Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2015 N 15АП-6057/2015 ПО ДЕЛУ N А32-39429/2014

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. N 15АП-6057/2015

Дело N А32-39429/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности N 200
- Мирошиченко М.В.;
- от третьего лица: представитель по доверенности от 15.05.2015 г. N 131-25/07297 Громакова Е.В.; представитель по доверенности от 15.05.2015 г.
N 131-25/07272 Соловьев В.В.; представитель по доверенности от 19.02.2015 г. N 131-19/02519 Привалова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Южного таможенного управления и Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2015 г. по делу N А32-39429/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витамин",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
третье лицо: Южное таможенное управление,
принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Витамин" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости по ДТ N N 10317090/090713/0011143, 10317090/080413/0005679, 10317090/020713/0014037, 10317090/130313/0003952, 10317090/130513/0007651, 10317090/170612/0007904, об обязании принять таможенную стоимость товара по первому методу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное таможенное управление (далее - ЮТУ).
Заявленные требования мотивированы тем, что все необходимые документы были представлены при оформлении товара; первоначально при поставке товара в Российскую Федерацию таможня проводила свою проверку и оснований для корректировки не усмотрела; корректировка осуществлена на основании результатов проверки ЮТУ; основания для корректировки отсутствовали; взаимозависимость участников сделки не доказана; ДТ принятые для корректировки, не являются относимыми и допустимыми по временному периоду и условиям поставки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2015 г. оспариваемое решение Новороссийской таможни признано недействительным, суд обязал таможенный орган принять заявленную таможенную стоимость, определенную по первому методу, с таможенного органа в пользу заявителя взыскано 12000 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость ввезенного товара. Различие цены сделки с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа, не может являться основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.
Не согласившись с данным судебным актом, Новороссийская таможня и Южное таможенное управление обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которых просили решение суда от 02.02.2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы таможенные органы указывают, что заявленная декларантом таможенная стоимость имеет низкий ценовой уровень. По запросу таможенного органа дополнительные документы обществом не представлены. Пояснил, что оспариваемые решения приняты на основании результатов камеральной проверки ЮТУ. Заявленные при декларировании сведения о товаре документально не подтверждены. Кроме того, между продавцом и покупателем существует взаимосвязь.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Представители Новороссийской таможни и Южного таможенного управления в судебном заседании пояснили доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционных жалоб удовлетворить.
В судебном заседании, состоявшемся 18.05.2015 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 25.05.2015 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей Южного таможенного управления Громаковой Е.В. и Приваловой О.В.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, ООО "Витамин" заключило внешнеэкономический контракт от 01.10.2010 г. N 199 с турецкой компанией "Cansa lc ve Dis Tic.Ltd.Sti." (далее - контракт), предметом которого является купля - продажа товаров: "продукты питания" по наименованиям, количеству и по ценам, определяемым сторонами в приложениях к контракту.
09.07.2013 г. ООО "Витамин" в Новороссийскую таможню была подана ДТ N 10317090/090713/0011143 на следующие товары: N 1 "кондитерское изделие не содержащее какао, изготовленное из обжаренных тертых семян тахина и карамельной массы"; N 2 "тахин - кунжутная паста"; N 3 "джемы".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317090/090713/0011143 декларант представил таможенному органу документы согласно описи.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, была им условно откорректирована.
Новороссийской таможней в адрес общества было направлено решение о проведении дополнительной проверке таможенной стоимости, в котором содержались:
- - запрос о предоставлении декларантом в подтверждение правильности определения таможенной стоимости, заявленной по ДТ следующих документов: бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта): выписки из главной книги счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; прайс-лист производителя ввезенных товаров либо его коммерческое предложение; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур за фрахт, ведомость банковского контроля;
- - требование о необходимости корректировки таможенной стоимости товара согласно расчета и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.
По запросу таможенного органа ООО "Витамин" представило дополнительные документы, в связи с чем, 01.09.2013 г. таможенная стоимость принята Новороссийской таможней.
08.04.2013 г. ООО "Витамин" в Новороссийскую таможню была подана ДТ N 10317090/080413/0005679 на следующие товары: N 1 "ассорти овощное соленое из капусты, огурцов, стручкового перца, зеленых помидоров, моркови, консервированное".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317090/080413/0005679 декларант представил таможенному органу документы согласно описи.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, была им условно откорректирована.
