Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2014 N 15АП-21759/2013 ПО ДЕЛУ N А32-11991/2011

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. N 15АП-21759/2013

Дело N А32-11991/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Формика-Юг": представитель по доверенности от 04.07.2013, Черников О.Ю., паспорт.
от Краснодарской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.11.2013 по делу N А32-11991/2011, принятое судьей Ивановой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формика-Юг"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным возврата без рассмотрения заявлений от 02.02.2011 и от 01.04.2011, об обязании возвратить неизрасходованные авансовые платежи в сумме 1825513,58 руб.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЮгПластСервис" (далее - ООО "ЮгПластСервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным возврата без рассмотрения заявлений общества от 02.02.2011 г. и от 01.04.2011 г., обязании возвратить неизрасходованное авансовые платежи в сумме 1 825 513,58 руб. (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 06.08.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован истечением срока для обращения в таможню за возвратом неизрасходованных авансовых платежей.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 решение суда от 06.08.2012 изменено, признаны незаконными действия таможни по оставлению без рассмотрения заявления общества о возврате авансовых платежей в размере 291 393 рублей 04 копеек.
Суд обязал таможню возвратить обществу 291 393 рубля 04 копейки авансовых платежей. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что общество пропустило трехлетний срок для обращения в таможню с заявлением о возврате авансовых платежей, перечисленных по платежному поручению от 27.12.2007 N 267. Таможня не учла, что на момент обращения в таможню трехлетний срок для обращения за возвратом авансовых платежей, уплаченных обществом по платежному поручению от 06.03.2008 N 42, не истек и незаконно оставила заявление общества без рассмотрения, отказав в возврате 291 393 рублей 04 копеек авансовых платежей.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2012 по делу N А32-11991/2011 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены в части отказа ООО "ЮгПластСервис" в удовлетворении заявления и в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 06.05.2013 указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо установить все фактические обстоятельства по эпизоду о возврате 1 815 630 рублей неизрасходованных авансовых платежей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 признан незаконным возврат Краснодарской таможней без рассмотрения заявлений общества с ограниченной ответственностью "ЮгПластСервис" о возврате денежных средств от 02.02.2011 г. и от 01.04.2011 г., оформленный соответственно, письмами от 08.02.2011 г. N 19.4-04/2718 и от 15.04.2011 г. N 19.4-04/8429, незаконным. Суд, обязал Краснодарскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Формика-Юг" неизрасходованные авансовые платежи в сумме 1 825 513,58 руб. (один миллион восемьсот двадцать пять тысяч пятьсот тринадцать рублей пятьдесят восемь копеек).
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что общество своевременно не проявляло разумной заботливости относительно своего имущества, своих прав и законных интересов путем предъявления определенных распорядительных требований к таможенному органу как обязанному лицу, а именно, распоряжение об использовании денежных средств в размере 1815630,00 руб. поступивших по платежному документу N 267 от 27.12.2007 на счет Краснодарской таможни 28.12.2007 не проводилось. Впоследствии по этим денежным средствам, истек срок подачи заявления. В системе действующего законодательства условие о лимите времени для использования или возврата авансовых платежей является одним из необходимых условий, характеризующих правовой режим таких платежей в отношениях, связанных с таможенным регулированием. Соответственно, это условие заранее известно участникам указанных отношений, которые при самостоятельном решении вопроса об уплате авансовых платежей добровольно соглашаются следовать всем установленным законом правилам.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Формика-Юг" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Краснодарская таможня представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя таможенного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об изменении обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела в связи с прекращением внешнеэкономической деятельности ООО "Югпластсервис" в Краснодарскую таможню было подано заявление о возврате денежных средств (авансовых платежей), внесенных на счет таможенного органа платежными поручениями от 17.08.2007 N 164, от 27.12.2007 N 267, от 29.01.2008 N 18, от 22.02.2008 N 36, от 06.03.2008 N 42 в размере 2 170 803,71 рублей.
Таможенным органом в адрес заявителя направлено письмо от 08.02.2011 N 19.404/2718 об оставлении без рассмотрения и возврате заявления от 02.02.2011, в котором указывалось, что обществом пропущен трехлетний срок подачи заявления на возврат по платежному документу N 267 от 27.12.2007.
После получения указанного письма, ООО "Югпластсервис" было подано заявление о возврате денежных средств (авансовых платежей), внесенных на счет таможенного органа платежным поручением от 06.03.2008 N 42 в размере 291 393,04 рублей.
