Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.07.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владимирской таможни
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014
по делу N А11-6982/2013,
принятое судьей Фиохиной Е.А.
по заявлению открытого акционерного общества "РН Холдинг" (626170, Тюменская обл., с. Уват, ул. Октябрьская, д. 60; ИНН 7225004092, ОГРН 1047200153770) о признании незаконными действий Владимирской таможни,
при участии в судебном заседании представителей:
- Владимирской таможни - Чуняевой Г.Г. по доверенности от 27.01.2014 N 05-54/20 сроком действия до 31.12.2014, Кашкина А.В. по доверенности от 25.12.2013 N 05-54/67 сроком действия до 31.12.2014;
- открытого акционерного общества "РН Холдинг" - Суругина Д.Н. по доверенности от 27.12.2013 сроком действия до 31.12.2014,
и
открытое акционерное общество "РН Холдинг" (далее - Общество, ОАО "РН Холдинг") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Владимирской таможни (далее - Владимирская таможня, таможенный орган), выразившихся в возвращении заявления Обществу о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 59 144 413 руб. 21 коп. Одновременно заявитель просил суд обязать таможенный орган возвратить ОАО "РН Холдинг" излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 59 144 413 руб. 21 коп.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014 заявленные требования удовлетворены; признаны незаконными действия Владимирской таможни, выразившихся в возвращении ОАО "ТНК-ВР Холдинг" поданного заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 59 144 413 руб. 21 коп. В целях восстановления нарушенного права суд обязал таможенный орган в течение одного месяца с даты вступления настоящего судебного акта в законную силу возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 59 144 413 руб. 21 коп. Одновременно суд взыскал с Владимирской таможни в пользу ОАО "РН Холдинг" судебные расходы в размере 202 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Владимирская таможня обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению таможенного органа, несоблюдение Обществом административной (досудебной) процедуры возврата излишне уплаченных пошлин, выразившееся в представлении неполного комплекта документов, послужило основанием для возвращения его заявления без рассмотрения по существу.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает несогласие с позицией Владимирской таможни, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Владимирской таможни и ОАО "РН Холдинг" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу определения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Установлено по делу, что в марте 2010 года ОАО "ТНК-BP Холдинг" (в настоящее время ОАО "РН-Холдинг") произвело декларирование товаров в Рязанской таможне (в настоящее время Владимирская таможня) путем подачи временных грузовых таможенных деклараций:
- N 10112030/120310/0000381, N 10112030/040310/0000341;
- N 10112030/160310/0000405, N 10112030/180310/0000424;
- N 10112030/020310/0000324, N 10112030/020310/0000328;
- N 10112030/250310/0000468, N 10112030/310310/0000525;
- N 10112030/310310/0000527, N 10112030/290310/0000503;
- N 10112030/310310/0000524, N 0112030/310310/0000528;
- на предполагаемые экспортные поставки нефтепродуктов, рассчитав сумму подлежащих уплате таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия ВГТД и исходя из ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Платежными поручениями N 8474 от 27.03.2009, N 9120 от 02.04.2009, N 9742 от 08.04.2009, N 842 от 09.04.2009, N 10134 от 14.04.2009, N 10141 от 14.04.2009, N 810 от 17.04.2009, N 11294 от 23.04.2009, N 11293 от 23.04.2009, N 11612 от 24.04.2009, N 14060 от 18.05.2009, N 27147 от 31.08.2009, N 29264 от 21.09.2009, N 30093 от 28.09.2009, N 30372 от 29.09.2009, N 30969 от 05.10.2009, N 32554 от 19.10.2009; N 33693 от 28.10.2009; N 34124 от 02.11.2009, N 35547 от 12.11.2009, N 36211 от 18.11.2009; N 36565 от 20.11.2009; N 615 от 27.11.2009; N 37734 от 27.11.2009; N 921 от 01.12.2009; N 174 от 10.12.2009; N 39914 от 16.12.2009; N 41111 от 24.12.2009; N 358 от 13.01.2010; N 677 от 20.01.2010; N 2968 от 27.01.2010; N 3507 от 29.01.2010; N 4213 от 04.02.2010; N 4836 от 10.02.2010; N 434 от 15.02.2010; N 5435 от 15.02.2010; N 6736 от 25.02.2010; N 07326 от 01.03.2010; N 8816 от 11.03.2010; N 9300 от 15.03.2010; N 11389 от 29.03.2010; N 15229 от 21.04.2010; N 17762 от 05.05.2010; N 19315 от 13.05.2010; N 556 от 02.06.2010; N 23322 от 08.06.2010; N 23746 от 10.06.2010 ОАО "РН-Холдинг" уплатило рассчитанные таможенные пошлины в размере 1 588 466 012,35 рублей.
