Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Осиповой С.П., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий": Балуева Л.К. - представитель по доверенности от 27.04.2009 г.
от заинтересованного лица Федеральная таможенная служба Уральское таможенное управление Нижнетагильская Таможня: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильской Таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2009 года
по делу N А60-35228/2009,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению ОАО "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий"
к Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильской Таможни
о признании недействительным решения,
установил:
ОАО "Ванадий" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Нижнетагильской Таможни, выраженное в форме письма N 11-18/4061 от 16.06.2009 г. об отказе в удовлетворении заявления от 09.06.2009 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Федеральная таможенная служба Уральского таможенного управления Нижнетагильской Таможни (заинтересованное лицо), не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что из системного толкования норм таможенного законодательства, следует, что применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление товара. Ссылается на п. 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", который не изменяет содержание установленной законом обязанности по уплате таможенного сбора за таможенное оформление при периодичном временном декларировании, а лишь конкретизирует ее в связи с разными подходами в толковании этой обязанности. Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ также не содержит новых норм, изменяющих существующий порядок взимания таможенных сборов за таможенное оформление. Указывает на то, что три полных периодических таможенных декларации были поданы обществом в период действия Постановления N 220 от 10.03.2009 г., по которым обществом было уплачено 120 000 руб. таможенных сборов за таможенное оформление.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. На основании ст. 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
ОАО "Ванадий" (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Указывает, что п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220, не может быть применен, так как соответствующие изменения, касающиеся уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товара при подаче временной и полной таможенных деклараций, внесены в ТК РФ Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ и вступают в силу с 1.10.2009 г., то есть в момент возникновения спорных правоотношений указанные изменения не действовали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ванадий" использует упрощенный порядок декларирования вывозимого товара при его таможенном оформлении в соответствии со ст. 137, 138 Таможенного кодекса РФ.
В период с октября 2008 г. по апрель 2009 г. при подаче временных периодических деклараций (далее ВПД) в Нижнетагильскую таможню N 10509020/281108/0007747, N 10509020/301008/0007548, N 10509020/021008/0007100, N 10509020/020209/0000318, N 10509020/020209/0000317, N 10509020/100409/0000945, в которых были заявлены сведения о товаре - руды железные, агломерированные - окатыши неофлюсованные, общество уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям. Сумма таможенных сборов, уплаченных ОАО "Ванадий" в период с октября 2008 г. по апрель 2009 г. при подаче ВПД составила 300 000 рублей.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации их декларирование производилось обществом на основании полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций: N 10509020/120209/0000372; N 10509020/120209/0000374, N 10509020/100309/0000688, N 10509020/130509/0001325, N 10509020/130509/0001326, N 10509020/180509/0001381, которые были поданы в Нижнетагильскую таможню. За таможенное оформление товара по этим декларациям обществом снова уплачивались таможенные сборы за таможенное оформление товара по установленным ставкам. Общая сумма таможенных сборов, повторно уплаченных обществом при подаче ППД составила 270 000 рублей.
Факт оплаты со стороны ОАО "Ванадий" вышеуказанных таможенных сборов подтверждается платежными поручениями N 228 от 18.07.2008 г., N 72 от 13.08.2008 г., N 66 от 29.01.2009 г., N 747 от 18.03.2009 г., N 318 от 09.02.2009 г., N 873 от 19.02.2009 г., N 988 от 16.04.2009 г.
09.06.2009 г. общество обратилось в Нижнетагильскую таможню с заявлением за N 4080/1-140 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление российских товаров, декларирование которых произведено по таможенным декларациям (л.д. 40).
Полагая, что при подаче полной и надлежащим образом оформленной таможенной декларации таможенные сборы повторно не должны уплачиваться, общество просило произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 270 000 руб. К заявлению общества были приложены подтверждающие документы: копии временных деклараций, копии полных деклараций, копии платежных поручений.
Письмом от 16.06.2009 г. N 11-18/4061 Нижнетагильская таможня отказала в возврате указанной суммы таможенных сборов, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (л.д. 41).