Новороссийской таможней в адрес общества было направлено решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, в котором содержались:
- - запрос о предоставлении декларантом в подтверждение правильности определения таможенной стоимости, заявленной по ДТ следующих документов: бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта): выписки из главной книги счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; прайс-лист производителя ввезенных товаров либо его коммерческое предложение; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур за фрахт, ведомость банковского контроля;
- - требование о необходимости корректировки таможенной стоимости товара согласно расчета и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.
По запросу таможенного органа ООО "Витамин" представило дополнительные документы, в связи с чем, 01.06.2013 г. таможенная стоимость принята Новороссийской таможней.
02.07.2013 г. ООО "Витамин" в Новороссийскую таможню была подана ДТ N 10317090/020713/0014037 на товары: N 1 "ассорти овощное соленое из капусты, огурцов, стручкового перца, зеленых помидоров, моркови, консервированное".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317090/020713/0014037 декларант представил таможенному органу документы согласно описи.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, была им условно откорректирована.
Новороссийской таможней в адрес общества было направлено Решение о проведении дополнительной проверке таможенной стоимости, в котором содержались:
- - запрос о предоставлении декларантом в подтверждение правильности определения таможенной стоимости, заявленной по ДТ следующих документов: бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта): выписки из главной книги счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; прайс-лист производителя ввезенных товаров либо его коммерческое предложение; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур за фрахт, ведомость банковского контроля;
- - требование о необходимости корректировки таможенной стоимости товара согласно расчета и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.
По запросу таможенного органа ООО "Витамин" представило дополнительные документы, в связи с чем, 29.08.2013 таможенная стоимость принята Новороссийской таможней.
13.03.2013 г. ООО "Витамин" в Новороссийскую таможню была подана ДТ N 10317090/130313/0003952 на следующие товары: N 1 "джем вишневый", N 2 "джем клубничный", N 3 "джемы, полученные путем тепловой обработки".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317090/130313/0003952 декларант представил таможенному органу документы согласно описи.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, была им условно откорректирована.
Новороссийской таможней в адрес общества было направлено решение о проведении дополнительной проверке таможенной стоимости, в котором содержались:
- - запрос о предоставлении декларантом в подтверждение правильности определения таможенной стоимости, заявленной по ДТ следующих документов: бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта): выписки из главной книги счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; прайс-лист производителя ввезенных товаров либо его коммерческое предложение; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур за фрахт, ведомость банковского контроля;
- - требование о необходимости корректировки таможенной стоимости товара согласно расчета и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.
По запросу таможенного органа ООО "Витамин" представило дополнительные документы, в связи с чем, 13.05.2013 г. таможенная стоимость принята Новороссийской таможней.
13.05.2013 г. ООО "Витамин" в Новороссийскую таможню была подана ДТ N 10317090/130513/0007651 на товары N 1 "ассорти овощное соленое из капусты, огурцов, стручкового перца, зеленых помидоров, моркови, консервированное".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317090/130513/0007651 декларант представил таможенному органу документы согласно описи.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, была им условно откорректирована.
Новороссийской таможней в адрес общества было направлено решение о проведении дополнительной проверке таможенной стоимости, в котором содержались:
- - запрос о предоставлении декларантом в подтверждение правильности определения таможенной стоимости, заявленной по ДТ следующих документов: бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта): выписки из главной книги счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; прайс-лист производителя ввезенных товаров либо его коммерческое предложение; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур за фрахт, ведомость банковского контроля;
- - требование о необходимости корректировки таможенной стоимости товара согласно расчета и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.
По запросу таможенного органа ООО "Витамин" представило дополнительные документы, в связи с чем, 02.07.2013 г. таможенная стоимость принята Новороссийской таможней.
17.06.2013 ООО "Витамин" в Новороссийскую таможню подана ДТ N 10317090/170612/0007904 на следующие товары: N 1 "джем вишневый", N 2 "джем клубничный", N 3 "джем абрикосовый", N 4 "сироп виноградный", N 5 "кондитерское изделие не содержащее какао, изготовленное из обжаренных тертых семян тахина и карамельной массы", N 6 "порционные подносы", N 7 "изделия столовые: кастрюли с крышкой", N 8 "концентрат пищевой сухой", N 9 "изделия макаронные с начинкой".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317090/170612/0007904 декларант представил таможенному органу документы согласно описи.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, была им условно откорректирована.
