Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.12.2014 по делу N А32-35910/2014, принятое судьи Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - ООО "Фрутини", общество, заявитель) обратилось с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 03.09.2014 года N 20.4-04/21594 об оставлении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, уплаченных по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10309180/030214/0000165, и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общей сумме 2 341 911,86 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости. Таможня документально не обосновала невозможность применения 1 метода определения таможенной стоимости.
Не согласившись с принятым решением, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара имеет низкий ценовой уровень, дополнительно запрошенные документы декларантом не представлены. Декларантом самостоятельно выражено согласие на корректировку таможенной стоимости и внесено обеспечение уплаты таможенных платежей согласно расчетам таможенного органа.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В рамках контракта от 12.11.2013 N 17, заключенного между ООО "Фрутини" и фирмой "STAR TARIM URUNLERI NAK. VE TIC. LTD. STI" (Турция), в 2014 году на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз плодоовощной продукции, страна происхождения Турция. Доставка товаров осуществлялась из Турции на условиях поставки CFR Новороссийск (в соответствии с Инкотермс 2000).
Спорная поставка товаров оформлена 03.02.2014 по ДТ N 10309180/030214/0000165.
При определении таможенной стоимости товаров обществом применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10309180/030214/0000165 декларант представил таможенному органу необходимые документы согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами (том 1, л.д. 111-112), в том числе контракт купли-продажи от 12.11.2013 N 17 (том 1, л.д. 24-25), инвойс N 16606 от 30.01.2014 на сумму 555 530 долларов США (том 1, л.д. 108), коносамент от 31.01.2014 (том 1, л.д. 110), упаковочный лист к контракту и инвойсу (том 1, л.д. 109) и иные документы, необходимые для таможенного оформления товара.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не принята таможенным органом, в связи с чем, принято решение о проведении дополнительной проверки от 03.02.2014 в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации (том 1, л.д. 132-133).
Краснодарской таможней в адрес общества направлено решение о проведении дополнительной проверки с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, а именно: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправителя (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод, пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров, бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта), ведомость банковского контроля.
Заявитель не предоставил дополнительно запрошенные документы.
Таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 05.02.2014 по ДТ N 10309180/030214/0000165 согласно информации из ИАС "Мониторинг анализ", имеющейся в распоряжении таможенного органа, с указанием на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены, так как не предоставлены дополнительно запрошенные документы (том 1, л.д. 143-145).
В соответствии с п. 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" в случае принятия таможенным органом в процессе таможенного оформления решения о корректировке таможенной стоимости, у декларанта возникает обязанность откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке. При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 ТК ТС. Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (пункт 2 статьи 68 ТК ТС).
В связи с возникшей обязанностью откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке, установленной п. 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также с целью ускорения завершения таможенного оформления товаров (скоропортящаяся плодоовощная продукция) и исключения увеличения дополнительных расходов по хранению товара, заявитель, в соответствии с решением и расчетами таможенного органа, откорректировал таможенную стоимость товара по 6 методу определения таможенной стоимости (резервный).
В результате корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10309180/030214/0000165 Краснодарской таможней взысканы доначисленные таможенные пошлины и налоги.
Считая незаконной корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным ДТ, ООО "Фрутини" в соответствии со ст. ст. 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 2 341 910 рублей 00 копеек (том 1, л.д. 41-42).
Краснодарской таможней заявление оставлено без рассмотрения, о чем ООО "Фрутини" извещено письмом от 03.09.2014 года N 20.4-04/22082.
В качестве основания для оставления заявления без рассмотрения таможня указала на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.
Отказ таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/030214/0000165 в размере 2 341 910 рублей 00 копеек, изложенный в письме от 03.09.2014 года N 20.4-04/21594, явился основанием для обращения заявителя с настоящими требованиями.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Из материалов дела усматривается, что заявление ООО "Фрутини" о возврате таможенных платежей было оставлено без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
По мнению таможенного органа, факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суд первой инстанции исследовал законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как следует из материалов дела, для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10309180/030214/0000165 декларант представил таможенному органу необходимые документы согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами (том 1, л.д. 111-112), в том числе контракт купли-продажи от 12.11.2013 N 17 (том 1, л.д. 24-25), инвойс N 16606 от 30.01.2014 на сумму 555 530 долларов США (том 1, л.д. 108), коносамент от 31.01.2014 (том 1, л.д. 110), упаковочный лист к контракту и инвойсу (том 1, л.д. 109) и иные документы, необходимые для таможенного оформления товара.
Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к спорной ДТ, судом не выявлено.
