Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.02.2014 по делу N А32-38702/2013, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Степаняна Карена Мишаевича
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Степанян Карен Мишаевич (далее - заявитель, декларант, ИП Степанян К.М.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказ Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10309200/061212/0018161 изложенный в письме от 02.10.2013 г. N 19.4-04/22151, как не соответствующий Таможенному кодексу Таможенного Союза; обязании осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10309200/061212/0018161 в сумме 71 511, 31 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании суда первой инстанции заявил ходатайство об уточнении заявленных требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ, просит признать незаконным бездействие Краснодарской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 71 511,31 рублей по ДТ N 10309200/061212/0018161; об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10309200/061212/0018161 в сумме 71 511,31 рублей.
Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2014 заявленные требования удовлетворены, в пользу предпринимателя с таможенного органа взыскано 3060,46 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости предпринимателем были представлены все необходимые и предусмотренные законом документы; достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, таможенным органом документально не опровергнута; при корректировке таможенной стоимости таможенным органом использована ценовая информация, не соответствующая ценовой информации о товаре, ввезенном заявителем.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявленная таможенная стоимость не подтверждена документально в полном объеме и имеет низкий ценовой уровень.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 10.08.2012 г. N 01 на сумму 1 400 000 рублей, спецификацией к контракту N 03 от 23.11.2012 г. на сумму 245 910 рублей, являющейся неотъемлемой частью контракта, заключенным между ИП Степанян К.М. (Россия) и ООО "Джи Эр Эф" (Армения) на территорию РФ был осуществлен ввоз товаров различного ассортимента и назначения, производства Армении
Поставка товара осуществлялась из Армении на условиях CPT Краснодар.
Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по ДТ N 10309200/061212/0018161.
По ДТ N 10309200/061212/0018161 были оформлены:
- товар N 1 - фурнитура для транспортных средств из пластмассы: ручки стеклоподъемника на а/м ГАЗ - 50000 шт., код товара 3926300009, вес-нетто - 2680,8 кг, вес-брутто - 2714,8 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 2 - предохранители плавкие на 12В, из пластмассы, для легковых а/м ГАЗ, на силу тока от 10А до 30А - 1200000 шт., код товара 8536105000, вес-нетто - 1420 кг, вес-брутто - 1480 кг, изготовитель: ООО "Крист", товарный знак: Крист;
- товар N 3 - части механических устройств из пластмассы для разбрызгивания, устанавливаемых на легковые автомобили: пластмассовые головки (жиклеры) стеклоомывателя -350000 шт., код товара 8424900000, вес-нетто - 700 кг, вес-брутто - 730 кг, изготовитель: ООО "Сирена", товарный знак: "Сирена";
- товар N 4 - реле переключателя фар для легковых автомобилей модели: 494.3747-2100 шт., РС-514-500 шт., РС-711-01-2952 шт., 5003.3761-450 шт., 495.3747-2000 шт., 526.3747-4000 шт., РС951А - 1940 шт., 524.3747-1-960 шт., 524.3747-1800 шт., Я112А - 600 шт., РС950-296 шт., РС950П - 296 шт., 5013.3761-150 шт., 25.3761-600 шт., Я120М - 900 шт., РС711-1056 шт., код товара 8536419000, вес-нетто - 1925 кг, вес-брутто - 2000 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 5 - приборы для контроля напряжения, без записывающего устройства для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках переменного и постоянного тока: 1. указатель низкого напряжения для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках переменного и постоянного тока с номинальным напряжением от 50 до 1000В модель ПИН90-2М - 2240 шт.; 2. указатель высокого напряжения со светозвуковой индикацией для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках постоянного и переменного тока от 6 до 10кВ модель УВН-80-2М - 450 шт., модель УВНУ-2М/1СТФ - 10 шт.; 3. указатель высокого напряжения со светозвуковой индикацией и устройством самопроверки для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках