Судебные решения, арбитраж
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" - Крыловой И.С. (представителя по доверенности от 30.12.13 N д-856/13), Халяпиной Ю.П. (представителя по доверенности от 30.12.13 N д-849/13);
- от Шереметьевской таможни - Бразаускене Н.С. (представителя по доверенности от 17.02.2014 N 04-48/05664), Куралесовой Т.М. (представителя по доверенности от 13.02.2014 N 04-48/04992), Романовского И.А. (представителя по доверенности от 01.04.2014 N 04-48/11741), Шантаева А.Б. (представителя по доверенности от 03.12.2013 N 04-47/43309),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 по делу N А41-52016/13, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня), содержащим следующие требования:
- - признать незаконным решение таможни от 02.09.2013 N 19-21/31614;
- - обязать таможню возвратить обществу 807 040 рублей 3 копейки излишне уплаченных таможенных пошлин, а также 1 849 рублей 47 копеек процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В сентябре 2010 года обществом на территорию Таможенного союза ввезен товар, представляющий собой авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним.
В целях совершения таможенных операций обществ подало на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) таможенные декларации (далее - ГТД) N 10005023/011010/0042542; 10005023/050910/0037859; 10005023/050910/0037852; 10005023/151010/0045003; 10005023/151010/0045034; 10005023/151010/0045006; 10005023/151010/0044999; 10005023/161010/0045127; 10005023/161010/0045128; 10005023/161010/0045129; 10005023/161010/0045130, в соответствии с которыми заявило к таможенному оформлению шины пневматические резиновые восстановленные для использования в гражданской авиации, и уплатило таможенные пошлины по ГТД в полном объеме.
Общество 26.08.2013 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 807 040 рублей 03 копеек, ссылаясь на наличие таможенных льгот при ввозе авиационных запасных частей и оборудования.
Таможня направила обществу письмо от 02.09.2013 N 19-21/31614, в котором сообщило о возврате документов, указав со ссылкой на пункт 4 статьи 147 Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Закон о таможенном регулировании) на то, что заявления общества возвращаются без рассмотрения в связи с отсутствием в комплектах документов, представленных обществом, документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин.
Не согласившись с таможней, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения таможни от 02.09.2013 N 19-21/31614 и об обязании ее возвратить обществу 807 040 рублей 3 копейки излишне уплаченных таможенных пошлин, а также 1 849 рублей 47 копеек процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" комиссия установила, что помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, государствами - участниками таможенного союза применяется следующая тарифная льгота: авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним; реализация (продажа) авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, ввезенных с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, допускается только лицам, одним из видов деятельности которых является эксплуатация и (или) ремонт и (или) техническое обслуживание гражданских пассажирских самолетов, либо деятельность, связанная с обеспечением указанных лиц такими авиационными двигателями, запасными частями и оборудованием. Подпункт 7.1.15 введен решением Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328.
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - Порядок) утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728.
Тем самым, по состоянию на октябрь (ввоз товаров по ГТД) Порядок еще не был принят, в связи с этим общество было лишено возможности при ввозе авиационных двигателей, запчастей и оборудования, необходимого для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним использовать предоставленные льготы.
В силу пункта 12 Порядка авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимое для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров являются излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов подлежат возврату плательщику в соответствии с положениями главы 13 ТК ТС и главы 17 Закона о таможенном регулировании.
Таким образом, для признания сумм таможенных пошлин, налогов излишне уплаченными необходимо, чтобы: 1) они не подлежали уплате в соответствии с Таможенного кодекса и (или) законодательством государств - членов таможенного союза; 2) уплаченные суммы должны быть идентифицированы в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Как указано в пункте 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов.
Согласно пункту 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона о таможенном регулировании, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При этом конкретный перечень документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов действующим законодательством не установлен.
Для возврата излишне таможенных пошлин важен тот факт, что таможенные пошлины за товары уплачены в большей сумме, чем это установлено таможенным законодательством. Причина излишней уплаты не является необходимой для установления, так как правовое значение имеет определение фактической обязанности декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов на дату подачи ТД.
В данном случае общество к заявлению, поданному в таможню, приложило документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин по ГТД.
Более того, в данном таможня сама направила обществу уведомление о факте излишней уплаты.
Довод таможни о том, что в данном случае для подтверждения факта излишней уплаты необходим КДТ и в его отсутствие излишне уплаченные таможенные пошлины не подлежали уплате таможенные, не основан на законе.
Пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса позволяет вносить изменения и дополнения в таможенную декларацию после выпуска товаров в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - Инструкция).
В Инструкции установлено, что сведения, заявленные в ДТ, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе, при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в частности, в случае возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней (подпункт 6 пункта 2 Инструкции).
