Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Виноградов В.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
Председательствующего: Игошина В.Е.,
судей: Панова И.М., Анашкиной М.М.
при секретаре: Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.С. на решение Печорского районного суда Псковской области от 17 января 2014 года, которым постановлено:
"Взыскать с П.С., ... года рождения, в пользу Псковской таможни таможенные платежи в сумме ... руб. и пени в сумме ... руб., а всего ... руб.
Взыскать с П.С. государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... руб.".
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения представителей П.С. - П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Псковской таможни - Н. и Д., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Псковская таможня обратилась в суд с иском к П.С. о взыскании таможенных платежей и пени.
В обоснование исковых требований указала, что... года П.С. временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП ... Псковской таможни автомобиль марки "...", ... года выпуска, регистрационный знак ..., со сроком ввоза до ... года .... года сотрудниками ДПС ГИБДД УМВД России по Псковской области данный автомобиль был остановлен для проверки документов, в ходе которой было установлено, что транспортным средством управляла супруга П.С. - П.Л.В., проживающая по адресу: .... В связи с совершением административного правонарушения, выразившемся в передаче права пользования временно ввезенным транспортным средством без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, П.С. постановлением Псковской таможни от ... года привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. В связи с передачей права пользования и (или) распоряжения временно ввезенным на таможенную территорию Таможенного союза транспортным средством ответчику выставлено требование об уплате таможенных платежей от ... года N ... и пени, которое П.С. в добровольном порядке не исполнено.
Поскольку передача права управления транспортным средством иному лицу без выполнения условий, указанных в п. 2 ст. 11 Соглашения от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", влечет за собой возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, истец просил суд взыскать с ответчика таможенные платежи в сумме ... руб. и пени с размере ... руб.
В судебном заседании представители Псковской таможни Д., К. и Н. уточнили исковые требования в части взыскиваемой суммы пени, окончательно просили суд взыскать с ответчика таможенные платежи в сумме ... руб. и пени в сумме ... руб
Ответчик П.С. в судебное заседание не явился, его представитель П.В. заявленный иск не признал. Пояснил, что указанный автомобиль ответчиком был приобретен совместно с супругой П.Л.В., поэтому они имеют равные права владения, пользования и распоряжения данным транспортным средством. Кроме того, П.Л.В., как собственник, была вписана в паспорт транспортного средства, соответственно, имела право управлять им на территории РФ. В настоящее время автомобиль вывезен за пределы РФ и продан, в связи с чем полагает, что на ответчика не может быть возложена обязанность по уплате таможенных платежей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе П.С. просит отменить постановленное судом решение как незаконное и отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апеллянт указал, что в рассматриваемом случае отсутствует факт передачи права пользования и (или) распоряжения временно ввезенным автомобилем другому лицу, поскольку данным транспортным средством управляла его супруга, имеющая с ним равные права пользования автомобилем. Кроме этого, указанное транспортное средство использовалось его супругой не в личных целях, а по его просьбе, в связи с необходимостью отогнать автомобиль в автомастерскую для ремонта, что в силу положений ст. 279 ТК ТС и ст. 276 Федерального закона "О таможенном регулировании" допускается осуществлять без разрешения таможенного органа и уплаты таможенных платежей. Между тем, судом обстоятельства передачи автомобиля не устанавливались.
Ответчик П.С., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявил.
Судебная коллегия с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Установлено, что П.С. имеет двойное гражданство и является гражданином Эстонии и Российской Федерации.
... года П.С. временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП... Псковской таможни принадлежащий ему автомобиль марки "...", ... года выпуска, регистрационный знак ..., со сроком ввоза до ... года.
В пассажирской таможенной декларации, поданной П.С. в таможенный орган, имеются сведения о запрете отчуждения, передачи в пользование и использование автомобиля в коммерческих целях, о чем П.С. ознакомлен под роспись.
... года сотрудники ДПС ГИБДД УМВД России по Псковской области остановили для проверки документов данный автомобиль, им управляла супруга ответчика - П.Л.В.
За передачу в пользование временно ввезенным транспортным средством без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, П.С. постановлением Псковской таможни от ... года привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
... года Псковской таможней проведена проверка, а ... года составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей N ... в связи с передачей П.С. права пользования и (или) распоряжения временно ввезенным на таможенную территорию Таможенного союза транспортным средством.
... года Псковской таможней ответчику выставлено требование N ... об уплате таможенных платежей в сумме ... руб., которое получено последним ... года, но в добровольном порядке не исполнено.
Приходя к выводу о законности судебного постановления, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего с 01 июля 2010 года, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.
Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений КТС (Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе.
В силу статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (ст. 74 ТК ТС).
