Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 15АП-16258/2015 ПО ДЕЛУ N А53-11870/2015

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. N 15АП-16258/2015

Дело N А53-11870/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кейвановым А.И.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 20.04.2015 Стрекозова В.Е.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 02.06.2015 Топчей Н.С; представитель по доверенности от 10.09.2015 Ефимов А.А.; представитель по доверенности от 09.06.2015 Худякова О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного акцизного таможенного поста на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-11870/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выбор Интранс",
заинтересованное лицо: Южный акцизный таможенный пост,
принятое в составе судьи Маковкиной И.В.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Выбор Интранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) (далее - таможня), выразившихся в отказе в выдаче паспортов транспортных средств на транспортные средства - 10 полуприцепов с бортовой платформой, "KRONE SDP 27", 2006 года выпуска, изготовитель Кроне, Германия, VIN: WKESDP27061289469, VIN: WKESDP27061289471, VIN: WKESDP27061289467, VIN: WKESDP27061289465, VIN: WKESDP27061289470, VIN: WKESDP27061289473, VIN: WKESDP27061289466, VIN: WKESDP27061289472, VIN: WKESDP27061289468, VIN: WKESDP27061289464; 10 грузовых тягачей седельных СКАНИЯ R420LA4X2HNA, 2006 года выпуска, изготовитель СКАНИЯ, Щвеция, VIN: XLER4X20005153202, VIN: XLER4X20005153197, VIN: XLER4X20005153207, VIN: XLER4X20005153216, VIN: XLER4X20005153201, VIN: XLER4X20005153192, VIN: XLER4X20005153212, VIN: XLER4X20005153196, VIN: XLER4X20005153204, VIN: XLER4X20005153220, выпущенных в свободное обращение из таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" по декларациям на товары N N 10313010/271114/0012398, 10313010/271114/0012399, 10313010/0312/0012596, 10313010/031214/0012586, 10313010/041214/0012663, 10313010/041214/0012665, 10313010/081214/0012786, 10313010/081214/0012787, 10313010/091214/0012829, 10313010/091214/0012832, 10313010/101214/0012924, 10313010/101214/0012926, 10313010/151214/0013112, 10313010/151214/0013113, 10313010/161214/0013158, 10313010/161214/0013168, 10313010/161214/0013177, 10313010/161214/0013178, 10313010/171214/0013231, 10313010/171214/0013232; обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов путем выдачи паспортов транспортных средств на транспортные средства - 10 полуприцепов с бортовой платформой, "KRONE SDP 27", 2006 года выпуска, изготовитель Кроне, Германия, VIN: WKESDP27061289469, VIN: WKESDP27061289471, VIN: WKESDP27061289467, VIN: WKESDP27061289465, VIN: WKESDP27061289470, VIN: WKESDP27061289473, VIN: WKESDP27061289466, VIN: WKESDP27061289472, VIN: WKESDP27061289468, VIN: WKESDP27061289464; 10 грузовых тягачей седельных СКАНИЯ R420LA4X2HNA, 2006 года выпуска, изготовитель СКАНИЯ, Щвеция, VIN: XLER4X20005153202, VIN: XLER4X20005153197, VIN:XLER4X20005153207, VIN: XLER4X20005153216, VIN: XLER4X20005153201, VIN: XLER4X20005153192, VIN: XLER4X20005153212, VIN: XLER4X20005153196, VIN: XLER4X20005153204, VIN: XLER4X20005153220, выпущенных в свободное обращение из таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" по декларациям на товары N N 10313010/271114/0012398, 10313010/271114/0012399, 10313010/0312/0012596, 10313010/031214/0012586, 10313010/041214/0012663, 10313010/041214/0012665, 10313010/081214/0012786, 10313010/081214/0012787, 10313010/091214/0012829, 10313010/091214/0012832, 10313010/101214/0012924, 10313010/101214/0012926, 10313010/151214/0013112, 10313010/151214/0013113, 10313010/161214/0013158, 10313010/161214/0013168, 10313010/161214/0013177, 10313010/161214/0013178, 10313010/171214/0013231, 10313010/171214/0013232.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что при выпуске рассматриваемых транспортных средств в свободное обращение в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" предоставление таможенному органу Одобрения типа транспортного средства не требовалось, поскольку данные транспортные средства имеют правовой статус товаров, бывших в употреблении, эксплуатировались с 2006 г. по 2014 г. в международных перевозках, были ранее зарегистрированы для участия в дорожном движении на территории других стран и Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что к заявлениям общества на таможенный пост не были приложены документы, подтверждающие его право собственности на указанные транспортные средства. К вышеуказанным обращениям от 15.01.2015 представлены только копии деклараций на товары и копии технических паспортов, которые, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих право собственности. Кроме того, на момент подачи заявлений о выдаче транспортных средств истекли сроки действия представленных Одобрений транспортных средств.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании, состоявшемся 12.10.2015 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 19.10.2015 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено в с участием представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.07.2006 между компанией "СКАНИЯ КРЕДИТ АБ" (Швеция) и ООО "Выбор Интранс" заключены договоры купли-продажи N 12-01892 N 12-01893.
