Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2015 N 05АП-7533/2015 ПО ДЕЛУ N А51-1974/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. N 05АП-7533/2015

Дело N А51-1974/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 12 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой, А.А. Лойко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-7533/2015
на решение от 29.06.2015
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-1974/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юго-восток" (ИНН 2508114675, ОГРН 1132508002230, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2013)
о взыскании с Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) процентов в сумме 10 039, 02 руб., начисленных на сумму излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/030214/0004816,
при участии:
от Находкинской таможни - представитель М.О. Бородулина, по доверенности от 09.09.2015 N 05-32/77,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Юго-восток" (далее - общество, заявитель, декларант, ООО "Юго-восток") обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) процентов в сумме 10 039, 02 руб., начисленных на сумму излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/030214/0004816.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Находкинская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 29.06.2015, таможня просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных требований таможенный орган ссылается на то, что при вынесении решения суд первой инстанции согласился с неправильно произведенным расчетом процентов, предоставленным декларантом, и неправильно применил ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Таможенный орган ссылается на часть 6 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ, в соответствии с которым процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
По мнению таможни, течение периода нарушения срока возврата начинается со дня, следующего за месяцем, в течение которого таможенный органа обязан рассмотреть заявление о возврате таможенных платежей и вернуть излишне взысканные платежи, и заканчивается в день фактического возврата. Период срока возврата излишне взысканных таможенных платежей в данном случае составляет с 24.06.2014 по 21.07.2014. Возврат излишне взысканных таможенных платежей произведен в пределах срока. Соответственно, буквально следуя вышеназванному закону, нарушения срока возврата таможенным органом не допущено, соответственно и течение периода нарушения срока возврата, необходимого для определения ставки рефинансирования ЦБ РФ и расчета процентов не началось.
По мнению таможни, судом ошибочно применяется ставка рефинансирования, действовавшая в период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, поскольку вышеназванный закон прямо устанавливает, что для расчета процентов за указанный период применяется ставка рефинансирования, действовавшая не в этот, а в иной период, а именно в период нарушения срока возврата, который в рассматриваемом случае не наступил.
Таможенный орган ссылается на то, что решение об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в рассматриваемом случае таможенным органом не принималось, а заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов было оставлено без рассмотрения на основании несоблюдения заявителем административной процедуры (не подтвержден факт излишней уплаты) в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Таможенный орган в апелляционной жалобе ссылается на то, что КТС не может являться документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов и, следовательно, не может быть принят в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных платежей.
Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв не представило.
ООО "Юго-Восток" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях таможенного оформления товара, ввезенного по внешнеторговому контракту от 01.07.2013 N ABE-3/13, обществом 03.02.2014 в таможенный орган была подана декларация на товар N 10714040/030214/0004816; таможенная стоимость товара определена с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки.
В целях выпуска товара общество платежными поручениями от 03.02.2014 N 37 и от 04.02.2014 N 40, 41 внесло денежные средства в качестве авансовых платежей.
По результатам проведения дополнительной проверки таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости, по результатам которого оформлена корректировка таможенной стоимости по форме КТС-1, согласно которой сумма дополнительно начисленных в результате корректировки таможенных платежей составила 269 182, 26 руб.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной при декларировании товара, у таможенного органа не имелось, 18.02.2014 в порядке статьи 90 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 147 Закона N 311-ФЗ общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 269 182, 26 руб.
Рассмотрев указанное заявление, таможенный орган письмом от 19.02.2014 N 13-26/06306 отказал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей ввиду не представления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания.
Получив указанный отказ общество посчитало необходимым оспорить в суде решение о принятии таможенной стоимости товара по спорной ДТ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31 марта 2014 года по делу N А51-5565/2014 признано незаконным решение Находкинской таможни от 06.02.2014 о таможенной стоимости товара, заявленного в декларации на товары N 10714040/030214/0004816, оформленное проставлением отметки "Таможенная стоимость принята" в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба таможни - без удовлетворения.
24.06.2014 ООО "Юго-восток" повторно обратилось в таможенный орган с заявлением от 23.06.2014 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
21.07.2014 таможенный орган возвратил денежные средства в сумме 269 182,26 руб. на счет общества.
Посчитав, что таможенным органом возврат таможенных платежей произведен несвоевременно и полагая, что таможне надлежит уплатить проценты в размере 10 039, 02 руб. ООО "Юго-Восток" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможенного органа - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (часть 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, судебная коллегия считает, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Указанные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 02.06.2015 года по делу N 303-КГ 14-7912.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в целях возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 269 182,26 руб. по ДТ N 10714040/030214/0004816 общество 18.02.2014 подало в таможенный орган заявление по установленной форме с приложением необходимых документов.
