Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 15АП-1855/2015 ПО ДЕЛУ N А32-38284/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. N 15АП-1855/2015

Дело N А32-38284/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 30.09.2013 г. Куликова Е.П.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 03.04.2014 г. Вальц Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2014 г. по делу N А32-38284/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни от 12.05.2014 г. по классификации товара по ТН ВЭД ТС N РКТ-10317000-14/000146, и обязании Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения; о признании незаконными действий Новороссийской таможни по зачету в счет уплаты таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств в размере 1 113 645, 10 рублей по ДТ N 10317090/050514/0007946 и удержанию денежных средств в размере 516 093,89 рублей по данной ДТ; об обязании Новороссийской таможни возвратить ООО "СмартГрейн" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 516 093,89 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, с таможенного органа в пользу заявителя взысканы судебные расходы, понесенные обществом на оплату государственной пошлины в сумме 17 321, 88 рубль.
Судебный акт мотивирован тем, что сведения о ввезенном товаре, имеющиеся в технической документации, а также сертификате соответствия, подтвержденные заключением эксперта, являются достаточным доказательством неправомерности отнесения спорного товара к товарной подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что из документации на товар следует, что он предназначен для хранения предварительно обработанного зерна. В свою очередь в товарную субпозицию 8437 ТН ВЭД ТС включен широкий спектр оборудования по обработке зерновых культур, но не включается оборудование для хранения зерна. Также ссылается на предварительное решение ФТС России о классификации товара.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, ООО "СмартГрейн" на территорию Российской Федерации ввезен товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с конусным дном - модель 6,88/8, всего 3 комплекта, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту N 29 от 17.01.2014, заключенному с "Silos Cordoba, Ltd.", (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
05.05.2014 г. декларантом для целей таможенного оформления указанного товара была подана декларация на товары (ДТ), зарегистрированная за N 10317090/050514/0007946. Декларирование производилось в электронной форме.
При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317090/050514/0007946, в том числе, для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС декларантом были представлены таможенному органу следующие документы: ДТС-1, паспорт сделки N 14010004/2562/0032/2/1 от 20.01.2014 г., контракт N 29 от 17.01.2014 г., приложение N 1 от 17.01.2014 г., поручение на перевод N 9 от 24.01.2014 г., поручение на перевод N 18 от 19.03.2014 г., инвойс N 140149 от 21.03.2014 г., перевод инвойса N 140149 от 21.03.2014 г., упаковочный лист с переводом N 1 от 19.03.2014 г., упаковочный лист с переводом N 2 от 24.03.2014 г., сертификат соответствия C-ES.AГ80.B.01691 от 14.02.2013 г., сертификат происхождения с переводом 7147233 от 28.03.2014 г., санитарно-гигиенический сертификат с переводом 1327 от 28.03.2014 г., экспортная декларация с переводом 14ES0029111 021664 3 от 01.04.2014 г., декларация соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом BG0L1127 от 07.04.2014 г., коносамент MSCUCD966341 от 07.04.2014 г.
На основании вышеперечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ N 10317090/050514/0007946 было приведено описание товара: - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с конусным дном - модель 6,88/8, вместимость 406м3, диаметр 6,88м, полная высота силоса 15,52м, материал-оцинкованная сталь 600 гр/м2, снеговая нагрузка 200 кг/м2-3 комплекта, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола, вертикальная опора, транспортный мост, уширение транспортного моста, система вентиляции, центробежный вентилятор (CMR-1135), задвижка шиберная электрическая. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 3 комплекта занимают 61 место, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA.
В данной ДТ ООО "СмартГрейн" указало классификационный код товара 8437 80 000 0 ТН ВЭД ТС ("машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах, оборудование прочее"), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 0%. Таможенные платежи были исчислены обществом в следующем размере: сбор за таможенное оформление - 5 625,00 рублей, НДС - 591 926, 21 рублей, всего в размере 597 551, 21 рублей.
Однако, таможенным органом было выставлено требование на корректировку сведений, заявленных в декларации на товары, согласно которому от ООО "СмартГрейн" требовалось: "Скорректировать сведения в графе 33 товаров N 1 на основании решения по классификации товара N РКТ-10317000-14/000146 товарной подсубпозиции 7309009000". Данное классификационное решение в адрес ООО "СмартГрейн" направлено не было. При этом таможенным органом были начислены таможенные платежи исходя из ставки ввозной таможенной пошлины 13,3% в следующем размере: сбор за таможенное оформление - 5 625,00 рублей, ввозная таможенная пошлина 437 367, 70 рублей, НДС - 670 652, 40 рублей, всего в размере 1 113 645, 10 рублей. Кроме того, таможенным органом был произведен зачет в счет уплаты таможенных пошлин, налогов данной суммы в размере 1 113 645, 10 рублей, из внесенных ООО "СмартГрейн" денежных средств по платежным поручениям N 183 от 18.04.2014 г., N 190 от 29.04.2014 г., N 191 от 29.04.2014 г., N 200 от 06.05.2014 г.
