Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2015 N 15АП-5404/2015 ПО ДЕЛУ N А32-39910/2014

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. N 15АП-5404/2015

Дело N А32-39910/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 г. по делу N А32-39910/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СевЗапИмпорт",
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СевЗапИмпорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Краснодарской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары N N 10309190/150213/0001124, 10309190/260213/0001553, 10309190/280213/0001638, 10309190/050313/0001835, 10309190/120313/0002057, 10309190/180313/0002273, 10309190/260313/0002623, 10309190/090413/0003151, 10309190/120413/0003355, 0309190/250413/0003934, изложенного в письме от 07.08.2014 г. N 20.4-04/19443; обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 6771253,74 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Судом установлена неправомерность взыскания таможенных платежей, излишне начисленных в связи с произведенной корректировкой таможенной стоимости ввезенного обществом товара, основания для которой у таможенного органа отсутствовали, поскольку все необходимые документы, подтверждающие правомерность заявленной таможенной стоимости, определенной первым методом, обществом представлены при декларировании товаров.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что заявленная декларантом таможенная стоимость документально не подтверждена и имеет низкий ценовой уровень. По запросу таможенного органа дополнительные документы заявитель не представил и выразил согласие на окончательную корректировку таможенной стоимости, исходя из расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами таможенного органа, просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, 19.12.2012 г. между заявителем и иностранной компанией "TULUSA VENTURES LTD" заключен внешнеторговый контракт N TUL/003 на поставку товаров на условиях CPT-Санкт-Петербург "Инкотермс 2010". Пунктом 1.4 контракта установлено, что согласование ассортимента, цены и количества партии товара, а также других основных условий поставки осуществляется путем подписания обеими сторонами соответствующей Спецификации.
В рамках данного контракта в адрес заявителя поставлялись товары - устройства запоминающие на жестких магнитных дисках, не содержат программного обеспечения. В связи с чем заявителем на таможенный пост Краснодарский Краснодарской таможни были поданы декларации на товары (далее - ДТ) N N 10309190/150213/0001124, 10309190/260213/0001553, 10309190/280213/0001638, 10309190/050313/0001835, 10309190/120313/0002057, 10309190/180313/0002273, 10309190/260313/0002623, 10309190/090413/0003151, 10309190/120413/0003355, 10309190/250413/0003934 в целях таможенного декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления".
Таможенная стоимость товаров в данных ДТ определена заявителем по первому методу - "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со статьей 4 Соглашения.
В качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, прилагались следующие документы.
К ДТ N 10309190/150213/0001124:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 12.02.2013 г. N 21;
- - транспортная накладная CMR N 1312300153;
- - книжка МДП (CARNET TIR) XB72451116;
- - спецификация от 12.02.2013 г. N 21 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 21.02.2013 г. N 21;
- - прайс-лист от 01.01.2013 г.;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - информационное письмо от 13.02.2013 г. об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/260213/0001553:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 22.02.2013 г. N 28;
- - транспортная накладная СМR N 1312300178/1;
- - книжка МДП (CARNET TIR) XХ72780466;
- - спецификация от 21.02.2013 г. N 28 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 22.02.2013 г. N 28;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41.
