Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 28.08.2014, Скалкина М.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 04.08.2014, Зубко А.О., паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 по делу N А32-15278/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер",
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне,
принятое в составе судьи Маркиной Т.Г.
установил:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган), в котором просит признать незаконным и отменить постановление Новороссийской таможни от 03.04.2014 по делу об административном правонарушении N 10317000-84/2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что переданная обществом таможенному представителю декларация о соответствии от 01.02.2014 N Ки-Д-ГЬ.ПН96.А.03554, является недействительным документом. Маркировка на коробках с товаром, ввезенным по декларации на товары N 10317100/010214/0001476, не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки". Общество не приняло все меры, необходимые для соблюдения норм и требований таможенного законодательства..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 1 октября 2009 года общество и компания MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.), Израиль заключили контракт на поставку товаров N GK-10/4129/09.
19 ноября 2002 года общество и общество с ограниченной ответственностью "ДАП-Юнион" (таможенный представитель) заключили договор N 422291112 об оказании услуг по совершению таможенных операций в отношении ввозимых товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного Союза и иных действий в области таможенного дела.
1 февраля 2014 года в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни с целью помещения товара под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления подана декларация на товары N 10317100/010214/0001476, в которой заявлены сведения о товаре: хурма свежая, для употребления в пищу, урожай 2014 года, класс первый, партия 22 532 кг, 9959 ящиков, перемещаемого в рамках контракта от 01.10.2009 N GK-10/4129/09, по инвойсу от 23.01.2014 N 121776, изготовитель MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.), Израиль.
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товара в таможенный орган представлена декларация о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-П,.ПН96.А.03554.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10317100/040214/000200) таможенный орган установил, что в контейнере JXLU 5965069 находится товар - хурма свежая, уложенная в картонные коробки, которые размещены на деревянных поддонах. На коробках имеется маркировка "MEHADRIN/Sharon Fruits/Grovers at heart/persimmons/mehadrin Tnuport ExportPover Center 1 Be erot Yizhag 60905, Israel/Produse of Israel/ и бумажная наклейка с маркировкой "наименование позиции: Хурма /КАК!/ Урожай 2014/ Производитель: Мехадрин Тнупорт Экспорт (Л.П.)/ адрес производителя: Паувер центр 1; Бейрут Ицхак, Израиль/ экспорт: Мехадрин Тнупорт Экспорт (Л.П.)/ импортер: закрытое акционерное общество "Тандер"/ Адрес импортера: 360002, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185/ дата заказа 15.01.2014", всего 9959 картонных коробок.
4 февраля 2014 года таможенный орган на основании статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - Таможенный кодекс) отказал заявителю в выпуске товара по ДТ N 10317100/010214/000147 в связи с несоблюдением подпункта 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса.
Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни, изложенному в служебной записке от 06.02.2014 N 26-26/98, на упаковке товара, ввезенного по ДТ N 10317100/010214/0001476, отсутствуют сведения о его количестве и сроке годности, что является нарушением требований Технического регламента Таможенного Союза N 021/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ГОСТ Р 51074/2003.
19 февраля 2014 года по факту представления таможенному представителю недействительных документов при декларировании товаров по ДТ N 10317090/010214/0001476 таможня возбудила дело об административном правонарушении N 10317000-84/2014 в отношении общества по статье 16.7 Кодекса и приняла решение о проведении административного расследования.
Старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Новороссийской таможни, капитан таможенной службы Дорошенко И.И. по результатам административного расследования составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 19.03.2014 по делу N 10317000-15/2014 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 Кодекса.
По факту выявленного правонарушения 03.04.2014 и. о. заместителя начальника Новороссийской таможни по правоохранительной деятельности Латий Р.Л. вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-15/2014, признал общество виновным в совершении административного правонарушения по статье 16.7 Кодекса и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно статьям 123 и 124 Таможенного кодекса декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, в том числе в части описания товара, с представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Согласно статья 181 Таможенного кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. К сведениям о товарах относятся также документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в том числе декларация о соответствии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 Таможенного кодекса).
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный документы, на основании которых заполнена таможенная декларация (статья 188 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса).
Пунктом 2 статьи 12 Таможенного кодекса определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей. В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц (статья 16 Таможенного кодекса).
Таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей декларанта, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса для целей применения главы 16 указанного Кодекса под недействительными понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Административная ответственность за недостоверное декларирование применяется в случае, если заявленные при декларировании недостоверные сведения о товарах и (или) транспортных средствах или представленные недействительные документы могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.
Поскольку объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в представлении недействительных документов, то предметом доказывания объективной стороны правонарушения является не только факт представления таких документов, но и то, что документы являются недействительными в силу названных характеристик.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса послужило представление им таможенному органу недействительного документа - декларации о соответствии от 01.02.2014 N 1Ш-Д-1Ь.ПН96.А.03554, не относящегося к товару, ввезенного по ДТ N 10317090/010214/0001476, поскольку маркировка данного товара не соответствовала требованиям технических регламентов ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", что повлекло за собой несоблюдение установленных действующим законодательством запретов и ограничений.
В статье 152 Таможенного кодекса определено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Статьей 2 и пунктом 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ закреплено, что декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Обязательным признаком состава вменяемого заявителю правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 16.7 Кодекса, является наступление неблагоприятных последствий - сообщение (заявление) таможенному органу недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.
Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2, 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 Кодекса.
Следовательно, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должно обнаруживаться таможенным органом в ходе административного производства, возбужденного по указанным статьям Кодекса, в отношении лица, заявившего или сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о соответствии ввозимого товара санитарным правилам и нормам. Однако таможенный орган в ходе производства по делу не выявил факта заявления обществом с ограниченной ответственностью "ДАП-Юнион" недостоверных сведений о товаре, послужившего основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Протокол испытаний от 01.02.2014 N 274, на основании которого принята декларация о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-1Ь.ПН96.А.03554, не отменен и не признан недействительным уполномоченным органом.
Вывод таможни о том, что декларация о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-1Ь.ПН96.А.03554 является недействительным документом, поскольку не относится товару, ввезенному по ДТ N 10317100/010214/0001476, несостоятелен.
Статьей 2 Закона N 184-ФЗ под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Также данной статьей установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии со статьей 2 Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
В акте таможенного досмотра, постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении установлено, что ввезенный по ДТN 10317100/010214/0001476 товар упакован в транспортную упаковку - картонные коробки.
В статье 2 Технического регламента Таможенного союза N 005/2011 "О безопасности упаковки" закреплено, что транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию (пункт 7 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки").
Иными словами на товаре либо с ним должны быть идентификационные признаки, позволяющие определить, что товар произведен компанией "MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.)", Израиль, указанной в декларации о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-П,.ПН96.А.03554.
Товаросопроводительными документами на товар (хурма свежая, для употребления в пищу, урожай 2014 года, класс первый), выданными для выпуска данного товара по ДТ N 10317100/010214/0001476, подтверждается, что производителем партии хурмы в количестве нетто 22 532 кг является "MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.)", информация о котором была нанесена на маркировку. Недействительность товаросопроводительных документов таможенным органом не установлена.
Таким образом, выданная обществу декларация о соответствии получена законным путем, является подлинной, содержит достоверные сведения о товаре, его соответствии требованиям качества и безопасности, относится к ввезенной партии товара. Документ обладает юридической силой, его действие не было приостановлено или прекращено в установленном законом порядке.
Декларация о соответствии, представленная в таможенный орган, выдана на партию товара, сведения о которой заявлены при декларировании. Соответствие фактически ввезенного товара документам, представленным при декларировании, в том числе декларации о соответствии, таможенный орган не оспаривает. Маркировка ввезенного товара позволяет идентифицировать его с товаросопроводительными документами.
Новороссийская таможня не доказала ни событие, ни наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 Кодекса.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "ДАП-Юнион" (таможенный представитель) в рамках заключенного с обществом договора об оказании услуг обеспечило таможенное декларирование товара, проведение отбора и доставки проб товара Центром гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае Новороссийским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае". Декларация о соответствии N ТС RU Д- IL.ITH96.A.03554 принята на основании протокола испытаний от 01.02.2014 N 274.
При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о наличии вины в действиях общества является необоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 по делу N А32-15278/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
С.С.ФИЛИМОНОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2014 N 15АП-14980/2014 ПО ДЕЛУ N А32-15278/2014
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. N 15АП-14980/2014
Дело N А32-15278/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 28.08.2014, Скалкина М.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 04.08.2014, Зубко А.О., паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 по делу N А32-15278/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер",
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне,
принятое в составе судьи Маркиной Т.Г.
