Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2015 N 15АП-15209/2015 ПО ДЕЛУ N А53-16124/2015

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. N 15АП-15209/2015

Дело N А53-16124/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кейвановым А.И.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИГМА" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2015 по делу N А53-16124/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИГМА",
заинтересованное лицо: Ростовская таможня,
принятое в составе судьи Пименова С.В.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "СИГМА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни (далее - таможня) от 04.06.2015 N 10313000-350/2015 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом порядка привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Также общество ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании, состоявшемся 05.10.2015 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 07.10.2015 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.03.2015 ООО "СИГМА" в отдел таможенного оформления Азовского таможенного поста Ростовской таможни с целью совершения таможенной операции по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза из Китая в рамках заключенного договора поставки от 10.06.2013 N S-2-В между компанией "Zhejiang Wigo Pump Co., Ltd" (Китай) в электронном виде была подана декларация на товары.
Указанная декларация на товары была принята и зарегистрирована должностными лицами таможенного поста за номером N 10313010/160315/0001771.
Обществом в декларации на товары N 10313010/160315/0001771 заявлены следующие сведения о товаре N 1 - насосы центробежные, циркуляционные, для нагревательных систем и горячего водоснабжения, для установки в систему отопления, не предназначены для контакта с пищевыми средами или использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения - насос циркуляционный "Тайфун", артикулы: ЦН 25-40 - 1000 шт., ЦН 25-60 - 500 шт., ЦН 32-40 - 300 шт., ЦН 25-80-100 шт., ЦН 32-80 - 100 шт., ЦНФ 50-120-40 шт. Товарный знак "Тайфун", изготовитель "Zhejiang Wigo Pump Co., Ltd" (Китай), код ЕТН ВЭД ТС 8413703000.
В результате документального контроля декларации на товары N 10313010/160315/0001771 было установлено, что задекларированный ООО "СИГМА" товар N 1 - насос циркуляционный "Тайфун" попадает под действие Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности машин и оборудования" 010/2011, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (далее - Технический регламент) и при таможенном декларировании данных товаров требуется предоставление документов о соответствии (сертификата соответствия и/или декларации о соответствии).
ООО "СИГМА" в целях соблюдения ограничений при таможенном декларировании товара N 1 по декларации на товары N 10313010/160315/0001771 представлен сертификат соответствия N С-СN.АВ75.В.01855, выданный 25.09.2012 органом сертификации ООО "ГОРТЕСТ" (г. Москва) со сроком действия до 24.09.2017 на соответствие продукции Техническому регламенту "О безопасности машин и оборудования", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753 "Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования" утратило свою силу с 15.02.2013 (постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1124 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") в связи с утверждением Технического регламента, который вступил в силу с 15.02.2013 (пункт 3.1 Технического регламента).
В пункте 3.2 Технического регламента предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющиеся объектом технического регулирования Технического регламента до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года.
Таким образом, на дату регистрации таможенным постом декларации на товары N 1031310/160315/0001771-16.03.2015, сертификат соответствия, представленный обществом, выданный после дня официального опубликования Технического регламента, не имел юридической силы и не являлся документом, подтверждающим соответствие товара N 1 требованиям Технического регламента.
18.05.2015 по данному факту должностным лицом таможенного поста Ростовской таможни в отношении ООО "СИГМА" в присутствии его директора составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-350/2015 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 04.06.2015 исполняющим обязанности заместителя начальника Ростовской таможни вынесено постановление N 10313000-350/2015, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "СИГМА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Объектом данного административного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок представления документов при проведении таможенного контроля.
Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у общества имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъект правонарушения общество - не представившее в установленный срок истребованные документы.
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование и представление при декларировании недействительных документов, если представленные сведения и документы послужили основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, выступает декларант, который, в соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного Союза несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В статье 186 Таможенного кодекса Таможенного Союза определено, что декларантом является лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного Союза), в связи, с чем он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре и соблюдать установленные ограничения.
