Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Г.В. Котиковой, Н.В. Меркуловой
при участии
- от заявителя - ООО "Агентство Рефперевозки": Халикова И.В., доверенность от 24.05.2013 б/н; Курочкин К.Л., доверенность от 08.08.2013 N 2;
- от Ванинской таможни: Плехова Л.В., доверенность от 14.01.2014 N 05-30/162; Калинина Г.Н., доверенность от 19.03.2014 N 05-30/1071;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки"
на решение от 10.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014
по делу N А73-8353/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Пескова Т.Д.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки"
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки"
к Ванинской таможне
о признании незаконными действий и признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 20.06.2013
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки" (ОГРН 1027700454913, место нахождения: 127486, г. Москва, ул. Дегунинская, 1, корп. 2, далее - общество, ООО "Агентство Рефперевозки") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Ванинской таможни (ОГРН 1022700712110, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, п.Ванино, ул. Железнодорожная, 4, далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в начислении процентов и пени по ДТ N 10711020/250712/0001471, N 10711020/250712/0001472 (далее - ДТ N 1471, ДТ N 1472), а также признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 20.06.2013 N 10711000/2000613/03 и N 10711000/2000613/04 (далее - требования N 03 и N 04).
Решением суда от 10.10.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемые действия и ненормативные правовые акты таможенного органа соответствуют действующему законодательству.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ООО "Агентство Рефперевозки", поддержанной ее представителями в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
В частности, заявитель жалобы указывает на несоблюдение таможенным органом действующего законодательства при выставлении требований об уплате таможенных платежей. Таможенным органом решение по результатам проверки, выявившей неуплату таможенных платежей в отношении общества не принималось, а судами не принято во внимание отсутствие такого решения таможни. Кассационная жалоба сводится к тому, что спорные отношения не регулируются положениями пункта 3 статьи 284 ТК ТС, а также, что таможня нарушила положения статьи 152 Закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Общество указывает на неправомерность применения норм Таможенного кодекса Таможенного союза, так как эти нормы применяются к отношениям, возникшим после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, что подтверждено Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П, от 21.01.2010 N 1-П, а также Определением от 19.06.2012 N 1255-О. В связи с чем, законодатель не может придать обратную силу закону, который устанавливает или отягчает ответственность. Ввоз товара осуществлялся в период действия Таможенного кодекса Российской Федерации, которым не предусмотрена уплата процентов за период полного условного освобождения, а также частичного условного освобождения от уплаты таможенных платежей, если сумма таможенных платежей при их частичной уплате становилась равной сумме, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров в свободное обращение.
По мнению общества, ссылка на письмо ФТС России от 27.04.2011 N 01-11/19266 несостоятельна, поскольку оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и не является нормативным правовым актом.
Общество поясняет, что в оспариваемых требованиях об уплате таможенных платежей указаны декларации, которые обществом не подавались.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на непредставление расчета подлежащих доплате платежей, вследствие чего общество не имело законной возможности проверить правильность осуществления данного расчета.
Таможенный орган в отзыве на изложенные в ней доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В частности, представители таможни указали на то, что до выставления спорных требований таможенным органом составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 10.06.2013 N 10711000/010/100613/А0001 и акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 11.06.2013 N 10711000/110613/0000003.
Кроме этого, по мнению таможенного органа, довод общества о неверном расчете пени и процентов и невозможности проверить эти расчеты не соответствует материалам дела и законодательству в сфере таможенного регулирования, так как обществом не оспаривается расчет подлежащих уплате таможенных платежей.
Также таможня ссылается на статью 370 ТК ТС и считает ее подлежащей применению, так как товар общества помещен под режим временного ввоза в 2008 году в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, но в 2012 году в целях завершения временного ввоза товары помещены под иную таможенную процедуру - для внутреннего потребления, что происходило в период действия таможенного законодательства таможенного союза.
Обществом представлено возражение на отзыв таможни.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе в полном объеме.
Представители таможни возражали относительно доводов кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании 02.04.2014 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 09.04.2014.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 10.09.2008 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о разрешении на помещение товара: 20-футовых и 40-футовых рефрежераторных контейнеров, соответственно, в количестве 125 и 72 штук, предназначенных для хранения скоропортящихся грузов, под режим временного ввоза, в связи с чем 10.09.2008 и 11.09.2008 поданы грузовые таможенные декларации N 10711020/110908/003750 и N 10711020/100908/0003738.