постоянного и переменного тока напряжением 110кВ модель УВНУ-10 СЗИП - 260 шт., модель УВНУ35 СЗИП - 15 шт., модель УНН1С3-50 шт.; 4. клещи электроизмерительные модель Ц4502-84 шт., модель Ц4505-170 шт., модель Ц4506-51 шт., код товара 9030339900, вес-нетто - 1025 кг, вес-брутто - 1060 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 6 - изоляторы электрические из пластмассы для включения и отключения разъединителей в электроустановках постоянного тока и переменного тока: 1. штанги изолирующие оперативные типа ШО для оперативной работы в электроустановках постоянного тока, переменного тока частоты 50 (60) ГЦ, применяется для включения и отключения разъединителей, предназначены для использования в электроустановках 220 кВ и выше, (стыкуются друг с другом при помощи металлических муфт), модель ШО-10 размеры: 1100х70х50 мм - 75 шт.; 2. штанги изолирующие оперативные типа ШОУ для оперативной работы в электроустановках постоянного тока, переменного тока частоты 50 (60) ГЦ, применяется для включения и отключения разъединителей, предназначены для использования в электроустановках 220 кВ и выше, (стыкуются друг с другом при помощи металлических муфт), модель ШОУ-15 размеры: 1370х80х70 мм - 70 шт., 3. штанги изолирующие оперативные типа ШОУ для оперативной работы в электроустановках постоянного тока, переменного тока частоты 50 (60) ГЦ, применяется для включения и отключения разъединителей, предназначены для использования в электроустановках 220 кВ и выше, (стыкуются друг с другом при помощи металлических муфт), размеры: 1250х80х70 мм, модель ШОУ-35-20 шт., модель ШО-15-20 шт., модель ШЗП -10/15-110 шт., модель ШО-35-20 шт., модель ШО-1-100 шт., код товара 8546901000, вес-нетто - 300 кг, вес-брутто - 320 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 7 - приборы переносные для временного заземления электрических цепей в электроустановках на напряжение более 1000В: заземление переносное для воздушных линий, диапазон рабочего напряжения от 1000В до 10000В (10кВ) - модель ЗПП-15М - 85 шт., модель ЗПЛ-10М - 50 шт., код товара 8535900000, вес-нетто - 425 кг, вес-брутто - 440 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 8 - изделия изготовленные полностью из природного полудрагоценного камня: 1. брелки с изображением знаков зодиака из обсидиана (без цепочки) - 4000 шт. - 280 кг; 2. иконы с изображением лика святых из обсидиана настольные - 2000 шт. - 443 кг; 3. настольные приборы из обсидиана - 17 комплектов, состоят из подставки для канц. принадлежностей - 17 шт., подставка для бумаги - 17 шт., подставка для карандашей - 17 шт., подставка для книг - 17 шт. -97 кг; 4. четки 1800 шт. - 200 кг; код товара 7116208000, вес-нетто - 1020 кг, вес-брутто - 1050 кг, изготовитель: ООО "Файер енд Уотер", товарный знак: "Файер енд Уотер";
- товар N 9 - механические уплотнения для двигателей внутреннего сгорания к легковым автомобилям: сальники клапанов - 105000 шт., код товара 8484200000, вес-нетто - 210 кг, вес-брутто - 220 кг, изготовитель: ООО "Крист", товарный знак: Крист;
- товар N 10 - формы для литья под давление изделий из пластмасс, бывшая в употреблении: пресс-форма для изготовления пластмассовых фитингов для труб - 1 шт. код товара 8480710000, вес-нетто - 150 кг, вес-брутто - 150 кг, изготовитель: ООО "Армэлектромаш", товарный знак: Армэлектромаш;
- товар N 11 - приборы переносные для временного заземления электрических цепей в электроустановках на напряжение не более 1000В: заземление переносное для воздушных линий, диапазон рабочего напряжения до 1000В (1КВ) модель ЗПЛ-1М - 55 шт., модель ПЗРУ-1М - 225 шт., модель ПЗРУ-1М (25 мм) - 10 шт., модель ПЗРУ-2М - 10 шт., модель ПЗУ-1М - 30 шт., код товара 8536908500, вес-нетто - 795 кг, вес-брутто - 830 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 12 -генераторы переменного тока: синхронные генераторы, трехфазные, бывшие в употреблении (1986), мощностью 37,5 кВ, напряжение 400В - 10 шт., код товара 8502118000, вес-нетто - 1670 кг, вес-брутто - 1670 кг, изготовитель: ООО "Армэлектромаш", товарный знак: Армэлектромаш, модель: ЕСС5-82-4У2;