Новороссийской таможней в адрес общества было направлено Решение о проведении дополнительной проверке таможенной стоимости, в котором содержались:
- - запрос о предоставлении декларантом в подтверждение правильности определения таможенной стоимости, заявленной по ДТ следующих документов: бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта): выписки из главной книги счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; прайс-лист производителя ввезенных товаров либо его коммерческое предложение; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур за фрахт, ведомость банковского контроля;
- - требование о необходимости корректировки таможенной стоимости товара согласно расчета и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.
По запросу таможенного органа ООО "Витамин" представило дополнительные документы, в связи с чем, 17.08.2013 г. таможенная стоимость была принята Новороссийской таможней.
В 2014 году ЮТУ в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка товаров, оформленных ООО "Витамин", в том числе по ДТ N N 10317090/090713/0011143, 10317090/080413/0005679, 10317090/020713/0014037, 10317090/130313/0003952, 10317090/130513/0007651, 10317090/170612/0007904.
01.08.2014 г. по результатам проведения проверки ЮТУ составлен Акт камеральной таможенной проверки N 10300000/832/010814/А0062, согласно которому, таможенный орган пришел к выводу о том, что между продавцом и покупателем существует взаимосвязь, а также имеет место недостаточная документальная подтвержденность заявленных при декларировании сведений о товаре, в связи с чем, таможенный орган посчитал, что применение первого метода определения таможенной стоимости товаров невозможно.
На основании указанного акта камеральной таможенной проверки ЮТУ Новороссийская таможня приняла решения от 22.08.2014 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N N 10317090/090713/0011143, 10317090/080413/0005679, 10317090/020713/0014037, 10317090/130313/0003952, 10317090/130513/0007651, N 10317090/170612/0007904, отказав заявителю в принятии основного метода определения таможенной стоимости товаров.
07.10.2014 таможенный орган самостоятельно определил таможенную стоимость товаров, задекларированных по ДТ N N 10317090/090713/0011143, 10317090/080413/0005679, 10317090/020713/0014037, 10317090/130313/0003952, 10317090/130513/0007651, 10317090/170612/0007904 по 6-му методу (резервному) на базе метода 3-го (по стоимости сделки с однородными товарами), на основании ценовой информации по ДТ N 10129073/290612/0000603, N 10317110/200513/0011070, N 10130010/081211/0026492, а также оформил бланки КТС и ДТС-2.
Кроме того, должностными лицами Новороссийской таможни произведен пересчет таможенных платежей и пени, подлежащих доплате в связи с произведенной корректировкой таможенной стоимости, а также вынесены следующие Требования об уплате доначисленных таможенных платежей в отношении декларанта ООО "Витамин", а также компаний таможенных представителей ООО "Мэйджор Карго Сервис" и ООО "Хекни Лоджистик":
- - по ДТ N 10317090/090713/0011143 - N 1443 от 13.10.2014 г. и N 1444 от 13.10.2014 г. на сумму 78 065,08 рублей;
- - по ДТ N 10317090/080413/0005679 - N 1437 от 13.10.2014 г. и N 1438 от 13.10.2014 г. на сумму 219 337,38 рублей;
- - по ДТ N 10317090/020713/0014037 - N 1439 от 13.10.2014 г. и N 1440 от 13.10.2014 г. на сумму 207 400,32 рублей;
- - по ДТ N 10317090/130313/0003952-1453 от 15.10.2014 г. и N 1454 от 15.10.2014 г. на сумму 154 883,06 рубля;
- - по ДТ N 10317090/130513/0007651 - N 1441 от 13.10.2014 г. и N 1442 от 13.10.2014 г., на сумму 218 816,94 рублей;
- - по ДТ N 10317090/170612/0007904 - N 1455 от 15.10.2014 г. и N 1456 от 15.10.2014 г., на сумму 136 334,94 рубля.