Предметом договоров являлась поставка товаров - транспортных средств: 10 седельных тягачей Скания (договор N 12-01892, приложение N 1 к договору) и 10 полуприцепов с бортовыми платформами Кроне Профи Линер 2 (договор N 12-01893, приложение N 1 к договору).
В соответствии с разделами 5 договоров права собственности на транспортные средства (седельные тягачи и полуприцепы) переходят к покупателю (ООО "Выбор Интранс") после их принятия в г. Цволле, Нидерланды. На основании актов приема-передачи к договорам транспортные средства были переданы продавцом покупателю 02.10.2006.
Транспортные средства ввезены ООО "Выбор Транс" на таможенную территорию Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", предоставляющего льготы в отношении транспортных средств при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
Транспортные средства задекларированы в Ростовской таможне для целей использования только в международных перевозках в таможенном режиме "временный ввоз".
13.10.2006 декларантом ООО "Выбор Интранс" на таможенный пост Ростовской таможни поданы декларации на товары (ДТ) N N 10313120/131006/0000603, 10313120/131006/0000604.
При проведении таможенного оформления транспортных средств декларант заявил о предоставлении льгот на транспортные средства на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции, действовавшей на день принятия ГТД), постановления Правительства от 11.03.2003 N 147.
13.10.2006 транспортные средства выпущены Ростовской таможней условно в таможенном режиме "временный ввоз" с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов. Ростовской таможней установлен срок временного ввоза транспортных средств, выпущенных на территорию Российской Федерации по ДТ N N 10313120/131006/0000603, 10313120/131006/0000604 до 12.10.2016, что следует из графы "А" деклараций.
В период с 13 октября 2006 г. по ноябрь 2014 г. транспортные средства эксплуатировались ООО "Выбор Интранс" в соответствии с ограничениями, установленными таможенным органом при выпуске товаров.
В 2014 г. общество приняло решение о выводе указанных транспортных средств из участия в международных перевозках. В связи с этим общество произвело помещение транспортных средств (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой) в таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в Ростовской таможне.
С целью оформления соответствующей таможенной процедуры обществом поданы ДТ N N 10313010/271114/0012398, 10313010/271114/0012399, 10313010/0312/0012596, 10313010/031214/0012586, 10313010/041214/0012663, 10313010/041214/0012665, 10313010/081214/0012786, 10313010/081214/0012787, 10313010/091214/0012829, 10313010/091214/0012832, 10313010/101214/0012924, 10313010/101214/0012926, 10313010/151214/0013112, 10313010/151214/0013113, 10313010/161214/0013158, 10313010/161214/0013168, 10313010/161214/0013177, 10313010/161214/0013178, 10313010/171214/0013231, 10313010/171214/0013232.
Одновременно с каждой ДТ для подтверждения заявленных сведений о транспортном средстве декларантом в таможенный орган представлены обязательные документы, необходимые для выпуска товара в режиме "выпуск для внутреннего потребления", предусмотренные статьями 183, 184, 209 - 211 Таможенного кодекса Таможенного Союза (графа 44 ДТ).
ООО "Выбор Интранс" оплачены таможенные платежи, данные факты подтверждаются декларациями на товары (графа 47 "исчисление таможенных пошлин и сборов", пункт "В подробности подсчета") и платежными поручениями N 378 от 26.11.2014, N 379 от 26.11.2014, N 391 от 02.12.2014, N 392 от 02.12.2014, N 399 от 03.12.2014, N 400 от 03.12.2014, N 429 от 05.12.2014, N 430 от 05.12.2014, N 462 от 12.12.2014, N 461 от 12.12.2014, N 463 от 15.12.2014, N 464 от 15.12.2014. 28.11.2014, 04.12.2014, 05.12.2014, 09.12.2014, 11.12.2014, 16.12.2014, 17.12.2014, 18.12.2014 транспортные средства выпущены Ростовской таможней в заявленной таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", что подтверждается таможенным штампом "выпуск разрешен" на ДТ.
С целью принятия участия в дорожном движении на территории Российской Федерации транспортных средств после их выпуска таможенным органом в свободное обращение общество письмами N 1-20 от 15.01.2015 обратилось на Южный акцизный таможенный пост для получения паспортов транспортных средств (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой). Обществом также представлены грузовые таможенные декларации, декларации на товары, свидетельства о регистрации транспортных средств, расчет утилизационного сбора, платежное поручение об уплате утилизационного сбор ОТТС.
