Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 07АП-322/2015 ПО ДЕЛУ N А45-19721/2013

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А45-19721/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица: без участия (извещено);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 27 ноября 2014 года по делу N А45-19721/2013 (судья И.А. Рубекина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер"

к Новосибирской таможне (ОГРН 1025400531584, ИНН 5406017276, г. Новосибирск, ул. Королева, д. 40)
о признании недействительными требования,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" (далее - ООО "Интеллект брокер", заявитель, общество, апеллянт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новосибирской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей N 213 от 04.10.2013, N N 215, 217, 219, 221, 223, 225, 227, 239 от 07.10.2013, N 261 от 08.10.2013, N N 271, 276 от 09.10.2013, N N 278, 280 от 10.10.2013.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2014 заявленные требования общества оставлены без удовлетворения, отменены обеспечительные меры, наложенные определением суда от 31.10.2013.
Не согласившись с решением суда, ООО "Интеллект брокер" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что он не является в силу пункта 2 статьи 81 ТК ТС субъектом солидарной ответственности за уплату таможенных платежей, поскольку не знал и не должен был знать о противоправном поведении физического лица, направленных на незаконное перемещение транспортного средства с целью неуплаты таможенных платежей.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Новосибирская таможня в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении), кроме того, 12.02.2015 в суд апелляционной инстанции от таможни поступило ходатайство о возможности проведения судебного заседания в отсутствие представителя таможни.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что таможенным представителем - Обществом с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" от имени и по поручению граждан Кыргызской Республики: Кадыровой Г.И., Соболева А.Ю., Токтосунова Ж.К., Кариевой К.А., Карыева Ж.А., Абакирова А.Г., Курбанова С.С, Халимова Ш.А., Джумаева Э.Т., Ботдаева А.M., Захаровой А.В., Макешова А.А., Маманазарова А.А., Казыбаевой У.А. на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни поданы пассажирские таможенные декларации (далее - ПТД), по которым продекларированы транспортные средства:
- - по ПТД N 10609032/171111/А001532 продекларировано транспортное средство (автомобиль TOYOTA GRAND HIACE, N кузова VCH16-0012144, таможенная стоимость 159 460,80 руб.);
- - по ПТД N 10609032/301111/А001606 продекларировано транспортное средство (автомобиль TOYOTA GRANVIA, N кузова VCH16-0018236, таможенная стоимость - 267612,40 руб.);
- - по ПТД N 10609032/281211/А001809 продекларировано транспортное средство (автомобиль TOYOTA WINDOM, N кузова MCV30-5000275, таможенная стоимость - 199998,96 руб.);
- - по ПТД N 10609032/281211/А001810 продекларировано транспортное средство (автомобиль SUBARU FORESTER, N кузова SG5-051466, таможенная стоимость - 224649,13 руб.);
- - по ПТД N 10609032/291211/А001827 продекларировано транспортное средство (TOYOTA HARRIER, N кузова MCU15-0161109, таможенная стоимость - 243668,68 руб.);
- - по ПТД N 10609032/190112/А000042 продекларировано транспортное средство (автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF31U600005513, таможенная стоимость - 410056,40 руб.);
- - по ПТД N 10609032/190112/А000043 продекларировано транспортное средство (автомобиль TOYOTA HARRIER, N кузова MCU15-0136623, таможенная стоимость -226224,96 руб.);
- - по ПТД N 10609032/190112/А000044 продекларировано транспортное средство (автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U600166739, таможенная стоимость - 315 428 руб.);
- - по ПТД N 10609032/190112/А000046 продекларировано транспортное средство (автомобиль TOYOTA NOAH, N кузова AZR65-0036127, таможенная стоимость - 189256,80 руб.);
- - по ПТД N 10609032/230112/А000058 продекларировано транспортное средство (автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U100172853, таможенная стоимость -312 879 руб.);
- - по ПТД N 10609032/260112/А000116 продекларировано транспортное средство (автомобиль TOYOTA HILUX SURF, N шасси RZN 185-9033918, таможенная стоимость - 118 983,61 руб.);
- - по ПТД N 10609032/260112/А000121 продекларировано транспортное средство (автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U100240908, таможенная стоимость -306 670 руб.)
- - по ПТД N 10609032/270112/А000123 (автомобиль SUBARU FORESTER, N кузова SF5-122453, таможенная стоимость -117 377,10 руб.);
- - по ПТД N 10609032/070212/А000212 продекларировано транспортное средство (автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U400233970, таможенная стоимость -332556,40 руб.).
