Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-2680/2014

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N А65-2680/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 02 июля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.06.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Татарстанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 по делу N А65-2680/2014 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Континенталь" (ИНН 1645027528, ОГРН 1121689000322), г. Бугульма Республики Татарстан, к Татарстанской таможне, г. Казань,
об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Континенталь" - Маслов Б.В. (доверенность от 18.02.2014),
от Татарстанской таможни - Бариева Г.Т. (доверенность от 09.01.2014 N 03-14/14), Салахова А.Р. (доверенность от 09.01.2014 N 03-14/17),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Континенталь" (далее - ООО "Континенталь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятого уточнения заявленных требований) о признании недействительным и не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) решения Татарстанской таможни от 02.09.2013 N 0009244/00001/000.
Решением от 11.04.2014 по делу N А65-2680/2014 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил указанное заявление и обязал Татарстанскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов общества.
В апелляционной жалобе Татарстанская таможня просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению Татарстанской таможни, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "Континенталь" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании представители Татарстанской таможни поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель общества апелляционную жалобу отклонил, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 2 статьи 37 ТК ТС суд первой инстанции обоснованно признал уважительной причину пропуска обществом трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании решения Татарстанской таможни и восстановил этот срок.
Как видно из материалов дела, решение Татарстанской таможни от 05.12.2013, принятое по результатам рассмотрения жалобы ООО "Континенталь" от 05.11.2013, вручено обществу лишь 19.12.2013, а заявление в суд первой инстанции подано им 31.12.2013.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии уважительной причину пропуска обществом срока на подачу заявления об оспаривании решения Татарстанской таможни.
На основании частей 2 и 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО "Континенталь" об оспаривании решения от 02.09.2013 N 0009244/00001/000 и обязал Татарстанскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Как видно из материалов дела, по договору от 01.01.2013 N УК-216 на капитальный восстановительный ремонт экскаватора-планировщика ТАТRА 815 UDS 114, заключенному между ООО "УК "Татспецтранспорт" и ООО "ТСК МИЛДА", и по договору от 14.01.2013 N 41, заключенному между ООО "ТСК МИЛДА" и ООО "Континенталь" был принят экскаватор-планировщик ТАТRА 815, указанное транспортное средство отправлено за пределы таможенной территории Таможенного союза по ДТ N 10404020/22032013/0000199 по коду ТН ВЭД ТС 8705 90 900 5 без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов в режиме переработки вне таможенной территории на основании договора от 01.03.2013 N 31 на капитальный ремонт, заключенного между ООО "Континенталь" и компанией "Mopas A.S." (Чешская Республика).
После капитального ремонта, 28.08.2013, экскаватор-планировщик ввезен на таможенную территорию Таможенного союза по предварительной декларации с указанием в графе 33 кода классификации в подсубпозиции 8705 90 900 5 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов: прочие: прочие: бывшие в эксплуатации".
В графе 31 ДТ указан товар - "экскаватор - планировщик УДС 114 на базе автомобиля ТАТRА 815 (гос. номер Р126СВ) - 1 шт., поставляется в разобранном виде (без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов), идентификационный номер (VIN) TNU21EP11XK032786; модель ТАТRА 815 УДС 114; наименование (тип ТС)-экскаватор; год изготовления ТС -2000; номер шасси (рама) TNU21EP11XK032786; номер кабины 95420; цвет кабины - красный, не военного назначения, предназначен для всех видов землеройных работ при ремонтных работах на водопроводов, нефтепроводов и газопроводов- 1 шт.".
Общество для оформления ввезенного товара представило на Казанский таможенный пост необходимые документы и сведения для его таможенного оформления: книжку МДП sx74143453, согласно которой на транспортном средстве 2SU3681/2SH1429 поставляются надстройка УДС-114 в комплекте, экскаватор-планировщик на базе ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 и двигатель; письмо от 30.08.2013 N 75/1, в котором сообщается о том, что модернизация экскаватора-планировщика УДС на базе автомобиля ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 не производилось; сведения, что двигатель N 62904 куплен ООО "Континенталь" по контракту от 17.07.2013 N 45, верхняя надстройка куплена ООО "ТСК МИЛДА" и вышеуказанные товары закуплены с целью дальнейшей продажи по предварительной заявке.