Виновные действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключаются в представлении таможенному органу недостоверных сведений о товарах и представлении недействительного документа, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенный кодекс Таможенного союза определяет, что таможенное декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Административная ответственность за недостоверное декларирование применяется в случае, если заявленные при декларировании недостоверные сведения о товарах и (или) транспортных средствах или представленные недействительные документы могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 указанного Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Поскольку объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в представлении недействительных документов, то предметом доказывания объективной стороны правонарушения является не только факт представления таких документов, но и то, что документы являются недействительными в силу названных характеристик.
В статье 152 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом. К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Статьей 2 и пунктом 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ закреплено, что декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Статьей 2 Закона N 184-ФЗ определено, что под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Согласно разделу 3.4 Межгосударственного стандарта "Упаковка. Термины и определения" ГОСТ 17527-2003, введенного постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 г. N 85-ст, маркировка на товар может быть нанесена на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык.
Иными словами, на товаре должны быть идентификационные признаки, позволяющие определить, что товар произведен производителем, указанным в представленном в таможню сертификате (или декларации) о соответствии.
Необходимость и порядок проведения сертификации машин и (или) оборудования установлен Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823.
Ранее официальным сайтом Комиссии Таможенного союза являлся http://www.tsouz.ru/. Указанное решение вступило в силу по истечении 30 календарных дней после дня официального опубликования (размещен на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ 21.10.2011). Технический регламент, утвержденный данным документом, вступил в силу с 15 февраля 2013 года.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О безопасности машин и оборудования", документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования названного Решения, действительны до окончания срока их действия.
Как было указано выше, 16.03.2015 ООО "СИГМА" на таможенный пост Ростовской таможни была подана декларация на товары N 10313010/160315/0001771, в которой был заявлен товар N 1 - "насосы центробежные, циркуляционные, для нагревательных систем и горячего водоснабжения, для установки в систему отопления "Тайфун". В целях соблюдения запретов и ограничений обществом в таможенный орган был предоставлен сертификат соответствия от 25.09.2012.
В ходе таможенного контроля установлено, что в силу пункта 3.2 Технического регламента, сертификат соответствия N C-CN.AB75.B.01855, выданный после дня официального опубликования Технического регламента, мог быть предоставлен в таможенный орган в качестве документа, подтверждающего соблюдение товара N 1 указанной декларации на товары требований Технического регламента до 15.03.2015, а после указанной даты, данный сертификат соответствия является недействительным, то есть, не имеет юридической силы.
Указанные выше обстоятельства являются нарушениями требований статей 181, 183, 210 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 и Технического регламента, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общество при подаче декларации на товары N 10313010/160315/0001771 представил в таможенный орган недействительный документ, тем самым, совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время официальным сайтом Комиссии Таможенного союза является http://eurasiancommission.org и согласно сведениям на данном сайте дата публикации Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" - 28.10.2012, подлежит отклонению исходя из следующего.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля 2013 года N 83 "Об официальном сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет" с 19 мая 2013 г. введен в действие новый официальный сайт по адресу http://www.eurasiancommission.org.
До этого официальным сайтом Комиссии Таможенного союза являлся http://www.tsouz.ru/. Указанное решение было размещено на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ 21.10.2011. То есть, представленный обществом сертификат соответствия C-CN.AB75.B.01855 от 25.09.2012 был выдан после официального опубликования Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" и в соответствии с пунктом 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О безопасности машин и оборудования" утратил силу с 16 марта 2015 года.
Как верно указал суд первой инстанции, у общества имелась возможность для соблюдения норм таможенного законодательства Таможенного союза, но обществом не были предприняты все необходимые для этого меры. Обществом, как профессиональный субъект предпринимательской деятельности в сфере внешнеторговых отношений, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения являются правильными.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а равно, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Надлежащее извещение общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. Общество не обосновало исключительность случая допущенного правонарушения. Кроме того, общество вину свою не признало и не доказало суду, что раскаялось и приняло меры для недопущения впредь подобного нарушения.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2015 по делу N А53-16124/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)