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании", которое заключено Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан 25 января 2008 года, на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза под ввозной таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза (ст. 2 Соглашения). При ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки (п. 1 ст. 5 Соглашения). Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается КТС (п. 3 ст. 6 Соглашения).
В соответствии со ст. 6 указанного Соглашения, при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются, в том числе товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" определено, что Соглашение от 25 января 2008 года вступает в силу с 1 января 2010 года.
Согласно ч. 3. ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
18 июня 2010 г. между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Статьей 1 Соглашения определен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, не урегулированные настоящим Соглашением, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства-члена Таможенного союза.
В силу ст. 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС и п. 22 раздела V Приложения 3 к указанному Соглашению от 18 июня 2010 года, от уплаты таможенных платежей освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.
В силу ст. 11 данного Соглашения, транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V Приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только:
- при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV Приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств-членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения;
- для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
Согласно ст. 5 Соглашения от 18 июня 2010 года товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу п. 2 ст. 279 ТК ТС одним из ограничений по пользованию временно ввезенным транспортным средством является то, что данное транспортное средство должно находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 4 ст. 351 ТК ТС под "транспортным средством для личного пользования" понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
Пунктом 3 ст. 279 ТК ТС предусмотрены случаи передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа: в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств. В других случаях передача владения и пользования должна осуществляться с разрешения таможенного органа.
В соответствии с п. 3 ст. 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
По мнению судебной коллегии, исходя из буквального смысла приведенных выше положений ст. ст. 4, 279, 351, 358 ТК ТС, ст. 11 Соглашения от 18 июня 2010 года, из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, из их места в системе правового регулирования таможенных отношений, следует, что под "другими лицами" в п. 3 ст. 358 ТК ТС понимаются лица, которые не декларировали транспортные средства и не осуществляли их временный ввоз на территорию Таможенного союза.
Поскольку именно П.С. задекларирован автомобиль и осуществлен его ввоз на территорию Таможенного союза, то он не вправе был передавать без разрешения таможенного органа право пользования им другому лицу.
Доводы представителя П.С. об обратном, основаны на неверном толковании материального закона.
Что касается последствий нарушения установленных законом условий участия в таможенных отношениях, то они императивно определены в Таможенном кодексе Таможенного союза.
Так, согласно пп. 4 п. 3 и п. 5 ст. 283 ТК ТС нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влечет за собой обязанность декларанта уплатить ввозные таможенные пошлины в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Закрепление законодателем таких последствий за нарушение определенных правил поведения направлено на обеспечение установленного законом порядка для лиц, вступивших в таможенные отношения, и само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан.
В этой связи утверждения представителя ответчика о том, что п. 3 ст. 358 ТК ТС не дает оснований для взыскания таможенных платежей, являются несостоятельными.
Факт неправомерной передачи транспортного средства подтверждается вступившим в законную силу постановлением Псковской таможни от... года о привлечении П.С. к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
Доводы о том, что супруга П.С. - П.Л.В. вправе пользоваться транспортным средством на территории Российской Федерации в связи с тем, что она также является его владельцем, супруги имеют на него равные права, нельзя признать состоятельными, поскольку автомобиль на территории Российской Федерации находится под таможенной процедурой временного ввоза, по условиям которого владеть и пользоваться автомобилем может только декларант, за исключением случаев специально оговоренных законодательством.
Не принимает во внимание судебная коллегия аргументы апеллянта в части того, что П.Л.В. перегоняла транспортное средство для проведения ремонта и устранения неисправностей, поэтому в силу ч. 3 ст. 279 ТК ТС передача ей автомобиля в пользование правомерна, однако суд не выяснил цель поездки последней.
Согласно объяснениям П.С., данным в ходе производства по делу об административном правонарушении, ... года он находился на работе, а жене очень срочно понадобилось съездить по рабочим делам в центр г. .... Так как у нее нет своего автомобиля, то он разрешил ей воспользоваться автомобилем.
Материалы административного дела, в том числе объяснения П.С. о цели использования супругой автомобиля, исследовались судом первой инстанции, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от 15 января 2014 года.
Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что согласно имеющейся в материалах дела выписки из базы данных Псковской таможни о периодичности перемещения П.С. автомобиля через таможенную границу, то только в 2012 году он более 10 раз ввозил его на территории РФ, оформляя при этом таможенную декларацию, поэтому его доводы о незнании условий временного ввоза автомобиля несостоятельны.
Ссылку апеллянта на то обстоятельство, что спорное транспортное средство вывезено за пределы Таможенного союза и продано, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку данное обстоятельство не освобождает декларанта от обязанности по уплате таможенных платежей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь изложенным и ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Печорского районного суда Псковской области от 17 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Е.ИГОШИН
Судьи
И.М.ПАНОВ
М.М.АНАШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.04.2014 N 33-480/2014
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. N 33-480/2014
Судья: Виноградов В.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
Председательствующего: Игошина В.Е.,
судей: Панова И.М., Анашкиной М.М.
