Судебные решения, арбитраж
Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 21.10.2014 г. Куликова Е.П.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2014 г. по делу N А32-28866/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарскому краю с заявлением о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 г.
N 15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240513/0011422, и обязании Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения; обязании Новороссийскую таможню возвратить ООО "СмартГрейн" 3 801 967 рублей 48 копеек излишне уплаченных таможенных платежей и 44 009 рублей 84 копейки судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены, с таможенного органа в пользу заявителя взысканы судебные расходы, понесенные обществом на оплату государственной пошлины в сумме 44 009, 84 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что сведения о ввезенном товаре, имеющиеся в технической документации, а также сертификате соответствия, подтвержденные заключением эксперта, являются достаточным доказательством неправомерности отнесения спорного товара к товарной подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что из документации на товар следует, что он предназначен для хранения предварительно обработанного зерна. В свою очередь в товарную субпозицию 8437 ТН ВЭД ТС включен широкий спектр оборудования по обработке зерновых культур, но не включается оборудование для хранения зерна. Также ссылается на предварительное решение ФТС России о классификации товара.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СмартГрейн" на территорию Российской Федерации ввезло товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном 5 комплектов, модели 22, 92/12, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту от 11.12.2012 г. N 19, заключенному с "Silos Cordoba, Ltd.", (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
Декларант для целей таможенного оформления указанного товара 24.05.2013 г. подал декларацию на товары (ДТ), зарегистрированную за N 10317110/240513/0011422.
При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317110/240513/0011422, в том числе для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС декларант представил таможенному органу следующие документы: ДТС-1, паспорт сделки от 19.12.2012 г.
N 12120004/2562/0032/2/1, контракт от 11.12.2012 г. N 19, приложение от 11.12.2012 г. N 1, дополнительное соглашение от 13.02.2013 г. N 1, дополнительное соглашение от 05.03.2013 г. N 2, поручение на перевод от 19.12.2012 г. N 37, поручение на перевод от 25.04.2013 г. N 18, поручение на перевод от 30.04.2013 г. N 19, инвойс от 23.04.2013 г. N 190, перевод инвойса от 23.04.2013 г. N 190, упаковочные листы с переводом б/н от 21.03.2013 г., сертификат соответствия C-ES.AГ23.B.03708 от 28.06.2012 г., сертификат происхождения с переводом от 08.05.2013 г. 6770707, санитарно-гигиенический сертификат с переводом от 02.05.2013 г. N 2002, экспортную декларацию с переводом 13ES0011311 0915566 от 03.05.2013 г., декларацию соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом BG0L1127 от 08.05.2013 г., коносамент 559525811 от 09.05.2013 г., ДУ 10317110/230513/10041210 от 23.05.2013 г., каталог продукции, КТС-1 N 10317110/240513/0011422 от 24.05.2013 г., заявление о зачете авансовых платежей.
На основании перечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ N 10317110/240513/0011422 приведено описание товара: - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном, модель 22,92/12, вместимость 6554 м?, диаметр 22,92 м, полная высота силоса 20,27 м, высота цилиндрической части - 13, 73 м, материал - оцинкованная сталь 600 гр/м?, снеговая нагрузка 200 кг/м?, ветровая нагрузка 160 км/ч, сейсмическая нагрузка 8 баллов - 5 комплектов, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола - 1 шт., вертикальная опора (четырехкорпусная) - 2 шт., наклонная опора (трехкорпусная) - 2 шт., усиленный транспортный мост - 1 шт., уширение транспортного моста - 1 шт., вертикальная лестница - 1 шт., опора для термоподвески - 1 шт., система термометрии - 1 шт., вентиляционные каналы - 62 м?, центробежный вентилятор (CMR-2271) - 2 шт., обеговый шнек S-210-2 шт. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 5 комплектов занимают 276 мест, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA.
28 мая 2013 года таможенный орган осуществил выпуск товара. Общество было вынуждено для выпуска товара указать в графе 33 ДТ классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС ("резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
По мнению заявителя, указанный код не соответствует описанию ввезенного товара. Исходя из индивидуальных характеристик товара, ему соответствует код ТН ВЭД 8437 80 000 0. Таможенный орган неправомерно руководствуется решением Федеральной таможенной службы Российской Федерации по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на ее официальном сайте в разделе "Предварительные решения о классификации товара" N 9.
Заявитель считает, что в графе 31 ДТ указал правильное описание товара и уплатил излишне таможенные платежи в размере 3 801 967 рублей 48 копеек, поэтому обратился в таможенный орган по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ, и с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ, с приложением документов.