Наименование, количество, а также цена поставляемого товара, в том числе условия его поставки определены и согласованы сторонами в полном объеме в представленных при таможенном оформлении документах, являются достаточным и достоверным подтверждением заявленной таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Факт оплаты товара в соответствии со стоимостью, указанной в графе 22 спорной декларации на товары, подтверждается ведомостью банковского контроля (том 1, л.д. 102-106).
Довод о том, что декларантом не представлены дополнительно запрошенные документы, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Установленный Порядком декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" перечень документов, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом участникам внешнеэкономической деятельности предоставлена возможность, но не обязанность представления иных документов в дополнение к тем, которые прямо перечислены в Порядке как обязательные.
Вышеуказанным перечнем документов не предусмотрена обязанность общества предоставлять в таможенный орган дополнительно запрошенные экспортную декларацию страны отправления, прайс-лист производителя.
Кроме того, экспортная декларация, прайс-лист, инвойс являются документами, оформляемыми продавцом, то есть иностранным контрагентом общества, и ответственность за ненадлежащее оформление или непредставление данных документов не может быть переложена на декларанта.
Заявителем суду первой инстанции даны пояснения о том, что ввиду того, что отгрузка товара продавцом, погрузка его на судно, доставка товара в порт Новороссийск была осуществлена в течение одного-двух дней (скоропортящаяся продукция), продавец не имел возможности предоставить экспортные декларации, оформленные должным образом. Экспортные декларации предоставляются продавцом покупателю через значительное время после таможенного оформления товара.
При этом судом установлено, что корректировка таможенной стоимости товаров произведена на основании расчетов таможенного органа неверно, поскольку осуществлялась на основе товаров, количество, сортность, фирма изготовитель, коммерческие условия которых не сопоставимы с количеством, сортностью, фирмой изготовителем, коммерческими условиями товаров, поставляемых в адрес общества.
С учетом изложенного, Краснодарская таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара на основании метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Довод Краснодарской таможни о том, что общество добровольно определило таможенную стоимость по другому методу и выразило согласие с корректировкой таможенной стоимости, не принимается судом, поскольку факт самостоятельной корректировки обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировки таможенной стоимости и права требования возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Кроме того, необходимо учитывать, что в случае отказа декларанта откорректировать таможенную стоимость, таможенный орган отказывает в выпуске товара, в связи с чем согласие на корректировку осуществляется в целях выпуска товаров в свободное обращение.
Поскольку корректировка таможенной стоимости была осуществлена Краснодарской таможней без достаточных на то оснований, судом правомерно и обоснованно установлено, что отказ Краснодарской таможни возвратить излишне взысканные денежные средства неправомерен, таможенные платежи, уплаченные обществом, подлежат возврату заявителю как излишне взысканные.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при проверке правильности расчета суммы, подлежащей возврату обществу, установил, что общая сумма излишне взысканных таможенных платежей, доначисленных обществу в результате корректировки таможенной стоимости, составляет 2 341 910 рублей 00 копеек, что подтверждается, в том числе, заявлением общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (том 1, л.д. 41-42).
Однако в заявлении, адресованном суду первой инстанции, общество просило признать незаконным бездействие по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 2 341 911 руб. 86 копеек и обязать таможенный орган возвратить указанную сумму (том 1, л.д. 3-7).
Разница между суммами, излишне уплаченной в бюджет в связи с корректировкой таможенной стоимости, и заявленной ко взысканию декларантом в суд, составила 1 рубль 86 копеек.
До окончания рассмотрения спора по существу судом апелляционной инстанцией от общества поступило письменное ходатайство об отказе от заявленных требований в части 1 рубля 86 копеек.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Учитывая, что отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, подписан уполномоченным на отказ от исковых требований представителем Евстигнеевой Е.Е. по доверенности от 20.11.2014, суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ от иска в части взыскания 1 рубля 86 копеек, в соответствующей части признания незаконным отказа в возврате таможенных платежей и обязания возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 рубля 86 копеек производство по делу надлежит прекратить.
В остальной части оспаривания отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 341 910 рублей 00 копеек и обязания таможенного органа возвратить ООО "Фрутини" излишне взысканные таможенные платежи в сумме 2 341 910 рублей 00 копеек решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь частями 2, 5 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" от заявления в части признания незаконным отказа Краснодарской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/030214/0000165 в размере 1 рубля 86 копеек и обязания Краснодарской таможни возвратить излишне взысканные таможенные платежи в размере 1 рубля 86 копеек.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 по делу N А32-35910/2014 в части признания незаконным отказа Краснодарской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/030214/0000165 в размере 1 рубля 86 копеек и обязания Краснодарской таможни возвратить излишне взысканные таможенные платежи в размере 1 рубля 86 копеек отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснодарской таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2015 N 15АП-3571/2015 ПО ДЕЛУ N А32-35910/2014
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. N 15АП-3571/2015
Дело N А32-35910/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.12.2014 по делу N А32-35910/2014, принятое судьи Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - ООО "Фрутини", общество, заявитель) обратилось с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 03.09.2014 года N 20.4-04/21594 об оставлении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, уплаченных по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10309180/030214/0000165, и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общей сумме 2 341 911,86 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости. Таможня документально не обосновала невозможность применения 1 метода определения таможенной стоимости.
