Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности N 107 Мин А.И., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 по делу N А32-26633/2014, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плодовощторг"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Плодовощторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган нарушил требования по надлежащему оформлению постановления, а также, тем, что административный орган не является уполномоченным органом по контролю (надзору) за соблюдением Технического Регламента Таможенного Союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), что качество товара и нанесенная маркировка соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, а в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 постановление Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении N 10317000-188/2014 от 23.05.2014 года о привлечении Закрытого акционерного общества "ПЛОДОВОЩТОРГ" (ИНН 5024125368 ОГРН 1125024000012) к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено. Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доказанность материалами административного дела факта предоставления обществом недостоверных сведений, а также состава вмененного обществу правонарушения по ст. 16.7 КоАП РФ
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Плодовощторг". Представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.02.2012 между ООО "Плодовощторг" и компанией "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" Израиль, заключен контракт N IL/4-AR на покупку-продажу фруктов и овощей, в соответствии со спецификациями, которые являются неотъемлемой частью данного контракта.
01.02.2012 между ООО "Плодовощторг" и таможенным представителем ФГУП "Торговый дом "Кремлевский" Управления делами Президента РФ заключен договор N 0313/01-12-27 об оказании услуг таможенным представителем, в соответствии с которым ФГУП "Торговый дом "Кремлевский" обязуется совершить от имени и по поручению ООО "Плодовощторг" таможенные операции в отношении товара или транспортных средств в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а также оказать иные услуги в области таможенного дела.
31.12.2013 специалистом по таможенному оформлению ФГУП "Торговый дом "Кремлевский" Управления делами Президента РФ Эллерт Р.В. в таможенный орган Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни с целью помещения товара под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер 10317100/311213/0016345, в которой заявлен товар двух наименований, в том числе товар N 1: перец стручковый сладкий свежий рода CAPSICUM, цвет красный, желтый, оранжевый, предназначен для употребления в пищу, урожай 2013 года, класс 1, размер М, L код ОКП 97-3500, 15796 картонных коробок на 145 поддонах, вес нетто коробок около 5 кг, изготовитель "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" Израиль, вес брутто 85697 кг, вес нетто 78980 кг, код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС 0709601002, таможенная стоимость 2843447,44 руб.
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений на перемещение указанного товара через таможенную границу Таможенного союза вместе с данной ДТ была представлена декларация о соответствии N RU Д-IL.АЮ50.В.00428 от 10.12.2013, в соответствии с которой ООО "Плодовощторг" заявило о соответствии товара "перец свежий сладкий, в картонных, полимерных и деревянных ящиках, урожай 2013 года", перемещаемого в рамках контракта N IL/4-AR от 10.02.2012, изготовитель "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" Израиль, требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10317100/030114/003213), в котором принимал участие сотрудник ОТО и ЭК Новороссийской таможни Лопатецкая Е.В. установлено, что товар N 1 представляет из себя - "перец стручковый, сладкий, свежий, красного, желтого и оранжевого цвета", уложен в картонные коробки, размещенные на 145-ти деревянных поддонах. На всех картонных коробках имеется маркировка: "SWEET PEPPERS/ARAVA EXPORT GROWERS ISRAEL LTD/PRODUCE OF ISRAEL/5KG NET/CLASS I/ WWW.ARV.CO.IL". На 8546 картонных коробках (грузовых местах) имеется этикетка с маркировкой: "EAC/ARAVA EXPORT GROWERS ISRAEL/ТОВАР-ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ/ВЕС НЕТТО - 5 КГ/КЛАСС/КАЛИБР ТОВАРА - 1 КЛАСС/УРОЖАЙ 2013/УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ - РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМПЕРАТУРА+8, +10 ГРАДУСОВ, ВЛАЖНОСТЬ 85-90%, адрес производителя - Израиль, AIRPORT CITY, HANEGEV STR, BAREKET BUI 2", всего по товару N 1 15796 картонных коробок.
Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля таможни (служебная записка от 20.03.2014 N 26-26/260), на упаковке части товара N 1 ДТ N 10317100/311213/0016345, на картонных коробках, отсутствует маркировка на русском языке, в связи с чем, запреты и ограничения (в части мер технического регулирования) по части товара N 1, с предоставлением декларации о соответствии N RU Д-IL.АЮ50.В.00428 от 10.12.2013, не соблюдены.
Усмотрев в действиях общества факт предоставления таможенному представителю недействительных документов при декларировании товаров по ДТ N 10317100/311213/0016345, Новороссийская таможня возбудила дело об административном правонарушении (регистрационный номер N 10317000-188/2014) в отношении ЗАО "ПЛОДОВОЩТОРГ" по статье 16.7 КоАП РФ и приняла решение о проведении административного расследования.
23.05.2014 Новороссийской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-188/2014, которым ООО "ПЛОДОВОЩТОРГ" привлечено к административной ответственности по ст. 16.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с производством таможенных операций, в том числе таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшем за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах.
Состав данного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и этапы прибытия товаров на таможенную территорию, помещения товаров под процедуру таможенного транзита, то есть все этапы таможенной процедуры, когда таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
Обязательным признаком состава данного правонарушения является наступление неблагоприятных последствий - сообщение (заявление) таможенному органу недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.
Субъект правонарушения определен в диспозиции статьи. В зависимости от стадии таможенной процедуры, когда таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах, таким лицом может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, перевозчик, декларант.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В силу части 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Пунктом 5 части 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в декларации на товары указываются сведения о товарах, в том числе - количество.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие заявленное количество товаров.
Для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Также данной статьей установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Согласно статье 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.
В силу пункта 7 статьи 4.12 ТР ТС 022/2011, маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию.
Из материалов дела усматривается, что в акте таможенного досмотра, постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении установлено, что ввозимый по ДТ N 10317100/311213/0016345 товар упакован в транспортную упаковку - картонные коробки.
Товаросопроводительными документами на товар (перец стручковый сладкий свежий рода CAPSICUM, цвет красный, желтый, оранжевый, предназначен для употребления в пищу, урожай 2013 года, класс 1, размер M, L 15796 картонных коробках на 145 поддонах), а также декларацией о соответствии NRU Д-IL.АЮ50.В.00428, выданной для выпуска данного товара по ДТ N 10317100/311213/0016345, подтверждается, что производителем партии перцев в количестве вес брутто 85697 кг, вес нетто 78980 кг является "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" (Израиль), информация о котором была нанесена на маркировку. Недействительность товаро-сопроводительных документов таможенным органом не установлена.
Постановлением Новороссийской таможни от 23.05.2014 N 10317000-188/2014 установлено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ.
Между тем, как правильно отметил арбитражный суд первой инстанции, материалы дела не содержат достаточного, полного описания события совершенного административного правонарушения.
Протокол испытаний, на основании которого принята декларация о соответствии от 10.12.2013 ТС NRU Д-IL.АЮ50.В.00428 не отменен и не признан недействительным уполномоченным органом, а также в протоколе таможенный орган не отразил, какие именно подпункты, пункты и статьи 2 Технического регламента Таможенного союза N 021/2011 и 022/2011 нарушило общество, какие именно сведения в части маркировки товара не отражены, в чем именно выразилась недостоверность предоставленной декларации о соответствии от 10.12.2013 ТС NRU Д-IL.АЮ50.В.00428.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что событие административного правонарушения по ст. 16.7 КоАП РФ должным образом административным органом не установлено и не доказано.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно установлено судом первой инстанции выводы таможенного органа о наличии вины общества является необоснованными.
Таким образом, наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ является недоказанным.
