Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 05.03.2015 N Ф05-512/2015 ПО ДЕЛУ N А41-29653/14

Требование: О признании незаконным решения таможенного органа.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано во внесении изменений в таможенные декларации в связи с тем, что ввезенный товар относится к медицинской технике.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. по делу N А41-29653/14


Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Деост" - Алексеевой Е.С. по дов. от 20.11.2014 N 172,
от заинтересованного лица - Домодедовской таможни - Корчагиной М.В. по дов. от 18.11.2014 N 05-10/19362,
рассмотрев 26 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Домодедовской таможни
на решение от 15 августа 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
постановление от 23 октября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
по делу N А41-29653/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Деост" (ОГРН 1025007769962)
к Домодедовской таможне (ОГРН 1035001283228)
о признании незаконным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Деост" (далее - ООО "НПО "Деост", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Домодедовской таможни (далее - таможенный орган) от 26.02.2014 N 35-01-11/03385 об отказе во внесении изменений в таможенные декларации (ДТ) N 10002010/291013/0060843, N 10002010/211013/0058908, N 10002010/241013/005970.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.08.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014, требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Домодедовская таможня обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ответчики просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными, необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам, представил письменные возражения, приобщенные к делу с согласия другой стороны.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество предъявило к таможенному оформлению товары - медицинские изделия, а именно: "Имплантаты для остеосинтеза позвоночника" (ДТ N 10002010/291013/0060843, ДТ N 10002010/211013/005890), а также медицинское оборудование: "Оборудование эндоскопическое для проведения артроскопических операций с принадлежностями" (ДТ N 10002010/241013/0059700).
При ввозе указанных товаров общество заявило о льготе по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
21.01.2014 общество направило в таможенный орган заявление на внесение изменений в вышеуказанные ДТ.
Письмом от 26.02.2014 N 35-01-11/03385 таможня отказала во внесении изменений в ДТ.
Не согласившись с данным отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суды признали их обоснованным ввиду следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 146 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 ТК ТС).
Пунктом 1 части 2 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции, до введения в действие Федерального закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Пунктом 1 части 2 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Согласно части 2 статьи 150 Налогового кодекса и с учетом пунктом 1 части 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пункте 1 части 2 статьи 149 Налогового кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Таким образом, существовало несоответствие терминологии, изложенной в Налоговом кодексе (указаны термины "медицинская техника", "изделия медицинского назначения"), терминологии, применяемой законом и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия").

В этой связи с этим, суды пришли к правомерному выводу о том, что какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на добавленную стоимость.
При предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 149 и пункта 2 части 1 статьи 150 Налогового кодекса, необходимо руководствоваться Перечнем (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники), который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
То есть, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Принадлежность медицинской техники к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 19, определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
Пунктом 1 Примечания к указанному Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), отнесена медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом Российской Федерации порядке.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 также разъяснено, что принадлежность медицинской техники к упомянутому Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП)), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301. Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Таким образом, для идентификации медицинской продукции, как медицинской техники, подлежащей освобождению от НДС, следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции.
Ввезенная обществом в данном случае медицинская техника соответствует коду Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, зарегистрирована по коду ОКП 94 3800 "Изделия травматологические", коду ОКП 94 4430 "Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований", что подтверждается указанием кода ОКП в регистрационных удостоверениях на ввезенные товары и в Декларациях о соответствии на них же.
Группы "Изделия травматологические" (94 3800), "Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований" (94 4430) включены в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Доказательств того, что ввезенный обществом спорный товар неправильно классифицирован по коду ОКП, таможней не представлено.
Таким образом, поскольку ввезенный обществом товар относится к группе ОКП 94 3800 и 94 4430, не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость согласно Перечню, данный товар в силу пункта 1 части 2 статьи 149, пункта 2 части 1 статьи 150 Налогового кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" освобождается от обложения НДС.
В соответствии с частью 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Поскольку общество представило в таможенный орган все необходимые документы для освобождения от уплаты НДС, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества о признании незаконным отказа таможни во внесении изменений в таможенные декларации N 10002010/291013/0060843, N 10002010/211013/0058908, N 10002010/241013/005970.
Таким образом, кассационный суд считает оспариваемые судебные акты по настоящему делу законными и обоснованными, принятыми с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Нормы материального права судами применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 августа 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2014 года по делу N А41-29653/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
О.В.ДУДКИНА

Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)