Не согласившись с принятым решением, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара имеет низкий ценовой уровень, дополнительно запрошенные документы декларантом не представлены. Декларантом самостоятельно выражено согласие на корректировку таможенной стоимости и внесено обеспечение уплаты таможенных платежей согласно расчетам таможенного органа.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В рамках контракта от 12.11.2013 N 17, заключенного между ООО "Фрутини" и фирмой "STAR TARIM URUNLERI NAK. VE TIC. LTD. STI" (Турция), в 2014 году на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз плодоовощной продукции, страна происхождения Турция. Доставка товаров осуществлялась из Турции на условиях поставки CFR Новороссийск (в соответствии с Инкотермс 2000).
Спорная поставка товаров оформлена 03.02.2014 по ДТ N 10309180/030214/0000165.
При определении таможенной стоимости товаров обществом применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10309180/030214/0000165 декларант представил таможенному органу необходимые документы согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами (том 1, л.д. 111-112), в том числе контракт купли-продажи от 12.11.2013 N 17 (том 1, л.д. 24-25), инвойс N 16606 от 30.01.2014 на сумму 555 530 долларов США (том 1, л.д. 108), коносамент от 31.01.2014 (том 1, л.д. 110), упаковочный лист к контракту и инвойсу (том 1, л.д. 109) и иные документы, необходимые для таможенного оформления товара.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не принята таможенным органом, в связи с чем, принято решение о проведении дополнительной проверки от 03.02.2014 в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации (том 1, л.д. 132-133).
Краснодарской таможней в адрес общества направлено решение о проведении дополнительной проверки с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, а именно: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправителя (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод, пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров, бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта), ведомость банковского контроля.
Заявитель не предоставил дополнительно запрошенные документы.
Таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 05.02.2014 по ДТ N 10309180/030214/0000165 согласно информации из ИАС "Мониторинг анализ", имеющейся в распоряжении таможенного органа, с указанием на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены, так как не предоставлены дополнительно запрошенные документы (том 1, л.д. 143-145).
В соответствии с п. 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" в случае принятия таможенным органом в процессе таможенного оформления решения о корректировке таможенной стоимости, у декларанта возникает обязанность откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке. При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 ТК ТС. Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (пункт 2 статьи 68 ТК ТС).
В связи с возникшей обязанностью откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке, установленной п. 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также с целью ускорения завершения таможенного оформления товаров (скоропортящаяся плодоовощная продукция) и исключения увеличения дополнительных расходов по хранению товара, заявитель, в соответствии с решением и расчетами таможенного органа, откорректировал таможенную стоимость товара по 6 методу определения таможенной стоимости (резервный).
В результате корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10309180/030214/0000165 Краснодарской таможней взысканы доначисленные таможенные пошлины и налоги.
Считая незаконной корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным ДТ, ООО "Фрутини" в соответствии со ст. ст. 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 2 341 910 рублей 00 копеек (том 1, л.д. 41-42).
Краснодарской таможней заявление оставлено без рассмотрения, о чем ООО "Фрутини" извещено письмом от 03.09.2014 года N 20.4-04/22082.
В качестве основания для оставления заявления без рассмотрения таможня указала на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.
Отказ таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/030214/0000165 в размере 2 341 910 рублей 00 копеек, изложенный в письме от 03.09.2014 года N 20.4-04/21594, явился основанием для обращения заявителя с настоящими требованиями.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Из материалов дела усматривается, что заявление ООО "Фрутини" о возврате таможенных платежей было оставлено без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
По мнению таможенного органа, факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суд первой инстанции исследовал законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как следует из материалов дела, для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10309180/030214/0000165 декларант представил таможенному органу необходимые документы согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами (том 1, л.д. 111-112), в том числе контракт купли-продажи от 12.11.2013 N 17 (том 1, л.д. 24-25), инвойс N 16606 от 30.01.2014 на сумму 555 530 долларов США (том 1, л.д. 108), коносамент от 31.01.2014 (том 1, л.д. 110), упаковочный лист к контракту и инвойсу (том 1, л.д. 109) и иные документы, необходимые для таможенного оформления товара.
Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к спорной ДТ, судом не выявлено.