В период с мая 2010 года по июнь 2010 года по результатам фактических экспортных поставок товаров Общество представило в таможню полные грузовые таможенные декларации:
- N 10112030/130510/0000761, N 10112030/140510/0000774;
- N 10112030/140510/0000768, N 10112030/190510/0000795;
- N 10112030/280510/0000834, N 10112030/040610/0000863;
- N 10112030/040610/0000862, N 10112030/040610/0000865;
- N 10112030/040610/0000864, N 10112030/170610/0000916;
- N 10112030/170610/0000911, N 10112030/170610/0000915.
Придя к заключению о том, что расчет суммы вывозной таможенной пошлины был неправильным, ОАО "РН-Холдинг" обратилось во Владимирскую таможню с заявлением от 19.04.2013 N 360/1604и-ТХ о возврате излишне уплаченных по полной грузовой таможенной декларации сумм таможенных пошлин в размере 59 144 413,21 рублей как разницы между фактически уплаченной суммой таможенных пошлин в размере 1 588 466 012,35 рублей и подлежащих уплате в размере 1 529 321 599,14 рублей.
Письмом от 08.05.2013 N 13-42/4769 Владимирская таможня возвратила Обществу заявление, оставив его без рассмотрения, обосновав свои действия непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин и содержащих соответствующие отметки таможенного органа о корректировке деклараций на товары.
Полагая, что такие действия таможенного органа фактически свидетельствуют об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, не соответствуют действующему таможенному законодательству и нарушают его права и законные интересы, ОАО "РН-Холдинг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 64, 65, 78, 174, 188, 191, 213, 214 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 60, 137, 138, 166, 319, 326 положениями Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и исходил из того, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).
Как установлено пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно части 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу статьи 78 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае, если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 326 Таможенного кодекса Российской Федерации, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Согласно пункту 1 статьи 166 Таможенного кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 213 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из обязательных условий для помещения товаров под таможенный режим (таможенную процедуру) экспорта выступает уплата вывозных таможенных пошлин.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
С учетом положений пункта 1 статьи 80, пункта 4 статьи 188, пунктов 1 и 3 статьи 214 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены аналогичные требования - обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации; вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации (действующего в период декларирования товаров и их перемещения через таможенную границу Российской Федерации) при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса.
Согласно статье 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение заявленного декларантом периода поставки, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом указанной декларации (пункт 5 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Там же указано, что ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах.
Согласно пункту 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
Пени в указанном случае не начисляются.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в том числе в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса.
В силу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза: помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной грузовой таможенной декларации, так и полной грузовой таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
При этом полная грузовая таможенная декларация носит уточняющий характер по отношению к ранее поданной временной грузовой таможенной декларации.
Следовательно, дата, по состоянию на которую подлежит применению курс иностранной валюты, привязана к дате подачи и принятия таможенным органом временной грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой получено разрешение на перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.
При этом подпункт 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность пересчета суммы вывозных таможенных пошлин только в случае уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (количество товара, стоимость товара), и (или) изменения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (ставка применяется на дату фактического вывоза товара).
Поскольку обменный курс валюты известен декларанту на дату подачи временной грузовой таможенной декларации, а его изменение - на дату подачи полной грузовой таможенной декларации по сравнению с датой подачи временной грузовой таможенной декларации не поименовано в пункте 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, он не подлежит уточнению при подаче полной грузовой таможенной декларации.
Таким образом, применение обменного курса ставки вывозной таможенной пошлины при использовании процедуры временного периодического декларирования положения пунктов 5, 6 статьи 138, подпункта 2 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 80, пункта 4 статьи 188, пунктов 1 и 3 статьи 214 Таможенного кодекса Таможенного союза связывают исключительно с временной грузовой таможенной декларацией.
Следовательно, в случае использования декларантом процедуры временного периодического декларирования товаров, при подаче полной грузовой таможенной декларации после фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации для целей исчисления таможенных платежей применяется курс валюты, действующий на день принятия таможенным органом временной грузовой таможенной декларации, а не полной грузовой таможенной декларации.