К ДТ N 10309190/280213/0001638:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 25.02.2013 г. N 30;
- - транспортная накладная CMR N 1312300193;
- - книжка МДП (CARNET TIR) XХ72780466;
- - спецификация от 25.02.2013 г. N 30 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 25.02.2013 г. N 30;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - информационное письмо от 13.02.2013 об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/050313/0001835:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 01.03.2013 г. N 34;
- - транспортная накладная CMR N 1312300206;
- - книжка МДП (CARNET TIR) DХ72780491;
- - спецификация от 01.06.2013 N 34 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 01.03.2013 г. N 34;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - информационные письма от 13.02.2013 об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/120313/0002057:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 06.03.2013 г. N 38;
- - транспортная накладная CMR N 1342300909;
- - книжка МДП (CARNET TIR) XH72765298;
- - спецификация от 06.03.2013 г. N 38 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 06.03.2013 г. N 38;
- - прайс-лист от 01.03.2013;
- - карточка счета от 11.01.2013 N 41;
- - информационное письмо от 07.03.2013 г. об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/180313/0002273:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 13.03.2013 г. N 50;
- - транспортная накладная CMR N 1312300238;
- - книжка МДП (CARNET TIR) XH72765298;
- - спецификация от 13.03.2013 г. N 50 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 13.03.2013 г. N 50;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - прайс-лист от 01.03.2013 г.;
- - информационное письмо от 22.03.2013 г. об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/260313/0002623:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 22.03.2013 г. N 56;
- - транспортная накладная CMR N 1312300275;
- - книжка МДП (CARNET TIR) XN 72789979;
- - спецификация от 22.03.2013 г. N 56 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 N TUL/003;
- - упаковочный лист от 22.02.2013 г. N 56;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - прайс-лист от 01.03.2013 г.;
- - информационное письмо от 25.03.2013 г. об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/090413/0003151:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 05.04.2013 г. N 62;
- - транспортная накладная CMR N 1312300323;
- - спецификация от 05.04.2013 г. N 62 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 05.04.2013 г. N 62;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - прайс-лист от 01.04.2013 г.;
- - информационное письмо от 10.04.2013 г. об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/120413/0003355:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 10.04.2013 г. N 65;
- - транспортная накладная CMR N 1312300337;
- - спецификация от 10.04.2013 г. N 65 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 N TUL/003;
- - упаковочный лист от 10.04.2013 г. N 65;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - прайс-лист от 01.04.2013 г.;
- - информационное письмо от 11.04.2013 г. об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
К ДТ N 10309190/250413/0003934:
- - внешнеторговый контракт от 19.12.2012 г. N TUL/003 с паспортом сделки;
- - инвойс от 17.04.2013 г. N 67;
- - транспортная накладная CMR N 1312300360;
- - книжка МДП (CARNET TIR) DX73355123;
- - спецификация от 17.04.2013 г. N 67 к внешнеторговому контракту от 19.12.2012 г. N TUL/003;
- - упаковочный лист от 17.04.2013 г. N 67;
- - прайс-лист от 01.04.2013 г.;
- - карточка счета от 11.01.2013 г. N 41;
- - информационное письмо от 24.04.2013 г. об отсутствии оплаты по контракту и экспортных деклараций.
По результатам проверки правильности заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом, таможней выявлены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Таможенным органом приняты решения о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, отраженные в поле "Для отметок таможенного органа" соответствующей ДТС-1 в виде отметки "ТС уточняется".
По результатам проведенного контроля таможенной стоимости по спорным ДТ были приняты решения о проведении дополнительной проверки, формализованные в поле "Для отметок таможенного органа" соответствующей ДТС-1 в виде отметки "Дополнительная проверка".
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в адрес заявителя в рамках уточнения заявленной таможенной стоимости были направлены запросы о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости (решения о проведении дополнительной проверки), в соответствии с которыми запрошены: документы по оплате за товар по предыдущим поставкам; ведомость банковского контроля; бухгалтерские документы по оприходованию товаров по предыдущим поставкам; информация о стоимости реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации (договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара); прайс-листы производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение в виде публичной оферты; экспортная таможенная декларация страны отправления товаров; документы и сведения по перевозке товара, документы по страхованию товара (договор страхования, страховой полис, счет на оплату страховой премии, документы по оплате страховой премии), если груз страховался.
Обществом представлены уведомления о невозможности предоставления запрошенных документов ввиду их отсутствия.
Таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
Так, по ДТ N 10309190/150213/0001124 - решение от 19.02.2013 г. по товарам N N 1, 2, 6, 7, 9-12, 16-21, 23, 26-28, 31-34, 36-39, 42, 43, 47, 49, 50.
По ДТ N 10309190/260213/0001553 - решение от 05.03.2013 г. по товарам N N 1-4, 6, 8-12, 15, 16, 18, 20-24, 27, 28, 30, 31, 33, 34, 39-43, 49, 50.
По ДТ N 10309190/280213/0001638 - решение от 05.03.2013 по товарам N N 1-34.
По ДТ N 10309190/050313/0001835 - решение от 11.03.2013 по товарам N N 3, 6-10, 12-15, 17, 19-25, 27, 32, 34, 35, 38-40.
По ДТ N 10309190/120313/0002057 - решение от 13.03.2013 по товарам N N 1-57.