Таможенным органом разрешен временный ввоз спорных контейнеров сроком до 09.09.2009 с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей.
В сентябре 2009 года режим временного ввоза с разрешения таможни продлен сроком на один год до 09.09.2010, а затем - до 09.07.2011 и впоследствии до 09.07.2012 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
С целью помещения временно ввезенных контейнеров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обществом в таможенный орган 25.07.2012 поданы ДТ N 1471 на 40-футовые контейнеры в количестве 72 штук и ДТ N 1472 на 20-футовые контейнеры в количестве 125 штук, в выпуске которых отказано, о чем сделана 26.07.2012 и 27.07.2012 соответствующая запись на оборотной стороне указанных деклараций: "отказано в выпуске: несоблюдение условий выпуска товара, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 195 ТК ТС - несоблюдение необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру.
Необходима уплата процентов с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза (статья 284 ТК ТС пункт 3)".
28.03.2013 товар по названным ДТ выпущен для внутреннего потребления.
20.06.2013 таможенным органом в письме за N 10-56/2611 обществу выставлены оспариваемые требования.
Не согласившись с действиями таможни по начислению пени и выставлению спорных требований, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Пункт 3 статьи 284 ТК ТС устанавливает, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.
Для отдельных категорий временно ввозимых товаров Комиссия таможенного союза вправе определять случаи, когда проценты, указанные в части первой пункта 3 статьи 284 ТК ТС, не уплачиваются.
Согласно пункту 1 статьи 282 Кодекса перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.
Комиссии таможенного союза 18.06.2010 принято Решение N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - Решение N 331 от 18.06.2010).
При этом в соответствии с частью второй пункта 1 данного Решения полное условное освобождение от уплаты пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в Перечне, предоставляется, если срок их временного ввоза не превышает одного года, если иное не предусмотрено в Перечне.
В соответствии с разделом 1 Перечня контейнеры и иная многооборотная тара включены в состав товаров, временно ввозимых с полным с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Кроме этого, в Перечне содержится следующая оговорка: указанные в разделе I настоящего Перечня контейнеры, поддоны и упаковка применяются согласно понятиям, определенным в приложении B.3 к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года (г. Стамбул).
14.10.2010 Комиссией Таможенного союза принято Решение N 476, пунктом 1 которого пункт 1 Решения N 331 от 18.06.2010 после части второй дополнен абзацем следующего содержания:
"Часть вторая настоящего пункта не распространяется на транспортные средства (из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенные под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используемые для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении. В отношении таких транспортных средств срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 1 июля 2015 года".
Установить, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящего решения, проценты, указанные в части первой пункта 3 статьи 284 Таможенного кодекса Таможенного союза, не уплачиваются (пункт 2 Решения N 476).
Из буквального толкования пунктов 1 и 2 Решения N 476 от 14.10.2010 следует, что на транспортные средства из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716 не распространяется годичный срок полного условного освобождения таможенных пошлин, налогов, установленный частью второй пункта 1 Решения N 331 от 18.06.2010, так как для них срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть продлен до 1 июля 2015 года, если они помещены под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используются для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении.
При помещении указанных транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления проценты, указанные в части первой пункта 3 статьи 284 ТК ТС, не уплачиваются (пункт 4 Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328, пункт 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 476).
Признаются законными и обоснованными выводы судов о том, что к спорным правоотношениям применяются нормы Таможенного кодекса Таможенного союза и, следовательно, начисление процентов и пени по ДТ N 1471 и N 1472 признано соответствующим действующему таможенному законодательству, основания для освобождения общества от уплаты процентов отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении статьи 152 Закона N 311-ФЗ таможенным органом правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. При обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей Таможенным органом составляется акт.
Форма и порядок составления акта установлен Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708. В данном случае проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, а не таможенный контроль в форме таможенной проверки, по результатам которой составляется решение.
Довод общества о том, что в оспариваемых требованиях об уплате таможенных платежей и акте от 11.07.2013 указаны декларации, которые ООО "Агентство Рефперевозки" не подавало, суд исследовал и пришел к обоснованному выводу о технической ошибке, допущенной таможней.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные контейнеры подпадают под категорию транспортных средств и освобождены от уплаты процентов ошибочны, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2013 N Ф03-1994/2013. Частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному дела, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2013 N Ф03-1994/2013 по делу N А73-10840/2012 признаны законными решения таможни об отказе в выпуске товаров и об уплате процентов, в удовлетворении данных требований ООО "Агентство Рефперевозки" отказано.