Наименование, количество, а также цена поставляемого товара, в том числе условия его поставки определены и согласованы сторонами в полном объеме в представленных при таможенном оформлении документах, являются достаточным и достоверным подтверждением заявленной таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Факт оплаты товара в соответствии со стоимостью, указанной в графе 22 спорной декларации на товары, подтверждается ведомостью банковского контроля (том 1, л.д. 102-106).
Довод о том, что декларантом не представлены дополнительно запрошенные документы, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Установленный Порядком декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" перечень документов, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом участникам внешнеэкономической деятельности предоставлена возможность, но не обязанность представления иных документов в дополнение к тем, которые прямо перечислены в Порядке как обязательные.
Вышеуказанным перечнем документов не предусмотрена обязанность общества предоставлять в таможенный орган дополнительно запрошенные экспортную декларацию страны отправления, прайс-лист производителя.
Кроме того, экспортная декларация, прайс-лист, инвойс являются документами, оформляемыми продавцом, то есть иностранным контрагентом общества, и ответственность за ненадлежащее оформление или непредставление данных документов не может быть переложена на декларанта.
Заявителем суду первой инстанции даны пояснения о том, что ввиду того, что отгрузка товара продавцом, погрузка его на судно, доставка товара в порт Новороссийск была осуществлена в течение одного-двух дней (скоропортящаяся продукция), продавец не имел возможности предоставить экспортные декларации, оформленные должным образом. Экспортные декларации предоставляются продавцом покупателю через значительное время после таможенного оформления товара.
При этом судом установлено, что корректировка таможенной стоимости товаров произведена на основании расчетов таможенного органа неверно, поскольку осуществлялась на основе товаров, количество, сортность, фирма изготовитель, коммерческие условия которых не сопоставимы с количеством, сортностью, фирмой изготовителем, коммерческими условиями товаров, поставляемых в адрес общества.
С учетом изложенного, Краснодарская таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара на основании метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Довод Краснодарской таможни о том, что общество добровольно определило таможенную стоимость по другому методу и выразило согласие с корректировкой таможенной стоимости, не принимается судом, поскольку факт самостоятельной корректировки обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировки таможенной стоимости и права требования возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Кроме того, необходимо учитывать, что в случае отказа декларанта откорректировать таможенную стоимость, таможенный орган отказывает в выпуске товара, в связи с чем согласие на корректировку осуществляется в целях выпуска товаров в свободное обращение.
Поскольку корректировка таможенной стоимости была осуществлена Краснодарской таможней без достаточных на то оснований, судом правомерно и обоснованно установлено, что отказ Краснодарской таможни возвратить излишне взысканные денежные средства неправомерен, таможенные платежи, уплаченные обществом, подлежат возврату заявителю как излишне взысканные.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при проверке правильности расчета суммы, подлежащей возврату обществу, установил, что общая сумма излишне взысканных таможенных платежей, доначисленных обществу в результате корректировки таможенной стоимости, составляет 2 341 910 рублей 00 копеек, что подтверждается, в том числе, заявлением общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (том 1, л.д. 41-42).
Однако в заявлении, адресованном суду первой инстанции, общество просило признать незаконным бездействие по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 2 341 911 руб. 86 копеек и обязать таможенный орган возвратить указанную сумму (том 1, л.д. 3-7).
Разница между суммами, излишне уплаченной в бюджет в связи с корректировкой таможенной стоимости, и заявленной ко взысканию декларантом в суд, составила 1 рубль 86 копеек.
До окончания рассмотрения спора по существу судом апелляционной инстанцией от общества поступило письменное ходатайство об отказе от заявленных требований в части 1 рубля 86 копеек.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Учитывая, что отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, подписан уполномоченным на отказ от исковых требований представителем Евстигнеевой Е.Е. по доверенности от 20.11.2014, суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ от иска в части взыскания 1 рубля 86 копеек, в соответствующей части признания незаконным отказа в возврате таможенных платежей и обязания возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 рубля 86 копеек производство по делу надлежит прекратить.
В остальной части оспаривания отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 341 910 рублей 00 копеек и обязания таможенного органа возвратить ООО "Фрутини" излишне взысканные таможенные платежи в сумме 2 341 910 рублей 00 копеек решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь частями 2, 5 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" от заявления в части признания незаконным отказа Краснодарской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/030214/0000165 в размере 1 рубля 86 копеек и обязания Краснодарской таможни возвратить излишне взысканные таможенные платежи в размере 1 рубля 86 копеек.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 по делу N А32-35910/2014 в части признания незаконным отказа Краснодарской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/030214/0000165 в размере 1 рубля 86 копеек и обязания Краснодарской таможни возвратить излишне взысканные таможенные платежи в размере 1 рубля 86 копеек отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснодарской таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)