при секретаре: Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.С. на решение Печорского районного суда Псковской области от 17 января 2014 года, которым постановлено:
"Взыскать с П.С., ... года рождения, в пользу Псковской таможни таможенные платежи в сумме ... руб. и пени в сумме ... руб., а всего ... руб.
Взыскать с П.С. государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... руб.".
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения представителей П.С. - П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Псковской таможни - Н. и Д., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Псковская таможня обратилась в суд с иском к П.С. о взыскании таможенных платежей и пени.
В обоснование исковых требований указала, что... года П.С. временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП ... Псковской таможни автомобиль марки "...", ... года выпуска, регистрационный знак ..., со сроком ввоза до ... года .... года сотрудниками ДПС ГИБДД УМВД России по Псковской области данный автомобиль был остановлен для проверки документов, в ходе которой было установлено, что транспортным средством управляла супруга П.С. - П.Л.В., проживающая по адресу: .... В связи с совершением административного правонарушения, выразившемся в передаче права пользования временно ввезенным транспортным средством без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, П.С. постановлением Псковской таможни от ... года привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. В связи с передачей права пользования и (или) распоряжения временно ввезенным на таможенную территорию Таможенного союза транспортным средством ответчику выставлено требование об уплате таможенных платежей от ... года N ... и пени, которое П.С. в добровольном порядке не исполнено.
Поскольку передача права управления транспортным средством иному лицу без выполнения условий, указанных в п. 2 ст. 11 Соглашения от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", влечет за собой возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, истец просил суд взыскать с ответчика таможенные платежи в сумме ... руб. и пени с размере ... руб.
В судебном заседании представители Псковской таможни Д., К. и Н. уточнили исковые требования в части взыскиваемой суммы пени, окончательно просили суд взыскать с ответчика таможенные платежи в сумме ... руб. и пени в сумме ... руб
Ответчик П.С. в судебное заседание не явился, его представитель П.В. заявленный иск не признал. Пояснил, что указанный автомобиль ответчиком был приобретен совместно с супругой П.Л.В., поэтому они имеют равные права владения, пользования и распоряжения данным транспортным средством. Кроме того, П.Л.В., как собственник, была вписана в паспорт транспортного средства, соответственно, имела право управлять им на территории РФ. В настоящее время автомобиль вывезен за пределы РФ и продан, в связи с чем полагает, что на ответчика не может быть возложена обязанность по уплате таможенных платежей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе П.С. просит отменить постановленное судом решение как незаконное и отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апеллянт указал, что в рассматриваемом случае отсутствует факт передачи права пользования и (или) распоряжения временно ввезенным автомобилем другому лицу, поскольку данным транспортным средством управляла его супруга, имеющая с ним равные права пользования автомобилем. Кроме этого, указанное транспортное средство использовалось его супругой не в личных целях, а по его просьбе, в связи с необходимостью отогнать автомобиль в автомастерскую для ремонта, что в силу положений ст. 279 ТК ТС и ст. 276 Федерального закона "О таможенном регулировании" допускается осуществлять без разрешения таможенного органа и уплаты таможенных платежей. Между тем, судом обстоятельства передачи автомобиля не устанавливались.
Ответчик П.С., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявил.
Судебная коллегия с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Установлено, что П.С. имеет двойное гражданство и является гражданином Эстонии и Российской Федерации.
... года П.С. временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП... Псковской таможни принадлежащий ему автомобиль марки "...", ... года выпуска, регистрационный знак ..., со сроком ввоза до ... года.
В пассажирской таможенной декларации, поданной П.С. в таможенный орган, имеются сведения о запрете отчуждения, передачи в пользование и использование автомобиля в коммерческих целях, о чем П.С. ознакомлен под роспись.
... года сотрудники ДПС ГИБДД УМВД России по Псковской области остановили для проверки документов данный автомобиль, им управляла супруга ответчика - П.Л.В.
За передачу в пользование временно ввезенным транспортным средством без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, П.С. постановлением Псковской таможни от ... года привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
... года Псковской таможней проведена проверка, а ... года составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей N ... в связи с передачей П.С. права пользования и (или) распоряжения временно ввезенным на таможенную территорию Таможенного союза транспортным средством.
... года Псковской таможней ответчику выставлено требование N ... об уплате таможенных платежей в сумме ... руб., которое получено последним ... года, но в добровольном порядке не исполнено.
Приходя к выводу о законности судебного постановления, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего с 01 июля 2010 года, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.
Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений КТС (Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе.
В силу статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (ст. 74 ТК ТС).
