Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2009 N 05АП-3223/09 ПО ДЕЛУ N 05АП-3223/2009

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2009 г. N 05АП-3223/09

Дело N 05АП-3223/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 02 сентября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Симоновой Г.А.
судей: Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оноприенко О.А.
при участии:
от ООО "Дальлеспром трейд": Погребняк С.Н. по доверенности N Ю-1/01/01/02 от 01.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт <...>, выдан 24.01.2002.
от Сахалинской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев апелляционную жалобу Сахалинской таможни на решение от 08.06.2009 г. по делу N А59-1899/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению ООО "Дальлеспром трейд" к Сахалинской таможне о признании незаконными действий, указанных в письме от 03.04.2009 г. N 16-09/3542, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за 2008 год в сумме 663 000 рублей и обязании вернуть данную сумму на расчетный счет заявителя

установил:

ООО "Дальлеспром трейд" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) и просит признать незаконными действия Сахалинской таможни, указанные в письме от 03.04.2009 N 16-09/3542, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за 2008 год в сумме 663 000 рублей и обязать таможню вернуть данную сумму на расчетный счет заявителя.
Решением суда от 08 июня 2009 требования Общества удовлетворены, действия таможни признаны незаконными и суд обязал таможенный орган возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 663 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебный актом, Сахалинская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указала, что таможней на сегодняшний день сумма не признана излишне уплаченной, поскольку Общество не представило для подтверждения указанного факта документы, установленные Приказом ГТК РФ от 25.05.2004 N 607. Письмо таможни от 03.04.2009 N 16-90/3542 не является решением об отказе в возврате сумм излишне уплаченных таможенных сборов, а указанным письмом таможенный орган отказал в рассмотрении заявления о возврате сумм таможенных сборов, по причине представления им неполного пакета документов. Данный факт не лишает заявителя возможности повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной декларации. В дополнение к апелляционной жалобе указывает на то, что при декларировании товаров декларантом в соответствии со статьей 357.7 ТК РФ уплачиваются таможенные сборы, которые по своей природе являются компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением. В связи с чем, таможенный орган делает вывод о том, что уплата таможенных сборов производится за каждый факт декларирования. Уплата таможенных сборов при подаче временной и при подаче полной таможенных деклараций не может толковаться как их двойная уплата. При этом ссылается на пункт 7 Постановления Правительства N 863 от 28.12.2004, которым установлено положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей. Толкование данного пункта, по мнению таможни, позволяет сделать вывод о том, что подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не является повторной подачей таможенной декларации, когда таможенные сборы уплачиваются в размере 500 рублей.
Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Общество в отзыве на жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документом.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность, применение арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, осуществляя деятельность, связанную с экспортом лесоматериалов, общество при вывозе с таможенной территории Российской Федерации в 2008 году товаров применяло периодическое временное декларирование, представив в Сахалинскую таможню 28 временных таможенных деклараций и уплатив за таможенное оформление в общем 663 000 рублей таможенных сборов.
При завершении таможенного оформления экспортируемых товаров общество подало полные таможенные декларации, уплатив также начисленные таможенным органом таможенные сборы в сумме 663 000 рублей. Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных грузовых таможенных деклараций является излишней, общество обратилось в Сахалинскую таможню с заявлением от 24.03.2009 N 151 о возврате данных платежей как излишне уплаченных.
Указанное заявление общества таможня рассмотрела и письмом от 03.04.2009 N 16-09/3542 сообщила декларанту о том, что для принятия решения о возврате денежных средств представлены не все документы, определенные приказом ГТК РФ от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", а именно: не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных сборов; отсутствует заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств; в связи с изменениями в отношении генерального директора общества необходимо представить выписку из ЕГРЮЛ об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре.
В данном письме таможенный орган также проинформировал заявителя о том, что возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности (письмо ФТС России от 08.09.2008 N 01-11/41807).
Посчитав данное письмо как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 3.1 Таможенного кодекса РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с данным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 Таможенного кодекса РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 137 Таможенного кодекса РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, после представления таможне временных периодических деклараций и убытия товара с таможенной территории Российской Федерации Общество представило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сбор за таможенное оформление товаров.
Факт уплаты обществом дважды таможенных сборов за таможенное оформление одних и тех же товаров в рамках периодического временного декларирования подтверждается копиями грузовых временных и полных таможенных деклараций, копиями платежных поручений о зачислении в 2008 году на счет таможенного органа сумм авансовых таможенных платежей и отчетом Сахалинской таможни о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, за период с 1.01.2008 по 31.12.2008.
Суд первой инстанции на основании статьи 60 Таможенного кодекса РФ сделал правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляет единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.
Таким образом, произведенные обществом при подаче полных таможенных деклараций платежи в размере 663 000 рублей в счет начисленных таможенных сборов следует рассматривать как излишне уплаченные.
Доказательств наличия у Общества обстоятельств, определенных пунктом 9 статьи 355 Таможенного кодекса РФ, препятствующих возврату излишне уплаченных таможенных сборов, в том числе наличие у плательщика задолженности по таможенным платежам, пеням и процентам, в материалы дела таможней не представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.8 Таможенного кодекса РФ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов.
В силу пунктов 2, 4 статьи 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Как установлено судом первой инстанции данный порядок был нарушен таможенным органом, в связи, с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате обществу 663 000 рублей как излишне уплаченных таможенных сборов при представлении полных таможенных деклараций в рамках периодического таможенного декларирования, что свидетельствует о нарушении прав декларанта на своевременный возврат принадлежащих ему денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.8 Таможенного кодекса РФ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов.
С учетом приведенных норм суд первой инстанции, установив факт излишней уплаты таможенных сборов, обоснованно признал незаконным отказ в возврате излишне уплаченных таможенных сборов и обязал таможенный орган возвратить Обществу сумму излишне уплаченных таможенных сборов.
Довод таможенного органа о том, что письмо от 03.04.2009 N 16-09/3542 нельзя расценивать, как отказ в возврате сумм таможенных сборов противоречит статье 355 Таможенного кодекса РФ, которой предусмотрен порядок рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Довод таможни о непредставлении Обществом полного пакета документов для возврата излишне уплаченных таможенных сборов документально не подтвержден и был предметом подробного исследования судом первой инстанции.
Ссылка таможенного органа на пункт 7 постановления Правительства N 863 от 28.12.2004 не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
В силу изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, в связи с чем возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит уплате однократно.
Факт уплаты обществом таможенных сборов в надлежащем размере при подаче временных таможенных деклараций судом установлен и таможенным органом не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение от 8 июня 2009 по делу N А59-1899/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА

Судьи
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)