Не согласившись с решением Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.08.2014 г., заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как следует из материалов дела, в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара обществом представлен необходимый пакет документов согласно описи документов к спорным ДТ, включающий контракт от 01.10.2010 г. N 199, спецификации к данному контракту, коммерческие инвойсы, паспорт сделки, упаковочный лист со ссылкой на дату и номер инвойса, и другие документы, необходимые для таможенного оформления ввоза импортного товара.
Материалами дела, а именно ведомостями банковского контроля, представленными ООО "Витамин", подтверждается, что общество оплатило компании "Cansa lc ve Dis Tic.Ltd.Sti.", денежные средства за товары, поставленные по ДТ N N 10317090/090713/0011143, 10317090/080413/0005679, 10317090/020713/0014037, 10317090/130313/0003952, 10317090/130513/0007651, 10317090/170612/0007904 в соответствии суммами размера общей фактурной стоимости, указанными в графе N (22) деклараций на товары, и суммами, указанными в инвойсах компаний.
Однако указанная обществом в названных таможенных декларациях таможенная стоимость товаров не была принята таможенным органом.
Представленные ООО "Витамин" в таможенный орган документы не содержали признаков недостоверности, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена и основания для ее корректировки у таможенного органа отсутствовали, признается апелляционной инстанцией обоснованным.
В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара. При этом довод таможенного органа о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товара имеет низкий уровень, согласно ценовой информации, имеющейся в ИАС "Мониторинг-Анализ", не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости.
Ссылка заявителя жалобы на непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов отклоняется судом апелляционной инстанции.
Положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза указывают на право таможенных органов истребовать не все документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров. Данное право не может рассматриваться, как позволяющее таможенным органам осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров, руководствуясь фактом непредставления дополнительных документов, если такие документы не способны повлиять на определение таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении.
В свою очередь представленные документы содержали в полном объеме необходимую информацию о цене сделки, условиях поставки товара и других существенных условиях, исходя из которых возможно осуществить проверку достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, определенной по цене сделки с ним.
При применении таможенным органом шестого метода определения таможенной стоимости использована ценовая информация, содержащаяся в ИАС "Мониторинг-Анализ". Однако таможенным органом не подтверждена сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его количественных и качественных характеристик с товарами, ввезенными обществом по спорным декларациям.
Как следует из материалов дела, Новороссийская таможня запросила у декларанта дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определенной им таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10317090/090713/0011143, 10317090/080413/0005679, 10317090/020713/0014037, 10317090/130313/0003952, 10317090/130513/0007651, 10317090/170612/0007904, а именно: бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта): выписки из главной книги счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; прайс-лист производителя ввезенных товаров либо его коммерческое предложение; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур за фрахт, ведомость банковского контроля.
Общество предоставило дополнительные документы согласно запросов.
Из изложенного следует, что заявителем были представлены таможне необходимые документы, а часть документов не была представлена таможенному органу по объективным причинам, кроме того, необходимость в них для определения таможенной стоимости по первому методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) отсутствовала, в связи с чем, требование таможенного органа об их предоставлении неправомерно.
Также по смыслу Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим, таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
Таким образом, вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из первоначально представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что довод таможенного органа об установлении наличия взаимосвязи между продавцом и покупателем также подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статье 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, на декларанта возложена обязанность по декларированию таможенной стоимости ввозимых товаров, осуществляемому путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Как было указано выше, Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.2010.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, устанавливается нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в Российской Федерации - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 названной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 названного Соглашения. (метод 1)
Как следует из статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- - установлены совместным решением органов Таможенного союза;
- - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- - существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 названного Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3 Соглашения "взаимосвязанными лицами" признаются лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
а) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;
б) являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
в) являются работодателем и работником, служащим;
г) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
д) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
е) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
ж) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
з) являются родственниками или членами одной семьи.
Лица, которые являются партнерами в совместной предпринимательской или иной деятельности, и при этом одно из них является исключительным (единственным) агентом, исключительным дистрибьютором или исключительным концессионером другого, как бы это ни было представлено, должны считаться взаимосвязанными для целей настоящего Соглашения, если данные лица отвечают хотя бы одному из указанных условий.
