Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2009 N 06АП-844/2009 ПО ДЕЛУ N А73-285/2009

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2009 г. N 06АП-844/2009


Резолютивная часть оглашена 25 марта 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя явился на основании доверенности от 12.05.2008 N 08/24 представитель - Аверичева А.С.;
- от административного органа явился на основании доверенности от 16.01.2009 N 22-09-02 представитель - Нечаев Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Дальневосточная компания"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2009
по делу N А73-285/2009, принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Дальневосточная компания"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае
об оспаривании постановлений от 25.12.2008 N 08-08/240, N 08-08/242 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Дальневосточная компания" (далее - заявитель, ООО "Римбунан Хиджау ДВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, административный орган) от 25.12.2008 N 08-08/240, N 08-08/242 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложений штрафов в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение.
Право на обращение с соответствующим заявлением общество обосновало отсутствием состава вмененного административного правонарушения, по мнению заявителя, им соблюдены сроки и порядок представления в банк паспорта сделки форм учета и отчетности по валютным операциям. Также ООО "Римбунан Хиджау ДВ" указано на нарушение административным органом порядка проведения проверки и процедуры привлечения к административной ответственности, по мнению общества, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, проверка деятельности общества проведена при отсутствии на то оснований, не установлено виновное в совершении правонарушения должностное лицо.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2009 по делу N А73-285/2009 в удовлетворении требований ООО "Римбунан Хиджау ДВ" о признании незаконными и отмене постановлений ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае от 25.12.2008 N 08-08/240, N 08-08/242 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных оснований для привлечения ООО "Римбунан Хиджау ДВ" к административной ответственности, о соблюдении административным органом порядка привлечения заявителя к ответственности, о доказанности ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае факта нарушения правил и норм, несоблюдение которых явилось основанием для привлечения к административной ответственности, соответственно, о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 16.02.2009 по делу N А73-285/2009 отменить, заявленные требования удовлетворить ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также по причине неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, а представитель административного органа, считая их несостоятельными, просил решение оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит обстоятельств, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что на основании плана работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае на 2008 год (л.д. 32-33), ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае проведена проверка ООО "Римбунан Хиджау ДВ" по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (проверяемый период: с 01.01.2007 года по 17.11.2008 года).
По результатам проверки установлено, что между ООО "Римбунан Хиджау ДВ" (продавец) и компанией "Суйфеньхэ Сити Хаосэнь Трейд Компани Лимитед" (КНР) 25.09.2006 заключен договор N HLSF-602 на экспорт лесоматериалов, общая сумма договора составила 200 000 000,00 долларов США. Дата завершения исполнения обязательств по договору - 30.12.2011.
Паспорт сделки N 06100006/1000/0002/1/0 оформлен в филиале ОАО Внешторгбанк в г. Хабаровске.
В соответствии с условиями контракта заявитель осуществил поставку товара:
- - по ГТД N 10713030/040708/0004094 (ВРД N 10713030/280403/0002797) на сумму 405 297,35 долларов США, дата фактического вывоза товара - 14.05.2008;
- - по ГТД N 10713030/260608/0003959 (ВРД N 10713030/130508/0003063) на сумму 304 113,11 долларов США, дата фактического вывоза товара - 25.05.2008;
- - по ГТД N 10713030/190608/0003832 (ВРД N 10713030/220408/0002615) на сумму 134 648,07 долларов США, дата фактического вывоза товара - 01.05.2008;
- - по ГТД N 10713030/230608/0003871 (ВРД N 10713030/250408/0002716) на сумму 283 681,32 долларов США, дата фактического вывоза товара - 04.05.2008;
- - по ГТД N 10713030/250608/0003942 (ВРД N 10713030/180408/0002518) на сумму 300 989,04 долларов США, дата фактического вывоза товара - 04.05.2008;
- - по ГТД N 10713030/090908/0005525 (ВРД N 10713030/300708/0004618) на сумму 602 648,32 долларов США, дата фактического вывоза - 13.08.2008.
Подтверждающие документы и справки о подтверждающих документах в банк паспорта сделки фактически представлены обществом по ГТД N 10713030/040708/0004094 11.07.2008, по ГТД N 10713030/260608/0003959 02.07.2008, по ГТД N 10713030/190608/0003832 26.06.2008, по ГТД N 10713030/230608/0003871 26.06.2008, по ГТД N 10713030/250608/0003942 04.07.2008, по ГТД N 10713030/090908/0005525 22.09.2008.
По факту нарушения ООО "Римбунан Хиджау ДВ" срока представления в уполномочены банк подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, должностным лицом административного органа 22.12.2008 составлены протоколы об административных правонарушениях N 08-08/240, N 08-08/242.
25.12.2008 на основании протоколов об административных правонарушениях от 22.12.2008 N 08-08/240, N 08-08/242, материалов дел об административных правонарушениях должностным лицом административного органа вынесены постановления N 08-08/240, N 08-08/242 о привлечении ООО "Римбунан Хиджау ДВ" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафов в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение.
Не согласившись с постановлениями административного органа, ООО "Римбунан Хиджау ДВ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого арбитражным судом первой инстанции отказано.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Объективную сторону административного правонарушения, квалифицируемого по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, составляют несоблюдение резидентами установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П (в редакции от 18.06.2004) установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
На основании пункта 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П (в редакции от 18.06.2004) резидент представляет в уполномоченный банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленных в порядке, изложенном в приложении N 1 к Положению ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, в течение 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции, которая абзацем 2 пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченного банками валютных операций и оформления паспортов сделок", отнесена к документу, подтверждающему совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся и справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Указание об отнесении справки о валютных операциях, справки о поступлении валюты Российской Федерации, справки о подтверждающих документах к формам учета по валютным операциям принято Центральным банком Российской Федерации 10.12.2007 (N 1950-У) и вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", то есть 27.01.2008.
