Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N А06-6750/2013

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N А06-6750/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "12" марта 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" (414052, г. Астрахань, ул. Августовская, 11 в, ОГРН 1093016000428, ИНН 3016059510)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 декабря 2013 года по делу N А06-6750/2013 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" (414052, г. Астрахань, ул. Августовская, 11 в, ОГРН 1093016000428, ИНН 3016059510)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адм. Нахимова, 42, ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414)
о признании незаконным отказа в возврате налога на добавленную стоимость в размере 964 328,96 рублей, выраженного в письме N 15-51/9933 от 10.07.2013,
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" - Бабанова О.Е., представитель по доверенности N 47 от 31.12.2013 (паспорт); Астраханской таможни - Рогожина С.В., представитель по доверенности N 07-35/3274 от 03.03.2014 (паспорт), Мавлютбердеева Л.П., представитель по доверенности N 07-35/3 от 09.01.2014 (паспорт)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне, с учетом уточнения предмета заявленных требований (т. 1, л.д. 81, 82), о признании незаконным отказа в возврате налога на добавленную стоимость в размере 964 328,96 рублей, выраженного в письме N 15-51/9933 от 10.07.2013, внесенного на счет таможенного органа за дефектный товар (клапан выпускной (6) ступень 8 Р/N L47330Р04-1 шт.), вывезенный с территории РФ в режиме реэкспорта, об обязании Астраханской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 декабря 2013 года по делу N А06-6750/2013 в удовлетворении требований ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Астраханско й таможней представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали позиции по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" оформило в Астраханской таможне по ДТ N 10311020/131011/0004705 груз, ввезенный на территорию Российской Федерации, в рамках заключенного Контракта N 715055 от 27.10.2010 с нерезидентом GE Energy Europe B.V., на поставку запасных частей для газотурбинного энергоблока 2xLM6000PF, а именно клапан выпускной (6) ступень 8 P/N L47330P04-1 шт.) (т. 1, л.д. 41-46, л.д. 95, т. 2, л.д. 18).
В связи с чем, на счет таможни обществом внесена денежная сумма НДС в размере 964 328, 96 рублей, спора в отношении размера суммы между сторонами не имеется, расчеты проверены судом и признаны обоснованными (т. 1, л.д. 17, 18, 20-23).
После таможенного оформления груза ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" выявлено, что у товара (клапан выпускного (6) ступень 8 P/N L47330P04-1 шт.) производственный дефект и товар признан неработоспособным, что подтверждается техническим актом от 23.11.2011, заключением технической комиссии по результатам калибровке данного товара, проведенной в период с 19 по 21 ноября 2011 г., ответом GE Energy Europe B.V. от 31.01.2012 (т. 1, л.д. 30, 33, 38).
В связи с этим, ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" возвратило иностранному партнеру (поставщику) бракованный товар в режиме реэкспорта, что подтверждается ДТ N 10311020/201112/0004402 (т. 1, л.д. 94).
После вывоза товара в режиме реэкспорта, 20.06.2013 заявитель направил в адрес таможни заявление о возврате излишне уплаченного НДС по ДТ N 10311020/131011/0004705, что составило 964328, 96 руб. (т. 1, л.д. 16). Рассмотрев указанное заявление, таможенный орган письмом от 10.07.2013 N 15-51/9933 оставил его без рассмотрения на том основании, что на момент обращения товара под таможенную процедуру реэкспорта истек год, со дня, следующего за днем выпуска товара для внутреннего потребления, а также, что в указанных таможенных декларациях не соответствует вес товара, что не позволяет в полной мере идентифицировать товар (т. 1, л.д. 92).
ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" оспорило отказ в возврате излишне уплаченных платежей в Арбитражный суд Астраханской области.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" Арбитражный суд Астраханской области сослался на следующие обстоятельства.
В соответствии с ДТ N 10311020/131011/0004705 товар выпущен в свободное обращение 19.10.2011 (согласно коду 40 в ДТ выпущен для внутреннего потребления).
Согласно ДТ N 10311020/201112/0004402 товар помещен под процедуру реэкспорта 20.11.2012, дата выпуска товара 21.11.2012.
На основании изложенного, товар в нарушение подпункта 2 статьи 297 ТК ТС помещен под таможенную процедуру реэкспорта по истечение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления, что в силу данной нормы, в ее взаимосвязи со статьей 301 ТК ТС делает невозможным удовлетворение заявления ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" о возврате уплаченного по ДТ N 10311020/131011/0004705 НДС.