Таможенным органом в адрес ООО "Югпластсервис" было направлено письмо о возврате документов по причине указания в заявлении от 01.04.2011 неверного корреспондентского счета и БИК банка. Кроме того, данным письмом Краснодарская таможня уведомила общество об истечении 09.04.2011 срока возврата авансовых платежей по платежному поручению N 42 от 06.03.2008 и последующем перечислении денежных средств в федеральный бюджет.
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела видно, что в Краснодарскую таможню поступило заявление ООО "Югпластсервис" о возврате авансовых платежей в размере 2 170 803,71 руб. Однако, сумма, указанная в заявлении не соответствовала данным таможенного органа.
Расхождения были вызваны тем, что при расчете остатка ООО "Югпластсервис" были учтены денежные средства в размере 1 815 630 рублей по платежному документу N 267 от 27.12.2007, по которому истек срок подачи заявления о возврате, установленный действующим законодательством.
Ссылка таможенного органа в апелляционной жалобе на истечение срока возврата авансовых платежей не могла бы быть применена к остаткам авансовых платежей на общую сумму 9 883,58 руб., внесенных платежными поручениями: п/п N 18 от 29.01.2008 г., сумма остатка - 99,00 руб. (л.д. 32); и п/п N 36 от 22.02.2008 г., сумма остатка - 9 784,58 руб. (л.д. 33), поскольку последнее расходование средств по указанным поручениям согласно данным отчета о расходовании денежных средств от 07.02.2011 г. (л.д. 18-20), имело место 05.03.2008 г., т.е. ранее истечения трех лет, предшествующих дате подачи заявления от 02.02.2012 г. об их возврате.
Таким образом, на дату подачи заявления (02.02.2012 г.) трехлетний срок, предусмотренный положениями ч. 1 ст. 122 ФЗ "О таможенном регулировании", не истек. Действия Краснодарской таможни в данном случае не соответствуют положениям ч. 6 ст. 147 ФЗ "О таможенном регулировании", предписывающим таможенному органу принять решение о возврате авансовых платежей.
Авансовые платежи на сумму 1 815 630,00 руб., уплаченные платежным поручением N 267 от 27.12.2007 г., подлежат возврату на основании нижеизложенного.
К отношениям сторон, касающимся использования и возврата авансовых платежей, подлежат применению положения Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) от 28.05.2003 N 61-ФЗ в редакции, действовавшей на момент перечисления соответствующих сумм, т.е. до внесения в кодекс изменений в соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившем в силу с 01.10.2009 г.
Согласно положениям ст. 330 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, т.е. на момент перечисления авансовых платежей по вышеуказанным платежным поручениям) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (пункт 1); денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса (пункт 3); возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 3 3), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа (пункт 5).
С 01.10.2009 г. п. 5 ст. 330 ТК РФ изложен в новой редакции, согласно которой возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Таким образом, для денежных средств, поступивших на счета федерального казначейства в качестве авансовых платежей до 01.10.2009 г., законодательством был установлен иной режим, нежели для средств, поступивших после 01.10.2009 г. Денежные средства, поступившие на счета федерального казначейства до 01.10.2009 г. и по истечении трехлетнего срока продолжали оставаться имуществом внесшего их лица, а запрета на их возврат, а также правового механизма передачи их в собственность государства не было установлено.
Спорная сумма 1815 630,00 руб. была внесена Заявителем на счет Федерального казначейства платежным поручением N 267 от 27.12.2007 г. В силу вышеизложенного правовой статус этих средств следует определять исходя из положений ТК РФ в редакции до принятия изменений в соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ.
Согласно ст. 1 Протокола N 1 от 20.03.1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 г., каждое физическое и юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Частью 3 ст. 35 Конституции РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Истечение срока истребования авансовых платежей не предусмотрено ГК РФ в качестве основания прекращения права собственности на соответствующие денежные средства. Ни ГК РФ, ни ТК РФ и Федеральный закон "О таможенном регулировании" не предусматривают истечение трехлетнего срока в качестве основания прекращения права собственности на невостребованные авансовые платежи у лица, их уплатившего, и прямо не устанавливают оснований возникновения права собственности Российской Федерации на данные денежные средства.
