Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.07.2015 N Ф08-4189/2015 ПО ДЕЛУ N А32-41181/2014

Требование: О признании незаконным отказа таможенного органа.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган отказал в выпуске товара в соответствии с п. 2 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза с отметкой - не предоставлена льгота по НДС, рекомендовано заявить сведения с полной уплатой НДС.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2015 г. по делу N А32-41181/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МедИнтерТрейд" (ИНН 2310167613, ОГРН 1132310001647) - Марченко Е.В. (доверенность от 01.02.2015), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2014 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-41181/2014, установил следующее.
ООО "МедИнтерТрейд" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Краснодарской таможни (далее - таможня) в выпуске товара, задекларированного обществом по ДТ N 10309200/080914/0011887 (далее - спорная ДТ).
Решением суда от 16.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.03.2015, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что таможня не представила доказательства того, что товары, ввезенные обществом по спорной ДТ, облагаются НДС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.12.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.03.2015, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что товары, ввезенные обществом, являются медицинскими изделиями и подлежат налогообложению по ставке 18%.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в адрес общества на основании внешнеэкономического контракта от 19.05.2014 N 1/14, заключенного с фирмой MEDLOGIC COMPANY S.R.O, прибыл груз: кровати больничные с регулируемой высотой ложа; тумбочки медицинские прикроватные; тележки медицинские; каталки - код ТНВЭД 9402900000 (далее - товар), который по спорной ДТ помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Общество заявило о применении льготы по уплате таможенных платежей в виде освобождения от НДС. Для подтверждения заявленных льгот общество представило регистрационные удостоверения от 04.04.2014 N РЗН 2014/1528, от 01.08.2014 N РЗН 2014/1801, от 13.08.2014 N РЗН 2014/1802, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, согласно которым ввезенный товар является медицинскими изделиями, и соответствует коду ОКП для медицинских изделий - 94 5210.
9 сентября 2014 года таможня отказала в выпуске товара в соответствии с пунктом 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) с отметкой - не предоставлена льгота по НДС, рекомендовано заявить сведения с полной уплатой НДС.
Считая действия таможни незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суды признали их обоснованным ввиду следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 74 Таможенного кодекса под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Частью 1 статьи 211 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса).
Пунктом 1 части 2 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Согласно части 2 статьи 150 и с учетом пунктом 1 части 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пункте 1 части 2 статьи 149 Налогового кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (далее - Перечень), реализация которой на территории Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 разъяснено, что принадлежность медицинской техники к упомянутому Перечню определяется кодом общероссийского классификатора продукции (далее - ОКП) ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301. Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения ОКП ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от налога на добавленную стоимость. Таким образом, для идентификации медицинской продукции, как медицинской техники, подлежащей освобождению от НДС, следует руководствоваться кодами ОКП.
Освобождение от налогообложения товаров согласно указанному Перечню осуществляется таможней, производящей таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий). Указанными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие". Таким образом, существовало несоответствие терминологии, изложенной в Налоговом кодексе (указаны термины "медицинская техника", "изделия медицинского назначения"), терминологии, применяемой законом и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия").
Затем в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс (в редакции Федерального закона N 317-ФЗ) указанные несоответствия устранены. Суды пришли к правомерному выводу о том, что какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза. При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на добавленную стоимость.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код ОКП для медицинского изделия. То есть, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Из представленных в материалы дела регистрационных удостоверений следует, что ввезенный обществом товар соответствует коду ОКП - 94 5210. Указанный факт таможней не оспаривается.
Согласно ОКП ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, группа "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" (код по ОКП 94 52 00) содержит перечень подгрупп (коды 94 52 01, 94 52 04, 94 52 10, 94 52 20, 94 52 30, 94 52 40 и 94 52 50). Подгруппа "оборудование для кабинетов и палат" (код ОКП 94 52 10), к которой относится ввезенный обществом товар, включена в группу "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" (код ОКП 94 52 00).
Поскольку ввезенный обществом товар относится к группе ОКП 94 5210, он в силу пункта 1 части 2 статьи 149, пункта 2 части 1 статьи 150 Налогового кодекса и Перечня освобождается от обложения НДС. Доказательств того, что ввезенный обществом спорный товар неправильно классифицирован по иному коду ОКП, таможней не представлено.
Суды правомерно отклонили довод таможни, что выданные в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий регистрационные удостоверения не позволяют с целью определения налоговой ставки разделить зарегистрированные медицинские изделия на группу товаров, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации относятся к освобождаемым от НДС, и на группу медицинских товаров, которые облагаются НДС по ставке 10%.
При этом суд указал, что несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению с применением льготы при ввозе на таможенную территорию Таможенного Союза. Таким образом, само по себе отсутствие в регистрационных удостоверениях указания на то, что ввезенные товары относятся к медицинским изделиям, не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на добавленную стоимость.
На основании изложенного, суды правомерно и обоснованно пришли к выводу, что требования общества о признании незаконным отказа таможни в выпуске товара, задекларированного по спорной ДТ, подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как они уже являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы таможней не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу N А32-41181/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)