Таможня возвратила обществу заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт их излишней уплаты или излишнего взыскания (19.06.2014 г. N 15-22/19978), а также отказала в принятии решения об изменении кода товара, ссылаясь на информацию, размещенную на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Считая незаконным данные отказы таможенного органа, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и названным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 г. новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 г. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту Пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах.".
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.
Так, согласно заключению эксперта N 3004-009 от 30.04.2014 г. Абинской торгово-промышленной палаты, ввезенные по ДТ силосы с плоским дном модели 22.92/12 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции) включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных каналов, покрытых гальванизированными решетками с отверстиями, а также обеговые зачистные шнеки с электроприводом. Силос плоскодонный металлический для хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 22.92/12 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.). Кроме того он может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с приводом от электродвигателя, с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые выгрузные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Производительность шнеков выбирается в зависимости от объема силоса и вида хранимого продукта. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов с приводом от электродвигателя и систему вентиляционных каналов, покрытую гальванизированными решетками с отверстиями. Данная система предназначена для проветривания, охлаждения и досушивания зерна, складируемого в плоскодонном силосе. В результате проведенного экспертного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно силос металлический с плоским дном для перевалки и хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 22.92/12 не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 от 19.10.2012 г. к контракту N 1 от 19.10.2012 г. указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из четырех силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 к контракту и в ДТ, данный товар оснащен системами выгрузки, вентиляции, термометрии.
Как верно установил суд первой инстанции, правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: Инструкцией по монтажу силоса с плоским дном Модель силоса: 22.92/12, Руководством по эксплуатации плоскодонных силосов 22.92/12 производства компании SILOS CORDOBA. В соответствии с Инструкцией по монтажу силоса с плоским дном Модель силоса: 22.92/12 товар является зернокомплексом, состоящим из четырех силосов модели 22.92/12 с аксессуарами.
Согласно паспорту изделия руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22.92/12 производства компании SILOS CORDOBA товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; обеговый зачистной шнек с характеристиками, соответствующими объему силоса и хранимому продукту; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы, крышные и наземные); эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, внутренние и наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха; датчики верхнего и нижнего уровней. Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые приемные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов и гальванизированных решеток с отверстиями. Площадь перфорированной поверхности может достигать 30%. Согласно Инструкции по эксплуатации Руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени, зерно портится. Во время хранения зерна, особенно в его начальной фазе, необходимо контролировать температуру зерна, например, с помощью системы измерения температуры, расположенной внутри силоса, которая является дополнительным оснащением силоса. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в плоскодонном силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна, а при попадании воды под пол силоса - для ее быстрого устранения. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. Обеговый транспортер (шнек) собирает зерно с пола и всыпает его в центральное выгрузочное отверстие, откуда подпольным транспортером перемещается наружу. Перед первым запуском транспортера проверить (производит квалифицированный работник) сопротивление и защиту от поражения электротоком.
Таким образом, суда первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, механическая выгрузка, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом апелляционной инстанции установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия N C-ES.АГ23.В.03708 от 28.06.2012 г., согласно которому товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее. Товарная позиция 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое оборудование.
Судом признается обоснованным довод общества о том, что оно было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено названным Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
Как было указано выше, Новороссийская таможня отказала обществу в принятии решения об изменении кода товара, ввезенного по спорной ДТ на код 8437 80 000 0, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Согласно части первой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
Таким образом, таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 2 934 106, 56 рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом с учетом требований статьей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверено соблюдение обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора в виде обращения в таможню.
14.06.2014 исх. общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/240513/0011422, с приложением документов.
19.06.2014 г. исх. N 15-22/19978 Новороссийская таможня отказала ООО "СмартГрейн" в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 12 статьи 148 ФЗ от 27.11.2010 г.
N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 г. N 15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240513/0011422 и в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар, задекларированный в ДТ N 10317110/240513/0011422.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Таким образом, требования ООО "СмартГрейн", заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 г. N 3323/07, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2013 г. по делу N А32-6673/2012, от 25.12.2014 г. по делу N А32-7707/2014, от 21.11.2014 г. по делу N А32-7709/2014, от 30.06.2014 г. по делу N А32-33743/2013 по аналогичному товару между теми же лицами.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной платежными поручениями от 07.08.2014 г. N 31199 в бюджет государственной пошлине в сумме 44009 рублей 84 копеек.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2014 г. по делу N А32-28866/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 15АП-23563/2014 ПО ДЕЛУ N А32-28866/2014
Разделы:Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. N 15АП-23563/2014
Дело N А32-28866/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 21.10.2014 г. Куликова Е.П.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2014 г. по делу N А32-28866/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарскому краю с заявлением о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 г.