- товар N 13 - оборудование для производства и складывания изделий из бумажной массы, бывшее в употреблении (2001г): универсальный станок для изготовления салфеток, состоит из частей (основная часть, подающая часть из каркаса, роликов - 2 шт., цепи соединения - 1 шт., ремень - 1 шт.) - 1 шт., код товара 8441800000, вес-нетто - 600 кг, вес-брутто - 600 кг, изготовитель: КООП "Крист", товарный знак: Крист.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161 товаров была заявлена ИП Степанян К.М. 1 Методом определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 и ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161, ИП Степанян К.М., в соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" были представлены следующие документы: контракт от 10.08.2012 г. N 01 на сумму 1400000 рублей, спецификация к контракту N 03 от 23.11.2012 г. на сумму 245910 рублей, являющаяся неотъемлемой частью контракта, заключенного между ИП Степанян К.М. (Россия) и ООО "Джи Эр Эф" (Армения); инвойс N 03 от 26.11.2012 на сумму 245910 рублей; товарно-транспортные документы; прайс-лист; экспортная декларация Армении.
В ходе таможенного оформления Краснодарская таможня не согласилась с заявленным первым методом определения таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161 и в процессе таможенного оформления приняла решение о проведении дополнительной проверки.
В адрес ИП Степанян К.М. Краснодарской таможней по ДТ N 10309200/061212/0018161 были направлены: решение о проведении дополнительной проверки от 06.12.2012 с указанием причин ее проведения - выявлены с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товара без указания конкретных рисков и признаков, Расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей, а также указан перечень документов, которые необходимо дополнительно представить в срок до 04.02.2013 г., а именно: прайс-лист производителя или продавца ввезенных товаров, либо его коммерческое предложение; экспортная таможенная декларация страны отправления, заверенная гос. органом страны отправления; бухгалтерские документы об оприходовании товара (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта) и по данной поставке; банковские платежные документы, подтверждающие оплату за товар по данной поставке (по предыдущим поставкам.
В соответствии с данным решением ИП Степанян К.М. были представлены Краснодарской таможне в электронном виде необходимые пояснения о том, что некоторые документы невозможно представить ввиду их отсутствия.
Краснодарской таможней, в процессе таможенного оформления, в связи с тем, что предоставлены не все дополнительно запрошенные документы, а также в связи с низкой ценой декларируемого товара 07.12.2012 г., было принято решение о корректировке таможенной стоимости части товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161, а именно: по товарам N 1 и N 3, корректировка таможенной стоимости остальных 11 товаров, заявленных в спорной декларации не осуществлялась и таможенным органом была принята заявленная таможенная стоимость.
В соответствии с пунктом 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", у Заявителя возникла обязанность откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке.
Заявителем в соответствии с решением Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации, на основании расчетов Краснодарской таможни, была осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров в соответствии с п. 24 раздела III Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 и ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза в рамках шестого Метода определения таможенной стоимости (Резервный).
В результате корректировки таможенной стоимости, осуществленной до выпуска товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161 заявителем были излишне уплачены таможенные пошлины и налоги в размере 71 511,31 рублей.
В соответствии со ст. 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ИП Степанян К.М. обратился в Краснодарскую таможню с Заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. таможни от 26.09.2013 г. N 21984) на сумму 71 511,31 рублей, считая незаконными принятое Краснодарской таможней решение о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161.
Краснодарской таможней данное заявление ИП Степанян К.М. было оставлено без рассмотрения.
Бездействие Краснодарской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 71 511,31 рублей по ДТ N 10309200/061212/0018161 и оспаривается заявителем по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для непринятия заявленной таможенной стоимости, определенной первым методом, а также о неправомерности применения резервного метода определения таможенной стоимости.