Довод заявителя кассационной жалобы о ненаправлении обществу расчета подлежащих доплате платежей, вследствие чего общество не имело законной возможности проверить правильность осуществления данного расчета отклоняется.
Судом установлено, что таможенным органом 10.06.2013 составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров N 10711000/010/100613/А0001, которым определено, что с целью извещения общества о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей (процентов, пени) необходимо направить требование в рамках статьи 152 Закона N 311-ФЗ.
11.06.2013 составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и расчеты процентов ввозной пошлины по ТД N 10711020/100908/0003738, N 10711020/110908/0003750 и таможней направлены требования об уплате таможенных платежей, что свидетельствует о соблюдении таможенным органом процедуры выявления нарушения, влекущего возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Требование об оплате пени и процентов направлены обществу, которое вправе представить контррасчет, что последним сделано не было.
Довод общества о нарушении Конституции Российской Федерации основан на неверном толковании части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации. Уплата процентов с сумм таможенных пошлин, налогов по своей правовой природе не относятся к видам юридической ответственности, а являются платой, которую декларант должен внести за пользование материальными ценностями. Таможенным кодексом Таможенного союза в разделе 8 "Переходные положения" установлен порядок правового регулирования отношений, возникших до вступления в силу ТК ТС с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.
Довод общества о неправомерном применении к спорным правоотношениям норм Таможенного кодекса Российской Федерации рассмотрен судами первой и апелляционной инстанций. Как правомерно установлено судами, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о завершении таможенной процедуры на выпуск товаров для внутреннего потребления после истечения сроков временного ввоза и уже в период действия Таможенного кодекса Таможенного союза.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и к ним правильно применены нормы таможенного законодательства таможенного союза, а также не допущено нарушений норм процессуального права, то у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А73-8353/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.04.2014 N Ф03-953/2014 ПО ДЕЛУ N А73-8353/2013
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. N Ф03-953/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Г.В. Котиковой, Н.В. Меркуловой
при участии
- от заявителя - ООО "Агентство Рефперевозки": Халикова И.В., доверенность от 24.05.2013 б/н; Курочкин К.Л., доверенность от 08.08.2013 N 2;
- от Ванинской таможни: Плехова Л.В., доверенность от 14.01.2014 N 05-30/162; Калинина Г.Н., доверенность от 19.03.2014 N 05-30/1071;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки"
на решение от 10.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014
по делу N А73-8353/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Пескова Т.Д.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки"
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки"
к Ванинской таможне
о признании незаконными действий и признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 20.06.2013
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Рефперевозки" (ОГРН 1027700454913, место нахождения: 127486, г. Москва, ул. Дегунинская, 1, корп. 2, далее - общество, ООО "Агентство Рефперевозки") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Ванинской таможни (ОГРН 1022700712110, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, п.Ванино, ул. Железнодорожная, 4, далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в начислении процентов и пени по ДТ N 10711020/250712/0001471, N 10711020/250712/0001472 (далее - ДТ N 1471, ДТ N 1472), а также признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 20.06.2013 N 10711000/2000613/03 и N 10711000/2000613/04 (далее - требования N 03 и N 04).
Решением суда от 10.10.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемые действия и ненормативные правовые акты таможенного органа соответствуют действующему законодательству.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ООО "Агентство Рефперевозки", поддержанной ее представителями в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
В частности, заявитель жалобы указывает на несоблюдение таможенным органом действующего законодательства при выставлении требований об уплате таможенных платежей. Таможенным органом решение по результатам проверки, выявившей неуплату таможенных платежей в отношении общества не принималось, а судами не принято во внимание отсутствие такого решения таможни. Кассационная жалоба сводится к тому, что спорные отношения не регулируются положениями пункта 3 статьи 284 ТК ТС, а также, что таможня нарушила положения статьи 152 Закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Общество указывает на неправомерность применения норм Таможенного кодекса Таможенного союза, так как эти нормы применяются к отношениям, возникшим после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, что подтверждено Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П, от 21.01.2010 N 1-П, а также Определением от 19.06.2012 N 1255-О. В связи с чем, законодатель не может придать обратную силу закону, который устанавливает или отягчает ответственность. Ввоз товара осуществлялся в период действия Таможенного кодекса Российской Федерации, которым не предусмотрена уплата процентов за период полного условного освобождения, а также частичного условного освобождения от уплаты таможенных платежей, если сумма таможенных платежей при их частичной уплате становилась равной сумме, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров в свободное обращение.
