Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2015 N 09АП-6008/2015 ПО ДЕЛУ N А40-10715/14

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. N 09АП-6008/2015

Дело N А40-10715/14

резолютивная часть постановления оглашена 24.03.2015
постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДЦ СанЙонг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2014
по делу N А40-10715/14, принятое судьей Дейна Н.В
по иску ООО "ДЦ СанЙонг" (690001, Приморский край, Владивосток, Дальзаводская, 2)
к ФТС России (ОГРН 1047730023703, 121087, Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5)
третье лицо - Центральная акцизная таможня (ОГРН 1027700552065, 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8)
- о взыскании убытков;
- при участии:
- от заявителя: Иванова Я.Н. по доверенности от 12.01.2015;
- от заинтересованного лица: Панькина Л.И. по доверенности от 09.12.2014; Стрюкова Е.А. по доверенности от 19.12.2014;
- от третьего лица: Власенко А.И. по доверенности от 29.12.2014;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2014 заявление "ДЦ СанЙонг" о взыскании с ФТС России 5.937.486 руб. убытков, оставлено без удовлетворения.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Центральная акцизная таможня.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 01.04.2008 по 25.12.2008 ООО "ДЦ СОЛЛЕРС" (прежнее наименование: ООО "Северстальавто") внесены на счет Центральной акцизной таможни (ЦАТ) авансовые платежи по платежным документам в размере 49.500.000 руб.
По распоряжению ООО "ДЦ СОЛЛЕРС" использована часть уплаченных авансовых платежей, размер неиспользованной части авансовых платежей составил 5.937.486,38 руб.
ООО "ДЦ СОЛЛЕРС" на основании договора уступки прав (цессии) от 30.09.2012 передало ООО "ДЦ СанЙонг" право требования на возврат невостребованной суммы авансовых платежей, внесенных на счет Центральной акцизной таможни в размере 5.937.486,38 руб.
В целях возврата остатка авансовых платежей ООО "ДЦ СанЙонг" 06.11.2013 обратилось в ЦАТ с заявлением о предоставлении информации о наличии и размере на счете ЦАТ остатка авансовые платежей, внесенных ООО "ДЦ СОЛЛЕРС".
Письмом N 13-12/27763 от 06.12.2013 таможенным органом сообщено о том, что внесенные ООО "ДЦ СОЛЛЕРС" авансовые платежи учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред в силу ст. 1069 Кодекса возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной подчиненности.
В соответствии с п. 5.9 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в сфере таможенных правоотношений осуществляет Федеральная таможенная служба.
Пунктом 2 ст. 366 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных ст. ст. 367 - 372 Кодекса.
Поскольку заявление о возврате (зачете) авансовых платежей подано обществом в 2013, в части осуществления возврата указанных денежных средств должны применяться положения главы 13 Таможенного кодекса Таможенного союза и главы 17 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании Российской Федерации".
Статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом ценностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение 3 лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
В соответствии с п. п. 23, 90 Приказа ФТС России от 27.06.2008 N 786 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах" таможенными органами производится списание кредиторской задолженности денежным средствам, не подлежащим возврату, и перечисление списанных сумм в доход федерального бюджета.
Срок подачи заявления о возврате авансовых платежей, указанный в ч. 2 ст. 122 Федерального закона, является пресекательным, в случае подачи заявления о возврате авансовых платежей по истечении установленного срока возврат не производится. При этом таможенным законодательством не предусмотрена возможность восстановления трехгодичного срока для возврата авансовых платежей.
Условие о лимите времени для возврата авансовых платежей является одним из необходимых условий, характеризующих правовой режим таких платежей в отношениях, связанных с таможенным регулированием, соответственно, это условие заранее известно участникам указанных отношений, которые при самостоятельном решении вопроса об уплате таможенных платежей добровольно соглашаются следовать всем установленным законом правилам.
В соответствии со ст. 147 Федерального закона излишне уплаченные излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату решению таможенного органа по заявлению плательщика правопреемника.
Пунктом 3 ч. 12 ст. 147 Федерального закона установлено, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин может быть произведен в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
В том случае, если лицом, внесшим авансовые платежи, распоряжение об их использовании не производится, срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления соответствующих денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом в соответствии с п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации по истечении такого срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Тем самым предусмотрено, что в случае, если в течение установленного трехлетнего срока лицо, внесшее авансовый платеж, им не распорядилось, денежные средства переходят в собственность государства.