28.01.2015 Южный акцизный таможенный пост отказал ООО "Выбор Интранс" в выдаче паспортов на транспортные средства (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой), указав, что обществом не предоставлены в таможенный орган документы, подтверждающее право собственности на транспортные средства и Одобрения типа транспортных средств (письмо N 48-01-07/0101 от 28.01.2015).
27.02.2015 общество повторно обратилось на Южный акцизный таможенный пост с целью получения паспортов на транспортное средства, представив документ, подтверждающий право собственности на ТС (договор купли-продажи N 12-01892 с приложением N 1 от 13.07.2006., акт приема-передачи от 02.10.2006, договор купли-продажи N 12-01893 с приложением N 1 от 13.07.2006, акт приема-передачи от 02.10.2006), соответствующее каждому автомобилю Одобрение типа транспортного средства, пояснения по вопросу предоставления ОТТС на транспортные средства, бывшие в эксплуатации, для целей получения ПТС (письма N 026-045 от 27.02.2015).
Письмом от 03.03.2015 N 48-01-07/0355 Южный акцизный таможенный пост отказал в выдаче паспортов транспортных средств на транспортные средства, указав на непредставление ООО "Выбор Интранс" Одобрений типа транспортных средств на транспортные средства.
Общество, полагая незаконными указанные действия таможенного органа по отказу в выдаче паспортов транспортных средств, выпущенных в свободное обращение из таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления", обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 наличие паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении. В соответствии с пунктом 2 данного постановления паспорта транспортных средств выдаются, в том числе, и таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Совместным приказом МВД России, Минпромэнерго Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
В соответствии с нормами указанного Положения паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуске для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
При этом выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Таким образом, паспорт транспортного средства (ПТС) является документом регистрационного учета, в который вносятся сведения о транспортном средстве и его собственнике. ПТС выдается таможенными органами на автомобили, выпускаемые в свободное обращение на территории Российской Федерации с целью повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
С 01.07.2010 в Российской Федерации применяется Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 и ратифицированный Российской Федерации Федеральным законом от 02.06.2010 N 114-ФЗ.
Статья 1 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит определение таможенного регулирования в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз), под которым понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Согласно статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством государств членов Таможенного союза.
В соответствии с требованиями статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза товар выпускается таможенным органом, в частности, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза или в соответствии с международными договорами.
Таким образом, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае таможня, установив выполнение обществом обязательств по представлению необходимой и достаточной документации для соблюдения ограничений, осуществила выпуск ТС в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 N 19 (в редакции Изменения N 1, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453), установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "Одобрения типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях: обеспечения безопасности дорожного движения; создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества (часть 2 главы 1 Правил).
Одобрение типа транспортного средства является основанием для ввоза импортируемых транспортных средств на территорию Российской Федерации (пункт 2.7 части 2 главы 2 Правил). По своему правовому характеру Одобрение типа транспортного средства является сертификатом соответствия, выдаваемым органами по сертификации на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях соблюдения ограничений общество представило в таможенный орган Одобрения типа транспортного средства N РОСС SE MT02 Е01965П2 сроком действия до 22.07.2007 и N РОСС DE MT20 Е02137 сроком действия до 01.04.2008.
Следовательно, все документы, предусмотренные статьями 195, 210 Таможенного кодекса Таможенного союза, необходимые для выпуска транспортных средств в свободное обращение, были предоставлены таможенному органу на стадии таможенного оформления. Тем самым таможенный орган признал законным помещение спорных товаров (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой) в таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления". В связи с этим товары были выпущены в свободное обращение в соответствии с содержанием таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" (статья 209 Таможенного кодекса Таможенного союза), что означает возможность нахождения и использования транспортных средств с момента их выпуска на таможенной территории таможенного союза без ограничений.
Согласно материалам дела, все транспортные средства (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой) в период с 28.11.2014 по 18.12.2014 были выпущены Ростовской таможней в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", то есть в свободное обращение на территории Российской Федерации, без выдачи ПТС. Таможенные пошлины и налоги уплачены обществом. Документы, подтверждающие эти факты, представлены ООО "Выбор Интранс" Южному акцизному таможенному посту (письма N 1-20 от 15.01.2015, N 026-045 от 27.02.2015).
Довод Южного акцизного таможенного поста о том, что транспортные средства были выпущены в свободное обращение иным таможенным постом, куда и были представлены указанные Одобрения типа транспортных средств, а на момент их предъявления в Южный акцизный таможенный пост уже истекли сроки их действия, является необоснованным, не основан на нормах действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 3).
Частью 4 названной статьи установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства.