Как следует из материалов дела и установлено судом, при подаче ПТД N N 10609032/171111/А001532, 10609032/301111/А001606, 10609032/281211/А001809, 10609032/281211/A001810, 10609032/291211/А001827, 10609032/190112/А000042, 10609032/190112/А000043, 10609032/190112/А000044, 10609032/190112/А000046, 10609032/230112/А000058, 10609032/260112/А000116, 10609032/260112/А000121, 10609032/270112/А000123, 10609032/070212/А000212, для получения льготы и выполнения условий, предусмотренных п. 24 приложения N 3 Соглашения от 18.06.2010 таможенным представителем ООО "Интеллект брокер" предоставлены документы, миграционные карты и справки которые содержат подписи инспекторов УФМС по Новосибирской области и оттески печатей "для документов N N 13, 15, 22".
В графе "Служебные отметки" вышеуказанных ПТД отсутствуют отметки должностных лиц таможенного органа об оформлении таможенных приходных ордеров, из чего следует, что при декларировании автомобилей, таможенные пошлины не взимались.
На автомобиль TOYOTA GRAND HIACE, N кузова VCH16-0012144 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335032 от 18.11.2011.
На автомобиль TOYOTA GRANVIA, N кузова VCH16-0018236 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335203 от 01.12.2011.
На автомобиль TOYOTA WINDOM, N кузова MCV30-5000275 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335574 от 29.12.2011.
На автомобиль SUBARU FORESTER, N кузова SG5-051466 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335573 от 29.12.2011.
На автомобиль TOYOTA HARRIER, N кузова MCU15-0161109 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335597 от 30.12.2011.
На автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF31U600005513 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335793 от 20.01.2012.
На автомобиль TOYOTA HARRIER, N кузова MCU15-013 6623 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335767 от 20.01.2012.
На автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U600166739 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335794 от 20.01.2012.
На автомобиль TOYOTA NOAH, N кузова AZR65-0036127 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335770 от 20.01.2012.
На автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U100172853 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335800 от 24.01.2012.
На автомобиль TOYOTA HILUX SURF, N шасси RZN 185-9033918 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335891 от 27.01.2012.
На автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U100240908 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335886 от 27.01.2012.
На автомобиль SUBARU FORESTER, N кузова SF5-122453 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 335938 от 30.01.2012.
На автомобиль LEXUS RX300, N кузова JTJHF10U400233970 оформлен и выдан ПТС N 54 УР 336079 от 08.02.2012.
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что автомобили не находились в собственности и не были зарегистрированы на вышеперечисленных граждан в течение 6 месяцев до даты прибытия (переселения); данные лица прибыли без намерения проживать на территории Российской Федерации в статусе переселенца, беженца, участника Государственной программы; автомобили ввезены не для личного пользования, поскольку в день постановки на регистрационный учет были сняты с учета для целей отчуждения автомобилей.
По результатам проверки 23 сентября 2013 года Новосибирской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки N 10609000/400/230913/А0040.
Новосибирской таможней в адрес ООО "Интеллект брокер" как солидарному должнику были выставлены требования об уплате таможенных платежей N 213 от 04.10.2013, N 215, 217, 219, 221, 223, 225, 227, 239 от 07.10.2013, N 261 от 08.10.2013, N 271, 276 от 09.10.2013, N 278, 280 от 10.10.2013.
Считая требования Новосибирской таможни недействительными и нарушающими права и законные интересы общества, ООО "Интеллект брокер" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых требований и не нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; суд указал, что общество является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, с учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, части 6 статьи 60 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза.