Как следует из текста Решений о корректировке таможенной стоимости и Требований об уплате таможенных платежей, принятых таможенным органом в отношении товаров оформленных по ДТ N N 10317090/090713/0011143, 10317090/080413/0005679, 10317090/020713/0014037, 10317090/130313/0003952, 10317090/130513/0007651, 10317090/170612/0007904 основанием для принятия указанных Решений и Требований, явилось установление сотрудниками Южного таможенного управления в ходе проведения камеральной таможенной проверки, наличия взаимосвязи между продавцом и покупателем, а также недостаточная документальная подтвержденность заявленных при декларировании сведений о товаре.
Из контракта N 199 от 01.10.2010 следует, что он подписан от лица продавца - генеральным директором компании "Cansa lc ve Dis Tic.Ltd.Sti." Зеки Хусейин Акпынар, а со стороны покупателя - генеральным директором Акалын Неджмеддин.
Согласно сведений содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении российского юридического лица - ООО "Витамин", данное общество зарегистрировано и состоит на учете в МИФНС N 46 по г. Москве, уставной капитал составляет 10 000 рублей, а единственным участником со 100% долей в уставном капитале является Неджмеддин Акалын.
Как следует из текста акта камеральной таможенной проверки N 10300000/832/010814/А0062, на запрос таможни из таможенных органов Турции поступил ответ, согласно которого, уставной капитал фирмы "Cansa lc ve Dis Tic.Ltd.Sti." составляет 11 000 турецких лир и разделен на 1100 долей по 10 турецких лир, из которых: 5310 турецких лир уставного капитала (561 доля) принадлежат Намеддин Акалын, оставшиеся 5390 турецких лир (631 доля) принадлежат Али Акалын.
Таможенный орган указал на то, что фирма "Cansa lc ve Dis Tic.Ltd.Sti." является семейной, и имеет две семейные фирмы - ООО "Витамин" в России и "Maxalat Ali" в Ливии.
Кроме того, таможенный орган установил, что Намеддин Акалын с 23.08.2011 г. является директором ООО "Витамин".
Указанные обстоятельства, по мнению таможенного органа, указывают на наличие взаимосвязи между продавцом и покупателем.
Отнесение указанных лиц к взаимозависимым, основано на установлении факта принадлежности Намеддин Акалын доли в уставном капитале компании "Cansa lc ve Dis Tic.Ltd.Sti.". Вместе с тем, согласно статье 3 Соглашения на отнесение лиц к взаимозависимым, влияет наличие 5% и более голосующих акций компании, а не наличие и величина доли в уставном капитале.
Кроме того, факт родства не установлен надлежащим образом и не подтвержден материалами дела документально.
В рассматриваемом случае, установленные таможенном органом факты не позволяют отнести компанию продавца - "Cansa lc ve Dis Tic.Ltd.Sti." и ООО "Витамин" к взаимосвязанным лицам, так как отсутствуют основания, приведенные в статье 3 Соглашения.
Пунктом 12 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 г. N 191 определено, что факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для определения таможенной стоимости таких товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. При этом декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.
В данном случае таможня не представила доказательств полного и последовательного соблюдения им норм пункта 12 Правил, а также доказательств того, каким образом факт взаимосвязи оказал влияние на цену сделки и на расчет таможенной стоимости товара по рассматриваемым таможенным декларациям.
Таможенный орган в нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, что заявленная декларантом таможенная стоимость существенно отличается от имевшей место в тот же или в соответствующий ему период времени стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на ввоз в Российскую Федерацию из той же страны, откуда ввозились оцениваемые товары, одного и того же производителя, с одинаковыми условиями поставки покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами.
Проанализировав полученные таможней в ходе проверки материалы, суд пришел к выводу о том, что таможня, указав на взаимосвязь юридических лиц, не указала и документально не обосновала, что доля директора организации покупателя в Уставном капитале организации поставщика достаточна для оказания влияния на цену товара, не представила ни одного документально подтвержденного факта умышленного снижения декларантом таможенной стоимости ввозимых товаров.
При отсутствии конкретных доказательств, наличие взаимосвязи у декларанта и контрагентов само по себе не может указывать на безусловный факт злоупотребления декларантом своими правами при совершении сделки и расчете таможенной стоимости товара.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что таможня не представила надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2015 г. по делу N А32-39429/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)