установил:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган), в котором просит признать незаконным и отменить постановление Новороссийской таможни от 03.04.2014 по делу об административном правонарушении N 10317000-84/2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что переданная обществом таможенному представителю декларация о соответствии от 01.02.2014 N Ки-Д-ГЬ.ПН96.А.03554, является недействительным документом. Маркировка на коробках с товаром, ввезенным по декларации на товары N 10317100/010214/0001476, не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки". Общество не приняло все меры, необходимые для соблюдения норм и требований таможенного законодательства..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 1 октября 2009 года общество и компания MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.), Израиль заключили контракт на поставку товаров N GK-10/4129/09.
19 ноября 2002 года общество и общество с ограниченной ответственностью "ДАП-Юнион" (таможенный представитель) заключили договор N 422291112 об оказании услуг по совершению таможенных операций в отношении ввозимых товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного Союза и иных действий в области таможенного дела.
1 февраля 2014 года в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни с целью помещения товара под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления подана декларация на товары N 10317100/010214/0001476, в которой заявлены сведения о товаре: хурма свежая, для употребления в пищу, урожай 2014 года, класс первый, партия 22 532 кг, 9959 ящиков, перемещаемого в рамках контракта от 01.10.2009 N GK-10/4129/09, по инвойсу от 23.01.2014 N 121776, изготовитель MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.), Израиль.
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товара в таможенный орган представлена декларация о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-П,.ПН96.А.03554.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10317100/040214/000200) таможенный орган установил, что в контейнере JXLU 5965069 находится товар - хурма свежая, уложенная в картонные коробки, которые размещены на деревянных поддонах. На коробках имеется маркировка "MEHADRIN/Sharon Fruits/Grovers at heart/persimmons/mehadrin Tnuport ExportPover Center 1 Be erot Yizhag 60905, Israel/Produse of Israel/ и бумажная наклейка с маркировкой "наименование позиции: Хурма /КАК!/ Урожай 2014/ Производитель: Мехадрин Тнупорт Экспорт (Л.П.)/ адрес производителя: Паувер центр 1; Бейрут Ицхак, Израиль/ экспорт: Мехадрин Тнупорт Экспорт (Л.П.)/ импортер: закрытое акционерное общество "Тандер"/ Адрес импортера: 360002, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185/ дата заказа 15.01.2014", всего 9959 картонных коробок.
4 февраля 2014 года таможенный орган на основании статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - Таможенный кодекс) отказал заявителю в выпуске товара по ДТ N 10317100/010214/000147 в связи с несоблюдением подпункта 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса.
Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни, изложенному в служебной записке от 06.02.2014 N 26-26/98, на упаковке товара, ввезенного по ДТ N 10317100/010214/0001476, отсутствуют сведения о его количестве и сроке годности, что является нарушением требований Технического регламента Таможенного Союза N 021/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ГОСТ Р 51074/2003.
19 февраля 2014 года по факту представления таможенному представителю недействительных документов при декларировании товаров по ДТ N 10317090/010214/0001476 таможня возбудила дело об административном правонарушении N 10317000-84/2014 в отношении общества по статье 16.7 Кодекса и приняла решение о проведении административного расследования.
Старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Новороссийской таможни, капитан таможенной службы Дорошенко И.И. по результатам административного расследования составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 19.03.2014 по делу N 10317000-15/2014 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 Кодекса.
По факту выявленного правонарушения 03.04.2014 и. о. заместителя начальника Новороссийской таможни по правоохранительной деятельности Латий Р.Л. вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-15/2014, признал общество виновным в совершении административного правонарушения по статье 16.7 Кодекса и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно статьям 123 и 124 Таможенного кодекса декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, в том числе в части описания товара, с представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Согласно статья 181 Таможенного кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. К сведениям о товарах относятся также документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в том числе декларация о соответствии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 Таможенного кодекса).
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный документы, на основании которых заполнена таможенная декларация (статья 188 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса).
Пунктом 2 статьи 12 Таможенного кодекса определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей. В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц (статья 16 Таможенного кодекса).
Таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей декларанта, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса для целей применения главы 16 указанного Кодекса под недействительными понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Административная ответственность за недостоверное декларирование применяется в случае, если заявленные при декларировании недостоверные сведения о товарах и (или) транспортных средствах или представленные недействительные документы могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.
Поскольку объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в представлении недействительных документов, то предметом доказывания объективной стороны правонарушения является не только факт представления таких документов, но и то, что документы являются недействительными в силу названных характеристик.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса послужило представление им таможенному органу недействительного документа - декларации о соответствии от 01.02.2014 N 1Ш-Д-1Ь.ПН96.А.03554, не относящегося к товару, ввезенного по ДТ N 10317090/010214/0001476, поскольку маркировка данного товара не соответствовала требованиям технических регламентов ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", что повлекло за собой несоблюдение установленных действующим законодательством запретов и ограничений.
В статье 152 Таможенного кодекса определено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Статьей 2 и пунктом 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ закреплено, что декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Обязательным признаком состава вменяемого заявителю правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 16.7 Кодекса, является наступление неблагоприятных последствий - сообщение (заявление) таможенному органу недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.
Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2, 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 Кодекса.
Следовательно, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должно обнаруживаться таможенным органом в ходе административного производства, возбужденного по указанным статьям Кодекса, в отношении лица, заявившего или сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о соответствии ввозимого товара санитарным правилам и нормам. Однако таможенный орган в ходе производства по делу не выявил факта заявления обществом с ограниченной ответственностью "ДАП-Юнион" недостоверных сведений о товаре, послужившего основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Протокол испытаний от 01.02.2014 N 274, на основании которого принята декларация о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-1Ь.ПН96.А.03554, не отменен и не признан недействительным уполномоченным органом.
Вывод таможни о том, что декларация о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-1Ь.ПН96.А.03554 является недействительным документом, поскольку не относится товару, ввезенному по ДТ N 10317100/010214/0001476, несостоятелен.
Статьей 2 Закона N 184-ФЗ под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Также данной статьей установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии со статьей 2 Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
В акте таможенного досмотра, постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении установлено, что ввезенный по ДТN 10317100/010214/0001476 товар упакован в транспортную упаковку - картонные коробки.
В статье 2 Технического регламента Таможенного союза N 005/2011 "О безопасности упаковки" закреплено, что транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию (пункт 7 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки").
Иными словами на товаре либо с ним должны быть идентификационные признаки, позволяющие определить, что товар произведен компанией "MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.)", Израиль, указанной в декларации о соответствии от 01.02.2014 N ТС RU Д-П,.ПН96.А.03554.
Товаросопроводительными документами на товар (хурма свежая, для употребления в пищу, урожай 2014 года, класс первый), выданными для выпуска данного товара по ДТ N 10317100/010214/0001476, подтверждается, что производителем партии хурмы в количестве нетто 22 532 кг является "MEHADRIN TNUPORT EXPORT (L.P.)", информация о котором была нанесена на маркировку. Недействительность товаросопроводительных документов таможенным органом не установлена.
Таким образом, выданная обществу декларация о соответствии получена законным путем, является подлинной, содержит достоверные сведения о товаре, его соответствии требованиям качества и безопасности, относится к ввезенной партии товара. Документ обладает юридической силой, его действие не было приостановлено или прекращено в установленном законом порядке.
Декларация о соответствии, представленная в таможенный орган, выдана на партию товара, сведения о которой заявлены при декларировании. Соответствие фактически ввезенного товара документам, представленным при декларировании, в том числе декларации о соответствии, таможенный орган не оспаривает. Маркировка ввезенного товара позволяет идентифицировать его с товаросопроводительными документами.
Новороссийская таможня не доказала ни событие, ни наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 Кодекса.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "ДАП-Юнион" (таможенный представитель) в рамках заключенного с обществом договора об оказании услуг обеспечило таможенное декларирование товара, проведение отбора и доставки проб товара Центром гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае Новороссийским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае". Декларация о соответствии N ТС RU Д- IL.ITH96.A.03554 принята на основании протокола испытаний от 01.02.2014 N 274.
При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о наличии вины в действиях общества является необоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 по делу N А32-15278/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
С.С.ФИЛИМОНОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)