Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.03.2014 ПО ДЕЛУ N А60-48642/2013

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу N А60-48642/2013


Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Уралхимпласт" (ИНН 6623005777, ОГРН 1026601369486)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
при участии специалистов Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Екатеринбурга.
В судебном заседании участвовали:
- от заявителя: К.А. Степанов, представитель, доверенность N 17/561 от 08.01.2014 г., паспорт;
- от заинтересованного лица: О.А. Ясенко, главный государственный таможенный инспектор, доверенность от 20.01.2014 г., служебное удостоверение; Н.М. Киреева, уполномоченный по особо важным делам, доверенность от 20.01.2014 г., служебное удостоверение; М.С. Поварова, главный государственный таможенный инспектор, доверенность от 13.01.2014 г., служебное удостоверение.
специалисты: Кисиль С.П. - начальник отдела Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Екатеринбурга, служебное удостоверение, свидетельство ЦЭКТУ N 000532; С.В. Труфанова, главный государственный таможенный инспектор Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Екатеринбурга, служебное удостоверение, свидетельство ЦЭКТУ N 000568.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель просит приобщить к материалам дела экспертное заключение профессора, доктора технических наук В.Г. Бурдынина. Ходатайство судом удовлетворено, представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованное лицо в связи с невозможностью обеспечения явки в судебное заседание ходатайствует о замене вызванного в суд специалиста Феневой Т.Н. на Кисиль С.П., поскольку последний специализируется в той же области, что и Фенева Т.Н., то есть в области экспертизы объектов (товаров) органического происхождения. Суд при отсутствии возражений заявителя ходатайство удовлетворил.