Кроме того, в ДТ N 10311020/131011/0004705, по которой товар выпущен для внутреннего потребления, вес товара указан как вес брутто 24, 340, вес нетто 19, 950 а в ДТ N 10311020/201112/0004402 вес товара указан как вес брутто 18, 800, вес нетто 17 600, что не позволяет идентифицировать рассматриваемый по делу товар по указанным декларациям на товары и в силу подпункта 2 статьи 297 ТК ТС также препятствует помещению товара под процедуру реэкспорта.
ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго", полагая, что пропуск установленного статьей 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срока не препятствует обращению в арбитражный суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы таможенных пошлин в пределах общего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя Астраханской таможни, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 декабря 2013 года по делу N А06-6750/2013 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств -членов таможенного союза.
В соответствии п. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отзыв таможенной декларации является основанием для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч. 2 ст. 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
Аналогичные правовые нормы содержит Налоговый кодекс Российской Федерации.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
На основании п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56, пропуск срока, предусмотренного ст. 78 НК РФ, не является препятствием для обращения в суд с иском о возврате переплаченной суммы при применении общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о применении общих правил исчисления срока исковой давности относится к искам о возврате из бюджета переплаченной суммы налога, сбора. Учитывая, что в данном случае, обществом заявлено такое требование, суд считает подлежащим применению к спорным правоотношениям позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определение N 173-О.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Факт излишней уплаты обществом таможенных платежей материалами дела доказан и таможней не оспаривается.
В данном случае право на возврат суммы таможенной пошлины возникло у общества на следующей день после даты отзыва таможенной декларации.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что уплаченные платежи подлежали возврату, поскольку трехлетний срок требования о возврате не истек, иных оснований для отказа в возврате таможенных пошлин, налогов, законодательством РФ не предусмотрено.
Довод отзыва на апелляционную жалобу о том, что обществом нарушен годичный срок на подачу заявления о возврате платежей - отклоняется, так как общество обратилось с заявлением о возврате платежей 20.06.2013, а в суд 11.09.2013 до истечения трехлетнего срока с момента уплаты платежей.
Трехлетний пресекательный срок для возврата платежей, установленный статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Годичный срок, установленный частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для подачи заявления о возврате излишне уплаченных платежей, не является пресекательным, так как в статье 148 названного закона такого указания не содержится, в ней нет указания о том, что пропуск годичного срока подачи является основанием для отказа в возврате уплаченных сумм.
Положение о том, что возврат излишне уплаченных платежей не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных платежей по истечении установленных сроков предусмотрено подпунктом 3 пункта 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а пунктом 1 этой статьи предусмотрен трехлетний срок со дня уплаты или взыскания платежей.
Положения пункта 1 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержат иные, дополнительные (помимо излишней уплаты или взыскания), основания, в том числе отзыв декларации, возврата таможенных пошлин налогов. Из текста данной статьи следует, что возврат платежей по иным основанием не требует соблюдения условия, содержащегося в статье 147 - отсутствие задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов и проценты за несвоевременный возврат не взыскиваются.
Установление срока возврата таможенных платежей три года с момента уплаты соответствуют положениям о сроке давности три года, применяемом в гражданском законодательстве, а также позиции, выраженной Конституционным судом Российской Федерации.
Довод таможни о том, что общество избрало неправильный способ защиты, отклоняется, так как заявление о возврате уплаченных сумм направлено на восстановление нарушенных материальных прав общества и постановлением суда апелляционной инстанции право на возврат налога на добавленную стоимость в размере 964 328,96 рублей подлежит восстановлению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 декабря 2013 года по делу N А06-6750/2013 отменить.
Признать незаконным отказ Астраханской таможни в возврате налога на добавленную стоимость в размере 964 328, 96 рублей, внесенного на счет таможенного органа за дефектный товар (клапан выпускной (6) ступень 8 P/N L47330З04-1 шт.), вывезенного с территории РФ в режим реэкспорта.
Обязать Астраханскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" (414052, г. Астрахань, ул. Августовская, 11 в, ОГРН 1093016000428, ИНН 3016059510) в десятидневный срок с момента вступления в законную силу постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)