По ДТ N 10309190/180313/0002273 - решение от 25.03.2013 по товарам N N 1-44.
По ДТ N 10309190/260313/0002623 - решение от 27.03.2013 по товарам N N 1-48.
По ДТ N 10309190/120413/0003151 - решение от 12.04.2013 по товарам N N 1-52.
По ДТ N 10309190/120413/0003355 - решение от 16.04.2013 по товарам N N 1-46.
По ДТ N 10309190/250413/0003934 - решение от 29.04.2013 по товарам N N 1-101.
Согласно данным решениям, в качестве обоснования для проведения корректировки таможенной стоимости товаров указано на то, что таможенное декларирование идентичных/однородных товаров с индексом таможенной стоимости значительно выше, чем индекс таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10309190/150213/0001124, 10309190/260213/0001553, 10309190/280213/0001638, 10309190/050313/0001835, 10309190/120313/0002057, 10309190/180313/0002273, 10309190/260313/0002623, 10309190/090413/0003151, 10309190/120413/0003355, 10309190/250413/0003934.
Таможенная стоимость товаров, заявленных в ДТ N N 10309190/150213/0001124, 10309190/260213/0001553, 10309190/280213/0001638, 10309190/050313/0001835, 10309190/120313/0002057, 10309190/180313/0002273, 10309190/260313/0002623, 10309190/090413/0003151, 10309190/120413/0003355, 10309190/250413/0003934, была откорректирована таможней по шестому методу Соглашения (резервный метод) на базе третьего метода Соглашения (метод по стоимости сделки с однородными товарами).
В результате по товарам N N 1, 2, 6, 7, 9-12, 16-21, 23, 26-28, 31-34, 36-39, 42, 43, 47, 49, 50, заявленным в ДТ N 10309190/150213/0001124, были доначислены таможенные пошлины, налоги в общем размере - 444 180,99 рублей.
По товарам N N 1-4, 6, 8-12, 15, 16, 18, 20-24, 27, 28, 30, 31, 33, 34, 39-43, 49, 50, заявленным в ДТ N 10309190/260213/0001553, в размере - 349 609,27 рублей.
По товарам N N 1-34, заявленным в ДТ N 10309190/280213/0001638, в размере - 638 777,74 рублей.
По товарам N N 3, 6-10, 12-15, 17, 19-25, 27, 32, 34, 35, 38-40, заявленным в ДТ N 10309190/050313/0001835, в размере - 583 447,11 рублей.
По товарам N N 1-57, заявленным в ДТ N 10309190/120313/0002057, в размере - 766 328,64 рублей.
По товарам N N 1-44, заявленным в ДТ N 10309190/180313/0002273, в размере - 817 381,87 рубль.
По товарам N N 1-48, заявленным в ДТ N 10309190/260313/0002623, в размере - 595 470,24 рублей.
По товарам N N 1-52, заявленным в ДТ 10309190/090413/0003151, в размере - 773 501,41 рубль.
По товарам N N 1-46, заявленным в ДТ N 10309190/120413/0003355, в размере - 796 809,43 рублей.
По товарам N N 1-101, заявленным в ДТ N 10309190/250413/0003934, в размере - 688 736,20 рублей.
Для выпуска товара декларанту было предложено заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Право на выпуск товаров с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей заявитель реализовал, оплатив указанные суммы по платежным документам: п/п от 03.12.2012 г. N 1707, п/п от 11.12.2012 г. N 1746, п/п от 18.12.2012 г. N 1804, п/п от 28.01.2013 г. N 95, п/п от 14.02.2013 г. N 213, п/п от 20.03.2013 г. N 440, п/п от 25.03.2013 г. N 448, п/п от 03.04.2013 г. N 522, п/п от 14.02.2013 г. N 210, п/п от 26.02.2013 г. N 290, п/п от 28.02.2013 г. N 299, п/п от 05.03.2013 г. N 354, п/п от 14.03.2013 г. N 392, п/п от 11.03.2013 г. N 373, п/п от 25.03.2013 г. N 449, п/п от 05.04.2013 г. N 544, п/п от 11.04.2013 г. N 557, п/п от 18.04.2013 г. N 580.
