Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2014 N 05АП-5370/2014 ПО ДЕЛУ N А51-22622/2013

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. N 05АП-5370/2014

Дело N А51-22622/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачева,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5370/2014
на решение от 26.02.2014
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-22622/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания РОСДАЛЬИМПОРТ" (ИНН 2508085914, ОГРН 1082508003841, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.08.2008)
об оспаривании решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.05.1951) от 25.04.2013 N 0015313/0001/000 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Компания РОСДАЛЬИМПОРТ": представитель Брунбендер Ю.В. по доверенности от 02.04.2014 сроком до 31.12.2014, паспорт;
- от Находкинской таможни: представитель Важенина А.О. по доверенности от 04.10.2013 N 11-32/31928 сроком на 1 год,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Компания РОСДАЛЬИМПОРТ" (далее - заявитель, ООО "Компания РОСДАЛЬИМПОРТ", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 25.04.2013 N 0015313/0001/000 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
Решением от 26.02.2014 суд первой инстанции признал решение Находкинской таможни от 25.04.2013 N 0015313/0001/000 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС незаконным в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Таможенного союза, Таможенному тарифу, утвержденному решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 26.02.2014, Находкинская таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований ссылается на то, что для юридических целей классификация товаров определяется в соответствии с наименованием товарных позиций и Примечаниями к Разделам и группам ТН ВЭД ТС. При этом не существует общего правила для классификации частей и принадлежностей. В одних случаях части и/или принадлежности классифицируются как самостоятельные товары, например, шины и покрышки пневматические резиновые новые (товарная позиция 4011). В этих случаях такие товары классифицируются в соответствии с их наименованиями, если не имеется никаких специальных оговорок в Примечаниях к Разделам и Группам. В других случаях в наименованиях товарных позиций, помимо всего прочего, имеется специальная ссылка на части и/или принадлежности, классифицируемые в данной товарной позиции, например, товарная позиция 8716 - прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; и их части.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, в случае классификации частей и/или принадлежностей в первую очередь необходимо выяснить, имеются ли в Номенклатуре описание данных частей и/или принадлежностей, как таковых. В этом случае необходимо проверить, нет ли каких-либо специальных указаний по классификации данных товаров в определенных товарных позициях, где классифицируются завершенные в производстве товары, для которых эти части и /или принадлежности предназначаются.
В рассматриваемом случае из акта таможенного досмотра N 10414040/2313/002334 следует, что к таможенному оформлению по ДТ N 10414040/150413/0015313 представлены три самостоятельных товара: - диск колеса металлический для тачек, которому соответствует код ТН ВЭД 8716 90 900 0; - шина в комплекте с камерой из полимерного материала, имеющая дорожный рисунок протектора (отличный от рисунка "в елочку"), без видимых следов эксплуатации (код ТН ВЭД 4011 99 000 0); - колпачки для ниппелей из полимерного материала (ТН ВЭД 3926 90 970 7).
Утверждение общества о том, что конструкция колеса состоит из диска, шины в комплекте с камерой и колпачков для ниппелей и его классификация должна производиться в соответствии с правилом 2 (а) ТН ВЭД ТС как одного товара (код 8716 90 900 0 ТН ВЭД), таможенный орган считает неверным, поскольку в отношении спорного товара имеется специальная ссылка на части и/или принадлежности в товарной позиции 8716 "Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части", куда относятся и колеса и их части, включая колеса, укомплектованные шинами. Со ссылкой на Новый политехнический словарь, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что колесо - это металлический диск или обод, резиновая шина которого не является его конструктивной особенностью.
В связи с этим, по мнению заявителя апелляционной жалобы, при условии, если шина надета на металлический диск, то классификация ее возможна совместно с диском в подсубпозиции 8716 90 900 0 ТН ВЭД ТС. Для шины, представленной отдельно, в соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД ТС, определена товарная позиция 4011 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые" ТН ВЭД ТС. Соответственно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, спорный товар должен классифицироваться как шина в комплекте с камерой, из полимерного материала, имеющая дорожный рисунок протектора (отличный от рисунка "в елочку") - код ТН ВЭД 4011 99 000 0 "прочие шины и покрышки пневматические резиновые новые" и колпачки для ниппелей, пластиковые - код ТН ВЭД 3926 90 970 7 "прочие изделия из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901-3914.
В связи с этим заявитель апелляционной жалобы считает, что решение от 25.04.2013 N 0015313/0001/000 о классификации заявленного в спорной ДТ товара принято таможней в соответствии с ОПИ 1, 6 ТН ВЭД ТС и является законным.