N 15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240513/0011422, и обязании Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения; обязании Новороссийскую таможню возвратить ООО "СмартГрейн" 3 801 967 рублей 48 копеек излишне уплаченных таможенных платежей и 44 009 рублей 84 копейки судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены, с таможенного органа в пользу заявителя взысканы судебные расходы, понесенные обществом на оплату государственной пошлины в сумме 44 009, 84 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что сведения о ввезенном товаре, имеющиеся в технической документации, а также сертификате соответствия, подтвержденные заключением эксперта, являются достаточным доказательством неправомерности отнесения спорного товара к товарной подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что из документации на товар следует, что он предназначен для хранения предварительно обработанного зерна. В свою очередь в товарную субпозицию 8437 ТН ВЭД ТС включен широкий спектр оборудования по обработке зерновых культур, но не включается оборудование для хранения зерна. Также ссылается на предварительное решение ФТС России о классификации товара.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СмартГрейн" на территорию Российской Федерации ввезло товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном 5 комплектов, модели 22, 92/12, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту от 11.12.2012 г. N 19, заключенному с "Silos Cordoba, Ltd.", (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
Декларант для целей таможенного оформления указанного товара 24.05.2013 г. подал декларацию на товары (ДТ), зарегистрированную за N 10317110/240513/0011422.
При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317110/240513/0011422, в том числе для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС декларант представил таможенному органу следующие документы: ДТС-1, паспорт сделки от 19.12.2012 г.
N 12120004/2562/0032/2/1, контракт от 11.12.2012 г. N 19, приложение от 11.12.2012 г. N 1, дополнительное соглашение от 13.02.2013 г. N 1, дополнительное соглашение от 05.03.2013 г. N 2, поручение на перевод от 19.12.2012 г. N 37, поручение на перевод от 25.04.2013 г. N 18, поручение на перевод от 30.04.2013 г. N 19, инвойс от 23.04.2013 г. N 190, перевод инвойса от 23.04.2013 г. N 190, упаковочные листы с переводом б/н от 21.03.2013 г., сертификат соответствия C-ES.AГ23.B.03708 от 28.06.2012 г., сертификат происхождения с переводом от 08.05.2013 г. 6770707, санитарно-гигиенический сертификат с переводом от 02.05.2013 г. N 2002, экспортную декларацию с переводом 13ES0011311 0915566 от 03.05.2013 г., декларацию соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом BG0L1127 от 08.05.2013 г., коносамент 559525811 от 09.05.2013 г., ДУ 10317110/230513/10041210 от 23.05.2013 г., каталог продукции, КТС-1 N 10317110/240513/0011422 от 24.05.2013 г., заявление о зачете авансовых платежей.
На основании перечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ N 10317110/240513/0011422 приведено описание товара: - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном, модель 22,92/12, вместимость 6554 м?, диаметр 22,92 м, полная высота силоса 20,27 м, высота цилиндрической части - 13, 73 м, материал - оцинкованная сталь 600 гр/м?, снеговая нагрузка 200 кг/м?, ветровая нагрузка 160 км/ч, сейсмическая нагрузка 8 баллов - 5 комплектов, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола - 1 шт., вертикальная опора (четырехкорпусная) - 2 шт., наклонная опора (трехкорпусная) - 2 шт., усиленный транспортный мост - 1 шт., уширение транспортного моста - 1 шт., вертикальная лестница - 1 шт., опора для термоподвески - 1 шт., система термометрии - 1 шт., вентиляционные каналы - 62 м?, центробежный вентилятор (CMR-2271) - 2 шт., обеговый шнек S-210-2 шт. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 5 комплектов занимают 276 мест, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA.
28 мая 2013 года таможенный орган осуществил выпуск товара. Общество было вынуждено для выпуска товара указать в графе 33 ДТ классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС ("резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
По мнению заявителя, указанный код не соответствует описанию ввезенного товара. Исходя из индивидуальных характеристик товара, ему соответствует код ТН ВЭД 8437 80 000 0. Таможенный орган неправомерно руководствуется решением Федеральной таможенной службы Российской Федерации по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на ее официальном сайте в разделе "Предварительные решения о классификации товара" N 9.
Заявитель считает, что в графе 31 ДТ указал правильное описание товара и уплатил излишне таможенные платежи в размере 3 801 967 рублей 48 копеек, поэтому обратился в таможенный орган по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ, и с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ, с приложением документов.
