Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2015 N 15АП-5710/2015 ПО ДЕЛУ N А32-44377/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. N 15АП-5710/2015

Дело N А32-44377/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.11.2014 - Чигринов Д.И., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2015 по делу N А32-44377/2014, принятое судьей Суминой О.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формика-Юг"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Формика-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган) о взыскании процентов на сумму несвоевременно возвращенных авансовых платежей в размере 507 831 рубль 36 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что требование о возврате ООО "Формика-Юг" денежных средств, законность которых установлена постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014, таможней фактически исполнены по истечении трех лет после окончания установленного срока платежа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2015 заявленные требования удовлетворены. С Краснодарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Формика-Юг" взысканы проценты на сумму несвоевременно возвращенных авансовых платежей в размере 507 831 рубль 36 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины 13 156,63 руб.
Краснодарская таможня обжаловала суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе таможня указала на то, что судом первой инстанции не в полной мере рассмотрены все материалы дела, решение содержит выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам дела. Краснодарская таможня указала, что осуществила возврат авансовых платежей в размере 291393, 04 руб. на расчетный счет общества в установленные сроки, 12.03.2013 денежные средства поступили на расчетный счет заявителя. 31.03.2014 денежные средства в размере 1825513, 58 руб. были возвращены на расчетный счет ООО "Формика-Юг" в установленные сроки.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Краснодарской таможни. Представитель ООО "Формика-Юг" возражал на доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с прекращением внешнеэкономической деятельности ООО "Югпластсервис" в Краснодарскую таможню было подано заявление о возврате денежных средств (авансовых платежей), внесенных на счет таможенного органа платежными поручениями от 17.08.2007 N 164, от 27.12.2007 N 267, от 29.01.2008 N 18, от 22.02.2008 N 36, от 06.03.2008 N 42 в размере 2 170 803,71 рублей.
Таможенным органом в адрес заявителя направлено письмо от 08.02.2011 N 19.404/2718 об оставлении без рассмотрения и возврате заявления от 02.02.2011, в котором указывалось, что обществом пропущен трехлетний срок подачи заявления на возврат по платежному документу N 267 от 27.12.2007.
После получения указанного письма ООО "Югпластсервис" было подано заявление о возврате денежных средств (авансовых платежей), внесенных на счет таможенного органа платежным поручением от 06.03.2008 N 42 в размере 291 393,04 рублей.
Таможенным органом в адрес ООО "Югпластсервис" было направлено письмо о возврате документов по причине указания в заявлении от 01.04.2011 неверного корреспондентского счета и БИК банка. Кроме того, данным письмом Краснодарская таможня уведомила общество об истечении 09.04.2011 срока возврата авансовых платежей по платежному поручению N 42 от 06.03.2008 и последующем перечислении денежных средств в федеральный бюджет.
Считая действия таможни незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу решения, которым заявленные требования удовлетворены в части.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Частью 3 ст. 35 Конституции РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Истечение срока истребования авансовых платежей не предусмотрено ГК РФ в качестве основания прекращения права собственности на соответствующие денежные средства. Ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" не предусматривают истечение трехлетнего срока в качестве основания прекращения права собственности на невостребованные авансовые платежи у лица, их уплатившего, и прямо не устанавливают оснований возникновения права собственности Российской Федерации на данные денежные средства.
Обращение невостребованных авансовых платежей в собственность государства противоречит положениям ст. 218 ГК РФ, предусматривающим закрытый перечень оснований возникновения права собственности. Не применяются в данном случае и положения ст. 234 ГК РФ о приобретательной давности.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 21.06.2001 N 173-0, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Отказ таможни в возврате авансовых платежей является днем, когда заявитель узнал о нарушении своего права, вследствие чего с указанного момента начинает течение трехлетний срок исковой давности для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в судебном порядке, установленный ст. 196 ГК РФ.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Следовательно, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне взысканных таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Как верно указал суд первой инстанции, законность требований предпринимателя об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 по делу N А32-11991/2011.
В силу прямого указания в пункте 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного пунктом 6 статьи 147 месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В данном случае право общества на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Югпластсервис" (правопредшественник ООО "Формика-Юг") обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей 02.02.2011. Таким образом, таможенный орган был обязан произвести возврат авансового платежа не позднее 03.03.2011.
Фактически излишне уплаченные платежи возвращены на расчетный счет общества только 12.03.2013 на сумму 2941 393,04 руб. и 31.03.2014 на сумму 1 825 513,58 руб., что подтверждается платежными поручениями от 12.03.2013 N 844, от 31.03.2014 N 514.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что таможенным органом нарушен месячный срок возврата обществу незаконно взысканных денежных средств. Таким образом, правомерно начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Сумма процентов, подлежащих уплате таможенным органом за уклонение от возврата авансовых платежей за период с 03.03.2011 по 31.03.2014 составляет 507 831 рублей 36 копеек.
Суд апелляционной инстанции повторно проверил представленный обществом в материалы дела расчет и пришел к выводу о том, что расчет процентов произведен арифметически и методологически верно.
Суд апелляционной инстанции повторно проверил представленный обществом в материалы дела расчет и пришел к выводу о том, что расчет процентов произведен арифметически и методологически верно (л.д. 49), совпадает с произведенным таможней расчетом (л.д. 45).
Довод таможенного органа об отсутствии оснований для взыскания процентов ввиду своевременного исполнения им вступившего в законную силу решения суда, подтвердившего незаконность действий таможни по корректировке таможенной стоимости, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не соответствующий норме права и обстоятельствам рассматриваемого дела, подтверждающим право декларанта на компенсацию потерь в результате излишней уплаты таможенных платежей в отсутствие обязанности по их уплате и последующего их незаконного удержания и бездействия таможенного органа по непринятию решения о возврате. Таможенное законодательство не предусматривает обязанность плательщика обращаться с повторным (после получения судебного акта) заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, оснований для которой апелляционный суд не усматривает.
Выводы суда о взыскании с таможни расходов общества по уплате госпошлины также основаны на положениях действующего законодательства. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не может влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов за счет ответчика, к числу которых в силу положений главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены расходы по уплате государственной пошлины.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантирует возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2015 по делу N А32-44377/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)