В силу статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу части 3 статьи 352 ТК ТС установлены критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Исходя из пункта 4 статьи 354 ТК ТС, товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования и документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, а также подтверждающие признание физического лица переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 351 ТК ТС установлено, что транспортное средство для личного пользования это авто-, мототранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
В силу пункта 2 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 77 ТК ТС предусмотрено, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", с освобождением от уплаты таможенных платежей могут ввозиться автомобиль и прицеп, в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство при одновременном выполнении следующих условий: ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство -член таможенного союза; такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не опровергается сторонами, что в целях получения льготы таможенным представителем- ООО "Интеллект брокер" при декларировании автотранспортных средств по ПТД, представлены следующие документы:
- - по ПТД 10609032/171111/А001532 - свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0034604 от 12.07.2011; справка УФМС по Новосибирской области от 06.10.2011 N 291 на имя Кадырова Г.И. и миграционная карта 5011 N 1031263;
- - по ПТД 10609032/301111/А001606- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0044810 от 05.11.2011, справка УФМС по Новосибирской области на имя Соболева А.Ю. отсутствует, миграционная карта 0110 N 0136812, "приняты документы на РВП о 28.11.11 N 310, печать N 22";
- - по ПТД 10609032/281211/А001809 - свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0065702 от 21.12.2011, справка УФМС по Новосибирской области от 26.12.2011 N 307 "печать N 15" на имя Токтосунова Ж.К. и миграционная карта 0110 N 0069752 "приняты документы на РВП о 26.12.11 N 307, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/281211/А001810- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0065694 от 21.12.2011, справка УФМС по Новосибирской области от 26.12.2011 N 318 "печать N 15" на имя Кариева К.А. и миграционная карта 5010 N 1095588 "приняты документы на РВП о 26.12.11 N 318, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/291211/А001827- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0065799 от 23.12.201, справка УФМС по Новосибирской области на имя Карыева Ж.А. отсутствует, миграционная карта 0110 N 0086967 "приняты документы на РВП о 26.12.11 N 325, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/190112/А000042- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0067628 от 12.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области 19.01.2012 N 208 "печать N 15" на имя Абакирова А.Г. и миграционная карта 0110 N 0109337 "приняты документы на РВП о 19.01.12 N 208, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/190112/А000043- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0074440 от 11.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области 19.01.2012 N 247 "печать N 15" на имя Курбанова С.С. и миграционная карта 0110 N 0109311 "приняты документы на РВП о 19.01.12 N 247, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/190112/А000044- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0072144 от 12.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области 19.01.2012 N 215 "печать N 15" на имя Халимова Ш.А. и миграционная карта 0110 N 0109314 "приняты документы на РВП о 19.01.12 N 215, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/190112/А000046- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0071816 от 10.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области 19.01.2012 N 227 "печать N 15" на имя Джумаева Э.Т. и миграционная карта 0110 N 0111756 "приняты документы на РВП о 19.01.12 N 227, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/230112/А000058- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0063423 от 09.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области на имя Ботдаева А.M. отсутствует, миграционная карта 0110 N 0109325 "приняты документы на РВП о 19.01.12 N 226, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/260112/А000116- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0072191 от 12.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области от 24.01.2012 N 170 "печать N 15" на имя Захаровой А.В. и миграционная карта 5010 N 0068354 "приняты документы на РВП о 24.01.12 N 170, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/260112/А000121- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0072509 от 16.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области 24.01.2012 N 162 "печать N 15" на имя Макетова А.А. и миграционная карта 0110 N 0108404 "приняты документы на РВП о 24.01.12 N 162, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/270112/А000123- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0062020 от 13.12.2011, справка УФМС по Новосибирской области 24.01.2012 N 157 "печать N 15" на имя Маманазаров А.А. и миграционная карта 5010 N 0072330 "приняты документы на РВП о 24.01.12 N 157, печать N 15";
- - по ПТД 10609032/070212/А000212- свидетельство о регистрации транспортного средства КР N 0073300 от 25.01.2012, справка УФМС по Новосибирской области 31.01.2012 N 483 "печать N 15" на имя Казыбаевой У.А. и миграционная карта 5010 N 0072899 "приняты документы на РВП о 31.01.12 N 483, печать N 15".
К указанным ПТД приложены справки без номера и даты выданные ДРТС и ВС ГРС содержащие сведения об утере свидетельств о регистрации транспортных средств, которые были выданы Кадыровой Г.И., Соболеву А.Ю., Токтосунову Ж.К., Кариевой К.А., Карыеву Ж.А., Абакирову А.Г., Курбанову С.С, Халимову Ш.А., Джумаеву Э.Т., Ботдаеву А.M., Захаровой А.В., Макешову А.А., Маманазарову А.А. и Казыбаевой У.А. до получения свидетельств о регистрации транспортных средств.
