Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N А63-12829/2013

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N А63-12829/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" (ИНН 7743689626, ОГРН 1087746550693), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заинтересованного лица - Минераловодской таможни (ИНН 2630014398, ОГРН 1022601456459), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2014 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А. Цигельников И.А.) по делу N А63-12829/2013, установил следующее.
ООО "Интеллект брокер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Минераловодской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 22.10.2013 N 10802000-544/2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 110 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2014, удовлетворено ходатайство общества о восстановлении срока на оспаривание постановления таможни, восстановлен пропущенный им процессуальный срок, признано незаконным и отменено постановление таможни.
Судебные акты мотивированы тем, что на момент принятия постановления вменяемое обществу нарушение не образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 16.2 Кодекса.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.03.2014 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2014, принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает необоснованными выводы судебных инстанций о применении части 2 статьи 1.7 Кодекса, поскольку изменение или отмена условия, ограничения или требования таможенной процедуры не относятся к числу смягчающих ответственность обстоятельств, равно как не являются основанием для отмены административной ответственности и не улучшают иным образом положение лица, совершившего административное правонарушение, а лишь изменяют обязанности участников внешнеэкономической деятельности по определенной (заявленной) процедуре с привязкой к определенной дате возникновения данных обязанностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 870.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной таможенной проверки в отношении общества таможня пришла к выводу о том, что при декларировании товара N 1 - вода питьевая столовая искусственно минерализованная, газированная "СИЛ Аква", N 2 - вода питьевая родниковая, негазированная "СИЛ" по ДТ N 10802040/270312/0001403 представлены недействительные документы, в частности декларации о соответствии от 09.12.2011 N РОСС АМ.АЮ97.Д 18085, N РОССАМ.АЮ97.Д 18086, действие которых не распространяется на товары, фактически поступившие в адрес общества.
Сведения в ДТ N 10802040/270312/00001403 заявлены обществом, действующим в качестве таможенного представителя.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения по части 3 статьи 16.2 Кодекса, выразившегося в представлении при таможенном декларировании товаров недействительных документов (деклараций о соответствии от 09.12.2011 N РОСС AM.АЮ97.Д 18085, N РОСС АМ.АЮ97.Д 18086, выданных на товары, поставляемые в рамках договора о поставке от 11.02.2011 N 05), в отношении общества 09.10.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 10802000-544/2013.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.10.2013 N 10802000-544/2013 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса в виде 110 тыс. рублей штрафа.
Считая, что постановление таможни является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, сделали обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения.
Частью 3 статьи 16.2 Кодекса установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Для целей применения главы 16 Кодекса установлено, что под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (пункт 2 примечания к статье 16.1 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 утвержден Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 870 "О внесении изменений в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - постановление N 870) из Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, исключен раздел 9185 "Продукция производства безалкогольных напитков и минеральных вод". Данное постановление вступило в силу с 18.10.2013.
Вышеуказанным постановлением положение общества улучшилось ввиду исключения обязанности представить декларацию о соответствии на полученные товары.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Аналогичная позиция изложена в абзаце 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Суды пришли к правильному выводу о том, что на дату привлечения общества к административной ответственности ввезенные товары исключены из перечня продукции, на которые необходимо предоставление декларации о соответствии, и обоснованно применили положения части 2 статьи 1.7 Кодекса.
Данная норма предписывает применять новый нормативный акт в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего нормативный акт, полномочий, которые позволяли бы им на момент привлечения к административной ответственности не применять этот нормативный акт, улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности.
С принятием постановления N 870, которым из Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, исключен раздел 9185 "Продукция производства безалкогольных напитков и минеральных вод", представление декларации о соответствии при декларировании данного товара не требовалось. Вмененное обществу деяние на дату привлечения его к административной ответственности не образует состав правонарушения по части 3 статьи 16.2 Кодекса, поскольку объект правонарушения устранен постановлением N 870.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие отмену или изменение обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А63-12829/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)