Считая решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных сумм незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что с подачей временной таможенной декларации процедура периодического временного декларирования не завершается, а потому, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования, что предполагает уплату таможенных сборов единожды, а не дважды, в связи с этим при подаче полных таможенных деклараций сумма таможенных сборов в размере 270000 рублей является излишне взысканной, а поэтому подлежит возврату.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая вывод суда о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, ссылается на системное толкование норм таможенного законодательства, в соответствии с которыми применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации также с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление товара.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего.
В соответствии с положениями ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно ст. 165 ТК РФ экспорт товаров представляет собой таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории РФ установлены статьей 137 ТК РФ, в п. 1 которой указано, что по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
К упрощенному порядку декларирования российских товаров относится периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В силу п. ст. 138 ТК РФ данный порядок применяется при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.
Согласно п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (п. 4 ст. 138 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 07.11.08 N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 4574/08, в соответствии с которым уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в соответствии с которой уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара, в рамках периодического временного декларирования данных товаров, и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, является обоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о применении к данным отношениям положений п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", был предметом исследования судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. Суд первой инстанции правильно указал в решении, что соответствующие изменения, касающиеся уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товара при подаче временной и полной таможенных деклараций, внесены в Таможенный кодекс РФ Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ и вступают в силу с 1.10.2009 г., то есть в момент возникновения спорных правоотношений указанные изменения не действовали (п. 1 ст. 4 ТК РФ).
Кроме того, суд правильно указал, что принятым на основании ч. 1 ст. 357.10 ТК РФ Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 в силу ч. 3 ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 6 и ч. 2 ст. 257.7 ТК РФ должны устанавливаться только ставки таможенных сборов за таможенное оформление, поскольку порядок уплаты таких сборов регулируется непосредственно Таможенным кодексом (ч. 2 ст. 357.7 ТК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал сумму таможенных сборов в размере 270 000 рублей при подаче полных таможенных деклараций излишне взысканной, а следовательно, подлежащей возврату.
С учетом изложенного решение суда от 14 октября 2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильская Таможня - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2009 года по делу N А60-35228/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильская Таможня - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2009 N 17АП-11760/2009-АК ПО ДЕЛУ N А60-35228/2009
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2009 г. N 17АП-11760/2009-АК
Дело N А60-35228/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Осиповой С.П., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий": Балуева Л.К. - представитель по доверенности от 27.04.2009 г.
от заинтересованного лица Федеральная таможенная служба Уральское таможенное управление Нижнетагильская Таможня: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильской Таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2009 года
по делу N А60-35228/2009,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению ОАО "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий"
к Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильской Таможни
о признании недействительным решения,
установил:
ОАО "Ванадий" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Нижнетагильской Таможни, выраженное в форме письма N 11-18/4061 от 16.06.2009 г. об отказе в удовлетворении заявления от 09.06.2009 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Федеральная таможенная служба Уральского таможенного управления Нижнетагильской Таможни (заинтересованное лицо), не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что из системного толкования норм таможенного законодательства, следует, что применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление товара. Ссылается на п. 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", который не изменяет содержание установленной законом обязанности по уплате таможенного сбора за таможенное оформление при периодичном временном декларировании, а лишь конкретизирует ее в связи с разными подходами в толковании этой обязанности. Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ также не содержит новых норм, изменяющих существующий порядок взимания таможенных сборов за таможенное оформление. Указывает на то, что три полных периодических таможенных декларации были поданы обществом в период действия Постановления N 220 от 10.03.2009 г., по которым обществом было уплачено 120 000 руб. таможенных сборов за таможенное оформление.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. На основании ст. 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
ОАО "Ванадий" (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Указывает, что п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220, не может быть применен, так как соответствующие изменения, касающиеся уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товара при подаче временной и полной таможенных деклараций, внесены в ТК РФ Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ и вступают в силу с 1.10.2009 г., то есть в момент возникновения спорных правоотношений указанные изменения не действовали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ванадий" использует упрощенный порядок декларирования вывозимого товара при его таможенном оформлении в соответствии со ст. 137, 138 Таможенного кодекса РФ.
