Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.06.2015 N Ф08-4057/2015 ПО ДЕЛУ N А32-32367/2014

Требование: О признании незаконным отказа в возврате денежного залога, обязании устранить допущенные нарушения.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган возвратил заявление о возврате залога без рассмотрения с формулировкой "в связи с непредставлением документов, подтверждающих исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N А32-32367/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" (ИНН 2352013076, ОГРН 1022304740237) - Христиченко О.В. (доверенность от 27.12.2014), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Першина И.В. (доверенность от 29.04.2015), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-32367/2014, установил следующее.
ЗАО "Таманьнефтегаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по отказу в возврате денежного залога, выраженных в письме от 29.05.2014 N 20.4-04/15599; об обязании таможни устранить допущенные нарушения путем возврата денежного залога в сумме 611 494 рублей 69 копеек, внесенного по платежному поручению от 04.04.2011 N 1249 на сумму 1 464 563 рубля, исчисленного в соответствии с таможенной распиской N 10309150/020611/ТР-4911854.
Решением суда от 14.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2015, заявленные требования удовлетворены. С таможни в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что обществом соблюдены все условия, с которыми законодатель связывает право на получение льготы при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара, выступающего в качестве вклада в уставный капитал общества, вносимого иностранным инвестором. Возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении общества мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования имущества.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, общество не представило документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательства обеспеченного денежным залогом, а также документы, подтверждающие, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращена в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.05.2014 общество обратилось в таможню с заявлением от 18.05.2014 о возврате денежного залога в сумме 611 494 рублей 69 копеек, внесенного по платежному поручению от 04.04.2011 N 1249 на сумму 1 464 563 рубля, исчисленного в соответствии с таможенной распиской N 10309150/020611/ТР-4911854, в связи с исполнением (прекращением) обязательства, обеспеченного денежным залогом.
К заявлению от 18.05.2014 общество приложило документы согласно перечню, установленному частями 2 и 3 статьи 149 и частями 4 - 7 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Таможенный орган письмом от 29.05.2014 N 20.4.-04/13599 отказал в возврате денежного залога, возвратив заявление без рассмотрения с формулировкой "в связи с непредставлением документов, подтверждающих исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом".
В порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, является постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - постановление N 883). Согласно пункту 1 постановления N 883 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами. Пунктом 2 постановления N 883 предусмотрено, что в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал и освобожденных от уплаты ввозной таможенной пошлины, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Иных условий постановление N 883 не содержит.
При таможенном оформлении товара декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов на основании постановления N 883 и норм Налогового кодекса Российской Федерации, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления таких льгот.
Для определения статуса товаров в таможенных целях при принятии решения о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов применяются соответствующие федеральные законы, регулирующие порядок внесения вкладов (в том числе вещами) в уставные (складочные) капиталы организаций, к которым относится Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Принятие акционером общества решения об увеличении имеющегося размера уставного капитала за счет дополнительного вклада (в том числе в имущественном виде) отражается в учредительных документах. Такое решение подлежит выполнению в сроки, установленные в учредительных документах общества. По истечении срока, установленного для внесения дополнительных вкладов участником в уставный капитал общества, итоги внесения дополнительного вклада фиксируются в соответствии с Федеральным законом в учредительных документах общества с последующей государственной регистрацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С момента государственной регистрации таких изменений в учредительных документах общества указанные документы имеют юридическую силу для третьих лиц, в том числе для таможенного органа.
После завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительного вклада в уставный капитал общества вещи, внесенные в качестве дополнительного вклада, приобретают статус имущества общества.
Судебные инстанции установили, что 28.01.2011 ЗАО Инвестиционная компания "Beleggingsmaatschappij Nes D.V." (Нидерланды), являясь единственным акционером общества, увеличила уставной капитал общества путем внесения имущества, состоящего из оборудования для перегрузочного комплекса сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтепродуктов, поименованного в перечне, для целей использования в производственной деятельности в качестве основных производственных фондов.