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании", которое заключено Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан 25 января 2008 года, на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза под ввозной таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза (ст. 2 Соглашения). При ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки (п. 1 ст. 5 Соглашения). Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается КТС (п. 3 ст. 6 Соглашения).
В соответствии со ст. 6 указанного Соглашения, при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются, в том числе товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" определено, что Соглашение от 25 января 2008 года вступает в силу с 1 января 2010 года.
Согласно ч. 3. ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
18 июня 2010 г. между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Статьей 1 Соглашения определен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, не урегулированные настоящим Соглашением, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства-члена Таможенного союза.
В силу ст. 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС и п. 22 раздела V Приложения 3 к указанному Соглашению от 18 июня 2010 года, от уплаты таможенных платежей освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.
В силу ст. 11 данного Соглашения, транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V Приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только:
- при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV Приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств-членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения;
- для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
Согласно ст. 5 Соглашения от 18 июня 2010 года товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу п. 2 ст. 279 ТК ТС одним из ограничений по пользованию временно ввезенным транспортным средством является то, что данное транспортное средство должно находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 4 ст. 351 ТК ТС под "транспортным средством для личного пользования" понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
Пунктом 3 ст. 279 ТК ТС предусмотрены случаи передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа: в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств. В других случаях передача владения и пользования должна осуществляться с разрешения таможенного органа.
В соответствии с п. 3 ст. 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
По мнению судебной коллегии, исходя из буквального смысла приведенных выше положений ст. ст. 4, 279, 351, 358 ТК ТС, ст. 11 Соглашения от 18 июня 2010 года, из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, из их места в системе правового регулирования таможенных отношений, следует, что под "другими лицами" в п. 3 ст. 358 ТК ТС понимаются лица, которые не декларировали транспортные средства и не осуществляли их временный ввоз на территорию Таможенного союза.
Поскольку именно П.С. задекларирован автомобиль и осуществлен его ввоз на территорию Таможенного союза, то он не вправе был передавать без разрешения таможенного органа право пользования им другому лицу.
Доводы представителя П.С. об обратном, основаны на неверном толковании материального закона.
Что касается последствий нарушения установленных законом условий участия в таможенных отношениях, то они императивно определены в Таможенном кодексе Таможенного союза.
Так, согласно пп. 4 п. 3 и п. 5 ст. 283 ТК ТС нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влечет за собой обязанность декларанта уплатить ввозные таможенные пошлины в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Закрепление законодателем таких последствий за нарушение определенных правил поведения направлено на обеспечение установленного законом порядка для лиц, вступивших в таможенные отношения, и само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан.
В этой связи утверждения представителя ответчика о том, что п. 3 ст. 358 ТК ТС не дает оснований для взыскания таможенных платежей, являются несостоятельными.
Факт неправомерной передачи транспортного средства подтверждается вступившим в законную силу постановлением Псковской таможни от... года о привлечении П.С. к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
Доводы о том, что супруга П.С. - П.Л.В. вправе пользоваться транспортным средством на территории Российской Федерации в связи с тем, что она также является его владельцем, супруги имеют на него равные права, нельзя признать состоятельными, поскольку автомобиль на территории Российской Федерации находится под таможенной процедурой временного ввоза, по условиям которого владеть и пользоваться автомобилем может только декларант, за исключением случаев специально оговоренных законодательством.
Не принимает во внимание судебная коллегия аргументы апеллянта в части того, что П.Л.В. перегоняла транспортное средство для проведения ремонта и устранения неисправностей, поэтому в силу ч. 3 ст. 279 ТК ТС передача ей автомобиля в пользование правомерна, однако суд не выяснил цель поездки последней.
Согласно объяснениям П.С., данным в ходе производства по делу об административном правонарушении, ... года он находился на работе, а жене очень срочно понадобилось съездить по рабочим делам в центр г. .... Так как у нее нет своего автомобиля, то он разрешил ей воспользоваться автомобилем.
Материалы административного дела, в том числе объяснения П.С. о цели использования супругой автомобиля, исследовались судом первой инстанции, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от 15 января 2014 года.
Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что согласно имеющейся в материалах дела выписки из базы данных Псковской таможни о периодичности перемещения П.С. автомобиля через таможенную границу, то только в 2012 году он более 10 раз ввозил его на территории РФ, оформляя при этом таможенную декларацию, поэтому его доводы о незнании условий временного ввоза автомобиля несостоятельны.
Ссылку апеллянта на то обстоятельство, что спорное транспортное средство вывезено за пределы Таможенного союза и продано, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку данное обстоятельство не освобождает декларанта от обязанности по уплате таможенных платежей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь изложенным и ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Печорского районного суда Псковской области от 17 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Е.ИГОШИН
Судьи
И.М.ПАНОВ
М.М.АНАШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)