В период с октября 2008 г. по апрель 2009 г. при подаче временных периодических деклараций (далее ВПД) в Нижнетагильскую таможню N 10509020/281108/0007747, N 10509020/301008/0007548, N 10509020/021008/0007100, N 10509020/020209/0000318, N 10509020/020209/0000317, N 10509020/100409/0000945, в которых были заявлены сведения о товаре - руды железные, агломерированные - окатыши неофлюсованные, общество уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям. Сумма таможенных сборов, уплаченных ОАО "Ванадий" в период с октября 2008 г. по апрель 2009 г. при подаче ВПД составила 300 000 рублей.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации их декларирование производилось обществом на основании полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций: N 10509020/120209/0000372; N 10509020/120209/0000374, N 10509020/100309/0000688, N 10509020/130509/0001325, N 10509020/130509/0001326, N 10509020/180509/0001381, которые были поданы в Нижнетагильскую таможню. За таможенное оформление товара по этим декларациям обществом снова уплачивались таможенные сборы за таможенное оформление товара по установленным ставкам. Общая сумма таможенных сборов, повторно уплаченных обществом при подаче ППД составила 270 000 рублей.
Факт оплаты со стороны ОАО "Ванадий" вышеуказанных таможенных сборов подтверждается платежными поручениями N 228 от 18.07.2008 г., N 72 от 13.08.2008 г., N 66 от 29.01.2009 г., N 747 от 18.03.2009 г., N 318 от 09.02.2009 г., N 873 от 19.02.2009 г., N 988 от 16.04.2009 г.
09.06.2009 г. общество обратилось в Нижнетагильскую таможню с заявлением за N 4080/1-140 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление российских товаров, декларирование которых произведено по таможенным декларациям (л.д. 40).
Полагая, что при подаче полной и надлежащим образом оформленной таможенной декларации таможенные сборы повторно не должны уплачиваться, общество просило произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 270 000 руб. К заявлению общества были приложены подтверждающие документы: копии временных деклараций, копии полных деклараций, копии платежных поручений.
Письмом от 16.06.2009 г. N 11-18/4061 Нижнетагильская таможня отказала в возврате указанной суммы таможенных сборов, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (л.д. 41).
Считая решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных сумм незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что с подачей временной таможенной декларации процедура периодического временного декларирования не завершается, а потому, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования, что предполагает уплату таможенных сборов единожды, а не дважды, в связи с этим при подаче полных таможенных деклараций сумма таможенных сборов в размере 270000 рублей является излишне взысканной, а поэтому подлежит возврату.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая вывод суда о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, ссылается на системное толкование норм таможенного законодательства, в соответствии с которыми применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации также с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление товара.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего.
В соответствии с положениями ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно ст. 165 ТК РФ экспорт товаров представляет собой таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории РФ установлены статьей 137 ТК РФ, в п. 1 которой указано, что по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
К упрощенному порядку декларирования российских товаров относится периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В силу п. ст. 138 ТК РФ данный порядок применяется при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.
Согласно п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (п. 4 ст. 138 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 07.11.08 N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 4574/08, в соответствии с которым уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в соответствии с которой уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара, в рамках периодического временного декларирования данных товаров, и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, является обоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о применении к данным отношениям положений п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", был предметом исследования судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. Суд первой инстанции правильно указал в решении, что соответствующие изменения, касающиеся уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товара при подаче временной и полной таможенных деклараций, внесены в Таможенный кодекс РФ Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ и вступают в силу с 1.10.2009 г., то есть в момент возникновения спорных правоотношений указанные изменения не действовали (п. 1 ст. 4 ТК РФ).
Кроме того, суд правильно указал, что принятым на основании ч. 1 ст. 357.10 ТК РФ Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 в силу ч. 3 ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 6 и ч. 2 ст. 257.7 ТК РФ должны устанавливаться только ставки таможенных сборов за таможенное оформление, поскольку порядок уплаты таких сборов регулируется непосредственно Таможенным кодексом (ч. 2 ст. 357.7 ТК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал сумму таможенных сборов в размере 270 000 рублей при подаче полных таможенных деклараций излишне взысканной, а следовательно, подлежащей возврату.
С учетом изложенного решение суда от 14 октября 2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильская Таможня - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2009 года по делу N А60-35228/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы Уральского таможенного управления Нижнетагильская Таможня - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)