При подаче обществом в таможенный орган декларации на ввезенный товар -установки верхнего слива типа TLA338 в количестве 4 штук (далее - товар), таможня приняла решение от 01.06.2011 о предоставлении обществу льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал и задекларированного по ДТ N 10309150/010611/0000534. Товар оформлен в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" как оборудование, поступившее от иностранного учредителя общества в качестве вклада в уставный капитал. Таможенным органом 01.06.2011 выпуск товара разрешен условно под обеспечение уплаты таможенных платежей. Общество внесло денежный залог в размере 611 494 рублей 69 копеек, оформив таможенную расписку N 10309150/020611/ТР-4911854. Право собственности на товар единственный акционер передал обществу по акту приема-передачи от 19.05.2011 N 16.
Внесенные обществом в устав изменения прошли государственную регистрацию в сроки и в порядке установленные законодательством Российской Федерации. Устав общества в редакции от 15.02.2011 N 16 прошел государственную регистрацию 03.03.2011, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ серии 23 N 007963147, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции от 15.07.2011 N 17 прошел государственную регистрацию 10.08.2011, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ серии 23 N 008249081, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края.
Товар отражен в бухгалтерском учете, что подтверждается годовым бухгалтерским балансом общества, актами о приеме-передаче объектов основных средств по форме N ОС-1, инвентарными карточками учета объектов основных средств по форме N ОС-6.
Суды установили, что товар не является подакцизным, ввезен на территорию Российской Федерации в установленный срок в целях формирования уставного капитала общества. Данное обстоятельство таможня не оспаривает.
Согласно части 2 статьи 137 Закона N 311-ФЗ исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 85 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в случае условного выпуска товаров в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2), имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (пункт 3), считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4). Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, - в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС (пункт 5 статьи 200 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 145 Закона N 311-ФЗ установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном Законом N 311-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 149 Закона N 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующим за днем исполнения или прекращения обязательства.
Под исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, понимается исполнение иностранным учредителем обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества, то есть достижения цели, имеющей правовое значение.
В данном случае, определяющее значение имеет факт целевого назначения товара, ввезенного как вклад в уставный капитал, в целях использования в производственной деятельности общества. Это обстоятельство не может быть рассмотрено как длящееся, а его исполнение - как допускающее постоянный контроль со стороны таможенного органа без возврата денежного залога. Иное входило бы в явное противоречие с целями инвестиционной политики Российской Федерации.
При отсутствии обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ввиду наличия оснований для применения льгот отсутствует и предмет обеспечения.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами.
Возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, определены в статье 211 ТК ТС.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи.
При этом таможенное законодательство не предусматривает обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем. Возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении общества мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования имущества и, в случае обнаружения в рамках таможенного контроля такой ситуации, применить возникающие из данного обстоятельства последствия. В целях возврата обеспечения обязательств должны быть исполнены условия предоставления льготы по уплате таможенной пошлины, то есть должна быть закончена процедура формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов иностранного инвестора (при этом изменения должны быть зарегистрированы в установленном порядке), оборудование должно быть поставлено на баланс организации в качестве основных фондов.
Таким образом, под исполнением обеспеченных обязательств согласно пункту 6 статьи 85 ТК ТС понимается исполнение импортером (его учредителями) обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества.
Письмом ФТС России от 29.04.2011 N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей" обращено внимание таможни на недопущение случаев формального отказа в рассмотрении заявления о возврате. Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела следует, что обществом соблюден порядок увеличения уставного капитала общества за счет ввезенного из Нидерландов имущества его участника, порядок утверждения итогов такого увеличения и порядок представления документов для их государственной регистрации. Указанные изменения зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданных ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Указанные изменения приобрели обязательную силу, как для участников общества, так и для третьих лиц. При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате денежных средств (денежного залога) по причине неисполнения условий, свидетельствующих об окончании процедуры формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов иностранного инвестора.
Доводы таможни выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А32-32367/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)