Согласно часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение указанной нормы таможней не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что все таможенные процедуры с рассматриваемыми транспортными средствами были завершены. Тот факт, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, создан специальный таможенный пост по выдаче паспортов транспортных средств, само по себе не свидетельствует о том, что декларант для завершения процедуры таможенного оформления транспортных средств, ранее выпущенных в свободное обращение на территории Российской Федерации по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", обязан один и тот же документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, повторно представить в таможенный орган.
На момент представления вышеназванных Одобрений типа транспортного средства в Ростовскую таможню при таможенном оформлении транспортных средств и их "выпуска для внутреннего потребления" (13.10.2006) указанные документы были действительны, выданы уполномоченным органом и оформлены в установленном порядке с указанием в том числе категорий (N) и экологического класса (евро 4) транспортных средств.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров предусматривает действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пункт 5 части 1 статьи 4).
Как верно указал суд первой инстанции Спорные транспортные средства на момент их выпуска в свободное обращение (2014 год) являлись товарами, бывшими в употреблении и выпущенными в свободное обращение на территории Российской Федерации, эксплуатировались в международных перевозках с 2006 года. При ввозе транспортных средств (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой) на территорию Российской Федерации в 2006 г. ООО "Выбор Интранс" получило на все ввозимые транспортные средства Одобрение типа транспортного средства. Указанные документы предоставлялись в таможенный орган с грузовыми таможенными декларациями N N 10313010/131006/0000603, 10313010/131006/0000604. Транспортные средства были выпущены таможенным органом в режиме временного ввоза с целью их эксплуатации только в международных перевозках.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза.
Положение применяется к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которых при их таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенному органу подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие таких товаров обязательным требованиям (пункт 2).
Указанное Положение определяет документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, это: документ об оценке, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; сертификат соответствия или декларацию соответствия, оформленных по единой форме Таможенного союза; сертификат соответствия, декларацию о соответствии, предусмотренные законодательством государства члена Таможенного союза, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры (пункт 3).
В соответствии с требованиями Положения о порядке ввоза документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, предоставляются одновременно с товарами, помещаемыми под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (часть "а" пункт 4), за исключением товаров бывших в употреблении, эксплуатации (часть "а" пункт 5).
Из Положения о порядке ввоза следует, что оно исключает предоставление документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям, на товары, бывшие в употреблении, в эксплуатации при помещении их, в том числе, под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления".
Следовательно, документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, не предоставляются таможенным органам при помещении товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" на товары, бывшие в употреблении, эксплуатации.
Вводная часть главы II вышеназванных Правил по проведению работ в системе сертификации устанавливает, что настоящий порядок не распространяется на транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими действующими нормативными правовыми актами, в том числе, на транспортные средства бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран.
Согласно пункту 8 письма Госстандарта Российской Федерации от 15.12.2003 N МГ-110-25/5036 "О новой редакции Комментария к Списку товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации" с учетом писем Федеральной таможенной службы от 20.11.2007 N 01-06/43797 и от 19.01.2009 N 01-11/1605 "Об изменениях в Список товаров", сертификация товаров, бывших в употреблении, в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена.
В письме ФТС от 19.02.2007 N 01-06/5905 дано разъяснение по вопросу предоставления при таможенном оформлении транспортных средств Одобрения типа транспортного средства. Таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства.
В остальных случаях при таможенном оформлении ввозимой автомобильной техники (новой или бывшей в эксплуатации, российской или иностранной, раритетной или обращенной в федеральную собственность, ввозимой физическими или юридическими лицами, беженцами или лицами, переселяющимися на постоянное место жительства) представление документов, подтверждающих соблюдение регламента, не требуется.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что после выпуска рассматриваемых транспортных средств в свободное обращение по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", повторное предоставление Южному акцизному таможенному посту Одобрений типа транспортного средства не требовалось. Данные транспортные средства имеют правовой статус товаров, бывших в употреблении, эксплуатировались с 2006 г. по 2014 г. в международных перевозках, были ранее зарегистрированы для участия в дорожном движении на территории других стран и на территории Российской Федерации.
Южный акцизный таможенный пост с учетом пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в том числе с помощью применения современных информационных коммуникационных технологий вправе был самостоятельно запрашивать сведения из Ростовской таможни о представленных обществом Одобрений типа транспортных средств на транспортные средства (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой).
Поскольку на момент представления указанные Одобрения типа транспортных средств были действующими, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче паспортов транспортных средств.
Южный акцизный таможенный пост не указал, что имелись еще и иные основания для отказа в выдаче ПТС. Такие основания также отсутствует в письменном отказе таможенного органа.
В целях устранения допущенных прав и законных интересов общества на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции также правомерно обязал Южный акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) выдать обществу паспорта транспортных средств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-11870/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)