Вместе с тем в Инструкции, ТК ТС и Законе о таможенном регулировании отсутствуют указания, предусматривающие обязанность лица, подающего заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, осуществлять корректировку сведений в декларации на товары и такая корректировка не определена в качестве документа, обязательного и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов
Таким образом, отсутствие КДТ в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании не является основанием для возврата заявления без рассмотрения. В письме от 29.04.2011 N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей" ФТС России в целях единообразного применения положений ТК ТС и Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации сообщила о том, что Факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден, в том числе внесением изменений в декларацию на товары. В настоящее время спорные таможенные декларации откорректированы, что также подтверждает обоснованность решения суда в части обязания таможни возвратить уплаченные обществом по ГТД таможенные пошлины.
При этом апелляционный суд учитывает требования к единообразию к применению арбитражными судами норм права (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.10.2012 по делу N А40-27179/12, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.1013 по делу N А40-112461/12, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.2012 по делу N А55-32162/11).
Факт уплаты таможенных пошлин подтверждается материалами дела.
В данном случае общество заявило к таможенному оформлению в соответствии с пунктом 1 статьи 262 ТК ТС шины пневматические резиновые восстановленные для использования в гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 ТК ТС при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение) при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Пунктом 3 статьи 5 Соглашения перечисляются случаи предоставление тарифных льгот в отношении отдельных товаров.
Упомянутая льгота, предусмотренная подпунктом 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", расширяет указанный перечень.
С учетом этих положений отклоняется довод таможни о том, что при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не может быть применена спорная льгота по освобождению от уплаты таможенной пошлины, которая, по мнению таможни, распространяется на товар: в данном случае ввозился и заявлялся к выпуску для внутреннего потребления именно товар: пунктом 1 статьи 262 ТК ТС определяется лишь размер, подлежащей уплате таможенной пошлины - он привязывается к стоимости операций переработки товаров, что не исключает применение указанной льготы в связи с ввозом товаров, являющихся продуктами переработки, на таможенную территорию Российской Федерации в рамках таможенной процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Как правильно указывает общество, норма пункта 1 статьи 262 ТК ТС (при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров) основана на том, что поскольку ввозится не новый, а переработанный товар (улучшенный по свойствам и качеству) на него не может быть назначена стоимость нового товара, поэтому на таможенная пошлина на ввезенный товар определяется исходя из стоимости переработки товара. При этом таможенные пошлины в любом случае уплачиваются за товар, поскольку "действие на таможенную территорию таможенного союза ввезти невозможно...исходя из логики таможенного органа ОАО "Аэрофлот" ввезло на территорию таможенного союза не товар, а действие "переработку", что фактически противоречит сведениям, указанным в графе 31 ТД".
Довод таможни о том, что на шины, заявленные к выпуску для внутреннего потребления по ГТД, льготы не распространяются, поскольку данные шины первоначально ввозились в 2007 - 2008 г.г. без предоставления льгот, отклоняется ввиду того, что эти шины в последующем были временно вывезены под процедуру переработки и ввезены обратно на таможенную территорию Российской Федерации в период действия льгот, и общество в данный период оплатило таможенную пошлину не в связи с первоначальным ввозом шин, а в связи с их ввозом после переработки.
При этом в силу пункта 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момент регистрации таможенным органом таможенной декларации. Согласно подпункту 1 пункта 3 этой же статьи ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 4 таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Ссылка таможни на то, что к заявлению о возврате уплаченных пошлин по ГТД не была приложена доверенность подписавшего его лица от имени общества - Королева О.О., отклоняется с учетом объяснений общества, признанных апелляционным судом обоснованными.
Оспариваемое решение таможни подлежит проверке судом по правилам главы 24 АПК РФ на предмет соответствия закону исходя из его содержания. В данном случае в оспариваемом решении таможни названное обстоятельство не было указано, поэтому не учитывается апелляционным судом при проверке этого решения. При этом каких-либо сомнений при вынесении данного решения таможня насчет полномочий подписавшего заявление лица (в материалы дела представлена доверенность названного лица, приобщена судом в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ: представлена обществом по доводам апелляционной жалобы) не высказала (по объяснениям общества, Королев О.О. неоднократно представлял интересы общества в таможне ранее и был хорошо известен ее должностным лицам, что таможня не оспаривала).
Как установлено пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, общий срок рассмотрения заявления возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Заявление общества от 26.08.2013 N 906-1085 поступило в таможню 27.08.2013. Срок удовлетворения заявленных требований истек 27.09.2013. Так как таможня не возвратила обществу излишне уплаченные таможенные пошлины, на данную сумму подлежат начислению проценты в соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки возврата сумм таможенных пошлин за период с 28.09.2013 по 04.12.2013, что равно 12 576 рублей 37 копеек.
