Судебные решения, арбитраж
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью "БиоСистемы" Гусевой Н.К. (доверенность от 24.04.2014 N 61/14), от Пулковской таможни Стеценко С.В. (доверенность от 09.01.2014 N 19-19/00049), рассмотрев 12.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 08.10.2013 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 (судьи Семенова А.Б., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А56-52021/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БиоСистемы" (место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, Петроградская набережная, дом 36, литера А, ОГРН 1027801577352; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа Пулковской таможни (место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая улица, дом 7, литера А, ОГРН 1037821027144; далее - Таможня) возвратить излишне уплаченные денежные средства, оформленного письмом от 03.06.2013 N 08-17/06212, а также об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 08.10.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 89 и 90 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Податель жалобы полагает, что оспариваемый заявителем отказ таможенного органа возвратить денежные средства соответствует действующим нормам таможенного законодательства, поскольку факт излишней уплаты денежных средств подлежит установлению только путем внесения в таможенную декларацию сведений о применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Общество по декларациям на товары N 10221010/140111/0000193, 10221010/220611/0018668, 10221010/150811/0025185, 10221010/011111/0034714, 10221010/021211/0038954, 10221010/071211/0039664, 10221010/121211/0040207, 10221010/170112/0001066, 10221010/250512/0022653, 10221010/160712/0031627, 10221010/231012/0049111 и 10221010/201112/0053981 ввезло на таможенную территорию таможенного союза товары медицинского назначения - "фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке, модели ELX808, ELX800 и ELX808IU". При этом заявитель уплатил в отношении названных товаров налог на добавленную стоимость в размере 1 285 702 руб.
Впоследствии Общество обратилось в Таможню с заявлениями от 28.05.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, представив необходимые документы. В подтверждение отнесения спорного товара к медицинской технике, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 19) не облагается налогом на добавленную стоимость, Общество представило таможенному органу регистрационное удостоверение ФС N 2006/2919 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, действительное с 28.12.2006 до 28.12.2016.
Таможня возвратила декларанту заявления от 28.05.2013 без рассмотрения в связи с непредставлением оригиналов платежных документов и документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в декларации на товары (письмо от 03.06.2013 N 08-17/06212).
Общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями, которые суды двух инстанций признали обоснованными и удовлетворили, сделав вывод о том, что право декларанта на льготу по уплате налога на добавленную стоимость подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе, в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (подпункт 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением N 19. В примечании N 1 к названному Перечню указано, что к медицинской технике, подлежащей освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость, относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что при обращении в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей Общество представило в отношении спорного товара регистрационное удостоверение ФС N 2006/2919, выданное Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Исходя из положений части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ приведен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 названной статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемый отказ таможенного органа не содержит ссылок на приведенные в части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость.
Доводы подателя жалобы о невозможности возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в связи с отсутствием в соответствующих графах деклараций на товары указания о применении льготы противоречит положениям статьи 147 Закона N 311-ФЗ и статьи 191 ТК ТС (в системном единстве с Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 255 и с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257).
При документальном подтверждении декларантом права на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость, такое основание для отказа возвратить излишне уплаченные платежи как невнесение декларантом соответствующих изменений в декларации на товары после их выпуска противоречит вышеприведенным нормативным положениям, а потому правомерны выводы судебных инстанций о несоответствии оспариваемого отказа нормам действующего таможенного законодательства.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу N А56-52021/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2014 ПО ДЕЛУ N А56-52021/2013
Разделы:Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу N А56-52021/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью "БиоСистемы" Гусевой Н.К. (доверенность от 24.04.2014 N 61/14), от Пулковской таможни Стеценко С.В. (доверенность от 09.01.2014 N 19-19/00049), рассмотрев 12.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 08.10.2013 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 (судьи Семенова А.Б., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А56-52021/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БиоСистемы" (место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, Петроградская набережная, дом 36, литера А, ОГРН 1027801577352; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа Пулковской таможни (место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая улица, дом 7, литера А, ОГРН 1037821027144; далее - Таможня) возвратить излишне уплаченные денежные средства, оформленного письмом от 03.06.2013 N 08-17/06212, а также об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 08.10.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 89 и 90 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Податель жалобы полагает, что оспариваемый заявителем отказ таможенного органа возвратить денежные средства соответствует действующим нормам таможенного законодательства, поскольку факт излишней уплаты денежных средств подлежит установлению только путем внесения в таможенную декларацию сведений о применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Общество по декларациям на товары N 10221010/140111/0000193, 10221010/220611/0018668, 10221010/150811/0025185, 10221010/011111/0034714, 10221010/021211/0038954, 10221010/071211/0039664, 10221010/121211/0040207, 10221010/170112/0001066, 10221010/250512/0022653, 10221010/160712/0031627, 10221010/231012/0049111 и 10221010/201112/0053981 ввезло на таможенную территорию таможенного союза товары медицинского назначения - "фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке, модели ELX808, ELX800 и ELX808IU". При этом заявитель уплатил в отношении названных товаров налог на добавленную стоимость в размере 1 285 702 руб.
Впоследствии Общество обратилось в Таможню с заявлениями от 28.05.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, представив необходимые документы. В подтверждение отнесения спорного товара к медицинской технике, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 19) не облагается налогом на добавленную стоимость, Общество представило таможенному органу регистрационное удостоверение ФС N 2006/2919 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, действительное с 28.12.2006 до 28.12.2016.
Таможня возвратила декларанту заявления от 28.05.2013 без рассмотрения в связи с непредставлением оригиналов платежных документов и документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в декларации на товары (письмо от 03.06.2013 N 08-17/06212).
Общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями, которые суды двух инстанций признали обоснованными и удовлетворили, сделав вывод о том, что право декларанта на льготу по уплате налога на добавленную стоимость подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе, в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (подпункт 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением N 19. В примечании N 1 к названному Перечню указано, что к медицинской технике, подлежащей освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость, относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что при обращении в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей Общество представило в отношении спорного товара регистрационное удостоверение ФС N 2006/2919, выданное Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Исходя из положений части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ приведен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 названной статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемый отказ таможенного органа не содержит ссылок на приведенные в части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость.
Доводы подателя жалобы о невозможности возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в связи с отсутствием в соответствующих графах деклараций на товары указания о применении льготы противоречит положениям статьи 147 Закона N 311-ФЗ и статьи 191 ТК ТС (в системном единстве с Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 255 и с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257).
При документальном подтверждении декларантом права на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость, такое основание для отказа возвратить излишне уплаченные платежи как невнесение декларантом соответствующих изменений в декларации на товары после их выпуска противоречит вышеприведенным нормативным положениям, а потому правомерны выводы судебных инстанций о несоответствии оспариваемого отказа нормам действующего таможенного законодательства.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу N А56-52021/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)