Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2015 N 17АП-2911/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-42071/2014

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. N 17АП-2911/2015-АК

Дело N А60-42071/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
- от заявителя - открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово" (ИНН 6608000446, ОГРН 1026605419202): не явились;
- от заинтересованного лица - Кольцовской таможни (ИНН 6662067576, ОГРН 1036604390998): Колясников В.В., удостоверение, доверенность от 01.01.2015;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Кольцовской таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2015 года
по делу N А60-42071/2014,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово"
к Кольцовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Кольцовской таможне (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2014 N 10508000-441/2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) к административному штрафу в размере 22 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к доказанности вменяемого состава административного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен, в отзыве на жалобу указывает на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.08.2014 открытым акционерным обществом Авиакомпания "Уральские авиалинии" на склад временного хранения (далее - СВХ) общества (свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ от 01.11.2013 N 10508/121212/10011/3) помещен товар: авиационные запасные части в количестве 5 мест, весом брутто 234 кг, по накладной ответственного хранения от 08.08.2014 N 194/14, для последующего декларирования в соответствии с заявленной таможенной процедурой реэкспорта и вывоза с таможенной территории таможенного союза.
По факту принятия товаров на временное хранение СВХ обществом 08.08.2014 сформирован документ отчета по форме ДО-1 с присвоением валового номера N 014432.
В этот же день таможня зарегистрировала документ отчета по форме ДО-1 с присвоением регистрационного номера 10508010/080814/0015544/0.
Товары, помещенные на СВХ общества по документу отчета по форме ДО-1 от 08.08.2014 N 014432, выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой реэкспорта по декларации на товары N 10508010/100814/0012100.
Названные товары выданы с СВХ общества 15.08.2014, что подтверждается подписью бортпроводника открытого акционерного общества авиакомпания "Уральские авиалинии" в грузовой ведомости от 15.08.2014.
По факту выдачи товара с СВХ составлен документ отчета формы ДО-2 от 17.08.2014 N 0015832.
Отчетность по форме ДО-2 от 17.08.2014 N 0015831, подтверждающая факт выдачи товара со склада временного хранения 15.08.2014, владельцем СВХ (обществом) представлена в таможню 17.08.2014.
Таможня зарегистрировала документ отчета формы ДО-2 17.08.2014 с присвоением ему регистрационного номера 10508010/170814/0017086/0.
Таможенный орган пришел к выводу о нарушении обществом ст. 26 Таможенного кодекса Таможенного союза, ч. 13 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также п. 32 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 (далее - Порядок представления документов), составила в отношении общества протокол от 09.09.2014 N 10508000-441/2014 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.15 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 18.09.2014 N 10508000-441/2014 общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 22 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании п.п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, обществу вменяется в вину нарушение срока представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-2.
Таможенные операции в силу п.п. 29 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
В силу ст. 26 Таможенного кодекса Таможенного Союза владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно ч. 15 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок представления таможенным органам отчетности владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли, таможенными перевозчиками определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержден Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688.
Пунктом 30 Порядка представления документов установлено, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение; ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения; ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
В соответствии с п. 32 Порядка представления документов отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2, представляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения товаров).
Таможенный орган, сославшись на п. 8 ст. 5 Таможенного кодекса Таможенного Союза, согласно которому, если в местах перемещения товаров через таможенную границу и иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни, а также на то, что для отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Кольцово (грузовой) установлен круглосуточный режим работы, работа грузового комплекса общества также организована в круглосуточном режиме, сделала вывод о том, что общество обязано было представить отчетность по форме ДО-2 16.08.2014 (в субботу), а не в иной день, поскольку таможня работает круглосуточно, товар со склада временного хранения выдан 15.08.2014.
Между тем, суд правомерно признал данный вывод ошибочным.
В силу абз. 1 п. 8 ст. 5 Таможенного кодекса Таможенного Союза в случае если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Если в местах перемещения товаров через таможенную границу и иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни (абз. 2 п. 8 ст. 5 названного Кодекса).
Под таможенными органами понимаются таможенные органы государств - членов таможенного союза (п.п. 30 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
Согласно пункту 6 статьи 5 ТК ТС, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения абз. 2 п. 8 ст. 5 Таможенного кодекса Таможенного Союза "...срок совершения таможенных операций этими таможенными органами..." распространяются только на таможенные органы.
Общество обязано представить отчетность по форме ДО-2 в период с понедельника по пятницу (по общему правилу) в зависимости от дня вывоза товара с территории СВХ.
Применительно к рассматриваемому спору общество обязано было представить отчетность по форме ДО-2 18.08.2014 (понедельник), так как товар со склада временного хранения выдан 15.08.2014 (в пятницу) (16.08.2014 - суббота, 17.08.2014 - воскресенье).
Из материалов дела следует, что отчетность по форме ДО-2 представлена обществом в таможню 17.08.2014 (представление отчетности в нерабочий день, когда работает таможенный орган, является правом, но не обязанностью общества).
Таким образом, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие в действиях заявителя событие вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие состава административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2015 года по делу N А60-42071/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кольцовской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)