Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Общество полагает, что сумма налога является излишне уплаченной, поскольку стоимость ввезенных товаров, относящихся к перечню, утвержденному Правительством РФ, освобождается от обложения НДС.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Радюгиной Е.А.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Маке" (109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 21, стр. 3, ОГРН 1037789019377, ИНН 7709519141) Власова А.А. - представителя (дов. от 22.01.2013 N 25/01, пост.)
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
от общества с ограниченной ответственностью "ЕЛТРАНС+" (117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 40, корп. 3, ОГРН 1027700568983, ИНН 7728219369) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2014 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу N А62-1739/2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маке" (далее - ООО "Маке", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Смоленской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 04.02.2014 N 15-37/1965 об отказе в предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники и в возврате налога и об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 7 563 706 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ООО "Маке" по ДТ NN 10113070/301013/0013947, 10113070/301013/0013971, 10113070/231113/0015287, 10113070/101213/0016260 ввезена мебель медицинская хирургическая, различных видов, производства Maquet GmbH&Co.KG, Германия.
При ввозе данных товаров общество уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 18% в общей сумме 7 563 706 руб. 13 коп.
Полагая, что указанная сумма налога является излишне уплаченной, поскольку стоимость ввезенных товаров, относящихся к перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, в частности, к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, в силу положений пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, общество обратилось в Смоленскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога.
04.02.2014 Смоленской таможней в адрес общества направлен ответ N 15-37/1965 об отказе в возврате налога, поскольку в период спорных правоотношений нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также принятые в соответствии с ними Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие условия применения льгот, не приведены в соответствие со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 21.11.2011 N 323).
Полагая, что решение таможенного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Маке" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее по тексту - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.11.2011 N 323 вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
В силу п. 1 ст. 38 ФЗ от 21.11.2011 N 323 медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно п. 4 ст. 38 указанного Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Из представленных в материалы дела регистрационных удостоверений следует, что ввезенный обществом товар заявлен по коду ОКП 94 5210.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 ОКП, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, группа "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" (код по ОКП 94 52 00) содержит перечень подгрупп (коды 94 52 01, 94 52 04, 94 52 10, 94 52 20, 94 52 30, 94 52 40 и 94 52 50). Подгруппа "оборудование для кабинетов и палат" (код ОКП 94 52 10), к которой относится ввезенный ООО "Маке" товар, включена в группу "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" (код ОКП 94 52 00) на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
Оценив имеющиеся в деле документы, в том числе регистрационные удостоверения, с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что ввезенные обществом товары входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с чем ООО "Маке" имело право на льготу по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 статьи 150, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 и отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного налога неправомерен.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу N А62-1739/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2015 N Ф10-4687/2014 ПО ДЕЛУ N А62-1739/2014
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа об отказе в предоставлении льгот по уплате НДС при ввозе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, в возврате налога, обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный НДС.Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Общество полагает, что сумма налога является излишне уплаченной, поскольку стоимость ввезенных товаров, относящихся к перечню, утвержденному Правительством РФ, освобождается от обложения НДС.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. N Ф10-4687/2014
Дело N А62-1739/2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Радюгиной Е.А.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Маке" (109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 21, стр. 3, ОГРН 1037789019377, ИНН 7709519141) Власова А.А. - представителя (дов. от 22.01.2013 N 25/01, пост.)
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
от общества с ограниченной ответственностью "ЕЛТРАНС+" (117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 40, корп. 3, ОГРН 1027700568983, ИНН 7728219369) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2014 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу N А62-1739/2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маке" (далее - ООО "Маке", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Смоленской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 04.02.2014 N 15-37/1965 об отказе в предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники и в возврате налога и об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 7 563 706 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ООО "Маке" по ДТ NN 10113070/301013/0013947, 10113070/301013/0013971, 10113070/231113/0015287, 10113070/101213/0016260 ввезена мебель медицинская хирургическая, различных видов, производства Maquet GmbH&Co.KG, Германия.
При ввозе данных товаров общество уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 18% в общей сумме 7 563 706 руб. 13 коп.
Полагая, что указанная сумма налога является излишне уплаченной, поскольку стоимость ввезенных товаров, относящихся к перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, в частности, к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, в силу положений пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, общество обратилось в Смоленскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога.
04.02.2014 Смоленской таможней в адрес общества направлен ответ N 15-37/1965 об отказе в возврате налога, поскольку в период спорных правоотношений нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также принятые в соответствии с ними Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие условия применения льгот, не приведены в соответствие со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 21.11.2011 N 323).
Полагая, что решение таможенного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Маке" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее по тексту - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.11.2011 N 323 вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
В силу п. 1 ст. 38 ФЗ от 21.11.2011 N 323 медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно п. 4 ст. 38 указанного Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Из представленных в материалы дела регистрационных удостоверений следует, что ввезенный обществом товар заявлен по коду ОКП 94 5210.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 ОКП, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, группа "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" (код по ОКП 94 52 00) содержит перечень подгрупп (коды 94 52 01, 94 52 04, 94 52 10, 94 52 20, 94 52 30, 94 52 40 и 94 52 50). Подгруппа "оборудование для кабинетов и палат" (код ОКП 94 52 10), к которой относится ввезенный ООО "Маке" товар, включена в группу "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" (код ОКП 94 52 00) на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
Оценив имеющиеся в деле документы, в том числе регистрационные удостоверения, с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что ввезенные обществом товары входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с чем ООО "Маке" имело право на льготу по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 статьи 150, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 и отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного налога неправомерен.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу N А62-1739/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)