Открытое акционерное общество "Уралхимпласт" просит признать незаконным и отменить постановление Екатеринбургской таможни от 21.11.2013 г. N 10502000-489/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 106000 руб. В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Заинтересованное лицо требования не признало, полагая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Как видно из материалов дела, ОАО "Уралхимпласт" с целью таможенного декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза из США, подало в Нижнетагильский таможенный пост Екатеринбургской таможни декларацию на товары N 10502130/060813/0001403, в которой указало следующие сведения о декларируемом товаре: Масло скорлупы орехов кешью дистиллированное (карданол) марки CARDOLITE NC 700. Для изготовления фенольных смол. Не содержит этиловый спирт. Вязкая жидкость коричневого цвета с резким запахом. В бочках по 190,5 кг. Не отходы. Изготовитель CARDOLITE CORPORATION. Вес брутто 17200,22 кг, нетто 15240 кг, код товара по ТН ВЭД ТС 1302 19 800 0, фактурная стоимость 20619,72 долларов США, таможенная стоимость 781270,33 рублей.
Указанный товар был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с контрактом N UCP-CL-01 от 10.06.2013, инвойсом N 2013/607 от 01.07.2013, автонакладной б/н от 30.07.2013 г.
В ходе осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля Нижнетагильским таможенным постом была проведена проверка правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС. Для данной цели должностным лицом Нижнетагильского таможенного поста в рамках таможенного наблюдения были отобраны пробы и образцы товара по акту N 10502130/070813/008 и в соответствии с решением о проведении экспертизы от 07.08.2013 г. направлены на экспертизу в Региональный филиал ЦЭКТУ г. Екатеринбурга.
07.08.2013 Нижнетагильским таможенным постом Екатеринбургской таможни осуществлен условный выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей и ограничения по использованию и распоряжению товаром по ДТ N 10502130/060813/0001403.
На основании выводов таможенных экспертов, изложенных в заключении от 28.08.2013 г. N 01-17/279, должностным лицом Нижнетагильского таможенного поста принято решение N 0001403/00001/000 о классификации товара, в соответствии с которым товар, декларируемый по ДТ N 10502130/060813/0001403 ("CARDOLITE NC 700 (карданол). Смесь природных алкилфенолов, полученных из экстракта скорлупы орехов кешью"), надлежит классифицировать по коду 3824 90 970 9 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, при декларировании товара в ДТ N 10502130/060813/0001403 ОАО "Уралхимпласт" заявило недостоверные сведения о классификационном коде товара (заявлен код 1302 19 800 0, вместо 3824 90 970 9), а также неверно описало товар (описание "Масло скорлупы орехов кешью дистиллированное (карданол)" изменено на "Смесь природных алкилфенолов, полученных из экстракта скорлупы орехов кешью").
По данному факту Екатеринбургской таможней 07.10.2013 г. в отношении ОАО "Уралхимпласт" возбуждено дело об административном правонарушении N 10502000-489/2013 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого 21.11.2013 г. вынесено постановление N 10502000-489/2013 о привлечении ОАО "Уралхимпласт" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 106000 руб.
Не согласившись с постановлением, ОАО "Уралхимпласт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, при этом исходит из следующего.
Частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрено, что заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии со ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары согласно п. 2 отмеченной статьи указываются, в том числе, сведения о товарах, в частности, наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
Пунктом 1 ст. 190 ТК ТС предусмотрено, что таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, регистрировать таможенные декларации.
В соответствии с нормой п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении, в том числе условия, что в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - участников таможенного союза.
Подпунктами 2, 3 п. 1 ст. 210 ТК ТС предусмотрено, что товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении, в том числе, запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Статьей 188 ТК ТС установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Статьей 189 ТК ТС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту - ТН ВЭД ТС) является экономическим классификатором товаров международной торговли, представленным в виде товарных позиций, субпозиций, подсубпозиций и соответствующих им цифровых кодов. Неотъемлемой частью ТН ВЭД ТС являются примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД) являются составной частью "Единого таможенного тарифа таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)", утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп в ТН ВЭД приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, содержащимися в Правилах 2 - 5.
Согласно Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Из приведенных правил следует, что классификация товаров как в товарных позициях, так и в товарных субпозициях на одном уровне осуществляется прежде всего исходя из текстов товарных позиций и субпозиций, содержащих описание товаров.
Позиция ТН ВЭД ТС 1302 включает в себя соки и экстракты растительные; в свою очередь, позиция "растительные соки и экстракты" подразделяется на субпозиции, в том числе "прочие" (1302 19), а субпозиция "прочие" включает подсубпозиции, в том числе "прочие" (1302 19 800 0).
Таким образом, классифицируя ввезенный товар под кодом 1302 19 800 0, заявитель исходил из его растительного происхождения. Тот факт, что к группе 13 относятся продукты, имеющие растительное происхождение, подтверждается, в частности, тем, что данная группа находится в разделе II ТН ВЭД "Продукты растительного происхождения".
Между тем, в ходе проверки установлено, что декларируемый товар является смесью природных алкилфенолов, полученных из экстрактов скорлупы ореха кешью.
Указанный вывод таможенного органа подтверждается экспертным заключением, согласно которому "ввозимый товар не относится к отдельным органическим соединениям определенного химического состава, содержащим или не содержащим примеси; не относится к отдельным органическим соединениям определенного химического состава, является смесью природных алкилфенолов, получаемых из экстракта скорлупы орехов кешью; не является смесью двух или более изомеров одного и того же органического соединения; не является растительным экстрактом, полученным из скорлупы орехов кешью; не является растительным маслом". Иными словами, спорный товар не является растительным экстрактом, а является продуктом, полученным в результате химического преобразования такого экстракта (декарбоксилирования анакардиновой кислоты в результате дистилляции экстракта, полученного из масла скорлупы орехов кешью).
Таким образом, спорный товар подлежал декларированию со следующим описанием: "смесь природных алкилфенолов, полученных из экстракта скорлупы орехов кешью", классифицировать его следовало под кодом ТН ВЭД ТС 3824 90 970 9.
Так, согласно позиции 3824 к ней относятся готовые связующие вещества для производства литейных форм и литейных стержней; продукты и препараты химические, химической или смежных отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные; в составе указанной товарной позиции - в субпозиции 3824 90 "прочие"; в составе данной субпозиции - в подсубпозиции 3824 90 970 9 "прочие".
Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 15.06.2012 N 36 в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного Союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 и N 299 "О применении санитарных мер", включена позиция 3824 в отношении химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности на таможенной территории Таможенного союза и в связи с тем, что информация о потенциальной опасности/неопасности товара, ввезенного обществом по ДТ N 10502130/060813/0001403, в документах, на основании которых декларация заполнена, отсутствует и обществом не представлена, таможенным органом направлен запрос в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 30.08.2013 г. N 03-72/0429.
Письмом от 06.09.2013 г. N 01-01-08-18-09-03/19561 территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области сообщило, что "смесь природных алкилфенолов, применяемая для изготовления фенольных смол, с кодом товара ТН ВЭД ТС 3824 по области применения относится к п. 8 раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер" и государственная регистрация такой продукции производится с оформлением соответствующего свидетельства о государственной регистрации.
Заявитель 23.10.2013 г. на Нижнетагильский таможенный пост Екатеринбургской таможни представил свидетельство о государственной регистрации товара - "CARDOLITE NC 700 (карданол). Смесь природных алкилфенолов, полученных из экстракта скорлупы орехов кешью" от 17.10.2013 N. RU.66.01.40.015.E.000218.10.13, тем самым, по существу согласившись с выводами таможенного органа о классификации товара.
По мнению суда, выводы заинтересованного лица являются обоснованными и подтверждены надлежащими доказательствами, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии в действиях общества события предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ правонарушения.
Вина ОАО "Уралхимпласт", выразившаяся в непринятии необходимых мер в целях осуществления правильной классификации товара, по мнению суда, установлена. Так, у общества имелась реальная возможность провести лабораторное исследование образцов товара в целях правильного его описания, классификации, получения необходимых разрешений, однако до подачи декларации обществом этого сделано не было.
Административное наказание в виде штрафа, размер которого более близок к минимальному размеру санкции, применено к обществу с учетом всех имеющихся фактических обстоятельств, в том числе смягчающих и отягчающих ответственность. Доказательства наличия таких обстоятельств имеются в материалах дела.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу административным органом не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого постановления не имеется.
Ссылка заявителя в подтверждение своих доводов на экспертное заключение профессора, доктора технических наук В.Г. Бурындина на выводы суда относительно существа спора не влияет, поскольку данное заключение в части вопроса о составе, способе получения спорного товара соответствует экспертному заключению таможенного органа. Вопросы классификации спорного товара на основании ТН ВЭД ТС не входят в компетенцию экспертов.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)