13.05.2014 г. таможенный орган осуществил выпуск товара.
29.08.2014 г. ООО "СмартГрейн" было направлено заявление в Абинскую торгово-промышленную палату о проведении экспертизы в отношении товара, оформленного по ДТ N 10317090/050514/0007946 по вопросу анализа конструкции, уточнения комплектности и технических характеристик силоса с конусным дном 45° модели 6,88/8, проверки правильности и определения товарной позиции ТН ВЭД.
15.09.2014 г. Новороссийской таможней (исходящий N 36-28/2581 от 26.05.2014 г.) направлено ООО "СмартГрейн" решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС N РКТ-10317000-14/000146 от 12.05.2014 г., которым заявленный код 8437 80 000 0 ТН ВЭД ТС товара, задекларированного по вышеуказанной ДТ, изменен на код 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС. Данное решение получено ООО "СмартГрейн" 22.09.2014 г.
Изменение кода товара таможенным органом повлекло за собой дополнительное начисление таможенных платежей по ставке ввозной таможенной пошлины в размере 13,3%.
02.10.2014 г. ООО "СмартГрейн" получено заключение эксперта N 1109-019 от 11.09.2014 г. Абинской торгово-промышленной палаты. Согласно данному заключению в результате проведенного исследования экспертами сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно: силос металлический с конусным дном для перевалки и хранения зерновых культур с системой аэрации модель 6,88/8, 45°, не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
03.10.2014 г. (исходящий N 175) общество направило в Новороссийскую таможню заявление от 03.10.2014 г. о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317090/050514/0007946, в размере 516 093, 89 рублей, с приложением документов. Данная сумма излишне уплаченных таможенных платежей Новороссийской таможней не возвращена.
Не согласившись с вышеуказанным решением таможенного органа по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и действиями таможенного органа по начислению таможенных платежей, исходя из ставки ввозной таможенной пошлины 13,3%, зачету указанной суммы таможенных платежей и удержанию излишне уплаченных таможенных платежей, заявитель обратился в арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и названным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 г. новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 г. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту Пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах.".
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.
Экспертами Абинской торгово-промышленной палаты (заключение эксперта N 1109-019 от 11.09.2014 г.) подтверждено, что ввезенный ООО "СмартГрейн" по ДТ N 10317090/050514/0007946 силос металлический с конусным дном 45° для хранения зерновых культур с системой аэрации модель 6,88/8 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.). Кроме того, он может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). В ходе анализа конструкции силоса экспертами установлено, что оборудование, которым оснащен силос металлический с конусным дном 45° модель 6,88/8, выполняет следующие операции: вентиляцию, охлаждение и досушивание зерна путем нагнетания воздуха вентиляторами через вентиляционные трубы с отверстиями. Эксплуатация силоса с конусным дном для хранения зерна без системы вентиляции (аэрации) не представляется возможной, так как без вентиляции повысится влажность и температура зерна, что в свою очередь приведет к его порче.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что все компоненты технического оснащения силоса с конусным дном 45° модели 6,88/8 (вентиляторы с вентканалами), а также сам силос конструктивно и функционально связаны между собой. Оборудование является технологической системой для хранения и обработки зерна в течение времени хранения.
Ввезенные по декларации на товары N 10317090/050514/0007946 - силосы с конусным дном 45° модели 6,88/8 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции), включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных труб с отверстиями. На основании проведенного анализа конструкции силосов, экспертами сделан вывод о том, что имеющееся в составе силосов механическое и теплотехническое оборудование соответствует критерию "таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы" и не соответствует критерию "краны, клапаны, уровнемеры, предохранительные клапаны, манометры и т.п.".
Таким образом, текст товарной позиции 7309 ТН ВЭД и пояснения к ней исключает отнесение рассматриваемых силосов к данной позиции. Напротив, в пояснении к товарной позиции 7309 ТН ВЭД сказано: "Контейнеры, оснащенные механическим или тепловым оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы, попадают в группу 84 или 85". В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно: силос металлический с конусным дном для перевалки и хранения зерновых культур с системой аэрации модель 6,88/8, 45° не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 от 17.01.2014 г. к контракту N 29 от 17.01.2014 г. указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 3 силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 от 17.01.2014 к контракту и в ДТ N 10317090/050514/0007946, данный товар оснащен системой вентиляции - 1 комплект, центробежным вентилятором CMR - 1135 (мощность 2,2 квт, поток воздуха - 5 000 м 3/ч) - 1 шт., задвижкой шиберной электрической 420х420.
В сертификате происхождения N 7147233 от 28.03.2014 г. указано, что товар имеет код: 8437800000. В экспортной декларации 14ES0029111 021664 3 от 01.04.2014 г. на данный товар указан код: 84378000.