Вышеуказанные документы содержат сведения о том, что автомобили, декларированные по ПТД N N 10609032/171111/А001532, 10609032/301111/А001606, 10609032/281211/А001809, 10609032/281211/А001810, 10609032/291211/А001827, 10609032/190112/А000042, 10609032/190112/А000043, 10609032/190112/А000044, 10609032/190112/А000046, 10609032/230112/А000058, 10609032/260112/А000116, 10609032/260112/А000121, 10609032/270112/А000123, 10609032/070212/А000212 ввезены на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания (Кыргызской Республики) собственников данных автомобилей: Кадыровой Г.И., Соболева А.Ю., Токтосунова Ж.К., Кариевой К.А., Карыева Ж.А., Абакирова А.Г., Курбанова С.С, Халимова Ш.А., Джумаева Э.Т., Ботдаева А.M., Захаровой А.В., Макешова А.А., Маманазарова А.А. и Казыбаевой У.А. не позднее 18 месяцев с даты их прибытия на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза, а также находились в собственности (зарегистрированы) у Кадыровой Г.И., Соболева А.Ю., Токтосунова Ж.К., Кариевой К.А., Карыева Ж.А., Абакирова А.Г., Курбанова С.С, Халимова Ш.А., Джумаева Э.Т., Ботдаева А.M., Захаровой А.В., Макешова А.А., Маманазарова А.А. и Казыбаевой У.А. в Кыргызской Республике (стране предыдущего проживания) более 6 месяцев, тем самым, условия Соглашения от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" являются формально выполненными.
После выпуска товара проведен таможенный контроль заявленных сведений в форме камеральной таможенной проверки, по результатам которой установлено несоблюдение совокупности условий предоставления льготного порядка декларирования автомобилей, а именно:
- - отсутствие факта переселения граждан Киргизской Республики на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
- - отсутствие факта нахождения автомобилей в собственности у таких лиц, и регистрации автомобилей на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки проведен анализ документов:
свидетельства о регистрации транспортных средств в Кыргызской Республике и уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, предоставленных при таможенном декларировании автомобилей по ПТД N N 10609032/171111/А001532, 10609032/301111/А001606, 10609032/281211 /А001809, 10609032/281211/А001810, 10609032/291211 /А001827, 10609032/190112/А000042, 10609032/190112/А000043, 10609032/190112/А000044,10609032/190112/А000046, 10609032/230112/А000058, 0609032/260112/А000116, 10609032/260112/А000121, 10609032/270112/А000123, 10609032/070212/А000212.
В ходе анализа установлены даты регистрации автомобилей в Кыргызской Республике и места пребываний иностранных граждан на территории Российской Федерации, данные сведения указаны в таблице N 3к акту проверки.
На запрос Новосибирской таможни от 28.08.2013 N 07-07/12288 "О предоставлении информации" из МОГТО и РАНТС ГИБДД N 1 ГУ МВД России по Новосибирской области получено письмо от 05.09.2013 N 4/1-4478 с информацией о реализации на территории Российской Федерации автомобилей, декларированных по ПТД N N 10609032/171111/А001532,10609032/281211/А001809, 10609032/190112/А000042, 10609032/190112/А000046, 10609032/260112/А000121, 10609032/281211/А001810, 10609032/190112/А000043, 10609032/230112/А000058, 10609032/270112/А000123, 10609032/070212/А000212.
На запрос Новосибирской таможни от 28.08.2013 N 07-08/12289 "О предоставлении информации" из УФМС России по Новосибирской области получено письмо от 11.09.2013 N 1/9-17713 "Ответ на запрос в отношении иностранных граждан" с информацией о дате прибытия иностранных граждан" и дате убытия иностранных граждан с территории Российской Федерации, в котором указано, что вышеназванным гражданам, справки от УФМС России по Новосибирской области на оформления на оформление РВП,ВЖ не выдавались (л.д. 72-75 т. 3).
Установленные таможней факты, отраженные в таблицах N N 4, 5, 6 акта камеральной таможенной проверки N 10609000/400/230913/А0040 свидетельствуют об отсутствии у граждан Кыргызской Республики: Кадыровой Г.И., Соболева А.Ю., Токтосунова Ж.К., Кариевой К.А., Карыева Ж.А., Абакирова А.Г., Курбанова С.С, Халимова Ш.А., Джумаева Э.Т., Ботдаева А.M., Захаровой А.В., Макешова А.А., Маманазарова А.А. и Казыбаевой У.А. намерения проживать на территории Российской Федерации в статусе переселенца, а соответственно отсутствовали и права на получение льготы в соответствии пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
Таким образом льгота в виде освобождения от уплаты таможенных платежей при перемещении автомобилей через таможенную границу Таможенного союза была заявлена неправомерно, в нарушение пункта 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о правомерном направлении в адрес ООО "Интеллект брокер" оспариваемых требований как солидарному должнику.
Размер и арифметический порядок начисления сумм таможенных платежей и сборов заявителем в апелляционной жалобе не оспариваются.