Письмом от 19.02.2014 N 13-26/06306 таможенный орган отказал заявителю в возврате излишне взысканных таможенных платежей по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Необоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что таможня не отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению общества, а оставила это заявление без рассмотрения, поскольку оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ для оставления заявления общества без рассмотрения не имелось.
Отказавшись от рассмотрения заявления о возврате по существу, таможня фактически отказала заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по пакету документов, которые были представлены им в подтверждение незаконности произведенной корректировки таможенной стоимости товаров.
Арбитражный суд Приморского края в рамках рассмотрения дела N А51-5565/2014 установил отсутствие у таможенного органа правовых оснований для корректировки таможенной стоимости товара и определения ее вновь с использованием метода, отличного от основного, а, следовательно, и для доначисления таможенных платежей по ДТ N 10714040/030214/0004816.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба таможни - без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда по указанному делу вступило в законную силу, соответственно, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные в рамках дела N А51-5565/2014, не подлежат доказыванию вновь в ходе рассматриваемого спора.
С момента принятия Арбитражным судом Приморского края решения о признании незаконным решения по таможенной стоимости, денежные средства, зачтенные таможней в качестве таможенных платежей, приобрели статус излишне взысканных.
При этом как указано выше, согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
24.06.2014 ООО "Юго-восток" повторно обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
21.07.2014 таможенный орган возвратил денежные средства в сумме 269 182, 26 руб. на счет общества, что подтверждается платежными поручениями от 18.07.2014 N 55 и от 21.07.2014 N 984, N 849, N 562, а также информацией об операциях ОАО "Азиатско-Тихоокеанского банка".
Таким образом, поскольку таможенный орган произвел незаконное принудительное взыскание с общества таможенных платежей в общей сумме 269 182, 26 руб. и данные платежи были возвращены обществу только 21.07.2014, таможенный орган должен был принять решение о начислении и выплате процентов по заявлению общества с указанной суммы со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Датой фактического взыскания таможенных платежей в части суммы 269 182, 26 руб. является день, следующий за днем принятия решения о зачете денежных средств, то есть 07.02.2014.
Как указано выше, согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты в данном случае начисляются по день фактического возврата.
Фактически обществу незаконно взысканные денежные средства перечислены 21.07.2014 года, что подтверждается платежными поручениями от 18.07.2014 N 55 и от 21.07.2014 N 984, N 849, N 562.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности представленного обществом расчета процентов в размере 10 039, 02 руб., исходя из установленных Указанием Центробанка России ставок рефинансирования.
В связи с этим заявителем по настоящему делу правомерно заявлены к взысканию с таможенного органа проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 269 182,26 руб. по ДТ N 10714040/030214/0004816, исчисленные за период с 07.02.2014 (день, следующий за днем принятия решения о зачете денежных средств) по 21.07.2014 (день возврата излишне взысканных таможенных платежей).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обязании Находкинской таможни произвести выплату ООО "Юго-Восток" процентов в размере 10 039,02 руб., начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Неправильное указание заявителем как в заявлении от 18.02.2014, так и в заявлении от 24.06.2014 реквизитов платежных документов (N 29 от 28.01.2014, N 30 от 28.01.2014, вместо N 37 от 03.02.2014, N 40 и N 41 от 04.02.2014) в рассматриваемом случае не привело к принятию незаконного решения, так как информация о платежных поручениях по уплате ввозной таможенной пошлины и авансовых платежей и, соответственно, о суммах будущих таможенных платежей взыскиваемых таможенным органом по конкретным платежным поручениям на момент подачи заявлений о возврате таможенных платежей у таможенного органа имелась, что подтверждается, как фактическим возвратом излишне взысканных таможенных платежей, так и информацией, содержащейся, в частности, в письме таможенного органа N 13-26/44463 от 17.11.2014.
Ссылка заявителя жалобы на неправильное применение ставки рефинансирования апелляционным судом отклоняется, так как материалами дела подтверждается, что при расчете процентов за спорный период применена ставка рефинансирования, установленная Центральным банком РФ в размере 8,25%, что полностью соответствует части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В силу статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, с таможенного органа в пользу заявителя судом также правомерно взысканы расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд первой инстанции в размере 2 000 (две тысячи) руб.
Иные доводы заявителя жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств, у апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2015 по делу N А51-1974/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Л.А.БЕССЧАСНАЯ

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)