Обращение невостребованных авансовых платежей в собственность государства противоречит положениям ст. 218 ГК РФ, предусматривающим закрытый перечень оснований возникновения права собственности. Не применяются в данном случае и положения ст. 234 ГК РФ о приобретательной давности.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 21.06.2001 N 173-0, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Отказ Краснодарской таможни от 08.02.2011 в возврате авансовых платежей является днем, когда Заявитель узнал о нарушении своего права, вследствие чего с указанного момента начинает течение трехлетний срок исковой давности для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в судебном порядке, установленный ст. 196 ГК РФ.
Впервые позиция таможенного органа о невозможности возврата авансового платежа, уплаченного п/п N 267 от 27.12.2007, стала известна Заявителю из письма Краснодарской таможни от 08.02.2011 г. N 19.4-04/2718. Подробная информация о судьбе данных денежных средств и факте их учета в составе неналоговых доходов федерального бюджета была получена 04.07.2012 г., после возбуждения производства по данному делу, из представленных Краснодарской таможней отчета о расходовании денежные средств от 03.05.2012 г., и акта о выявлении невостребованных денежных средств от 28.03.2011 г. N 10309000/756 и приложения к нему (л.д. 112-113).
Заявитель обратился в суд 16.05.2011 г., т.е. до истечения 3-х лет со дня, когда ему стало известно о факте нарушения его права на возврат авансовых платежей.
Из названного выше Определения Конституционного Суда РФ следует, что положения статьей 19, 53 и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ непосредственно позволяют заявителям в порядке гражданского или арбитражного производства требовать возврата незаконно удерживаемых государственным органом денежных средств после истечения сроков их истребования в порядке, установленном административным, в том числе и таможенным, законодательством.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно счел требования заявителя об обязании таможенного органа возвратить авансовые платежи, правомерными, поскольку соответствующие требования предъявлены в суд в пределах общего срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса РФ, исчисляемого с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, под которым, в свою очередь, понимается момент получения заявителем документа таможенного органа, свидетельствующего о наличии неиспользованных авансовых платежей либо, при отсутствии первого, указывающего на невозможность осуществления своего права на возврат излишне уплаченных авансовых платежей.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необходимым прекратить производство по делу в части признания незаконным возврата Краснодарской таможней без рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "ЮгПластСервис" о возврате денежных средств от 01.04.2011, оформленного письмом от 15.04.2011 N 19.4-04/8429.
В силу норм пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность арбитражного суда прекратить производство по делу, если суд установит, что: имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Из материалов дела видно, что требование общества о признании незаконным возврата без рассмотрения заявлений общества от 01.04.2011 г. признано постановлением суда апелляционной инстанции от 29.01.2013 незаконным.
Данный вывод суда апелляционной инстанции мотивирован тем, что общество обратилось в таможню в установленный таможенным законодательством срок, то отказ таможни в возврате неизрасходованных авансовых платежей в сумме 291 393, 04 руб. нарушает права заявителя на возврат принадлежащих ему денежных средств. Неверное указание обществом в заявлении о возврате корреспондентского счета и БИК банка не свидетельствует о том, что возможность получения авансовых платежей утрачена с учетом соблюдения заявителем предусмотренного таможенным законодательством порядка их возврата. Данное обстоятельство носит устранимый характер. Таможня имела возможность уточнить у заявителя указанную информацию и произвести возврат.
Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия Краснодарской таможни по оставлению без рассмотрения заявления ООО "ЮгПластСервис" о возврате авансовых платежей в размере 291 393, 04 руб. и обязал Краснодарскую таможню возвратить обществу 291 393, 04 руб. авансовых платежей.
Суд кассационной инстанции постановлением от 06.05.2013 оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции в части признания незаконными действия Краснодарской таможни по оставлению без рассмотрения заявления ООО "ЮгПластСервис" о возврате авансовых платежей в размере 291 393, 04 руб. и обязал Краснодарскую таможню возвратить обществу 291 393, 04 руб. авансовых платежей.
Из материалов дела следует, что заявление общества от 01.04.2011 г. и ответ таможенного органа от 15.04.2011 г. N 19.4-04/8429 относятся к сумме 291393,04 руб., уплаченных платежным поручением N 42 от 06.03.2008 г.
Таким образом, требование общества о возврате без рассмотрения заявления ООО "ЮгПластСервис" от 01.04.2011 признано незаконным, в связи, с чем суд апелляционной инстанции в данной части в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекращает производство по делу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 по делу N А32-11991/2011 - изменить.
Прекратить производство по делу в части признания незаконным возврата Краснодарской таможней без рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "ЮгПластСервис" о возврате денежных средств от 01.04.2011, оформленного письмом от 15.04.2011 N 19.4-04/8429.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)