Таможня возвратила обществу заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт их излишней уплаты или излишнего взыскания (19.06.2014 г. N 15-22/19978), а также отказала в принятии решения об изменении кода товара, ссылаясь на информацию, размещенную на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Считая незаконным данные отказы таможенного органа, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и названным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 г. новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 г. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту Пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах.".
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.
Так, согласно заключению эксперта N 3004-009 от 30.04.2014 г. Абинской торгово-промышленной палаты, ввезенные по ДТ силосы с плоским дном модели 22.92/12 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции) включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных каналов, покрытых гальванизированными решетками с отверстиями, а также обеговые зачистные шнеки с электроприводом. Силос плоскодонный металлический для хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 22.92/12 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.). Кроме того он может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с приводом от электродвигателя, с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые выгрузные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Производительность шнеков выбирается в зависимости от объема силоса и вида хранимого продукта. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов с приводом от электродвигателя и систему вентиляционных каналов, покрытую гальванизированными решетками с отверстиями. Данная система предназначена для проветривания, охлаждения и досушивания зерна, складируемого в плоскодонном силосе. В результате проведенного экспертного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно силос металлический с плоским дном для перевалки и хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 22.92/12 не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 от 19.10.2012 г. к контракту N 1 от 19.10.2012 г. указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из четырех силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 к контракту и в ДТ, данный товар оснащен системами выгрузки, вентиляции, термометрии.
Как верно установил суд первой инстанции, правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: Инструкцией по монтажу силоса с плоским дном Модель силоса: 22.92/12, Руководством по эксплуатации плоскодонных силосов 22.92/12 производства компании SILOS CORDOBA. В соответствии с Инструкцией по монтажу силоса с плоским дном Модель силоса: 22.92/12 товар является зернокомплексом, состоящим из четырех силосов модели 22.92/12 с аксессуарами.
Согласно паспорту изделия руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22.92/12 производства компании SILOS CORDOBA товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; обеговый зачистной шнек с характеристиками, соответствующими объему силоса и хранимому продукту; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы, крышные и наземные); эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, внутренние и наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха; датчики верхнего и нижнего уровней. Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые приемные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов и гальванизированных решеток с отверстиями. Площадь перфорированной поверхности может достигать 30%. Согласно Инструкции по эксплуатации Руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени, зерно портится. Во время хранения зерна, особенно в его начальной фазе, необходимо контролировать температуру зерна, например, с помощью системы измерения температуры, расположенной внутри силоса, которая является дополнительным оснащением силоса. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в плоскодонном силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна, а при попадании воды под пол силоса - для ее быстрого устранения. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. Обеговый транспортер (шнек) собирает зерно с пола и всыпает его в центральное выгрузочное отверстие, откуда подпольным транспортером перемещается наружу. Перед первым запуском транспортера проверить (производит квалифицированный работник) сопротивление и защиту от поражения электротоком.
Таким образом, суда первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, механическая выгрузка, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом апелляционной инстанции установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия N C-ES.АГ23.В.03708 от 28.06.2012 г., согласно которому товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее. Товарная позиция 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое оборудование.
Судом признается обоснованным довод общества о том, что оно было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено названным Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
Как было указано выше, Новороссийская таможня отказала обществу в принятии решения об изменении кода товара, ввезенного по спорной ДТ на код 8437 80 000 0, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Согласно части первой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
Таким образом, таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 2 934 106, 56 рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом с учетом требований статьей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверено соблюдение обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора в виде обращения в таможню.
14.06.2014 исх. общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/240513/0011422, с приложением документов.
19.06.2014 г. исх. N 15-22/19978 Новороссийская таможня отказала ООО "СмартГрейн" в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 12 статьи 148 ФЗ от 27.11.2010 г.
N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 г. N 15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240513/0011422 и в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар, задекларированный в ДТ N 10317110/240513/0011422.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Таким образом, требования ООО "СмартГрейн", заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 г. N 3323/07, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2013 г. по делу N А32-6673/2012, от 25.12.2014 г. по делу N А32-7707/2014, от 21.11.2014 г. по делу N А32-7709/2014, от 30.06.2014 г. по делу N А32-33743/2013 по аналогичному товару между теми же лицами.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной платежными поручениями от 07.08.2014 г. N 31199 в бюджет государственной пошлине в сумме 44009 рублей 84 копеек.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2014 г. по делу N А32-28866/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)