После выпуска товаров таможня провела камеральную проверку, запросив у заявителя согласно Требованию от 02.08.2013 г. N 08.1-04/16816 документы по 35 пунктам в отношении всех товаров, заявленных в указанных ДТ. На данное требование заявителем письмами от 13.08.2013 г. N 1/13, от 21.08.2013 N 2/13, от 19.09.2013 N 1/19 представлены документы, в том числе документы бухгалтерского учета, которые подтверждали постановку товаров на баланс общества по стоимости согласованной с иностранным партнером в каждой Спецификации.
Таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости по другим товарам, но также заявленным в ДТ N N 10309190/150213/0001124, 10309190/260213/0001553, 10309190/050313/0001835, а именно:
По ДТ N 10309190/150213/0001124 в отношении товаров N N 4, 5, 8, 13, 15, 22, 24, 29, 30, 35, 40, 44-46, 48, 51 принято решение от 21.02.2014 г.
N 10309000/400/210214/Т0070/001.
По ДТ N 10309190/260213/0001553 в отношении товаров N N 5, 7, 13, 14, 17, 19, 22, 25, 26, 29, 32, 35-38, 44-46, 48 принято решение от 21.02.2014 г.
N 10309000/400/210214/Т0070/002.
По ДТ N 10309190/050313/0001835 в отношении товаров N N 1, 2, 4, 5, 11, 16, 18, 26, 28-31, 33, 36, 37, 41-47 принято решение от 21.02.2014 г.
N 10309000/400/210214/Т0070/003.
Согласно данным решениям, в качестве обоснования для проведения корректировки таможенной стоимости товаров таможенный орган, сославшись на письмо ФТС России от 21.01.2005 г. N 01-06/1276дсп, указал, что документы могут свидетельствовать о возможной подделке документов, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров. Проведенный анализ цен товаров на идентичные модели товаров с помощью сети ИНТЕРНЕТ показал, что цена товара, установленная в контракте, и цена товара, указанная на сайте производителя товаров, отличается в несколько раз. При сравнительном анализе уровня заявленной таможенной стоимости по проверяемым ДТ с ценой товаров на внутреннем рынке Российской Федерации установлено, что на внутреннем рынке цена товара в несколько раз выше заявленной Заявителем таможенной стоимости товара, информация получена из сети ИНТЕРНЕТ.
Таможенная стоимость товаров, заявленных в ДТ N N 10309190/150213/0001124, 10309190/260213/0001553, 10309190/050313/0001835, была откорректирована Краснодарской таможней по шестому методу Соглашения на базе третьего метода Соглашения.
На основании данных решений о корректировке таможенной стоимости товаров Краснодарская таможня выставила Требования об уплате таможенных платежей.
Так, по ДТ N 10309190/150213/0001124 - требование от 25.03.2014 г. N 410, согласно которому, за заявителем числится задолженность по уплате сумм таможенных платежей/пеней/процентов в размере 170 586,48 рублей.
По ДТ N 10309190/260213/0001553 - требование от 25.03.2014 г. N 409 в размере 102 785,64 рублей.
По ДТ N 10309190/050313/0001835 - требование от 25.03.2014 г. N 411 в размере 230 597,98 рублей.
Заявитель оплатил суммы, указанные в требованиях. Оплата была произведена по следующим платежным документам: от 21.04.2014 г. N 109; от 21.04.2014 г. N 108; от 21.04.2014 г. N 105; от 21.04.2014 г. N 106; от 21.04.2014 г. N 107; от 21.04.2014 г. N 110.
Заявитель, посчитав, что им излишне уплачены таможенные пошлины, налоги в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N N 10309190/150213/0001124, 10309190/260213/0001553, 10309190/280213/0001638, 10309190/050313/0001835, 10309190/120313/0002057, 10309190/180313/0002273, 10309190/260313/0002623, 10309190/090413/0003151, 10309190/120413/0003355, 10309190/250413/0003934, обратился в соответствии с требованиями статей 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ в Краснодарскую таможню с заявлением от 31.07.2014 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в всего в сумме 6 771 253 рубля 74 копейки (шесть миллионов семьсот семьдесят одна тысяча двести пятьдесят три рубля, 74 копейки).