Таможенные пошлины, уплаченные декларантом при подаче полной грузовой таможенной декларации исходя из обменного курса валюты, действующего на дату ее подачи, являются излишне уплаченными.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что ОАО "РН Холдинг" вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин приложило пакет документов (платежные поручения об уплате таможенных платежей, временные грузовые таможенные декларации и относимые к ним полные грузовые таможенные декларации, таблица по расчету суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой таможенной декларации с указанием обменного курса валюты на даты их подачи и уплаченных таможенных пошлин по каждой из них), позволяющих установить и идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой временной грузовой таможенной декларации - полной грузовой таможенной декларации.
При таких обстоятельствах ссылку Владимирской таможни на положения части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной.
Согласно части 4 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Таможенный орган не принял во внимание представление Обществом всех необходимых сведений и документов, предусмотренных частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Обоснование Владимирской таможней своей позиции решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 является несостоятельным, поскольку порядок возврата излишне уплаченных пошлин при вывозе товаров установлен статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Кроме того, частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ не предусмотрено в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, представление корректировки декларации на товары, оформленной в соответствии с Инструкцией N 255.
Более того, положениями Федерального закона N 311-ФЗ не установлена обязанность по предварительному обращению декларанта в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
В соответствии с частью 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Следовательно, таможенный орган вправе внести изменения в таможенную декларацию, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, довзыскав их или вернув как излишне уплаченные (взысканные), приняв решение по результатам проведенного таможенного контроля, проведенного как по собственной инициативе, так и в связи с мотивированным, письменным обращением декларанта.
Таким образом, позиция Владимирской таможни о необходимости корректировки данных деклараций исключительно самим декларантом, не подтверждена правовыми нормами.
Проанализировав представленные в материалы дела документальные доказательства, оценив позиции таможенного органа и Общества, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что Владимирская таможня не располагала фактическими и правовыми основаниями для нерассмотрения по существу (фактически отказа) заявления ОАО "РН Холдинг" в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Непредставление корректировки деклараций не является основанием для отказа декларанту в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия Владимирской таможни не соответствуют положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона N 311-ФЗ и нарушают права и законные интересы ОАО "РН Холдинг" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств дела и предмета спора обоснованно возложил на таможенный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества, определив правовосстановительную меру по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Владимирской таможни признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными.
Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014 по делу N А11-6982/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, так как таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014 по делу N А11-6982/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2014 ПО ДЕЛУ N А11-6982/2013
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. по делу N А11-6982/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.07.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владимирской таможни
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014
по делу N А11-6982/2013,
принятое судьей Фиохиной Е.А.
по заявлению открытого акционерного общества "РН Холдинг" (626170, Тюменская обл., с. Уват, ул. Октябрьская, д. 60; ИНН 7225004092, ОГРН 1047200153770) о признании незаконными действий Владимирской таможни,
при участии в судебном заседании представителей:
- Владимирской таможни - Чуняевой Г.Г. по доверенности от 27.01.2014 N 05-54/20 сроком действия до 31.12.2014, Кашкина А.В. по доверенности от 25.12.2013 N 05-54/67 сроком действия до 31.12.2014;
- открытого акционерного общества "РН Холдинг" - Суругина Д.Н. по доверенности от 27.12.2013 сроком действия до 31.12.2014,
и
установил:
открытое акционерное общество "РН Холдинг" (далее - Общество, ОАО "РН Холдинг") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Владимирской таможни (далее - Владимирская таможня, таможенный орган), выразившихся в возвращении заявления Обществу о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 59 144 413 руб. 21 коп. Одновременно заявитель просил суд обязать таможенный орган возвратить ОАО "РН Холдинг" излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 59 144 413 руб. 21 коп.