Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2015 N 05АП-15942/2014 ПО ДЕЛУ N А59-3517/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. N 05АП-15942/2014

Дело N А59-3517/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-15942/2014
на решение от 07.11.2014
судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-3517/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Буро-Взрывная компания "ПИК" (ОГРН 1026500538723, ИНН 6501086458, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.11.2002)
о признании незаконным отказа Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002) в рассмотрении заявления о выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, изложенный в письме от 02.06.2014 N 15-09/6282, об обязании Сахалинской таможни уплатить проценты в размере 6 830 руб. 25 коп., начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707090/060313/0001723,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Буро-Взрывная компания "ПИК", Сахалинской таможни: не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Буро-Взрывная компания "ПИК" (далее - общество, заявитель, ООО "БВК "ПИК") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным отказа Сахалинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) в рассмотрении заявления о выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, изложенного в письме от 02.06.2014 N 15-09/6282, обязании таможенного органа выплатить обществу проценты в размере 6.830 руб. 25 коп., начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707090/060313/0001723, взыскании с таможни судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб.
Решением от 07.11.2014 суд удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 07.11.2014, таможня просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Со ссылкой на часть 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", таможенный орган указывает на, что проценты на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей начисляются за каждый день нарушения срока их возврата. В рассматриваемом случае спорные денежные средства, согласно жалобе, возвращены заявителю таможенным органом в установленный месячный срок со дня обращения общества с заявлением о возврате, в связи с чем основания для взыскания процентов отсутствуют.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях таможенного оформления ввезенного по внешнеторговому контракту от 28.01.2013 N 20130128 товара общество подало в Южно-Сахалинский таможенный пост декларацию N 10707090/060313/0001723, в которой указало код ТН ВЭД ТС 8431 49 800 9.
Не согласившись с указанным в декларации кодом товара, таможня 11.03.2013 приняла решение N 0001723/00001/000 о классификации товара. В соответствии с данным решением таможенный орган посчитал правильным классифицировать товар по коду 8412 29 810 9 ТН ВЭД ТС.
Ввиду принятия классификационного решения и, исполняя требование таможенного органа от 11.03.2013, общество для выпуска товара было вынуждено уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи: таможенную пошлину в сумме 69.680 руб. 60 коп. и НДС в сумме 12.542 руб. 51 коп. в общей сумме 82.223 руб. 11 коп., что подтверждается письмом общества о списании денежных средств.
Полагая, что таможенный орган неверно определил код товара, общество обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными решения о классификации товаров от 11.03.2013 N 0001723/00001/000.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2013 по делу N А59-2425/2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2014, оспариваемое решение таможни от 11.03.2013 N 0001723/00001/000 о классификации товара, задекларированного по ДТ N 10707090/060313/0001723, признано незаконным, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза
27.02.2014 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных в рамках принятия классификационного решения таможенных платежей в сумме 82.223 руб. 11 коп.
Кроме того в результате произведенного корректирующего списания таможенным органом 24.09.2013 с платежного поручения N 68 от 04.03.2013 списано 2.248 руб. 81 коп., а с платежного поручения N 84 от 19.03.2013-1.135 руб. 76 коп., всего 3.384 руб. 57 коп.
В связи этим общество 16.04.2014 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных в рамках самовольно проведенного корректирующего списания таможенных платежей в сумме 3.384 руб. 57 коп.
По результатам рассмотрения данных заявлений таможенный орган на основании платежных поручений от 20.03.2014 NN 898, 341 перечислил на расчетный счет заявителя денежные средства в сумме 80.882 руб. 91 коп., а на основании платежных поручений от 12.05.2014 NN 534, 876 - сумму 3.384 руб. 57 коп. Всего таможенным органом было перечислено обществу 84.267 руб. 48 коп., что подтверждается выписками из лицевого счета от 20.03.2014 и 12.05.2014.
Поскольку возврат денежных средств осуществлен таможней без учета процентов, предусмотренных ч. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ, общество обратилось в таможенный орган с заявлением об их выплате в размере 6.830 руб. 25 коп.
Письмом от 02.06.2014 N 15-09/6282 таможня сообщила обществу о невозможности рассмотрения его заявления, поскольку не представлены форма корректировки декларации на товары, платежные документы подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов, сведения о реквизитах заявлений о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, подтвержденные сведения о дате фактического получения денежных средств ООО "БВК "ПИК".
Не согласившись отказом таможни в рассмотрении его заявления, выраженном в письме от 02.06.2014 N 15-09/6282, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и о взыскании процентов в арбитражный суд.
07.11.2014 был вынесен обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в части, а апелляционную жалобу таможенного органа - частичному удовлетворению в силу следующего.
По правилам статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
В соответствии с частью 6 этой же статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из анализа положений части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ с учетом разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79, следует, что проценты подлежат начислению только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата, установленного частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ. При этом, в случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата, а на сумму излишне взысканных таможенных платежей - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Указанный вывод подтверждается также правовой позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, выраженной в постановлении от 30.10.2014 N Ф03-4820/2014 по аналогичному делу (N А51-10499/2014).
Таким образом, при отсутствии нарушения месячного срока возврата таможенных платежей, независимо от того, являются ли они излишне уплаченными или излишне взысканными, проценты, предусмотренные частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, не начисляются.
Частью 2 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, в том числе, с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.
Как следует из материалов дела, основанием для начисления таможенной пошлины в размере 69.680 руб. 60 коп., НДС в размере 12.542 руб. 51 коп. явилась произведенная таможней классификации товара, задекларированного по ДТ N 10707090/060313/0001723. Обязанность по уплате данных платежей исполнена обществом путем направления письма от 20.03.2013 о списании денежных средств с платежных поручений N 84 от 19.03.2013 - суммы 69.680 руб. 60 коп. и N 80 от 18.03.2013 - суммы 12.542 руб. 51 коп.