Письмом от 07.08.2014 г. N 20.4-04/19443 "О возврате денежных средств" Краснодарская таможня отказала в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, сославшись лишь на то, что к заявлению не приложено решение в виде корректировки таможенной стоимости (с 01.07.2014 г. - корректировка декларации на товары), как самого таможенного органа, так и вышестоящего таможенного органа, которое повлекло бы уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Полагая, что указанным решением об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ нарушены права и законные интересы общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарской края с настоящим заявлением.
Считая незаконным бездействие таможенного органа по невозврату излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Из материалов дела усматривается, что заявление общества о возврате таможенных платежей было оставлено без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
По мнению таможенного органа, факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суд первой инстанции исследовал законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза" указано, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как следует из материалов дела, в подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом Краснодарской таможне представлен весь необходимый пакет документов, в том числе, контракт, приложения к контракту, коммерческие инвойсы, упаковочные листы, а также иные документы, необходимые для таможенного оформления товара согласно описи документов к спорным ДТ.
Наименование, вид, количество и цена товара, указанные в представленных документах, соответствуют сведениям, заявленным в спорных декларациях.
Судом установлено, что общество оплатило иностранному поставщику денежные средства за товары, поставленные по спорным ДТ согласно соответствующей сумме общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 указанных деклараций, и суммам, указанным в инвойсах компании-поставщика.
Факт перечисления обществом иностранному контрагенту денежных средств за полученный товар в размере, обозначенном в спорных ДТ, подтверждается представленной в материалы дела ведомостью банковского контроля.
Ссылка заявителя жалобы на непредставление декларантом дополнительно истребованных у него таможней документов подлежит отклонению.
Положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза указывают на право таможенных органов истребовать не все документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров.
Данное право не позволяет руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если такие документы не способны повлиять на определение таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении.
Непредставление заявителем экспортной декларации страны отправления, как и иных дополнительно запрошенных документов, не свидетельствует о недостоверности заявленной в ходе таможенного декларирования стоимости товара, подтвержденной соответствующими документами.
Цена товара по каждой спорной ДТ соответствует цене товара, указанной в приложениях к контракту и инвойсах, а также сведениям о сумме денежных средств в иностранной валюте, перечисленных иностранному поставщику по каждым поставкам, осуществленным на основании спорных ДТ, указанных в ведомости банковского контроля в графе подтверждающих документов.
Судебной коллегией также не принимается во внимание ссылка таможни на то, что таможенная стоимость товара имеет низкий ценовой уровень.
В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара. Таких доказательств суду не представлено.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке (в том числе в информационной системе "Мониторинг-Анализ"), не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости товара.
Таким образом, представленные обществом документы свидетельствуют о том, что заявленные декларантом сведения о таможенной стоимости товаров не содержали признаков недостоверности, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена, и основания для ее корректировки у таможенного органа отсутствовали, признается апелляционной инстанцией обоснованным.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что таможенный орган не представил надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, обоснованности сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров.
С учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 26.07.2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Однако Краснодарская таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара на основании метода по цене сделки с ввозимыми товарами, в связи с чем, непринятие таможенной стоимости товара, определенной декларантом по первому методу является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод таможни о том, что общество давало согласие на корректировку таможенной стоимости, поскольку данное обстоятельство с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что общество изначально представило все необходимые документы для подтверждения таможенной стоимости, не препятствует обжалованию незаконные действия таможенного органа. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что ввозимый товар скоропортящийся, что вынуждает общество на скорейшее таможенное оформление и выпуск товара.
Учитывая изложенное, дополнительно уплаченные обществом на основании решений о корректировки таможенной стоимости товаров таможенные платежи являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза подлежат возврату заявителю в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
В силу части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Материалами дела подтверждается, что заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Заявление подано в пределах трехлетнего срока. К заявлению приложены, в том числе копии спорных деклараций, платежные поручения, подтверждающие уплату таможенных платежей, бланки корректировки таможенной стоимости.
Решение таможенного органа от 07.08.2014 г. N 20.4-04/19443 о возвращении заявления общества без рассмотрения не содержит ссылок на предусмотренные частью 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В силу пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Таким образом, незаявление в арбитражный суд требований о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права, иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, таможня неправомерно оставила заявление общества о возврате излишне уплаченных платежей без рассмотрения.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, таможня не указывает о наличии у общества задолженности по таможенным платежам, в связи с чем, обоснованно обязал таможенный орган произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 г. по делу N А32-39910/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)