Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N А19-4887/2014

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А19-4887/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью ВСГК "Сибирь" - Третьякова Олега Анатольевича (доверенность от 20.02.2014); Иркутской таможни - Катрухиной Татьяны Николаевны (доверенность от 15.01.2014), Репиной Ларисы Сергеевны (доверенность от 30.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ВСГК "Сибирь" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 июня 2014 года по делу N А19-4887/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу, (суд первой инстанции - Седых Н.Д.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью ВСГК "Сибирь" (г. Иркутск; ОГРН 1103850025377; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Иркутской таможни (г. Иркутск; ОГРН 1023801543908; далее - таможня) по результатам камеральной таможенной проверки от 21.02.2014 N 10607000/400/210214/Т0007.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене, общество оспаривает вывод судов о законности принятого таможней решения.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлены следующие обстоятельства.
В апреле - июне 2013 года общество осуществило таможенное декларирование по таможенной процедуре экспорта и в дальнейшем фактически вывезло в Китай товары (пиловочник из сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.); код ТН ВЭД ТС 4403 20 310 2; далее - товары) с применением ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление от 21.07.2012 N 756) на основании выданной обществу Минпромторгом России разовой лицензии N от 17.04.2013 N 284RU13038000344.
Указанная разовая экспортная лицензия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 выдана обществу как лицу, купившему товары по договору купли-продажи от 20.03.2013 у арендатора лесных участков (ООО "Фрегат"), о чем указано в лицензиях, и этот арендатор указан обществом в оформленных в апреле - июне 2013 года декларациях на товары (далее - ДТ) изготовителем экспортируемых товаров, а разовые экспортные лицензии указаны в ДТ в качестве основания для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) таможней проведена камеральная таможенная проверка соблюдения обществом запретов и ограничений по вышеуказанным товарам.
В результате камеральной таможенной проверки, оформленной актом от 21.02.2013 N 10607000/400/210214/А0005, таможней установлено отсутствие каких-либо отношений общества с ООО "Фрегат", вследствие чего в графе 31 ДТ указаны недостоверные сведения о производителе экспортированных товаров, при таможенном декларировании представлены недействительные документы о приобретении товаров на внутреннем рынке, при получении разовой лицензии общество для подтверждения условий выдачи лицензии представило недействительные документы о приобретении товаров на внутреннем рынке, правомерность применения экспортной тарифной квоты при таможенном декларировании товаров не подтверждена и разовая лицензия Минпромторга России от 17.04.2013 N 284RU13038000344 не может быть применена в отношении экспортированных товаров.
Таможней принято решение от 21.02.2014 N 10607000/400/210214/Т0007 о применении ставки вывозной таможенной пошлины 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3 в отношении вывезенных обществом товаров.
В обоснование решения таможня указала на несоблюдение обществом запретов и ограничений при помещении под таможенную процедуру экспорта товаров, продекларированных по ДТ, выразившееся в неправомерном применении вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
На основании статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможней обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможни, общество оспорило его в арбитражном суде.
Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку исходил из соответствия оспариваемого акта таможни законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле и ненарушения прав и законных интересов общества.
В обоснование данного вывода суд указал, что обществом при таможенном декларировании представлены недействительные документы о приобретении экспортируемых товаров на внутреннем рынке, вследствие чего разовая экспортная лицензия, дающая право на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, не может быть отнесена к экспортированным товарам, что свидетельствует о несоблюдении обществом запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
В раздел 1.5 Единого перечня включены товары, экспортированные обществом (код ТН ВЭД ТС 4403 20 310 2).
Иными положениями Таможенного кодекса установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (пункт 3 статьи 3); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (пункт 1 статьи 64).
Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса, а также Соглашения от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" законодательными актами Российской Федерации как члена таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям Закона о таможенном тарифе настоящий Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные обществом.
Согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД ТС 4403 20 310 2 составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 утверждены тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной (код ТН ВЭД ТС 4403 20 310), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила N 779).
Согласно Правилам N 779 использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (далее - заявитель) (пункт 10); для оформления лицензии заявителем предоставляются, в том числе копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка (пункт 12).
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что разовая экспортная лицензия N 284RU13038000344 выдана Минпромторгом России обществу как лицу, купившему товары по договору купли-продажи у арендатора лесных участков (ООО "Фрегат"), о чем указано в лицензии, и эта разовая экспортная лицензия указана в ДТ в качестве основания для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%; по результатам камеральной таможенной проверки таможней установлено, что ООО "Фрегат" не продавало товары обществу и не имело с ним каких-либо договорных отношений.
При таких обстоятельствах вывод судов о несоблюдении обществом запретов и ограничений и о неправомерном применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% и, как следствие, о наличии у таможни оснований для принятия решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80% является правильным, соответствующим приведенным нормам материального права, а также части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о том, что судами неправомерно применены Правила N 779.
Согласно пункту 9 Правил N 779 лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009, с учетом особенностей, предусмотренных данными Правилами.
Пунктом 10 Правил N 779 в качестве соответствующих особенностей для выдачи разовой лицензии предусмотрено условие в отношении лиц, которые не являются арендаторами лесных участков - предоставление заключенного договора купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендаторами лесных участков.
Вступившим в законную силу Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 2013 года по делу N 4404/13 пункт 10 Правил N 779 признан соответствующим Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Обществу оформлены и выданы разовые лицензии не как арендатору лесных участков, а как лицу, купившему товары по договорам купли-продажи у иного арендатора лесных участков. Однако в ходе таможенной проверки факт приобретения обществом товаров на внутреннем рынке не подтвержден.
Учитывая, что в ходе таможенной проверки факт приобретения обществом товаров на внутреннем рынке не подтвержден, следовательно, наличие у общества разовой экспортной лицензии (оформленной на основании недействительных документов) не свидетельствует о возникновении у него права на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального права, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов не установлено, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 июня 2014 года по делу N А19-4887/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)