Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 31.03.2014 ПО ДЕЛУ N А32-5039/2013

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу N А32-5039/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Сочинской таможни (ИНН 2317013362, ОГРН 1022302837699) - Макарова А.А. (доверенность от 24.03.2014) и Титова А.Н. (доверенность от 31.12.2013), от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" (ИНН 2317044843, ОГРН 1062317013087) - Приписнова И.И. (доверенность от 24.12.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ИНН 7709827266, ОГРН 1097746150292), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" и Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-5039/2013, установил следующее.
Сочинская таможня (далее - таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" (далее - общество) и Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - учреждение) в части обозначения постоянной зоны таможенного контроля (далее - ПЗТК) в местах стоянок воздушных судов в международном аэропорту г. Сочи и обязании их произвести обозначение в местах стоянок воздушных судов.
Решением суда от 25.07.2013 (судья Колодкина В.Г.) в удовлетворении требований отказано, поскольку ни в силу закона, ни в силу предоставленных им полномочий общество и учреждение не обязаны производить какие-либо действия по установлению зоны таможенного контроля. Пунктом 4 приказа таможни от 26.04.2011 N 400 "О создании постоянной зоны таможенного контроля в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в Международном аэропорту Сочи" (далее - приказ N 400) обязанность по обеспечению пределов ПЗТК знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом должна быть выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля", возложена на начальника таможенного поста Аэропорт Сочи В.Г. Салова. Приложением N 3 к приказу N 400 определены места стоянок воздушных судов.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2013 решение суда от 25.07.2013 отменено, требования таможни удовлетворены. Суд сделал вывод о том, что обязанность по непосредственному обозначению мест пересечения границ зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами возложена на общество и учреждение. Бездействием общества и учреждения нарушаются права таможни на выполнение в полном объеме функций по таможенному контролю товаров и транспортных средств, что недопустимо.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения требований таможни о признании незаконным бездействия общества по обозначению ПЗТК. По мнению подателя жалобы, постановление апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм материального права; у общества отсутствует обязанность в проведении мероприятий по обозначению ПЗТК, эта обязанность возложена на таможню.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось учреждение с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения требований таможни в части, касающейся учреждения. Учреждение указывает, что ни законодательством Российской Федерации, ни какими-либо договорами не предусмотрена обязанность учреждения по проведению мероприятий по обозначению ПЗТК. Эта обязанность возложена на таможню.
В отзыве на кассационные жалобы таможня просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и таможни поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, воздушный пункт пропуска Аэропорт Сочи находится в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Сочи и открыт в соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 13.01.2011 N 13-1111 "Об открытии воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Сочи" (далее - приказ N 13-1111).
Таможня приняла приказ N 400 о создании в Международном аэропорту Сочи ПЗТК, куда включены и места стоянок воздушных судов, предварительно согласовав приказ с обществом.
Граница постоянной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Сочи таможни обозначена знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля", при этом отсутствуют надписи "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр, а также включенные в ПЗТК обозначения мест стоянок воздушных судов, которые фактически находятся внутри обозначенных пределов границ ПЗТК.
Неоднократные обращения таможни к обществу и учреждению с требованием произвести обозначение ПЗТК в местах стоянок воздушных судов оставлены без внимания. В письме от 19.12.2012 N Ап-355108 учреждение сообщило таможне, что в настоящее время обозначение пределов ПЗТК в местах стоянок воздушных судов нецелесообразно, так как с утверждением новых пределов пункта пропуска и определением конкретных мест стоянок воздушных судов учреждение проведет мероприятия по дооснащению пункта пропуска в новых пределах, в том числе и обозначению пределов ПЗТК в местах стоянок воздушных судов международных авиалиний.
Таможня обжаловала бездействия общества и учреждения в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования таможни.
В силу статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и данным законом (часть 1). Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары (часть 2). Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы Российской Федерации, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании зон таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации оформляется нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых создаются указанные зоны (часть 5). Зоны таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации обозначаются по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами, товарами и транспортными средствами знаками, содержащими надпись белого цвета "Зона таможенного контроля" на зеленом фоне, изготовленными в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационных знаков (часть 8). Решение о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных и открытых в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска, и оформляется приказом начальника таможни, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары (часть 9). При определении границы зоны таможенного контроля должно учитываться мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, в пределах которого установлен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации: руководителя администрации морского порта, начальника бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте, руководителя аэропорта (аэродрома), начальника железнодорожного вокзала (станции). Мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, оформленное в письменном виде, прилагается к проекту приказа начальника таможни, направляемому на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (часть 10). Граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля". Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр. Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля (часть 17). Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее границе в местах ее пересечения с транспортными путями, а также в местах пересечения границы зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зоны таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о ее границе, об установленных местах пересечения ее границы, о перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, о средствах ее обозначения и об иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием (часть 18).
Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 N 734 "О федеральном агентстве по обустройству Государственной границы Российской Федерации" и от 26.06.2008 N 482 "Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации", распоряжению Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1308-р, приказу Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 04.02.2009 N 6, Уставу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" материально-техническое снабжение для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на Государственной границе Российской Федерации, в местах ее пересечения обеспечивает учреждение.
В силу пункта 1.3.1 РЭГА РФ-94 "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации" эксплуатационное содержание летных полей аэродромов в соответствии с действующими стандартами, нормами, правилами, а также контроль за соответствием летных полей аэродромов требованиям "Норм годности и эксплуатации гражданских аэродромов" (НГЭА) и мероприятия, направленные на восстановление пригодности полей аэродромов к приему и выпуску воздушных судов, осуществляет общество.
Суд апелляционной инстанции правильно применил названные нормы права к установленным по делу обстоятельствам и обоснованно указал, что обязанность по обозначению ПЗТК в местах стоянок воздушных судов в Международном аэропорту Сочи возложена на учреждение (как уполномоченный федеральным органом исполнительной власти субъект по обеспечению деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации) и общество (как эксплуатанта расположенных в ПЗТК мест стоянок воздушных судов международных авиалиний).
В материалы дела не представлены доказательства того, что управление и общество приняли меры к согласованию и совершению действий по обозначению ПЗТК в местах стоянок обслуживаемых обществом воздушных судов в Международном аэропорту Сочи.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что бездействие учреждения и общества незаконно и нарушает права таможни в части надлежащего осуществления функций по таможенному контролю товаров и транспортных средств, перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб общества и учреждения не основаны на нормах права, направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационных жалоб общества и учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А32-5039/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ТРИФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)