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014 заявленные требования удовлетворены; признаны незаконными действия Владимирской таможни, выразившихся в возвращении ОАО "ТНК-ВР Холдинг" поданного заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 59 144 413 руб. 21 коп. В целях восстановления нарушенного права суд обязал таможенный орган в течение одного месяца с даты вступления настоящего судебного акта в законную силу возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 59 144 413 руб. 21 коп. Одновременно суд взыскал с Владимирской таможни в пользу ОАО "РН Холдинг" судебные расходы в размере 202 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Владимирская таможня обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению таможенного органа, несоблюдение Обществом административной (досудебной) процедуры возврата излишне уплаченных пошлин, выразившееся в представлении неполного комплекта документов, послужило основанием для возвращения его заявления без рассмотрения по существу.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает несогласие с позицией Владимирской таможни, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Владимирской таможни и ОАО "РН Холдинг" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу определения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Установлено по делу, что в марте 2010 года ОАО "ТНК-BP Холдинг" (в настоящее время ОАО "РН-Холдинг") произвело декларирование товаров в Рязанской таможне (в настоящее время Владимирская таможня) путем подачи временных грузовых таможенных деклараций:
- N 10112030/120310/0000381, N 10112030/040310/0000341;
- N 10112030/160310/0000405, N 10112030/180310/0000424;
- N 10112030/020310/0000324, N 10112030/020310/0000328;
- N 10112030/250310/0000468, N 10112030/310310/0000525;
- N 10112030/310310/0000527, N 10112030/290310/0000503;
- N 10112030/310310/0000524, N 0112030/310310/0000528;
- на предполагаемые экспортные поставки нефтепродуктов, рассчитав сумму подлежащих уплате таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия ВГТД и исходя из ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Платежными поручениями N 8474 от 27.03.2009, N 9120 от 02.04.2009, N 9742 от 08.04.2009, N 842 от 09.04.2009, N 10134 от 14.04.2009, N 10141 от 14.04.2009, N 810 от 17.04.2009, N 11294 от 23.04.2009, N 11293 от 23.04.2009, N 11612 от 24.04.2009, N 14060 от 18.05.2009, N 27147 от 31.08.2009, N 29264 от 21.09.2009, N 30093 от 28.09.2009, N 30372 от 29.09.2009, N 30969 от 05.10.2009, N 32554 от 19.10.2009; N 33693 от 28.10.2009; N 34124 от 02.11.2009, N 35547 от 12.11.2009, N 36211 от 18.11.2009; N 36565 от 20.11.2009; N 615 от 27.11.2009; N 37734 от 27.11.2009; N 921 от 01.12.2009; N 174 от 10.12.2009; N 39914 от 16.12.2009; N 41111 от 24.12.2009; N 358 от 13.01.2010; N 677 от 20.01.2010; N 2968 от 27.01.2010; N 3507 от 29.01.2010; N 4213 от 04.02.2010; N 4836 от 10.02.2010; N 434 от 15.02.2010; N 5435 от 15.02.2010; N 6736 от 25.02.2010; N 07326 от 01.03.2010; N 8816 от 11.03.2010; N 9300 от 15.03.2010; N 11389 от 29.03.2010; N 15229 от 21.04.2010; N 17762 от 05.05.2010; N 19315 от 13.05.2010; N 556 от 02.06.2010; N 23322 от 08.06.2010; N 23746 от 10.06.2010 ОАО "РН-Холдинг" уплатило рассчитанные таможенные пошлины в размере 1 588 466 012,35 рублей.
В период с мая 2010 года по июнь 2010 года по результатам фактических экспортных поставок товаров Общество представило в таможню полные грузовые таможенные декларации:
- N 10112030/130510/0000761, N 10112030/140510/0000774;
- N 10112030/140510/0000768, N 10112030/190510/0000795;
- N 10112030/280510/0000834, N 10112030/040610/0000863;
- N 10112030/040610/0000862, N 10112030/040610/0000865;
- N 10112030/040610/0000864, N 10112030/170610/0000916;
- N 10112030/170610/0000911, N 10112030/170610/0000915.
Придя к заключению о том, что расчет суммы вывозной таможенной пошлины был неправильным, ОАО "РН-Холдинг" обратилось во Владимирскую таможню с заявлением от 19.04.2013 N 360/1604и-ТХ о возврате излишне уплаченных по полной грузовой таможенной декларации сумм таможенных пошлин в размере 59 144 413,21 рублей как разницы между фактически уплаченной суммой таможенных пошлин в размере 1 588 466 012,35 рублей и подлежащих уплате в размере 1 529 321 599,14 рублей.
Письмом от 08.05.2013 N 13-42/4769 Владимирская таможня возвратила Обществу заявление, оставив его без рассмотрения, обосновав свои действия непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин и содержащих соответствующие отметки таможенного органа о корректировке деклараций на товары.
Полагая, что такие действия таможенного органа фактически свидетельствуют об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, не соответствуют действующему таможенному законодательству и нарушают его права и законные интересы, ОАО "РН-Холдинг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 64, 65, 78, 174, 188, 191, 213, 214 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 60, 137, 138, 166, 319, 326 положениями Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и исходил из того, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).
Как установлено пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно части 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу статьи 78 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае, если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 326 Таможенного кодекса Российской Федерации, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Согласно пункту 1 статьи 166 Таможенного кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 213 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из обязательных условий для помещения товаров под таможенный режим (таможенную процедуру) экспорта выступает уплата вывозных таможенных пошлин.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
С учетом положений пункта 1 статьи 80, пункта 4 статьи 188, пунктов 1 и 3 статьи 214 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены аналогичные требования - обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации; вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации (действующего в период декларирования товаров и их перемещения через таможенную границу Российской Федерации) при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса.