Альметьевским таможенным постом 29.08.2013 проведен таможенный досмотр товара, в ходе которого установлено, что на грузовом отделении автомобиля "SCANIA" (гос. номер 2SU3681/2 SH1429) наложена свинцовая пломба CZ52/031. К таможенному осмотру предъявлен товар - экскаватор-планировщик на базе автомобиля ТАТРА -1 шт., без колес, аккумуляторов, идентификационный номер VIN - TNU21EP11XK032786, номер кабины 95420, цвет кабины красный с двигателем, выпуск которого осуществлен по ДТ 10404020/29082013/00005555, номер двигателя 62904.
В акте досмотра отражено, что наряду с товаром, ввезенным ООО "Континенталь" по ДТ N 1040054/28.08.2013/0009244 (номер ДТ после корректировки), в кузове автомобиля находится полноповоротная верхняя рама, выпуск которой осуществлен по ДТ 10404020/28082013/0000559, оформленной декларацией на товар другим юридическим лицом, - ООО "ТСК МИЛДА" К акту приложено 11 фотографий о размещении в грузовом отделении автомобиля SCANIA частей транспортного средства.
После выпуска товара в свободное обращение ООО "ТСК МИЛДА" осуществило полную сборку указанного экскаватора-планировщика и передало заказчику - ООО "УК "Татспецтранспорт".
В ходе контроля правильности заявленного декларантом классификационного кода на основании основных правил интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ТС Татарстанская таможня приняла решение от 02.09.2013 N 0009244/00001/000 о классификации вышеуказанного товара в подсубпозиции 8704 23 990 4 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства для перевозки грузов: с полной массой транспортного средства более 20 т, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет.
Из письма общества от 29.08.2013 N 74/1 в Татарстанскую таможню следует, что в связи с отсутствием свободных грузовых мест и оптимизацией транспортных затрат при загрузке товара отправителем двигатель был погружен на штатное место без соединения механической связью с трансмиссией, топливной, воздушной, выхлопной и электрической системами и закреплен временным крепежом, не соответствующим техническим требованиям завода-изготовителя; нижняя рама экскаватора UDS 114 погружена над хребтовой рамой Татра 815 и закреплена временным крепежом, не соответствующим техническим требованиям завода изготовителя для сохранности груза при транспортировке.
Письмом от 03.09.2013 N 76/1 декларант отказался от корректировки сведений в ДТ 10404054/280813/0009244, предложенной Татарстанской таможней в запросе от 02.09.2013, поскольку указанный экскаватор-планировщик был ввезен ООО "Континенталь" совместно с ООО "ТСК МИЛДА" (верхнее оборудование) для дальнейшей полной сборки экскаватора-планировщика Татра 815 УДС.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов таможенного союза.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
При классификации товаров правовое значение имеет их отнесение к различным товарным позициям (субпозициям, подсубпозициям) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) по правилам, предусмотренным Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС.
Так, согласно Правилу 1 Основных правил интерпретации (Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) в ТН ВЭД ТС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
При использовании Основных правил интерпретации ТН ВЭД каждое правило применяется последовательно при классификации товаров.
Согласно пункту 2 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Данное правило расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основными характеристиками комплектного или готового изделия.
Таким образом, если товар представлен в некомплектном или незавершенном виде, и этот товар обладает основными свойствами готового изделия, то его следует квалифицировать в той товарной позиции, что и комплектный или завершенный товар.
Исходя из наименования группы 87 ТН ВЭД, в нее включаются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
Как уже указано, Татарстанская таможня классифицировала вышеуказанный товар в подсубпозиции 8704 23 990 4 ТН ВЭД ТС.
В товарную позицию 8705 классифицируются моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов (автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства и т.п.). В данную товарную позицию включается ряд автомобилей, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основанной задачей таких транспортных средств не является перевозка людей или грузов.
В свою очередь, основной целью транспортных средств, включенных в товарную позицию 8704, является перевозка грузов.
Отличительной особенностью данных транспортных средств является: наличие сидений типа скамеек, не имеющих устройств безопасности, отсутствие удобств для пассажиров в задней зоне; отсутствие окон в двух боковых панелях в задней части кузова, отсутствие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, приспособлений в зоне грузового отсека и др.
Таким образом, в тех случаях, когда транспортное средство вышеуказанными признаками не обладает, оно не может классифицироваться по классификационному коду 8704 ТН ВЭД ТС, а должно классифицироваться по иным кодам ТН ВЭД ТС.
