Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2015 N 11АП-20033/2014 ПО ДЕЛУ N А55-15332/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2015 г. по делу N А55-15332/20144


Резолютивная часть постановления объявлена: 25 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 марта 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Ефимов С.Е., доверенность от 24 апреля 2014 г. N 7,
от ответчика - Кругликов А.А., доверенность от 14 января 2015 г. N 03-03-09/192, Ергашев А.Х., доверенность от 26 декабря 2014 г. N 01-08-16/15626,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Самарской таможни на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2014 г. по делу N А55-15332/2014 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полиграфическая компания "Европринт" (ИНН 6312041099, ОГРН 1026300795069), г. Самара,
к Самарской таможне, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Полиграфическая компания "Европринт" (заявитель, Общество) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений от 12.11.2014 г., принятых судом первой инстанции, о признании незаконным решения Самарской таможни (далее ответчик) от 22.04.2014 N 03-03-09/4983 и о возложении на ответчика обязанности восстановить режим тарифных преференций путем принятия решения о предоставлении тарифных преференций в отношении товара по декларациям на товары N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652 в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2014 г. по делу N А55-15332/2014 заявленные требования удовлетворены. Признано полностью недействительным вынесенное Самарской таможней решение N 03-03-09/4983 "О направлении информации", как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза. На ответчика возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные ею нарушения законных прав и интересов заявителя путем принятия решения о восстановлении тарифных преференций в отношении товаров заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Полиграфическая компания "Европринт" в декларациях на товары N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с письмом N 062 от 01.04.2014 г. представило в Самарскую таможню оригиналы сертификатов происхождения формы СТ-2, взамен ранее выданных сертификатов N 11568/C1/57963/2013 от 10.12.2013, N 11568/C1/58181/2013 от 11.12.2013, N 11568/C1/58384/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58432/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58433/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58608/2013 от 13.12.2013 и просило таможенный орган восстановить тарифные преференции в отношении товара, указанного в ДТ N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652.
Письмом от 22.04.2014 г. N 03-03-09/4983 "О направлении информации" Таможня сообщила заявителю о том, что в сертификатах N 11568/C1/57963/2013 от 10.12.2013, N 11568/C1/58181/2013 от 11.12.2013, N 11568/C1/58384/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58432/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58433/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58608/2013 от 13.12.2013 указанная в графе 12 печать не корреспондирует с данными, представленными в таможенный орган и действующими на дату выдачи сертификатов, в связи с чем представленные сертификаты не могут служить основанием для восстановления тарифных преференций в отношении товаров по ТД 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС, ТК Таможенного союза) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (часть 2 статьи 58 ТК ТС). Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).
Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 г. подписано "Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 г. подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Протокол, Правила).
Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к настоящему Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 г. ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).
Согласно пункту 5 названного приказа для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил. В соответствии с данной нормой Товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если: 1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны; 2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в Приложениях N 1 и 2; 3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами; 4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств Сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).
Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.
Уполномоченные органы Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.
Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 названной статьи).
Статьей 61 ТК Таможенного союза предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 ТК ТС).
В соответствии со статьей 62 ТК ТС в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (часть 5 статьи 61 ТК ТС).
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.
Статьей 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных протоколом от 22.07.2011, регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительство Республики Сербии.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 11 в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
При этом статьей 13 Правил таможенный орган предписано, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.
Подлинность представленного Обществом сертификата и производство товара в Сербии таможня не оспаривает.
Доводы заинтересованного лица о том, что таможенный орган не обязан получать какие-либо уточнения относительно указанных в сертификате сведений, поскольку таможенное законодательство предоставляет такое право, а не налагает обязанность, отклоняются, так как основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Согласно части 1 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 данной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении таких товаров, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В то же время, в соответствии со статьей 61 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Кроме того, согласно пункту 25 раздела V Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, (далее Порядок) в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте "1" пункта 2 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза, применяется (восстанавливается режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного года) со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В соответствии с пунктом 26 названного Порядка с целью восстановления тарифных преференций декларант обращается в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций, составленным в произвольной форме.
Обществом соблюдены сроки подачи заявления о восстановлении преференциального режима, что таможней не оспаривается.
Таможня не представила суду документальные доказательства направления в процессе проведения проверки запросов в компетентные национальные органы Сербии, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Кроме того, в статье 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному органу предоставлено право осуществлять таможенный контроль, в том числе и в форме проверки документов и сведений, которая в силу статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза подразумевает проверку документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Пунктом 2 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Таким образом, полномочия таможенного органа по изменению (корректировке) после выпуска товаров и представления документов и сведений, влияющих на размер таможенных платежей, законом не ограничены. Из материалов дела следует, что данным правом таможенный орган не воспользовался.
Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций после выпуска товаров при восстановлении режима предоставления тарифных преференций установлен гл. V Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 (далее - Порядок).
Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что решения в случае восстановления либо непредоставления тарифных преференций принимаются уполномоченным должностным лицом не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 30 - 31 Порядка. В случае запроса у декларанта (таможенного представителя) документов и сведений, необходимых для принятия решения о возможности восстановления тарифных преференций, решение принимается не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения таможенным органом запрошенных документов и сведений. В случае проведения вышестоящим таможенным органом последующей проверки преференциального сертификата о происхождении товара решение принимается не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения таможней результатов такой проверки либо ответа вышестоящего таможенного органа о необоснованном направлении на последующую проверку такого сертификата при условии, что по результатам проведенной проверки или на основании полученного ответа не требуется направления запроса декларанту (таможенному представителю) о необходимости представления дополнительных документов.
Таким образом, получив письмо заявителя N 062 от 01.04.2014 г. о восстановлении тарифных преференций в отношении товара указанного в ДТ N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652, таможенный орган был обязан не позднее 30 (тридцати) рабочих дней вынести решение о восстановлении тарифных преференций в отношении указанного товара.
Письмо от 22.04.2014 г. N 03-03-09/4983 "О направлении информации" по своему содержанию является решением таможенного органа об отказе заявителю в восстановлении тарифных преференций в отношении товаров по ТД 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652.
Указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку в случае восстановления тарифных преференций, с заявлением о возврате таможенных пошлин и налогов общество согласно п. 36 Порядка вправе обратиться лишь после принятия таможенным органом решения предусмотренного п. 20 Порядка.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания в судебном порядке незаконным решения органа кадастрового учета, суд устанавливает обязанность этого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что допущенные нарушения подлежат устранению в установленный судом срок на будущее время после вступления решения суда в законную силу (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14).
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2014 г. по делу N А55-15332/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)