На основании вышеизложенного, таможенный орган просит решение Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Компания РОСДАЛЬИМПОРТ".
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Находкинской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Компания РОСДАЛЬИМПОРТ" в судебном заседании и в представленном и приобщенном к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен. Указывает на то, что в соответствии с подпунктом 2 пункта (б) раздела V Пояснений к ОПИ 1 товары, представленные в несобранном или разобранном виде, компоненты которых могут или классифицироваться отдельно по принадлежащему им праву, или как "части" этих товаров, должны классифицироваться как товары в комплектном или завершенном виде при условии соблюдения положений Правила ОПИ 2 (а), которое предусматривает, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В связи с этим заявитель считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что шина в комплекте с камерой и колпачки для ниппелей (используемые пневматическими шинами) являются частями одного товара - колеса обрезиненного в собранном виде в комплекте с камерами, а не самостоятельными товарами, как ошибочно посчитал таможенный орган.
Таким образом, решение Находкинской таможни от 25.04.2013 N 0015313/0001/000 о классификации товаров по ДТ N 10414040/150413/0015313 общество считает вынесенным Находкинской таможней без достаточных к тому правовых оснований, и просит решение суда первой инстанции от 26.02.2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу таможенного органа - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "Компания РОСДАЛЬИМПОРТ" в апреле 2013 года ввезло на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию (прибыл в контейнере FESU 5183968) и задекларировало по ДТ N 10414040/150413/0015313 товар N 1 - части тачек несамоходных: колеса обрезиненные в собранном виде в комплекте с камерами, 9500 шт. Указанный товар классифицирован обществом по коду 8716 90 900 0 ТН ВЭД ТС "части прицепов и полуприцепов и прочих несамоходных транспортных средств". Ставка ввозной пошлины - 5%.
В ходе проведения таможенного досмотра 23.04.2013 (акт таможенного досмотра N 10714040/230413/002334) таможней было установлено, что шина в комплекте с камерой и колпачки для ниппелей (используемые пневматическими шинами) являются самостоятельными товарами, а не частями одного товара - колеса обрезиненного в собранном виде в комплекте с камерами. Соответственно, таможенный орган установил, что обществом ввезены следующие товары: 1) диск колеса, металлический, для тачек несамоходных, красного цвета, без видимых следов эксплуатации. Всего 9500 шт.; 2) шина в комплекте с камерой, из полимерного материала, имеющая дорожный рисунок протектора (отличный от рисунка "в елочку"), без видимых следов эксплуатации, черного цвета. Всего 9500 комплектов; 3) колпачки для ниппелей (используемые с пневматическими шинами) из полимерного материала, черного цвета, без видимых следов эксплуатации,. 9500 шт.
В связи с этим таможня 25.04.2013 приняла решение N 0015313/0001/000 о классификации товара, в соответствии с которым ввезенному товару присвоены следующие коды:
- - код ТН ВЭД 4011990000 - шина в комплекте с камерой, из полимерного материала, имеющая дорожный рисунок протектора (отличный от рисунка "в елочку") без видимых следов эксплуатации. Ставка таможенной пошлины - 5%;
- - код ТН ВЭД 3926909707 - колпачки для ниппелей (используемые с пневматическими шинами) из полимерного материала, черного цвета без видимых следов эксплуатации. Ставка таможенной пошлины 20%, но не менее 0,48 евро за кг.
Решение о классификации повлекло, соответственно, доначисление декларанту таможенных платежей.
Не согласившись с указанным решением о классификации, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможенного органа и отзыве общества на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможенного органа - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В соответствии со статьей 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Согласно статье 50 ТК ТС единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Правильность указания кода влияет на размер таможенных платежей, подлежащих уплате декларантом.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, которые в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществляют их классификацию и принимают решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
На момент декларирования обществом спорного товара действовал Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, (далее - ТН ВЭД ТС).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, (далее - Основные правила интерпретации, ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с подпунктом 2 пункта (б) раздела V Пояснений к ОПИ 1 товары, представленные в несобранном или разобранном виде, компоненты которых могут или классифицироваться отдельно по принадлежащему им праву, или как "части" этих товаров, должны классифицироваться как товары в комплектном или завершенном виде при условии соблюдения положений Правила ОПИ 2 (а) и если текстами товарных позиций или примечаний не предусмотрено иное.