Как верно установил суд первой инстанции, правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: инструкцией по эксплуатации силосов с конусным дном 45° 6,88/8 производства компании SILOS CORDOBA.
Согласно паспорту изделия инструкции по эксплуатации силосов с конусным дном 45° 6,88/8 производства компании SILOS CORDOBA, товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы мобильные или стационарные, крышевые и наземные); коническое днище с выгрузной горловиной; эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха. Согласно Инструкции по эксплуатации загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Зерно, предназначенное для хранения, должно быть подготовлено соответствующим образом: обработка после жатвы и охлаждение. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Охлаждение и сушение разогретого влажного зерна задерживает дальнейшие процессы, вызывающие уменьшение потребительских качеств зерна, но возникшие в результате саморазогрева количественные потери безвозвратны. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна. В зависимости от диаметра силоса и его высоты используется один или несколько проветривающих вентиляторов: это радиальные вентиляторы, работающие на электродвигателе. Ротор вентилятора находится непосредственно на валу двигателя.
Воздух направляется в вентиляционные трубы, находящиеся в нижней части силоса. Воздух под давлением проходит через отверстия в трубах, проникает в зерновую массу, проветривая и подсушивая ее, а потом выходит через проветриватели в крыше силоса и проветривающее отверстия короне крыши. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. В этом случае не допускать до попадания капель во входное отверстие вентилятора. Активное вентилирование - это вынуждение медленного переплыва воздуха сквозь неподвижный зерновой слой для охлаждения зерна и ликвидации разницы температур и - в меньшей степени - влажности зерна в складируемой массе. Таким образом, замещается традиционное перелопачивание зерновой массы. Понижение температуры зерна и его влажности продлевает время безопасного хранения зерновой массы. Сушка зерна вентилированием протекает медленно, а его скорость зависит от влажности и температуры воздуха, количества воздуха, переплывающего через тонну зерна в течение часа, а также от влажности и температуры зерна.
Таким образом, суда первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, механическая выгрузка, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом апелляционной инстанции установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия C-ES.AГ80.B.01691 от 14.02.2013 г., согласно которому товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее. Товарная позиция 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое оборудование.
Судом признается обоснованным довод общества о том, что оно было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено названным Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
Как было указано выше, Новороссийская таможня отказала обществу в принятии решения об изменении кода товара, ввезенного по спорной ДТ на код 8437 80 000 0, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Согласно части первой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
Таким образом, таможенный орган неправомерно принял решение по классификации вышеуказанного товара по коду 7309 00 900 0 и неправомерно начислил таможенные платежи исходя из ставки ввозной таможенной пошлины 13,3% и зачел в счет уплаты таможенных пошлин, налогов сумму в размере 1 113 645, 10 рублей, тогда как коду товара 8437 80 000 0 ТН ВЭД ТС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 0% - сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов 597 551,21 рублей.
03.10.2014 г. (исходящий N 175) юридическое лицо направило в Новороссийскую таможню заявление от 03.10.2014 г. о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317090/050514/0007946, в размере 516 093, 89 рублей, с приложением документов.
10.10.2014 г. (исходящий N 13-13/33812) Новороссийская таможня отказала ООО "СмартГрейн" в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, возвратив обществу вышеуказанное заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов без рассмотрения, указав, что "в настоящее время в Новороссийской таможне отсутствует информация и документы, подтверждающие неверную классификацию товаров, задекларированных по ДТ N 10317090/050514/0007946 (решение судебного органа, решение вышестоящего таможенного органа)".
В статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (части 1, 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.
Представленными в материалы дела оборотно-сальдовой ведомостью общества и информацией таможенного органа подтверждается отсутствие у общества задолженности по уплате таможенных платежей.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности решения Новороссийской таможни от 12.05.2014 г. по классификации товара по ТН ВЭД ТС N РКТ-10317000-14/000146 и действий Новороссийской таможни по зачету в счет уплаты таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств в размере 1113645,10 рублей по ДТ N 10317090/050514/0007946 и удержанию денежных средств в размере 516 093, 89 рублей по ДТ N 10317090/050514/007946.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом с учетом требований статьей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверено соблюдение обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора в виде обращения в таможню.
14.06.2014 г. общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/240513/0011422, с приложением документов.
19.06.2014 г. исх. N 15-22/19978 Новороссийская таможня отказала ООО "СмартГрейн" в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, также отсутствовали.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 г. N 15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240513/0011422 и в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар, задекларированный в ДТ N 10317110/240513/0011422.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Таким образом, требования ООО "СмартГрейн" являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 г. N 3323/07, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2013 г. по делу N А32-6673/2012, от 25.12.2014 г. по делу N А32-7707/2014, от 21.11.2014 г. по делу N А32-7709/2014, от 30.06.2014 г. по делу N А32-33743/2013 по аналогичному товару между теми же лицами.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной государственной пошлине.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2014 г. по делу N А32-38284/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)