По мнению общества, ссылка на письмо ФТС России от 27.04.2011 N 01-11/19266 несостоятельна, поскольку оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и не является нормативным правовым актом.
Общество поясняет, что в оспариваемых требованиях об уплате таможенных платежей указаны декларации, которые обществом не подавались.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на непредставление расчета подлежащих доплате платежей, вследствие чего общество не имело законной возможности проверить правильность осуществления данного расчета.
Таможенный орган в отзыве на изложенные в ней доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В частности, представители таможни указали на то, что до выставления спорных требований таможенным органом составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 10.06.2013 N 10711000/010/100613/А0001 и акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 11.06.2013 N 10711000/110613/0000003.
Кроме этого, по мнению таможенного органа, довод общества о неверном расчете пени и процентов и невозможности проверить эти расчеты не соответствует материалам дела и законодательству в сфере таможенного регулирования, так как обществом не оспаривается расчет подлежащих уплате таможенных платежей.
Также таможня ссылается на статью 370 ТК ТС и считает ее подлежащей применению, так как товар общества помещен под режим временного ввоза в 2008 году в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, но в 2012 году в целях завершения временного ввоза товары помещены под иную таможенную процедуру - для внутреннего потребления, что происходило в период действия таможенного законодательства таможенного союза.
Обществом представлено возражение на отзыв таможни.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе в полном объеме.
Представители таможни возражали относительно доводов кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании 02.04.2014 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 09.04.2014.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 10.09.2008 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о разрешении на помещение товара: 20-футовых и 40-футовых рефрежераторных контейнеров, соответственно, в количестве 125 и 72 штук, предназначенных для хранения скоропортящихся грузов, под режим временного ввоза, в связи с чем 10.09.2008 и 11.09.2008 поданы грузовые таможенные декларации N 10711020/110908/003750 и N 10711020/100908/0003738.
Таможенным органом разрешен временный ввоз спорных контейнеров сроком до 09.09.2009 с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей.
В сентябре 2009 года режим временного ввоза с разрешения таможни продлен сроком на один год до 09.09.2010, а затем - до 09.07.2011 и впоследствии до 09.07.2012 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
С целью помещения временно ввезенных контейнеров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обществом в таможенный орган 25.07.2012 поданы ДТ N 1471 на 40-футовые контейнеры в количестве 72 штук и ДТ N 1472 на 20-футовые контейнеры в количестве 125 штук, в выпуске которых отказано, о чем сделана 26.07.2012 и 27.07.2012 соответствующая запись на оборотной стороне указанных деклараций: "отказано в выпуске: несоблюдение условий выпуска товара, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 195 ТК ТС - несоблюдение необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру.
Необходима уплата процентов с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза (статья 284 ТК ТС пункт 3)".
28.03.2013 товар по названным ДТ выпущен для внутреннего потребления.
20.06.2013 таможенным органом в письме за N 10-56/2611 обществу выставлены оспариваемые требования.
Не согласившись с действиями таможни по начислению пени и выставлению спорных требований, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Пункт 3 статьи 284 ТК ТС устанавливает, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.
Для отдельных категорий временно ввозимых товаров Комиссия таможенного союза вправе определять случаи, когда проценты, указанные в части первой пункта 3 статьи 284 ТК ТС, не уплачиваются.
Согласно пункту 1 статьи 282 Кодекса перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.
Комиссии таможенного союза 18.06.2010 принято Решение N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - Решение N 331 от 18.06.2010).
При этом в соответствии с частью второй пункта 1 данного Решения полное условное освобождение от уплаты пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в Перечне, предоставляется, если срок их временного ввоза не превышает одного года, если иное не предусмотрено в Перечне.