Расчет общества проверен апелляционным судом и признан правильным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 по делу N А41-52016/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2014 ПО ДЕЛУ N А41-52016/13
Разделы:Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу N А41-52016/13
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" - Крыловой И.С. (представителя по доверенности от 30.12.13 N д-856/13), Халяпиной Ю.П. (представителя по доверенности от 30.12.13 N д-849/13);
- от Шереметьевской таможни - Бразаускене Н.С. (представителя по доверенности от 17.02.2014 N 04-48/05664), Куралесовой Т.М. (представителя по доверенности от 13.02.2014 N 04-48/04992), Романовского И.А. (представителя по доверенности от 01.04.2014 N 04-48/11741), Шантаева А.Б. (представителя по доверенности от 03.12.2013 N 04-47/43309),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 по делу N А41-52016/13, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня), содержащим следующие требования:
- - признать незаконным решение таможни от 02.09.2013 N 19-21/31614;
- - обязать таможню возвратить обществу 807 040 рублей 3 копейки излишне уплаченных таможенных пошлин, а также 1 849 рублей 47 копеек процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В сентябре 2010 года обществом на территорию Таможенного союза ввезен товар, представляющий собой авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним.
В целях совершения таможенных операций обществ подало на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) таможенные декларации (далее - ГТД) N 10005023/011010/0042542; 10005023/050910/0037859; 10005023/050910/0037852; 10005023/151010/0045003; 10005023/151010/0045034; 10005023/151010/0045006; 10005023/151010/0044999; 10005023/161010/0045127; 10005023/161010/0045128; 10005023/161010/0045129; 10005023/161010/0045130, в соответствии с которыми заявило к таможенному оформлению шины пневматические резиновые восстановленные для использования в гражданской авиации, и уплатило таможенные пошлины по ГТД в полном объеме.
Общество 26.08.2013 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 807 040 рублей 03 копеек, ссылаясь на наличие таможенных льгот при ввозе авиационных запасных частей и оборудования.
Таможня направила обществу письмо от 02.09.2013 N 19-21/31614, в котором сообщило о возврате документов, указав со ссылкой на пункт 4 статьи 147 Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Закон о таможенном регулировании) на то, что заявления общества возвращаются без рассмотрения в связи с отсутствием в комплектах документов, представленных обществом, документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин.
Не согласившись с таможней, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения таможни от 02.09.2013 N 19-21/31614 и об обязании ее возвратить обществу 807 040 рублей 3 копейки излишне уплаченных таможенных пошлин, а также 1 849 рублей 47 копеек процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" комиссия установила, что помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, государствами - участниками таможенного союза применяется следующая тарифная льгота: авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним; реализация (продажа) авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, ввезенных с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, допускается только лицам, одним из видов деятельности которых является эксплуатация и (или) ремонт и (или) техническое обслуживание гражданских пассажирских самолетов, либо деятельность, связанная с обеспечением указанных лиц такими авиационными двигателями, запасными частями и оборудованием. Подпункт 7.1.15 введен решением Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328.
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - Порядок) утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728.
Тем самым, по состоянию на октябрь (ввоз товаров по ГТД) Порядок еще не был принят, в связи с этим общество было лишено возможности при ввозе авиационных двигателей, запчастей и оборудования, необходимого для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним использовать предоставленные льготы.
В силу пункта 12 Порядка авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимое для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров являются излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов подлежат возврату плательщику в соответствии с положениями главы 13 ТК ТС и главы 17 Закона о таможенном регулировании.
Таким образом, для признания сумм таможенных пошлин, налогов излишне уплаченными необходимо, чтобы: 1) они не подлежали уплате в соответствии с Таможенного кодекса и (или) законодательством государств - членов таможенного союза; 2) уплаченные суммы должны быть идентифицированы в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Как указано в пункте 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов.
Согласно пункту 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона о таможенном регулировании, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При этом конкретный перечень документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов действующим законодательством не установлен.
Для возврата излишне таможенных пошлин важен тот факт, что таможенные пошлины за товары уплачены в большей сумме, чем это установлено таможенным законодательством. Причина излишней уплаты не является необходимой для установления, так как правовое значение имеет определение фактической обязанности декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов на дату подачи ТД.
В данном случае общество к заявлению, поданному в таможню, приложило документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин по ГТД.
Более того, в данном таможня сама направила обществу уведомление о факте излишней уплаты.
Довод таможни о том, что в данном случае для подтверждения факта излишней уплаты необходим КДТ и в его отсутствие излишне уплаченные таможенные пошлины не подлежали уплате таможенные, не основан на законе.
Пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса позволяет вносить изменения и дополнения в таможенную декларацию после выпуска товаров в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - Инструкция).
В Инструкции установлено, что сведения, заявленные в ДТ, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе, при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в частности, в случае возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней (подпункт 6 пункта 2 Инструкции).