Вместе с тем, по мнению апеллянта, он не является в силу пункта 2 статьи 81 ТК ТС субъектом солидарной ответственности за уплату таможенных платежей, поскольку не знал о противоправном поведении физического лица, направленных на незаконное перемещение транспортного средства с целью неуплаты таможенных платежей.
Так, в силу пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
При оценке указанной позиции апеллянта судом учитывается анализ действующего законодательства и совокупность следующих обстоятельств.
Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подпункт 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (пункты 1, 2 статьи 12 ТК ТС); условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей является соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (подпункт 4 статьи 13 ТК ТС); плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 76 ТК ТС).
Согласно положениям Закона о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 3 статьи 12 ТК ТС отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора. При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем (часть 3 статьи 60).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В силу статьи 79 ТК ТС и статьи 114 Закона N 311 - ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Как указано в части 6 статьи 60 Закона N 311 -ФЗ, при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 150 Закона N 311 -ФЗ при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя.
Ввиду приведенных нормативных положений таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, обязанность по уплате которых возникает при декларировании товаров таможенным представителем.
Более того, при истолковании закона, подлежащего применению, значимой является правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 191-О-О, которым сформулирован правовой подход по данному вопросу, в силу пункта 1 данного определения применимый к действующему правовому регулированию в области таможенного дела.
Согласно данному подходу деятельность таможенного брокера (таможенного представителя), как она определена в таможенном законодательстве, состоит в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, причем осуществляется такая деятельность на постоянной, профессиональной (о чем свидетельствуют предъявляемые к таможенному брокеру требования и необходимость их включения в соответствующий реестр), а также договорной основе.
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет. К числу таких лиц относятся как декларант, так и таможенный брокер (представитель), совершающий таможенные операции от имени декларанта.
Правовое регулирование, при котором на таможенного брокера (представителя) возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным брокером, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что возможность определения в национальном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, предусмотрена стандартом 4.7 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года).
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 г. N 279-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года.
Содержание приведенных норм права в их взаимосвязи применительно к объему и условиям солидарной обязанности таможенного представителя с учетом его статуса профессионального участника соответствующих таможенных отношений свидетельствует об отсутствии коллизии между положениями пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса и приведенными нормами Закона о таможенном регулировании, поскольку Таможенным кодексом прямо предусмотрено, что плательщики таможенных пошлин, а также требования и условия к таможенным представителям определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
В указанной части позиция апеллянта о необходимости применения в рассматриваемом случае положений пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
При этом, судом также учитывается следующее.
Данная норма статьи 81 ТК ТС определяет обстоятельства возложения обязанности по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих выявление таможенным органом факта незаконности перемещения товара через таможенную границу по спорной декларации и участия общества в незаконном перемещении товара.
Кроме того, данная норма статьи 81 ТК ТС возлагает обязанности по уплате таможенных платежей определенными субъектами - лицами, незаконно перемещающими товары, участвующими в незаконном перемещении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 367 ТК ТС государства - члены Таможенного союза, законодательством которых на день вступления в силу настоящего Кодекса не предусмотрена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение 1 (одного) года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, определение таможенного представителя как солидарного должника по уплате таможенных пошлин, налогов вместе с плательщиком таможенных пошлин, налогов, таможенным законодательством Таможенного союза отнесено к ведению законодательства государств - членов Таможенного союза.
Нормы Федерального закона от 27.11.2010 N 311-03 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определяют обязанности по уплате таможенных платежей специального субъекта таможенных правоотношений - таможенного представителя, при декларировании им товара и их выпуске (пункт 6 статьи 60 Федерального закона N 311-ФЗ).
С учетом положений пунктов 13, 34 части 1 статьи 4, пункта 6 статьи 12, пункта 3 статьи 13, статьи 79 ТК ТС, части 4 статьи 60, статьи 114 Федерального закона таможенный представитель определен в качестве специального субъекта таможенных правоотношений (представитель декларанта), несущий именно солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
Кроме того, в пункте 2 статьи 81 ТК ТС таможенный представитель в качестве субъекта, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров, не указан.
Тогда как обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на таможенного представителя в силу его специального статуса, который дает ему возможность участвовать в таможенных правоотношения наравне с декларантами товаров.
Данный вывод также подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 27.11.2001 N 202-0 "Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой уплата таможенных платежей как необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, по существу, представляет собой не гражданско-правовое обязательство, а публично - правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания признавать оспариваемые требования незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта и оплачены им в полном объеме.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 ноября 2014 года по делу N А45-19721/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)