Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2015 N 07АП-338/2015 ПО ДЕЛУ N А45-5787/2013

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N А45-5787/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.11.2014 по делу N А45-5787/2013 (судья Хорошилов А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" (ОГРН 1087746550693, ИНН 7743689626) к Новосибирской таможне (ОГРН 1025400531584, ИНН 5406017276) о признании недействительным требования от 18.03.2013 N 64,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" (далее - ООО "Интеллект брокер", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Новосибирской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании недействительным требования от 18.03.2013 N 64 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Интеллект брокер" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - признать недействительным требование Новосибирской таможни от 18.03.2013 N 64.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявитель не является лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении незаконно перемещенного транспортного средства, поскольку не знал и не должен был знать о противоправных намерениях физического лица, направленных на незаконное перемещение транспортного средства с целью неуплаты таможенных платежей.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы.
Новосибирская таможня в порядке статьи 262 АПК РФ представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с ее доводами, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.01.2012 ООО "Интеллект брокер" от имени и по поручению гражданки Кыргызской Республики Бикаевой С.Р. на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни была подана пассажирская таможенная декларация N 10609032/300112/А000155 (далее - ПТД), по которой продекларировано транспортное средство - автомобиль TOYOTA WISH, год выпуска - ноябрь 2004, объем двигателя - 1794 куб. см, номер кузова - ZNE10-0215929, номер двигателя - 1 ZZ/2112354, таможенная стоимость - 178 990 руб. (далее - ТС) для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей на основании пунктов 12, 24 Приложения N 3 Соглашения от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
ТС, продекларированное по ПТД, ввезено на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания (Кыргызской Республики) собственника ТС не позднее 18 месяцев с даты его прибытия на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза.
31.01.2012 на продекларированное транспортное средство был выдан паспорт транспортного средства N 54 УР 335949.
Таможенным органом на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка общества по вопросу соблюдения порядка и условий предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении ТС продекларированного по ПТД.
В результате проверки был выявлен факт неправомерного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, в связи с несоблюдением условия, установленного пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению, а именно: отсутствие переселения Бикаевой С.Р. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и нахождение ТС в собственности у лица и зарегистрированного на него в стране предыдущего проживания менее 6 месяцев до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
27.02.2013 по результатам проверки составлен акт проверки N 10609000/1101/270213/А0003, акт от 18.03.2013 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Кроме того, в адрес ООО "Интеллект брокер" как солидарного должника направлено требование, в соответствии с которым обществу предложено оплатить таможенные платежи в общей сумме 277 917,23 руб.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого требования и не нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Частью 3 статьи 352 ТК ТС установлены критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 354 ТК ТС, товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования и документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, а также подтверждающие признание физического лица переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе, при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 4 статьи 351 ТК ТС транспортное средство для личного пользования это авто-, мототранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
Согласно пункту 2 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 77 ТК ТС предусмотрено, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", с освобождением от уплаты таможенных платежей могут ввозиться автомобиль и прицеп, в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство при одновременном выполнении следующих условий: ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство - член таможенного союза; такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.
Из материалов дела следует, что не подтвержден факт переселения Бикаевой С.Р. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; кроме того, автомобиль находился в собственности Бикаевой С.Р. 5 дней, то есть менее 6 месяцев, установленных Соглашением от 18.06.2010 (письмо УФМС РФ по Новосибирской области от 01.06.2012 N 1/6-11702; информация Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 30.08.2012 N 26-2/1914). Указанные факты свидетельствуют о несоблюдении требований пункта 24 Приложения 3 к вышеуказанному Соглашению, следовательно, о неправомерном освобождении от уплаты таможенных платежей.
Размер и арифметический порядок начисления сумм таможенных платежей и сборов заявителем в апелляционной жалобе не оспариваются.
В обоснование апелляционной жалобы, апеллянт указывает на то обстоятельство, что он не является в силу пункта 2 статьи 81 ТК ТС субъектом солидарной ответственности за уплату таможенных платежей, поскольку не знал о противоправном поведении физического лица, направленных на незаконное перемещение транспортного средства с целью неуплаты таможенных платежей.
Данный довод апеллянта судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подпункт 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (пункты 1, 2 статьи 12 ТК ТС); условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей является соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (подпункт 4 статьи 13 ТК ТС); плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 76 ТК ТС).
