Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 21.05.2015 N 1086-О

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. N 1086-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ИБРАГИМОВА ИЛМАЗА РУНИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 18 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.Р. Ибрагимова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Ибрагимов оспаривает конституционность пункта 1 статьи 18 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которым таможенным перевозчиком признается юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям включения в реестр таможенных перевозчиков, после включения в данный реестр.
Как следует из представленных материалов, Федеральная таможенная служба письмом проинформировала заявителя о невозможности его включения в реестр таможенных перевозчиков в связи с тем, что он является индивидуальным предпринимателем. В решении от 28 февраля 2015 года арбитражный суд установил, что письмо таможенного органа не нарушает права и законные интересы И.Р. Ибрагимова, поскольку носит информационный характер, а сделанные в нем выводы соответствуют закону.
По мнению заявителя, пункт 1 статьи 18 Таможенного кодекса Таможенного союза не соответствует статьям 17 (часть 2) и 18 Конституции Российской Федерации, поскольку он препятствует включению индивидуальных предпринимателей в реестр таможенных перевозчиков.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами, Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества установил в Таможенном кодексе Таможенного союза требования, которым должны отвечать участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, в том числе таможенные перевозчики (глава 3).
Так, в реестр таможенных перевозчиков включаются те юридические лица, которые соответствуют ряду ограничительных условий, в частности по срокам осуществления профессиональной деятельности, финансовой состоятельности, отсутствию фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, а также организационно-правовой форме (статьи 18 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, индивидуальная предпринимательская деятельность по своей правовой природе отличается от экономической деятельности организаций, в частности, тем, что не предполагает обособление и консолидацию капитала, а, напротив, заключается в использовании собственного имущества физического лица в предпринимательских целях (определения от 14 декабря 2004 года N 451-О и от 25 февраля 2010 года N 310-О-О). Это, в свою очередь, дает возможность установления при определенных условиях неодинакового регулирования в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей (определения от 1 декабря 2009 года N 1552-О-О, от 16 июля 2009 года N 1023-О-О и от 25 февраля 2010 года N 310-О-О).
Применительно к отношениям по таможенной перевозке экономическое положение и специфика организации юридических лиц позволяют им принимать на себя повышенные обязательства и предпринимательские риски, связанные с участием во внешнеэкономической деятельности. Тем самым, в частности, поддерживается стабильность отношений, связанных с внешнеэкономической деятельностью таможенных перевозчиков, обеспечивается безопасность таможенной перевозки и исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин.
В связи с этим само по себе сужение круга лиц, которые могут быть включены в реестр таможенных перевозчиков, не может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод участников экономической деятельности.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ибрагимова Илмаза Рунисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)