Статьей 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, стал определяться Соглашением, подписанным Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 25 января 2008 года, "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами (пункт 1 статьи 2 Соглашения "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Согласно пункту 2 указанной выше статьи Соглашения "О таможенной стоимости" ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Согласно статье 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Из вышеприведенного следует, что установление признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости не является безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости, указанное обстоятельство лишь дает основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном постановлении Пленум ВАС РФ также указал, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, как указал Пленум ВАС РФ в данном постановлении, перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.
В частности, основной метод не подлежит применению, если:
- - продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
- - данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, приведен в Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно пункту 1 указанного Перечня при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;
- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
- счет-фактура (инвойс);
- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;
- котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;
- договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
- лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Как следует из материалов дела, необходимые документы по указанному перечню предпринимателем представлены.
Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к вышеуказанному контракту и представленными заявителем для подтверждения таможенной стоимости товаров, заявленных по спорной ДТ, судом не выявлено.
Материалами дела подтверждается, что заявителем своевременно предоставлялись в таможенный орган как основные документы - контракт, спецификация, инвойс (с отметками таможенных органов), так и дополнительные документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу - экспортная декларация Армении с отметками таможенных органов.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с п. 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, в случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Решение о проведении дополнительной проверки должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (абзац 2 пункта 1 статьи 69 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления.
В соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Вместе с тем, как указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 19.04.05 N 13643/04, обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Однако таможенный орган в суде первой и апелляционной инстанций не обосновал, какая объективная необходимость имелась в представлении дополнительных документов и что конкретно - сверх информации, исчерпывающе представленной в поданных предпринимателем документах - дополнительно запрошенные документы должны были подтвердить.
Соглашением "О таможенной стоимости" установлен принцип последовательного применения методов определения таможенной стоимости.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.05 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" при реализации права на самостоятельное определение таможенной стоимости декларируемого товара по избранному им методу таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
В этой связи ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой информации для применения предшествующих примененному методов определения таможенной стоимости, как указывает Пленум ВАС РФ, может быть принята во внимание как обоснование неприменения лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Однако Краснодарская таможня не представила надлежащих доказательств невозможности применения предшествующих методов без надлежащего обоснования невозможности их использования, нарушив установленное Соглашением "О таможенной стоимости" правило последовательного их применения.
Таможенный орган в апелляционной жалобе в обоснование довода о недостоверности заявленных сведений о цене сделки ссылается на то, что заявленная таможенная стоимость товара значительно отличается от ценовой информации о подобных товарах, имеющейся в распоряжении таможенных органов.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Однако, как видно из материалов дела, при применении заинтересованным лицом шестого метода определения таможенной стоимости была использована ценовая информация на товар, не полностью соответствующая по сопоставимым условиям ввезенному заявителем.
В силу изложенного корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорной ДТ, произведена таможенным органом безосновательно, в связи с чем оспариваемые действия обоснованно признаны незаконными.
При этом суд правомерно, проверив соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, а также отсутствие у предпринимателя задолженности по таможенным платежам (что подтверждается также и письмо таможни, представленным в суд апелляционной инстанции) в целях восстановления прав и законных интересов заявителя обязал таможню возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей.
Государственная пошлина в размере 3060,46 рублей по заявлению правомерно взыскана судом с таможенного органа в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как со стороны, не в пользу которой принят судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2014 по делу N А32-38702/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2014 N 15АП-5308/2014 ПО ДЕЛУ N А32-38702/2013
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. N 15АП-5308/2014
Дело N А32-38702/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.02.2014 по делу N А32-38702/2013, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Степаняна Карена Мишаевича
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Степанян Карен Мишаевич (далее - заявитель, декларант, ИП Степанян К.М.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказ Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10309200/061212/0018161 изложенный в письме от 02.10.2013 г. N 19.4-04/22151, как не соответствующий Таможенному кодексу Таможенного Союза; обязании осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10309200/061212/0018161 в сумме 71 511, 31 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании суда первой инстанции заявил ходатайство об уточнении заявленных требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ, просит признать незаконным бездействие Краснодарской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 71 511,31 рублей по ДТ N 10309200/061212/0018161; об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10309200/061212/0018161 в сумме 71 511,31 рублей.
Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2014 заявленные требования удовлетворены, в пользу предпринимателя с таможенного органа взыскано 3060,46 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости предпринимателем были представлены все необходимые и предусмотренные законом документы; достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, таможенным органом документально не опровергнута; при корректировке таможенной стоимости таможенным органом использована ценовая информация, не соответствующая ценовой информации о товаре, ввезенном заявителем.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявленная таможенная стоимость не подтверждена документально в полном объеме и имеет низкий ценовой уровень.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 10.08.2012 г. N 01 на сумму 1 400 000 рублей, спецификацией к контракту N 03 от 23.11.2012 г. на сумму 245 910 рублей, являющейся неотъемлемой частью контракта, заключенным между ИП Степанян К.М. (Россия) и ООО "Джи Эр Эф" (Армения) на территорию РФ был осуществлен ввоз товаров различного ассортимента и назначения, производства Армении
Поставка товара осуществлялась из Армении на условиях CPT Краснодар.
Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по ДТ N 10309200/061212/0018161.
По ДТ N 10309200/061212/0018161 были оформлены:
- товар N 1 - фурнитура для транспортных средств из пластмассы: ручки стеклоподъемника на а/м ГАЗ - 50000 шт., код товара 3926300009, вес-нетто - 2680,8 кг, вес-брутто - 2714,8 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 2 - предохранители плавкие на 12В, из пластмассы, для легковых а/м ГАЗ, на силу тока от 10А до 30А - 1200000 шт., код товара 8536105000, вес-нетто - 1420 кг, вес-брутто - 1480 кг, изготовитель: ООО "Крист", товарный знак: Крист;
- товар N 3 - части механических устройств из пластмассы для разбрызгивания, устанавливаемых на легковые автомобили: пластмассовые головки (жиклеры) стеклоомывателя -350000 шт., код товара 8424900000, вес-нетто - 700 кг, вес-брутто - 730 кг, изготовитель: ООО "Сирена", товарный знак: "Сирена";
- товар N 4 - реле переключателя фар для легковых автомобилей модели: 494.3747-2100 шт., РС-514-500 шт., РС-711-01-2952 шт., 5003.3761-450 шт., 495.3747-2000 шт., 526.3747-4000 шт., РС951А - 1940 шт., 524.3747-1-960 шт., 524.3747-1800 шт., Я112А - 600 шт., РС950-296 шт., РС950П - 296 шт., 5013.3761-150 шт., 25.3761-600 шт., Я120М - 900 шт., РС711-1056 шт., код товара 8536419000, вес-нетто - 1925 кг, вес-брутто - 2000 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 5 - приборы для контроля напряжения, без записывающего устройства для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках переменного и постоянного тока: 1. указатель низкого напряжения для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках переменного и постоянного тока с номинальным напряжением от 50 до 1000В модель ПИН90-2М - 2240 шт.; 2. указатель высокого напряжения со светозвуковой индикацией для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках постоянного и переменного тока от 6 до 10кВ модель УВН-80-2М - 450 шт., модель УВНУ-2М/1СТФ - 10 шт.; 3. указатель высокого напряжения со светозвуковой индикацией и устройством самопроверки для проверки наличия или отсутствия напряжения в электроустановках постоянного и переменного тока напряжением 110кВ модель УВНУ-10 СЗИП - 260 шт., модель УВНУ35 СЗИП - 15 шт., модель УНН1С3-50 шт.; 4. клещи электроизмерительные модель Ц4502-84 шт., модель Ц4505-170 шт., модель Ц4506-51 шт., код товара 9030339900, вес-нетто - 1025 кг, вес-брутто - 1060 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 6 - изоляторы электрические из пластмассы для включения и отключения разъединителей в электроустановках постоянного тока и переменного тока: 