Таким образом, документы, подтверждающие вывоз товара, и справки о подтверждающих документах в совокупности необходимы для осуществления валютного контроля по паспорту сделки.
Вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации признается подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором подпункта 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся, сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лиц, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест (подпункт 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327 в целях упорядочения нормативной правовой базы таможенного дела по вопросу подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации введен в действие Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), определивший в пункте 6 перечень таких документов.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 6 названного выше Порядка (в редакции от 13.03.2007) заявитель обращается в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза товаров и представляет таможенную декларацию или ее копию, заверенную в установленном порядке (за исключением случаев подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (по выбору заявителя). При этом в силу пункта 14 данного Порядка срок проверки факта вывоза товаров и выдачи (отправки) заявителю документов с отметками, подтверждающими фактический вывоз, либо мотивированного отказа в подтверждении фактического вывоза составляет пять рабочих дней со дня получения таможенным органом обращения заявителя и документов (копий), предусмотренных пунктом 6 Порядка, в случае если декларирование товаров осуществлялось в соответствии со статьями 135, 136, 137, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из содержания названных выше пунктов Порядка, документами, подтверждающими вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, могут являться как таможенная декларация, или ее копия, заверенная в установленном порядке (за исключением случаев подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), так и экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (по выбору заявителя).
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "Товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза: а) в случае представления таможенной декларации (копии) - на оборотной стороне таможенной декларации (копии); б) если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и(или) иного документа или его копия - на оборотной стороне первого листа данного документа.
Как следует из материалов дела обществом товар:
- - по ГТД N 10713030/040708/0004094 (ВРД N 10713030/280403/0002797) фактически вывезен с таможенной территории Российской Федерации 14.05.2008, подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах представлена обществом 11.07.2008 при сроке представления не позднее 15.06.2008;
- - по ГТД N 10713030/260608/0003959 (ВРД N 10713030/130508/0003063) дата фактического вывоза товара 25.05.2008, документы представлены 02.07.2008 при сроке представления не позднее 15.06.2008;
- - по ГТД N 10713030/190608/0003832 (ВРД N 10713030/220408/0002615) дата фактического вывоза товара 01.05.2008, документы представлены 26.06.2008 при сроке представления не позднее 15.06.2008;
- - по ГТД N 10713030/230608/0003871 (ВРД N 10713030/250408/0002716) дата фактического вывоза товара 04.05.2008, документы представлены 26.06.2008 при сроке представления не позднее 15.06.2008;
- - по ГТД N 10713030/250608/0003942 (ВРД N 10713030/180408/0002518) дата фактического вывоза товара 04.05.2008, документы представлены 04.07.2008 при сроке представления не позднее 15.06.2008;
- - по ГТД N 10713030/090908/0005525 (ВРД N 10713030/300708/0004618) дата фактического вывоза товара 13.08.2008, документы представлены 22.09.2008 при сроке представления не позднее 15.09.2008.
Поскольку справка о подтверждающих документах и сами документы в период вывоза (май, август) заявителем товара нормами действующего законодательства отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение заявителем порядка и срока их представления в уполномоченный банк образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Соответственно, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконными и отмене постановлений от 25.12.2008 08-08/240, N 08-08/242.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается копией контракта от 25.09.2006 N HLSF-602, копиями ГТД N 10713030/040708/0004094 (ВРД N 10713030/280403/0002797), ГТД N 10713030/260608/0003959 (ВРД N 10713030/130508/0003063), ГТД N 10713030/190608/0003832 (ВРД N 10713030/220408/0002615), ГТД N 10713030/230608/0003871 (ВРД N 10713030/250408/0002716), ГТД N 10713030/250608/0003942 (ВРД N 10713030/180408/0002518), ГТД N 10713030/090908/0005525 (ВРД N 10713030/300708/0004618), справками о подтверждающих документах от 26.06.2008, от 04.07.2008, 11.07.2008, 02.07.2007, 22.09.2008, протоколами об административных правонарушениях от 22.12.2008 N 08-08/240, N 08-08/242
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ вина ООО "Римбунан Хиджау ДВ" заключается в непринятии им всех зависящих от него мер по исполнению предписаний, установленных нормами права, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что административное наказание при совершении лицом двух и более административных правонарушений назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Проверкой выявлено два факта (события) административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ., несоблюдение резидентами установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям при сроке представления 15.06.2009 и 15.09.2009. За совершение указанных правонарушений административным органом обоснованно, в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, наложен штраф в пределах установленных санкций за совершение данных правонарушений - в сумме 40 000 руб. за каждое, при этом вынесение ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае за каждое правонарушение отдельного постановления о привлечении к административной ответственности не является основанием для их отмены. Поскольку срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям исчисляется только со дня фактического вывоза товара, а не с момента оформления полной грузовой таможенной декларации, довод заявителя в этой части является несостоятельным.
Ссылка общества об отсутствии у должностного лица административного органа полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях противоречит положениям статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ.
Не учтено заявителем и то, что виновные действия должностных лиц не являются обстоятельствами, освобождающими общество от административной ответственности.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены арбитражного суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями к отмене судебного акта, арбитражным апелляционным судом также не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 февраля 2009 года по делу N А73-285/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Дальневосточная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)