЛУ N А06-4636/2014

Требование: 1) О признании незаконным бездействия таможенного органа; 2) Об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: По мнению общества, бездействие таможенного органа, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2015 г. N Ф06-25511/2015

Дело N А06-4636/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Луговской Н.В.)
по делу N А06-4636/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саханд" (ИНН 3016057495, ОГРН 1083016002057) к Астраханской таможне о признании незаконными бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10311020/050511/0002054; обязании устранить допущенные нарушения прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 208 948 рублей 16 копеек,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Саханд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным бездействия Астраханской таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10311020/050511/0002054, об обязании в рамках части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 208 948 рублей 16 копеек по вышеуказанной декларации на товары.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 бездействие таможенного органа, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10311020/050511/0002054 признано незаконным, в удовлетворении требования общества об обязании Астраханской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 208 948 рублей 16 копеек отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, между заявителем (покупатель) и компанией SAHAND JAME TARBIZ СО (продавец, Иран) был заключен контракт от 18.03.2009 N 1, по условиям пунктов 1.1 и 1.2 которого продавец продает на условиях CFR-Астрахань, согласно Инкотермс 2000, а покупатель покупает товар по ценам, количеству и ассортименту, указанных в приложении к контракту. Покупатель по поручению продавца может производить закуп продукции для бартерного обмена за полученные товары от продавца, обязательная предоплата товара контрактом не предусмотрена.
В целях таможенного оформления ввезенного товара общество представило декларацию на товары N 10311020/050511/0002054, в которой указало наименование товара: товар N 1 - стекло листовое, прокатное, фигурное, рифленое, неармированное, неполированное, нешлифованное, неподверженное дополнительной обработке, без поглощающего, отражающего и не отражающего слоя, окрашенное в массе в бронзовый цвет.
Таможенная стоимость товара определена и заявлена декларантом с использованием метода по стоимости сделки с ввозимым товаром.
В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости обществом представлен следующий пакет документов: контракт от 18.03.2009 N 1 с дополнением, коносамент N 90-73, инвойс от 17.04.2011 N 90/2848.
Таможенный орган, исходя из имеющейся у него ценовой информации посчитал, что таможенная стоимость не подтверждена документально, в связи с чем принял решение от 05.05.2011 о корректировки таможенной стоимости товаров и доначислении 208 948 рублей 16 копеек таможенных платежей, которые уплачены обществом.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 28.04.2014 N 1 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по указанной декларации на товары.
Астраханская таможня письмом от 07.05.2014 N 15-51/7591 оставила названное заявление без рассмотрения, указав на то, что в нарушение статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) заявителем не представлен документ, подтверждающий излишнюю уплату или взыскание таможенных платежей.
Полагая, что бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, является незаконным, нарушает его законные интересы и права, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, регламентирован Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.2010 (далее - Соглашение).
Частями 1, 2 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536, и в Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза" (далее - Постановление N 96), выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе перечисленных в пункте 11 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376, не является основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления N 96 отмечено, что непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Судебная коллегия считает обоснованными выводы судов о том, что заявителем в таможенный орган были представлены документы, предусмотренные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Таможенный орган документально не обосновал невозможность получения им соответствующей информации в целях соблюдения последовательности применения методов определения таможенной стоимости. Кроме того, таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки. Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение заявителем установленного частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ трехлетнего срока на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Астраханской таможни оснований для оставления заявления общества без рассмотрения и правомерно удовлетворили заявленные требования о признании незаконным оспариваемого бездействия таможенного органа.
При этом, как правомерно указано судами, заявителем пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием об обязании таможню возвратить ему излишне уплаченные таможенные платежи.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А06-4636/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Астраханской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)