В соответствии с разделом 1 Перечня контейнеры и иная многооборотная тара включены в состав товаров, временно ввозимых с полным с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Кроме этого, в Перечне содержится следующая оговорка: указанные в разделе I настоящего Перечня контейнеры, поддоны и упаковка применяются согласно понятиям, определенным в приложении B.3 к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года (г. Стамбул).
14.10.2010 Комиссией Таможенного союза принято Решение N 476, пунктом 1 которого пункт 1 Решения N 331 от 18.06.2010 после части второй дополнен абзацем следующего содержания:
"Часть вторая настоящего пункта не распространяется на транспортные средства (из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенные под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используемые для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении. В отношении таких транспортных средств срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 1 июля 2015 года".
Установить, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящего решения, проценты, указанные в части первой пункта 3 статьи 284 Таможенного кодекса Таможенного союза, не уплачиваются (пункт 2 Решения N 476).
Из буквального толкования пунктов 1 и 2 Решения N 476 от 14.10.2010 следует, что на транспортные средства из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716 не распространяется годичный срок полного условного освобождения таможенных пошлин, налогов, установленный частью второй пункта 1 Решения N 331 от 18.06.2010, так как для них срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть продлен до 1 июля 2015 года, если они помещены под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используются для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении.
При помещении указанных транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления проценты, указанные в части первой пункта 3 статьи 284 ТК ТС, не уплачиваются (пункт 4 Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328, пункт 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 476).
Признаются законными и обоснованными выводы судов о том, что к спорным правоотношениям применяются нормы Таможенного кодекса Таможенного союза и, следовательно, начисление процентов и пени по ДТ N 1471 и N 1472 признано соответствующим действующему таможенному законодательству, основания для освобождения общества от уплаты процентов отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении статьи 152 Закона N 311-ФЗ таможенным органом правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. При обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей Таможенным органом составляется акт.
Форма и порядок составления акта установлен Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708. В данном случае проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, а не таможенный контроль в форме таможенной проверки, по результатам которой составляется решение.
Довод общества о том, что в оспариваемых требованиях об уплате таможенных платежей и акте от 11.07.2013 указаны декларации, которые ООО "Агентство Рефперевозки" не подавало, суд исследовал и пришел к обоснованному выводу о технической ошибке, допущенной таможней.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные контейнеры подпадают под категорию транспортных средств и освобождены от уплаты процентов ошибочны, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2013 N Ф03-1994/2013. Частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному дела, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2013 N Ф03-1994/2013 по делу N А73-10840/2012 признаны законными решения таможни об отказе в выпуске товаров и об уплате процентов, в удовлетворении данных требований ООО "Агентство Рефперевозки" отказано.
Довод заявителя кассационной жалобы о ненаправлении обществу расчета подлежащих доплате платежей, вследствие чего общество не имело законной возможности проверить правильность осуществления данного расчета отклоняется.
Судом установлено, что таможенным органом 10.06.2013 составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров N 10711000/010/100613/А0001, которым определено, что с целью извещения общества о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей (процентов, пени) необходимо направить требование в рамках статьи 152 Закона N 311-ФЗ.
11.06.2013 составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и расчеты процентов ввозной пошлины по ТД N 10711020/100908/0003738, N 10711020/110908/0003750 и таможней направлены требования об уплате таможенных платежей, что свидетельствует о соблюдении таможенным органом процедуры выявления нарушения, влекущего возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Требование об оплате пени и процентов направлены обществу, которое вправе представить контррасчет, что последним сделано не было.
Довод общества о нарушении Конституции Российской Федерации основан на неверном толковании части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации. Уплата процентов с сумм таможенных пошлин, налогов по своей правовой природе не относятся к видам юридической ответственности, а являются платой, которую декларант должен внести за пользование материальными ценностями. Таможенным кодексом Таможенного союза в разделе 8 "Переходные положения" установлен порядок правового регулирования отношений, возникших до вступления в силу ТК ТС с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.
Довод общества о неправомерном применении к спорным правоотношениям норм Таможенного кодекса Российской Федерации рассмотрен судами первой и апелляционной инстанций. Как правомерно установлено судами, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о завершении таможенной процедуры на выпуск товаров для внутреннего потребления после истечения сроков временного ввоза и уже в период действия Таможенного кодекса Таможенного союза.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и к ним правильно применены нормы таможенного законодательства таможенного союза, а также не допущено нарушений норм процессуального права, то у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А73-8353/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)