Из пункта 1.2 Руководства по обслуживанию и уходу следует, что УДС -114а представляет собой самоходный гидравлически управляемый универсальный экскаватор-планировщик, основанный на автомобильном шасси ТАТРА 815, предназначенный для доделочных земляных работ и прочих земляных работ малого и среднего объема. УДС -114а состоит из двух основных частей: поворотная верхняя часть и шасси машины, взаимно поворотно-соединенные при помощи специального крупногабаритного подшипника, внутренняя часть подшипника неподвижно прикрепляется к верхней раме, наружное кольцо подшипника неподвижно соединяется с нижней рамой шасси. Кузов машины состоит из двух отдельных частей: кузов шасси (кабина водителя и автомобильное шасси и нижней рамы) и кузов поворотного верха (шкафное пространство справой стороны передней части, где расположены аккумуляторные батареи, система нефтяного отопления и инструменты, бак топлива, кабина).
Из габаритного эскиза и диаграммы диапазонов машины УДС 0114 а (п. 1 Руководства) следует, что расстояние между передней и второй осью составляет 3.7 м, тогда как транспортные средства для перевозки грузов класса ТАТРА - самосвалы, седельные тягачи имеют расстояние между передней и второй осью 3550 м, ТАТРА 815 VT - 3270 м, 1650 м, а также имеют длинные лонжероны, тогда как УДС 14 представляет собой экскаватор -планировщик на основе ТАТРА 815, имеет укороченные лонжероны.
Согласно пункту 1.11 Руководства шасси УДС 114а состоит из автомобильного шасси ТАТРА 815 и нижней рамы машины, которая к шасси прикрепляется болтами. На передней части рамы расположена опора стрелы, которая сконструирована с учетом использования ее в качестве защитной рамы кабины шасси. Из рисунка 20 "шасси машины" следует, что кабина имеет установочную опору стрелы.
В Новом политехническом словаре (Москва. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2003) дано понятие автомобильного шасси как собранного комплекта агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. В автомобилях с несущим кузовом к шасси относят его основание, которое увязывает все указанные агрегаты. При компоновке с использованием рамы шасси представляет собой законченную конструкцию, которая может передвигаться на собственных колесах или гусеницах. Шасси часто является базой специальных и специализированных автомобилей.
Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, шасси представляет собой наземное механическое устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной, и (двигателем), и (кузовом), не предназначенное для эксплуатации.
В рассматриваемом случае для оформления декларации на товар представлены шасси (хребтовая рама, подвески) и кабина.
Как уже указано, в соответствии с договором от 01.03.2013 N 31, заключенным между ООО "Континенталь" (заказчик) и компанией "Моpas А.S." (Чешская Республика), исполнитель принял обязательство по диагностике и капитальному ремонту экскаватора-планировщика УДС 114 на шасси а/м Татра 815, в связи с чем 22.03.2013 общество вывезло экскаватор-планировщик с территории Российской Федерации по ДТ 10404020/220313/000199, товар задекларирован в субпозиции 8705 90 9005: экскаватор планировщик УДС 114 на базе автомобиля ТАТРА 815 (гос.номер Р126СВ) -1 шт., поставляется в разобранном виде (без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов) для удобства транспортировки, с описанием товара: TNU21EP11XK032786 марка, модель Татра 815 УДС 114, наименование (тип ТС) - экскаватор-планировщик, 2000 года выпуска, номер шасси (рамы) TNU21EP11XK032786, номер кабины 95420, цвет красный, предназначен для всех видов землеройных работ при ремонтных работах на трассах водопроводов, нефтепроводов и газопроводов, а также для специального планирования откосов вдоль автомобильных трасс, не военного назначения.
После капитального ремонта общество ввезло на территорию Российской Федерации тот же экскаватор-планировщик, состоящий из шасси (хребтовой рамы, подвески) и кабины с идентификационным номером TNU21EP11XK032786 по ДТ 10404054/280813/0009244, что означает шасси, являющееся базой специальных и специализированных автомобилей. Остальная часть экскаватора ввезена ООО "ТСК "Милда", в том же кузове автомашины Скания.
Татарстанской таможней не доказано, что ввезенное транспортное средство является транспортным средством для перевозки грузов.
