Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.09.2014 ПО ДЕЛУ N А56-68809/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу N А56-68809/2013


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Балтийской таможни Губановой А.В. (доверенность от 27.12.2013 N 04-23/43552), рассмотрев 26.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 (судьи Семенова А.Б., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А56-68809/2013,

установил:

Закрытое акционерное общество "Стальное дело", место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 44, литера Е, ОГРН 1047855147999, ИНН 7841306335 (далее - заявитель, ЗАО "Стальное дело", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32, литера А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в отказе возвратить ЗАО "Стальное дело" излишне уплаченные таможенные платежи, возникшие в результате проведения таможенным органом незаконной корректировки таможенной стоимости товара по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) от 26.10.2010 N 10216110/261010/0037437 и от 04.11.2010 N 10216100/041110/0136254, а также об обязании возвратить на расчетный счет общества сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 77 440,27 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 (судья Захаров В.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014, решение от 06.02.2014 отменено в части обязания Балтийской таможни возвратить на расчетный счет ЗАО "Стальное дело" сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 77 440,27 руб., заявление в данной части оставлено без рассмотрения. В остальной части решение от 06.02.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле обстоятельствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 06.02.2014 отменить полностью, постановление от 29.05.2014 отменить в части признания незаконными действий таможни, выразившихся в отказе возвратить ЗАО "Стальное дело" излишне уплаченные таможенные платежи, возникшие в результате проведения таможенным органом незаконной корректировки таможенной стоимости товара спорным ГТД и оставить заявление общества без рассмотрения полностью.
Общество в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, просит постановление от 29.05.2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, указанные в кассационной жалобе.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ЗАО "Стальное дело" и фирмой "NORDCAPE MANAGEMENT LTD" (Кипр) заключены контракты от 21.08.2008 N 08-08 STDELO и от 12.10.2010 N 10-10 STDELO на поставку товаров. На основании данных договоров в период с 26.10.10 по 04.11.2010 общество приобрело и ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "прокат плоский холоднокатаный". Товар оформлен по ГТД от 26.10.2010 N 10216110/261010/0037437 и ГТД от 04.11.2010 N 10216100/041110/0136254.
Таможенную стоимость товара декларант определил по первому (основному) методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таможня, посчитав применение обществом первого метода неправомерным, произвела корректировку таможенной стоимости товара по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости товара и доначислила обществу дополнительные таможенные платежи на общую сумму 77 440,27 руб.
Посчитав указанные действия Балтийской таможни незаконными, ЗАО "Стальное дело" обратилось в суд.
В связи с признанием решения о корректировке таможенной стоимости товаров незаконным, суд первой инстанции счел требование заявителя об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда первой инстанции и оставил заявление ЗАО "Стальное дело" в части обязания Балтийской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи без рассмотрения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", рассматривая заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться следующим.
Согласно статьям 147 и 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов.
Таким образом, на декларанта возложена обязанность изначально обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
То есть названным Законом предусмотрен заявительный порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, инициируемый декларантом.
Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона N 311-ФЗ, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к статье 148 АПК РФ.
Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что заявление ЗАО "Стальное дело" о возврате излишне взысканных таможенных платежей от 05.11.2013 было подано без приложения необходимых документов.
Поскольку предусмотренный законом порядок обществом не был соблюден, суд апелляционной инстанции обоснованно оставил заявление ЗАО "Стальное дело" в части обязания Балтийской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи без рассмотрения.
Судебный акт в данной части соответствует нормам материального и процессуального права и заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
Кассационная инстанция считает выводы суда первой и апелляционной инстанции о неправомерности произведенной таможней корректировки таможенной стоимости товара также соответствующими закону.
Согласно пункту 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По настоящему делу судами установлено, что общество для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров представило в таможню полный комплект документов, предусмотренных статьей 183 ТК ТС. Оценив в совокупности представленные обществом документы, суды установили, что они не имеют противоречий и подтверждают заявленную обществом таможенную стоимость товара.
При этом доказательства несоблюдения обществом условий о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также недостоверности указанного им уровня цен на спорный товар таможенный орган не представил. Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки.
В кассационной жалобе таможня указывает, что несоблюдение заявителем досудебного порядка при подаче заявления о возврате излишне взысканных таможенных платежей является основанием для оставления заявления ЗАО "Стальное дело" без рассмотрения в полном объеме.
Данный довод основан на неправильном толковании норм процессуального и материального права и подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А56-68809/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)