В силу Правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Таким образом, данное правило расширяет содержание любой товарной позиции, предусмотренной для конкретного товара, включая в нее такой товар и в незавершенном виде. Следовательно, основным условием для расширения товарной позиции является решение вопроса об обладании товаром свойствами завершенного изделия.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом в рассматриваемом случае ввезен, задекларирован по спорной ДТ и классифицирован по коду ТН ВЭД 8716 90 900 0 товар - части тачек несамоходных: колеса обрезиненные в собранном виде в комплекте с камерами, 9500 шт.
В соответствии с ТН ВЭД ТС по коду 8716 90 900 0 классифицируются "части прочие прицепов и полуприцепов и прочих несамоходных транспортных средств", ставка ввозной пошлины - 5%.
Определением суда первой инстанции от 20.09.2013 по настоящему делу по ходатайствам таможни и общества была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено Экспертно-криминалистической службе региональному филиалу Центрального криминалистического таможенного управления г. Владивостока. На разрешение эксперта, в том числе были поставлены следующие вопросы: являются ли предметы, прибывшие в контейнере FESU 5183968 (диски, шины в сборе с камерой, колпачки с ниппелями) составными частями товара - части тачек колеса обрезиненного в сборе с камерой; соответствует ли диаметр посадочного места обода дисков посадочному диаметру борта шин в сборе с камерой.
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы ЦЭКТУ г. Владивосток от 27.12.2013 N 04/4041/2012, установлено, что прибывшие в контейнере FESU 5183968 (диски, шины в сборе с камерой, колпачки с ниппелями) являются составными частями товара - части тачек колеса обрезиненного в сборе с камерой, а именно составными частями одного товара - колеса для тележки (дискового колеса в сборе с пневматической шиной, камерой с вентилем и колпачком). Также установлено, что посадочный диаметр дискового колеса соответствует посадочному диаметру борта шины и камеры.
Кроме того, экспертом сделан вывод о том, что дисковое колесо без шины невозможно использовать по прямому назначению.
Представленное обществом в материалы дела заключение эксперта ООО "Профессионал" N 13/05-10 от 23.05.2013 также подтверждает, что диски, шины в сборе с камерой, колпачки с ниппелями являются составными частями одного товара - части тачек колеса обрезиненного в сборе с камерой.
Кроме того, согласно инвойсу N 13RF63411 от 12.03.2013 спорный товар приобретен и ввезен как один товар - колеса, 9500 шт. При этом диски колес, металлические, для тачек несамоходных, красного цвета, без видимых следов эксплуатации; шины в комплекте с камерой, из полимерного материала, имеющие дорожный рисунок протектора (отличный от рисунка "в елочку"), без видимых следов эксплуатации, черного цвета; и колпачки для ниппелей (используемые с пневматическими шинами) из полимерного материала, черного цвета, без видимых следов эксплуатации ввезены все в одном количестве по 9500 шт. каждого.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае диски, шины в сборе с камерой, колпачки с ниппелями являются одним изделием (колесо обрезиненное в собранном виде в комплекте с камерами), представленным в разобранном виде, что требует классификации этого изделия как единого целого (одного товара).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанций правильно пришел к выводу, что таможня необоснованно посчитала, что шина в комплекте с камерой и колпачки для ниппелей (используемые пневматическими шинами) являются самостоятельными товарами, а не частями одного товара - колеса обрезиненного в собранном виде в комплекте с камерами, задекларированного обществом по ДТ N 10414040/150413/0015313 по коду 8716 90 900 0 ТН ВЭД ТС, и, соответственно, оспариваемое решение таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД вынесено таможенным органом без достаточных к тому правовых оснований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ признал незаконным решение Находкинской таможни о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза от 25.04.2013 N 0015313/0001/000, в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Таможенного союза, ТН ВЭД ТС.
Ошибочная ссылка суда первой инстанции на Таможенный тариф, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130, который утратил силу с 01.12.2012 в связи с изданием Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 17, вместо действующего на момент декларирования спорного товара Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденного решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, по мнению судебной коллегии, и в соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" не повлекла принятие судом незаконного решения по существу спора, учитывая идентичность указанных в названных документах товарных позиций и спорных кодов ТН ВЭД ТС, а также ОПИ ТН ВЭД.
В силу статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, с таможенного органа в пользу заявителя судом первой инстанции правомерно взысканы расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд первой инстанции в размере 2000 рублей, а также, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, возвращена заявителю из федерального бюджета излишне уплаченная им государственная пошлина по заявлению в сумме 2000 рублей.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2014 по делу N А51-22622/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.М.ГРАЧЕВ

Судьи
А.В.ПЯТКОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)