В рассматриваемом случае платежными поручениями от 01.04.2008 N 3791, от 11.04.2008 N 3971, от 01.11.2008 N 6236, от 18.12.2008 N 6767, от 22.12.2008 N 6781, от 25.12.2008 N 6869 ООО "ДЦ СОЛЛЕРС" перечислены денежные средства в качестве авансовых платежей на счет Федерального казначейства для Центральной -акцизной таможни в общей сумме 49.500.000 руб.
Обществом поданы в ЦАТ декларации на товары, свидетельствующие намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В соответствии с отчетами о расходовании денежных средств внесенных в качестве авансовых платежей от 10.02.2014, подготовленными ЦАТ, с лицевого счета заявителя списаны денежные средства и перечислены в доход федерального бюджета таможенные платежи - по платежному поручению от 11.04.2008 N 3971 - 2.715.846,17 руб.; по платежному поручению от 01.11.2008 N 6236 - 24.654.354,01 руб.; по платежному поручению от 18.12.2008 N 6767 - 4.873, 19 руб.; по платежному поручению от 22.12.2008 N 6781 - 4.948.669,78 руб.; по платежному поручению 25.12.2008 N 6869 - 8.138.770,47 руб.
Согласно указанным отчетам о расходовании, расходование денежных средств, перечисленных на счет Федерального казначейства для ЦАТ - платежным поручением от 01.04.2008 N 3791 в сумме 2.000.000 руб. обществом не производилось.
Таким образом, остаток денежных средств, внесенных на счет, составил 5.937.486,38 руб.
Авансовые платежи согласно ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации вносились на счета Федерального казначейства. Эти денежные средства являлись имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могли рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии с положениями ст. 353 Кодекса.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо заявление о возврате авансовых платежей.
В том случае, если лицом, внесшим авансовые платежи, распоряжение об их использовании не производится, срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления соответствующих денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом в соответствии с п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации по истечении такого срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Тем самым предусмотрено, что в случае, если в течение установленного трехлетнего срока лицо, внесшее авансовый платеж, им не распорядилось, денежные средства переходят в собственность государства.
Аналогичное правовое регулирование в отношении авансовых платежей предусмотрено ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и в установленном порядке неконституционным не признано (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 413-О).
В течение установленного законом трехлетнего срока общество, внесшее авансовые платежи, заявленной суммой не распорядилось.
Неправомерность действий таможенного органа на момент учета невостребованной суммы в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета, при рассмотрении дела не установлена.
В связи с истечением сроков для возврата (зачета) авансовых платежей востребованный остаток денежных средств перечислен в федеральный бюджет.
Из них 345.645,99 руб. учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета в соответствии с актом о выявлении невостребованных тележных средств от 23.12.2011; 3.284.154,83 руб. в соответствии с актом выявлении невостребованных денежных средств от 17.05.2011; 2.307.686,56 руб. в соответствии с актом о выявлении невостребованных денежных средств от 16.07.2012 N 10009000/3286.
На момент составления акта о выявлении невостребованных денежных средств и перечисления денежных средств в сумме 5.937.486,38 руб., ранее зачисленных на счет ЦАТ, таможне с учетом ч. 5 ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации предоставлено право на перечисление невостребованных сумм авансовых платежей в доход федерального бюджета.
Установление разумного срока (3 года со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей либо со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства), в пределах которого плательщик может обратиться за возвратом уплаченных таможенных платежей, не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
Довод заявителя о нарушении его права собственности, необоснован, поскольку собственник, осуществляя правомочия владения и распоряжения имуществом, несет связанные с ними риски.
Не востребование обществом не использованной обществом денежной суммы в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации и распоряжение ею таможенным органом в соответствии с установленным порядком, исключает применение ответственности, какой является взыскание с государства названной денежной суммы в виде убытков, предусмотренных ст. ст. 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения с заявлением возврате авансовых платежей, срок, установленный таможенным законодательством для подачи заявления о возврате остатка авансовых платежей истек, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для его возврата.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется, нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2014 по делу N А40-10715/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
С.М.МУХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)