Согласно положениям Закона о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 3 статьи 12 ТК ТС отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора. При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем (часть 3 статьи 60).
В силу пункта 2 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В силу статьи 79 ТК ТС и статьи 114 Закона N 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В части 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ указано, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Согласно части 4 статьи 150 Закона N 311-ФЗ при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя.
Таким образом, таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, обязанность по уплате которых возникает при декларировании товаров таможенным представителем.
Кроме того, при истолковании закона, подлежащего применению, значимой является правовая позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 191-О-О, которым сформулирован правовой подход по данному вопросу, в силу пункта 1 данного Определения применимый к действующему правовому регулированию в области таможенного дела.
Согласно данному подходу деятельность таможенного брокера (таможенного представителя), как она определена в таможенном законодательстве, состоит в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, причем осуществляется такая деятельность на постоянной, профессиональной (о чем свидетельствуют предъявляемые к таможенному брокеру требования и необходимость их включения в соответствующий реестр), а также договорной основе.
При таких обстоятельствах, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет. К числу таких лиц относятся как декларант, так и таможенный брокер (представитель), совершающий таможенные операции от имени декларанта.
Правовое регулирование, при котором на таможенного брокера (представителя) возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе.
Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным брокером, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что возможность определения в национальном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, предусмотрена стандартом 4.7 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года).
По условиям Федерального закона от 03.11.2010 N 279-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999.
Содержание приведенных норм права в их взаимосвязи применительно к объему и условиям солидарной обязанности таможенного представителя с учетом его статуса профессионального участника соответствующих таможенных отношений свидетельствует об отсутствии коллизии между положениями пункта 2 статьи 81 ТК ТС и приведенными нормами Закона о таможенном регулировании, поскольку Таможенным кодексом прямо предусмотрено, что плательщики таможенных пошлин, а также требования и условия к таможенным представителям определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
При таких обстоятельствах, позиция апеллянта о необходимости применения в рассматриваемом случае положений пункта 2 статьи 81 ТК ТС является несостоятельной.
Кроме того, норма статьи 81 ТК ТС определяет обстоятельства возложения обязанности по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров.
Между тем, при разрешении спора по настоящему делу не были установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о незаконном перемещении товара через таможенную границу.
Так, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих выявление таможенным органом факта незаконности перемещения товара через таможенную границу по спорной декларации, равно как и не следует участие общества в незаконном перемещении товара; установлен факт неправомерного освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Таким образом, основания для применения к спорным правоотношениям положений пункта 2 статьи 81 ТК ТС отсутствуют.
Кроме того, данная норма статьи 81 ТК ТС возлагает обязанности по уплате таможенных платежей определенными субъектами - лицами, незаконно перемещающими товары, участвующими в незаконном перемещении.
Согласно пункту 4 статьи 367 ТК ТС государства - члены Таможенного союза, законодательством которых на день вступления в силу настоящего Кодекса не предусмотрена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение 1 (одного) года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Следовательно, определение таможенного представителя как солидарного должника по уплате таможенных пошлин, налогов вместе с плательщиком таможенных пошлин, налогов, таможенным законодательством Таможенного союза отнесено к ведению законодательства государств - членов Таможенного союза.
Нормы Федерального закона от 27.11.2010 N 311-03 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определяют обязанности по уплате таможенных платежей специального субъекта таможенных правоотношений - таможенного представителя, при декларировании им товара и их выпуске (пункт 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ).
С учетом положений пунктов 13, 34 части 1 статьи 4, пункта 6 статьи 12, пункта 3 статьи 13, статьи 79 ТК ТС, части 4 статьи 60, статьи 114 Закона N 311-ФЗ таможенный представитель определен в качестве специального субъекта таможенных правоотношений (представитель декларанта), несущий именно солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
Более того, в пункте 2 статьи 81 ТК ТС таможенный представитель в качестве субъекта, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров, не указан.
Тогда как обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на таможенного представителя в силу его специального статуса, который дает ему возможность участвовать в таможенных правоотношения наравне с декларантами товаров.
Данный вывод также подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 27.11.2001 N 202-0 "Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.1999 по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой уплата таможенных платежей как необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, по существу, представляет собой не гражданско-правовое обязательство, а публично - правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания признавать оспариваемое требование незаконным.
Доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба общества удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене, не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.11.2014 по делу N А45-5787/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)