Вместе с тем в Инструкции, ТК ТС и Законе о таможенном регулировании отсутствуют указания, предусматривающие обязанность лица, подающего заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, осуществлять корректировку сведений в декларации на товары и такая корректировка не определена в качестве документа, обязательного и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов
Таким образом, отсутствие КДТ в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании не является основанием для возврата заявления без рассмотрения. В письме от 29.04.2011 N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей" ФТС России в целях единообразного применения положений ТК ТС и Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации сообщила о том, что Факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден, в том числе внесением изменений в декларацию на товары. В настоящее время спорные таможенные декларации откорректированы, что также подтверждает обоснованность решения суда в части обязания таможни возвратить уплаченные обществом по ГТД таможенные пошлины.
При этом апелляционный суд учитывает требования к единообразию к применению арбитражными судами норм права (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.10.2012 по делу N А40-27179/12, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.1013 по делу N А40-112461/12, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.2012 по делу N А55-32162/11).
Факт уплаты таможенных пошлин подтверждается материалами дела.
В данном случае общество заявило к таможенному оформлению в соответствии с пунктом 1 статьи 262 ТК ТС шины пневматические резиновые восстановленные для использования в гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 ТК ТС при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение) при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Пунктом 3 статьи 5 Соглашения перечисляются случаи предоставление тарифных льгот в отношении отдельных товаров.
Упомянутая льгота, предусмотренная подпунктом 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", расширяет указанный перечень.
С учетом этих положений отклоняется довод таможни о том, что при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не может быть применена спорная льгота по освобождению от уплаты таможенной пошлины, которая, по мнению таможни, распространяется на товар: в данном случае ввозился и заявлялся к выпуску для внутреннего потребления именно товар: пунктом 1 статьи 262 ТК ТС определяется лишь размер, подлежащей уплате таможенной пошлины - он привязывается к стоимости операций переработки товаров, что не исключает применение указанной льготы в связи с ввозом товаров, являющихся продуктами переработки, на таможенную территорию Российской Федерации в рамках таможенной процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Как правильно указывает общество, норма пункта 1 статьи 262 ТК ТС (при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров) основана на том, что поскольку ввозится не новый, а переработанный товар (улучшенный по свойствам и качеству) на него не может быть назначена стоимость нового товара, поэтому на таможенная пошлина на ввезенный товар определяется исходя из стоимости переработки товара. При этом таможенные пошлины в любом случае уплачиваются за товар, поскольку "действие на таможенную территорию таможенного союза ввезти невозможно...исходя из логики таможенного органа ОАО "Аэрофлот" ввезло на территорию таможенного союза не товар, а действие "переработку", что фактически противоречит сведениям, указанным в графе 31 ТД".
Довод таможни о том, что на шины, заявленные к выпуску для внутреннего потребления по ГТД, льготы не распространяются, поскольку данные шины первоначально ввозились в 2007 - 2008 г.г. без предоставления льгот, отклоняется ввиду того, что эти шины в последующем были временно вывезены под процедуру переработки и ввезены обратно на таможенную территорию Российской Федерации в период действия льгот, и общество в данный период оплатило таможенную пошлину не в связи с первоначальным ввозом шин, а в связи с их ввозом после переработки.
При этом в силу пункта 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момент регистрации таможенным органом таможенной декларации. Согласно подпункту 1 пункта 3 этой же статьи ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 4 таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Ссылка таможни на то, что к заявлению о возврате уплаченных пошлин по ГТД не была приложена доверенность подписавшего его лица от имени общества - Королева О.О., отклоняется с учетом объяснений общества, признанных апелляционным судом обоснованными.
Оспариваемое решение таможни подлежит проверке судом по правилам главы 24 АПК РФ на предмет соответствия закону исходя из его содержания. В данном случае в оспариваемом решении таможни названное обстоятельство не было указано, поэтому не учитывается апелляционным судом при проверке этого решения. При этом каких-либо сомнений при вынесении данного решения таможня насчет полномочий подписавшего заявление лица (в материалы дела представлена доверенность названного лица, приобщена судом в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ: представлена обществом по доводам апелляционной жалобы) не высказала (по объяснениям общества, Королев О.О. неоднократно представлял интересы общества в таможне ранее и был хорошо известен ее должностным лицам, что таможня не оспаривала).
Как установлено пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, общий срок рассмотрения заявления возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Заявление общества от 26.08.2013 N 906-1085 поступило в таможню 27.08.2013. Срок удовлетворения заявленных требований истек 27.09.2013. Так как таможня не возвратила обществу излишне уплаченные таможенные пошлины, на данную сумму подлежат начислению проценты в соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки возврата сумм таможенных пошлин за период с 28.09.2013 по 04.12.2013, что равно 12 576 рублей 37 копеек.
Расчет общества проверен апелляционным судом и признан правильным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 по делу N А41-52016/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)