Кроме того, в результате произведенного корректирующего списания таможенным органом списаны с платежных поручений N 68 от 04.03.2013, N 84 от 19.03.2013 суммы 2.248 руб. 81 коп. и 1.135 руб. 76 коп., всего - 3.384 руб. 57 коп.
Из материалов дела также следует, что решение таможни от 11.03.2013 N 0001723/00001/000 о классификации товара, задекларированного по ДТ N 10707090/060313/0001723, признано незаконным решением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2013 по делу N А59-2425/2013, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2014.
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для доначисления таможенных платежей у таможенного органа отсутствовали, а таможенные платежи в размере 84.267 руб. 48 коп. являются излишне взысканными.
Как следует из материалов дела, с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707090/060313/0001723 в размере 82.223 руб. 11 коп. декларант обратился в таможенный орган 27.02.2014, фактически возврат произведен таможенным органом 20.03.2014 по платежным поручениям N 898, N 341, то есть с соблюдением установленного частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ срока.
С заявлением о возврате излишне взысканных в рамках самовольно произведенного корректирующего списывания таможенных платежей в сумме 3.384 руб. 57 коп. общество обратилось в таможенный орган 16.04.2014, возврат данных платежей произведен таможней 12.05.2014 на основании платежный поручений N 534, N 876, то есть также с соблюдением установленного частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ срока.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общества и обязании таможенного органа выплатить проценты в сумме 6.830 руб. 25 коп., поскольку проценты начисляются и взыскиваются только в случае нарушения месячного срока возврата. Это относится и к возврату излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, а также пеней в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ. При этом, таможенный орган своевременно, а именно в течение месяца с даты обращения общества, осуществил возврат излишне взысканных таможенных платежей.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба Сахалинской таможни подлежит частичному удовлетворению, а решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ - отмене в части обязания Сахалинской таможни выплатить ООО "Буро-Взрывная компания ПИК" проценты в размере 6 830 рублей 25 копеек, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707090/060313/0001723, с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований о взыскании с таможенного органа процентов в указанной сумме.
В остальной части - в части признания судом незаконным отказа Сахалинской таможни в рассмотрении заявления о выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, изложенного в письме от 02.06.2014 N 15-09/6282, суд апелляционной инстанции признает решение суда первой инстанции законным в силу следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 данного Федерального закона.
Частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ установлен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. При этом перечень документов, которые должен представлять в таможенный орган декларант, обращаясь с заявлением о возврате процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные платежи, не установлен.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 данной статьи.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что заявление о выплате процентов может быть возвращено декларанту таможней без принятия по нему какого-либо решения только в случае отсутствия в этом заявлении требуемых сведений и непредставлении таможенному органу необходимых документов.
Как следует из материалов дела, с заявлением о выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707090/060313/0001723, в размере 6830 руб. 25 коп. общество представило данную ДТ и расчет процентов на 1 листе.
Решение таможни об отказе в рассмотрении данного заявления, оформленное письмом от 02.06.2014 N 15-09/6282, мотивировано невозможностью рассмотрения заявления общества, поскольку не представлены форма корректировки декларации на товары, платежные документы подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов, сведения о реквизитах заявлений о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, подтвержденные сведения о дате фактического получения денежных средств ООО "БВК "ПИК".
Между тем, из материалов дела коллегией установлено, что на момент получения заявления общества о выплате процентов от 27.05.2014 таможня располагала всеми документами, необходимыми для рассмотрения этого заявления по существу.
Так, решение таможни от 11.03.2013 N 0001723/00001/000 о классификации товара, задекларированного по ДТ N 10707090/060313/0001723, признано незаконным решением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2013 по делу N А59-2425/2013, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2014.
Таким образом, на 27.05.2014 таможня знала, что таможенные платежи по ДТ N 10707090/060313/0001723 взысканы с общества неправомерно, и располагала указанным решением суда. Кроме того, на указанную дату таможня располагала заявлениями общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанной ДТ, о возврате самовольно списанных таможенных платежей в сумме 3 384 руб. 57 коп., возвратило обществу эти таможенные платежи и, соответственно, располагало, платежными поручениями об их возврате.
Также таможенный орган располагал документами, предусмотренными частями 4 - 7 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ, на что общество указало в заявлении о выплате процентов от 27.05.2014.
Таким образом, таможенный орган располагал всеми необходимыми документами для принятия решения по данному заявлению декларанта, и должен был принять по нему решение: либо о выплате процентов, либо об отказе в их выплате, но не отказывать обществу в рассмотрении заявления по существу.
Вместо этого таможенный орган безосновательно отказал обществу в вынесении решения по его заявлению о выплате процентов от 27.05.2014 по мотиву невозможности его рассмотрения в связи с непредставлением обществом документов, перечисленных в письме от 02.06.2014 N 15-09/6282.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия на основании части 2 статьи 210 АПК РФ соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ Сахалинской таможни в рассмотрении заявления ООО "БВК "ПИК" о выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, изложенный в письме от 02.06.2014 N 15-09/6282, является незаконным, как не соответствующий Федеральному закону 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и нарушающий права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2014 по делу N А59-3517/2014 отменить в части обязания Сахалинской таможни выплатить обществу с ограниченной ответственностью "Буро-Взрывная компания ПИК" проценты в размере 6 830 рублей 25 копеек, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707090/060313/0001723.
В остальной части решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2014 по делу N А59-3517/2014 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА

Судьи
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
В.В.РУБАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)