В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни о привлечении ООО "Плодовощторг" к административной ответственности по ст. 16.7 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, в силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 468 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного Союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" в компетенцию таможенного органа не входят полномочия по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки". Данными функциями наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, следовательно, таможенный орган, отказывая в выпуске товара в связи с нарушением порядка маркировки знаком обращения, вышел за рамки своих полномочий.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о необоснованности выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 по делу N А32-26633/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 15АП-1343/2015 ПО ДЕЛУ N А32-26633/2014
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N 15АП-1343/2015
Дело N А32-26633/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности N 107 Мин А.И., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 по делу N А32-26633/2014, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плодовощторг"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Плодовощторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган нарушил требования по надлежащему оформлению постановления, а также, тем, что административный орган не является уполномоченным органом по контролю (надзору) за соблюдением Технического Регламента Таможенного Союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), что качество товара и нанесенная маркировка соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, а в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 постановление Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении N 10317000-188/2014 от 23.05.2014 года о привлечении Закрытого акционерного общества "ПЛОДОВОЩТОРГ" (ИНН 5024125368 ОГРН 1125024000012) к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено. Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доказанность материалами административного дела факта предоставления обществом недостоверных сведений, а также состава вмененного обществу правонарушения по ст. 16.7 КоАП РФ
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Плодовощторг". Представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.02.2012 между ООО "Плодовощторг" и компанией "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" Израиль, заключен контракт N IL/4-AR на покупку-продажу фруктов и овощей, в соответствии со спецификациями, которые являются неотъемлемой частью данного контракта.
01.02.2012 между ООО "Плодовощторг" и таможенным представителем ФГУП "Торговый дом "Кремлевский" Управления делами Президента РФ заключен договор N 0313/01-12-27 об оказании услуг таможенным представителем, в соответствии с которым ФГУП "Торговый дом "Кремлевский" обязуется совершить от имени и по поручению ООО "Плодовощторг" таможенные операции в отношении товара или транспортных средств в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а также оказать иные услуги в области таможенного дела.
31.12.2013 специалистом по таможенному оформлению ФГУП "Торговый дом "Кремлевский" Управления делами Президента РФ Эллерт Р.В. в таможенный орган Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни с целью помещения товара под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер 10317100/311213/0016345, в которой заявлен товар двух наименований, в том числе товар N 1: перец стручковый сладкий свежий рода CAPSICUM, цвет красный, желтый, оранжевый, предназначен для употребления в пищу, урожай 2013 года, класс 1, размер М, L код ОКП 97-3500, 15796 картонных коробок на 145 поддонах, вес нетто коробок около 5 кг, изготовитель "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" Израиль, вес брутто 85697 кг, вес нетто 78980 кг, код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС 0709601002, таможенная стоимость 2843447,44 руб.
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений на перемещение указанного товара через таможенную границу Таможенного союза вместе с данной ДТ была представлена декларация о соответствии N RU Д-IL.АЮ50.В.00428 от 10.12.2013, в соответствии с которой ООО "Плодовощторг" заявило о соответствии товара "перец свежий сладкий, в картонных, полимерных и деревянных ящиках, урожай 2013 года", перемещаемого в рамках контракта N IL/4-AR от 10.02.2012, изготовитель "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" Израиль, требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10317100/030114/003213), в котором принимал участие сотрудник ОТО и ЭК Новороссийской таможни Лопатецкая Е.В. установлено, что товар N 1 представляет из себя - "перец стручковый, сладкий, свежий, красного, желтого и оранжевого цвета", уложен в картонные коробки, размещенные на 145-ти деревянных поддонах. На всех картонных коробках имеется маркировка: "SWEET PEPPERS/ARAVA EXPORT GROWERS ISRAEL LTD/PRODUCE OF ISRAEL/5KG NET/CLASS I/ WWW.ARV.CO.IL". На 8546 картонных коробках (грузовых местах) имеется этикетка с маркировкой: "EAC/ARAVA EXPORT GROWERS ISRAEL/ТОВАР-ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ/ВЕС НЕТТО - 5 КГ/КЛАСС/КАЛИБР ТОВАРА - 1 КЛАСС/УРОЖАЙ 2013/УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ - РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМПЕРАТУРА+8, +10 ГРАДУСОВ, ВЛАЖНОСТЬ 85-90%, адрес производителя - Израиль, AIRPORT CITY, HANEGEV STR, BAREKET BUI 2", всего по товару N 1 15796 картонных коробок.
Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля таможни (служебная записка от 20.03.2014 N 26-26/260), на упаковке части товара N 1 ДТ N 10317100/311213/0016345, на картонных коробках, отсутствует маркировка на русском языке, в связи с чем, запреты и ограничения (в части мер технического регулирования) по части товара N 1, с предоставлением декларации о соответствии N RU Д-IL.АЮ50.В.00428 от 10.12.2013, не соблюдены.
Усмотрев в действиях общества факт предоставления таможенному представителю недействительных документов при декларировании товаров по ДТ N 10317100/311213/0016345, Новороссийская таможня возбудила дело об административном правонарушении (регистрационный номер N 10317000-188/2014) в отношении ЗАО "ПЛОДОВОЩТОРГ" по статье 16.7 КоАП РФ и приняла решение о проведении административного расследования.
23.05.2014 Новороссийской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-188/2014, которым ООО "ПЛОДОВОЩТОРГ" привлечено к административной ответственности по ст. 16.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с производством таможенных операций, в том числе таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшем за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах.
Состав данного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и этапы прибытия товаров на таможенную территорию, помещения товаров под процедуру таможенного транзита, то есть все этапы таможенной процедуры, когда таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
Обязательным признаком состава данного правонарушения является наступление неблагоприятных последствий - сообщение (заявление) таможенному органу недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.
Субъект правонарушения определен в диспозиции статьи. В зависимости от стадии таможенной процедуры, когда таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах, таким лицом может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, перевозчик, декларант.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В силу части 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Пунктом 5 части 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в декларации на товары указываются сведения о товарах, в том числе - количество.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие заявленное количество товаров.
Для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Также данной статьей установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Согласно статье 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.
В силу пункта 7 статьи 4.12 ТР ТС 022/2011, маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию.
Из материалов дела усматривается, что в акте таможенного досмотра, постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении установлено, что ввозимый по ДТ N 10317100/311213/0016345 товар упакован в транспортную упаковку - картонные коробки.
Товаросопроводительными документами на товар (перец стручковый сладкий свежий рода CAPSICUM, цвет красный, желтый, оранжевый, предназначен для употребления в пищу, урожай 2013 года, класс 1, размер M, L 15796 картонных коробках на 145 поддонах), а также декларацией о соответствии NRU Д-IL.АЮ50.В.00428, выданной для выпуска данного товара по ДТ N 10317100/311213/0016345, подтверждается, что производителем партии перцев в количестве вес брутто 85697 кг, вес нетто 78980 кг является "ARAVA EXPORT GROWERS LTD" (Израиль), информация о котором была нанесена на маркировку. Недействительность товаро-сопроводительных документов таможенным органом не установлена.
Постановлением Новороссийской таможни от 23.05.2014 N 10317000-188/2014 установлено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ.
Между тем, как правильно отметил арбитражный суд первой инстанции, материалы дела не содержат достаточного, полного описания события совершенного административного правонарушения.
Протокол испытаний, на основании которого принята декларация о соответствии от 10.12.2013 ТС NRU Д-IL.АЮ50.В.00428 не отменен и не признан недействительным уполномоченным органом, а также в протоколе таможенный орган не отразил, какие именно подпункты, пункты и статьи 2 Технического регламента Таможенного союза N 021/2011 и 022/2011 нарушило общество, какие именно сведения в части маркировки товара не отражены, в чем именно выразилась недостоверность предоставленной декларации о соответствии от 10.12.2013 ТС NRU Д-IL.АЮ50.В.00428.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что событие административного правонарушения по ст. 16.7 КоАП РФ должным образом административным органом не установлено и не доказано.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно установлено судом первой инстанции выводы таможенного органа о наличии вины общества является необоснованными.
Таким образом, наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ является недоказанным.
В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни о привлечении ООО "Плодовощторг" к административной ответственности по ст. 16.7 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, в силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 468 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного Союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" в компетенцию таможенного органа не входят полномочия по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки". Данными функциями наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, следовательно, таможенный орган, отказывая в выпуске товара в связи с нарушением порядка маркировки знаком обращения, вышел за рамки своих полномочий.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о необоснованности выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 по делу N А32-26633/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)