Согласно статье 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение заявленного декларантом периода поставки, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом указанной декларации (пункт 5 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Там же указано, что ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах.
Согласно пункту 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
Пени в указанном случае не начисляются.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в том числе в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса.
В силу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза: помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной грузовой таможенной декларации, так и полной грузовой таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
При этом полная грузовая таможенная декларация носит уточняющий характер по отношению к ранее поданной временной грузовой таможенной декларации.
Следовательно, дата, по состоянию на которую подлежит применению курс иностранной валюты, привязана к дате подачи и принятия таможенным органом временной грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой получено разрешение на перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.
При этом подпункт 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность пересчета суммы вывозных таможенных пошлин только в случае уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (количество товара, стоимость товара), и (или) изменения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (ставка применяется на дату фактического вывоза товара).
Поскольку обменный курс валюты известен декларанту на дату подачи временной грузовой таможенной декларации, а его изменение - на дату подачи полной грузовой таможенной декларации по сравнению с датой подачи временной грузовой таможенной декларации не поименовано в пункте 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, он не подлежит уточнению при подаче полной грузовой таможенной декларации.
Таким образом, применение обменного курса ставки вывозной таможенной пошлины при использовании процедуры временного периодического декларирования положения пунктов 5, 6 статьи 138, подпункта 2 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 80, пункта 4 статьи 188, пунктов 1 и 3 статьи 214 Таможенного кодекса Таможенного союза связывают исключительно с временной грузовой таможенной декларацией.
Следовательно, в случае использования декларантом процедуры временного периодического декларирования товаров, при подаче полной грузовой таможенной декларации после фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации для целей исчисления таможенных платежей применяется курс валюты, действующий на день принятия таможенным органом временной грузовой таможенной декларации, а не полной грузовой таможенной декларации.
Таможенные пошлины, уплаченные декларантом при подаче полной грузовой таможенной декларации исходя из обменного курса валюты, действующего на дату ее подачи, являются излишне уплаченными.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что ОАО "РН Холдинг" вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин приложило пакет документов (платежные поручения об уплате таможенных платежей, временные грузовые таможенные декларации и относимые к ним полные грузовые таможенные декларации, таблица по расчету суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой таможенной декларации с указанием обменного курса валюты на даты их подачи и уплаченных таможенных пошлин по каждой из них), позволяющих установить и идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой временной грузовой таможенной декларации - полной грузовой таможенной декларации.
При таких обстоятельствах ссылку Владимирской таможни на положения части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной.
Согласно части 4 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Таможенный орган не принял во внимание представление Обществом всех необходимых сведений и документов, предусмотренных частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Обоснование Владимирской таможней своей позиции решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 является несостоятельным, поскольку порядок возврата излишне уплаченных пошлин при вывозе товаров установлен статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Кроме того, частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ не предусмотрено в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, представление корректировки декларации на товары, оформленной в соответствии с Инструкцией N 255.
Более того, положениями Федерального закона N 311-ФЗ не установлена обязанность по предварительному обращению декларанта в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
В соответствии с частью 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Следовательно, таможенный орган вправе внести изменения в таможенную декларацию, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, довзыскав их или вернув как излишне уплаченные (взысканные), приняв решение по результатам проведенного таможенного контроля, проведенного как по собственной инициативе, так и в связи с мотивированным, письменным обращением декларанта.
Таким образом, позиция Владимирской таможни о необходимости корректировки данных деклараций исключительно самим декларантом, не подтверждена правовыми нормами.
Проанализировав представленные в материалы дела документальные доказательства, оценив позиции таможенного органа и Общества, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что Владимирская таможня не располагала фактическими и правовыми основаниями для нерассмотрения по существу (фактически отказа) заявления ОАО "РН Холдинг" в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Непредставление корректировки деклараций не является основанием для отказа декларанту в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия Владимирской таможни не соответствуют положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона N 311-ФЗ и нарушают права и законные интересы ОАО "РН Холдинг" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств дела и предмета спора обоснованно возложил на таможенный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества, определив правовосстановительную меру по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Владимирской таможни признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными.
Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014 по делу N А11-6982/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, так как таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2014 по делу N А11-6982/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.РУБИС
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.РУБИС
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)