Из экспертного заключения от 01.10.2013 N 2013-58, составленного экспертом НКО ТПП г. Набережные Челны и региона "Закамье" Павлова В.Ф., имеющим свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков от 10.08.2007N 503-07, следует, что им осуществлен осмотр экскаватора-планировщика УДС 114 на базе Татра 815, VIN TNU21EP11XK032786, гос.номер В 895 СО, принадлежащий на праве собственности ООО "УК "Татспецтранспорт", имеющий ПТС 16 ЕХ 085857 от 15.09.2000.
Экспертным заключением установлено, что транспортное средство имеет все надстройки в виде хребтовой рамы, предусматривающей эксплуатацию транспортного средства как экскаватор-планировщик.
В соответствии со статьями 67 и 68 АПК РФ указанное экспертное заключение является относимым и допустимым доказательством по настоящему делу.
Из ответа Производственно-конструкторского бюро "АРКО" на запрос ООО "Континенталь" от 01.10.2013N 88/1 следует, что автомобиль - экскаватор ТАТРА УДС 114 предназначен для различного спектра землеройных работ в условиях промышленного, городского, сельского транспортного и мелиоративного строительства, а также при ремонте трубопроводов и других подземных коммуникаций. Экскаваторная установка ТАТРА УДС 114 устанавливается на шасси ТАТРА 815-260N 25 и отличается от шасси автомобиля ТАТРА УДС 114 (Татра - 815 280R21) конструкцией несущей системы (хребтовой рамы). Тип автомобиля Татра обозначается в номере VIN в седьмой позиции номера. Как следует из VIN автомобиля экскаватора TNU21EP11XK032786, символом N 7 является буква "Р". Бортовые автомобили и контейнеровозы ТАТРА обозначаются буквой "R" в позиции 7 в номере VIN, самосвалы обозначаются в номере VIN буквой "S", седельные тягачи - буквой "N". Представленное шасси не предназначено заводом -изготовителем автомобиля для монтажа на него самосвальной, бортовой платформы, седельно-сцепнового устройства, контейнеровозного оборудования.
В представленных по делу документах указан идентификационный номер транспортного средства VIN TNU21EP11XK032786, обозначающий символ автомобиля экскаватора "Р".
Из письма компании "Моpas A.S." от 25.09.2013, перевод которого с чешского языка на русский выполнен переводчиком Сафиуллиной В.П., следует, что компанией "Моpas A.S." осуществлен ремонт экскаватора-планировщика ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 в период с 10.04.2013 по 15.08.2013, суть ремонта основывается на техническом задании и состоит в полной разборке экскаватора, дефектовке узлов и агрегатов, ремонте и замене износившихся частей, покраске и окончательной сборке. Экскаватор в силу конструктивных особенностей (сборка на хребтовой раме) не представляет возможности его эксплуатацию в ином качестве и не пригоден для установки иных надстроек и переоборудования в грузовые автомашины либо иные автомашины".
Указанные документы представлялись обществом в Татарстанскую таможню с целью подтверждения правильности заявленного кода ТН ВЭД ТС.
Из материалов дела также видно, что 11.09.2013 собственником экскаватора - ООО "УК "Татспецтранспорт" - осуществлена регистрация транспортного средства за регистрационным знаком К895СО116 RUS-экскаватор, VIN TNU21EP11XK032786, год выпуска 2000, в РЭО ГИБДД ОМВД по Бугульминскому району.
Кроме того, как следует из представленных обществом документов, после выпуска товара Татарстанской таможней фактически осуществлялись землеройные работы с использованием указанного экскаватора.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, общество, классифицируя в таможенной декларации ввезенный товар по коду 8705, исходило из его фактического соответствия данной позиции ТН ВЭД ТС, а также субпозиции и подсубпозиции, установленным для данной позиции.
Для определения правильности классификации техники при таможенном оформлении необходимо исходить из того, обладают ли ввезенные шасси и кабина в сборе основным свойством моторного транспортного средства (комплектного и завершенного), а также учитывать сведения о способе и виде применяемой сборки транспортного средства.
Между тем Татарстанской таможней не доказано, что ввезенный на территорию Российской Федерации товар, является транспортным средством для перевозки грузов.
Поскольку Казанский таможенный пост, принимавший оспариваемое решение, входит в структуру Татарстанской таможни, суд первой инстанции обоснованно признал именно Татарстанскую таможню стороной по делу и лицом, чей ненормативный правовой акт оспаривается.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права, могущих послужить основанием для отмены судебного решения на основании частей 3 и 4 статьи 270АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Татарстанской таможней в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года по делу N А65-2680/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)