Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.04.2015 ПО ДЕЛУ N 44А-184/2015

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ за недекларирование физическими лицами наличных денежных средств.

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N 44а-184/2015


Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев жалобу защитника Трегубова Д.Л. в интересах Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 112 Пермского района Пермского края от 01.12.2014 года (дата изготовления постановления в полном объеме - 05.12.2014 года), решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 27.01.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Р.,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 112 Пермского района Пермского края от 01.12.2014 года (дата изготовления постановления в полном объеме - 05.12.2014 года) Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде конфискации в собственность государства предмета административного правонарушения состоящего из <...> долларов США, находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств Пермской таможни (л.д. 164-176).
Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 27.01.2015 года указанное постановление изменено: Р. назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> руб.; конфискованная сумма в размере <...> долларов США возвращена Р. (л.д. 235-237).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 20.02.2015 года, заявитель ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении было истребовано 25.02.2015 года и поступило в Пермский краевой суд 10.03.2015 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.
В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), ст. 8 Соглашения от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", решением Межгосударственного Совета ЕврАзЕс от 5 июля 2010 года N 51 "О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме, путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
В соответствии со ст. 16.4 КоАП РФ недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Согласно примечаниям к ст. 16.4 КоАП РФ, для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию и ввоз (вывоз) из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со ст. 3, 4 решения Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза", при единовременном ввозе/вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых/вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Согласно части 1 статьи 5 указанного решения, в случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу (в данном случае по курсу ЦБ РФ).
Порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза установлен ст. 150 ТК ТС, согласно которой все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 35 ст. 4 ТК ТС товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежит, в том числе, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно ст. 151 ТК ТС местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с положениями статьи 357 ТК ТС в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора, предусматривающая самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций.
В соответствии с Приказом ФТС России от 26.03.2013 N 579 "Об определении перечня мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядка его формирования" пункт пропуска <...> (<...>), наименование таможни - <...>, включен в перечень мест прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора.
Как следует из материалов дела, 30.05.2014 года в 23:11 в зале прилета международного сектора аэропорта <...> в ходе оформления международного рейса <...> авиакомпании <...> <...> - <...>, при таможенном контроле пассажиров в результате применения СУР у гражданки Республики <...> Р. в сопровождаемом багаже были обнаружены денежные средства в количестве <...> долларов США, что по курсу валют, устанавливаемых Банком России на 30.05.2014 (34 рубля 64,81 копейка за 1 доллар США), составляет <...> руб. Р. следовала по "зеленому" коридору, устно валюту заявила, однако таможенную декларацию сотруднику таможни не предъявила. Действия Р. квалифицированы по ст. 16.4 КоАП РФ.
Факт совершения Р. административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27.08.2014 года (л.д. 1-7 т. 1), протоколом изъятия вещей и документов от 22.08.2014 года (л.д. 10-21 т. 1), копией паспорта и посадочного талона (л.д. 18-20 т. 2); телетайпограммой (л.д. 39 т. 1), объяснениями Р., оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, мировой судья правомерно признал Р. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Р. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы жалобы о том, что в действиях Р. отсутствует состав административного правонарушения, она предприняла возможные меры для того, чтобы не нарушить нормы таможенного законодательства; нарушена процедура привлечения лица к административной ответственности, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судебными инстанциями обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки и исследования мировым судьей и судьей районного суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях. Несогласие заявителя жалобы с данной оценкой не может повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы заявителя о том, что дело и жалоба на постановление мирового судьи рассмотрены формально, не могут быть признаны состоятельными. Из представленных материалов видно, что к выводу о виновности Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, судебные инстанции пришли с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства.
При рассмотрении жалобы защитника Ярмухаметовой А.Р. в защиту интересов Р. судьей районного суда все доводы жалобы, в том числе указанные в настоящей жалобе, были проверены, и в решении по жалобе им дана надлежащая правовая оценка. Все материалы дела исследованы в полном объеме. При этом, каких-либо противоречий в представленных доказательствах и сомнений относительно виновности Р. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, судьей районного суда отмечено не было. Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы в совокупности, судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что постановление мирового судьи является законным и подлежит изменению только в части размера назначенного Р. наказания в виде конфискации в собственность государства предмета административного правонарушения, а именно, при наличии альтернативных видов наказания в санкции ст. 16.4 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность (переезд Р. в Российскую Федерацию вызван стечением тяжелых личных и семейных обстоятельств, на момент прилета в г. <...> Р. находилась в состоянии сильного душевного волнения, страдает рядом тяжелых заболеваний, нуждается в постоянной посторонней помощи, является пенсионером, иного источника дохода не имеет, ранее к административной ответственности не привлекалась), признанных судом исключительными, принимая во внимание положения п.п. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначил наказание в виде штрафа в размере половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст. 16.4 КоАП РФ, по действующему на день совершения и обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации (34 рубля 64,81 копейка) - <...> рубля; конфискованную сумму возвратил Р.
Предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущено не было. Оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, прекращения производства по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Р. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Доводы жалобы относительно вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, исходя из положений 31.8 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящей жалобы, так как для разрешения данного вопроса установлен иной порядок. Частью 1 ст. 31.8 КоАП РФ установлено, что вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Таким образом, заявитель вправе обратиться с указанным вопросом к мировому судье, вынесшему постановление по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка N 112 Пермского района Пермского края от 01.12.2014 года (дата изготовления постановления в полном объеме - 05.12.2014 года), решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 27.01.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Р. оставить без изменения, жалобу защитника Трегубова Д.Л. - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Пермского краевого суда
ГИЛЕВА М.Б.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)