1. штанги изолирующие оперативные типа ШО для оперативной работы в электроустановках постоянного тока, переменного тока частоты 50 (60) ГЦ, применяется для включения и отключения разъединителей, предназначены для использования в электроустановках 220 кВ и выше, (стыкуются друг с другом при помощи металлических муфт), модель ШО-10 размеры: 1100х70х50 мм - 75 шт.; 2. штанги изолирующие оперативные типа ШОУ для оперативной работы в электроустановках постоянного тока, переменного тока частоты 50 (60) ГЦ, применяется для включения и отключения разъединителей, предназначены для использования в электроустановках 220 кВ и выше, (стыкуются друг с другом при помощи металлических муфт), модель ШОУ-15 размеры: 1370х80х70 мм - 70 шт., 3. штанги изолирующие оперативные типа ШОУ для оперативной работы в электроустановках постоянного тока, переменного тока частоты 50 (60) ГЦ, применяется для включения и отключения разъединителей, предназначены для использования в электроустановках 220 кВ и выше, (стыкуются друг с другом при помощи металлических муфт), размеры: 1250х80х70 мм, модель ШОУ-35-20 шт., модель ШО-15-20 шт., модель ШЗП -10/15-110 шт., модель ШО-35-20 шт., модель ШО-1-100 шт., код товара 8546901000, вес-нетто - 300 кг, вес-брутто - 320 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 7 - приборы переносные для временного заземления электрических цепей в электроустановках на напряжение более 1000В: заземление переносное для воздушных линий, диапазон рабочего напряжения от 1000В до 10000В (10кВ) - модель ЗПП-15М - 85 шт., модель ЗПЛ-10М - 50 шт., код товара 8535900000, вес-нетто - 425 кг, вес-брутто - 440 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 8 - изделия изготовленные полностью из природного полудрагоценного камня: 1. брелки с изображением знаков зодиака из обсидиана (без цепочки) - 4000 шт. - 280 кг; 2. иконы с изображением лика святых из обсидиана настольные - 2000 шт. - 443 кг; 3. настольные приборы из обсидиана - 17 комплектов, состоят из подставки для канц. принадлежностей - 17 шт., подставка для бумаги - 17 шт., подставка для карандашей - 17 шт., подставка для книг - 17 шт. -97 кг; 4. четки 1800 шт. - 200 кг; код товара 7116208000, вес-нетто - 1020 кг, вес-брутто - 1050 кг, изготовитель: ООО "Файер енд Уотер", товарный знак: "Файер енд Уотер";
- товар N 9 - механические уплотнения для двигателей внутреннего сгорания к легковым автомобилям: сальники клапанов - 105000 шт., код товара 8484200000, вес-нетто - 210 кг, вес-брутто - 220 кг, изготовитель: ООО "Крист", товарный знак: Крист;
- товар N 10 - формы для литья под давление изделий из пластмасс, бывшая в употреблении: пресс-форма для изготовления пластмассовых фитингов для труб - 1 шт. код товара 8480710000, вес-нетто - 150 кг, вес-брутто - 150 кг, изготовитель: ООО "Армэлектромаш", товарный знак: Армэлектромаш;
- товар N 11 - приборы переносные для временного заземления электрических цепей в электроустановках на напряжение не более 1000В: заземление переносное для воздушных линий, диапазон рабочего напряжения до 1000В (1КВ) модель ЗПЛ-1М - 55 шт., модель ПЗРУ-1М - 225 шт., модель ПЗРУ-1М (25 мм) - 10 шт., модель ПЗРУ-2М - 10 шт., модель ПЗУ-1М - 30 шт., код товара 8536908500, вес-нетто - 795 кг, вес-брутто - 830 кг, изготовитель ООО "Сирена", товарный знак "Сирена";
- товар N 12 -генераторы переменного тока: синхронные генераторы, трехфазные, бывшие в употреблении (1986), мощностью 37,5 кВ, напряжение 400В - 10 шт., код товара 8502118000, вес-нетто - 1670 кг, вес-брутто - 1670 кг, изготовитель: ООО "Армэлектромаш", товарный знак: Армэлектромаш, модель: ЕСС5-82-4У2;
- товар N 13 - оборудование для производства и складывания изделий из бумажной массы, бывшее в употреблении (2001г): универсальный станок для изготовления салфеток, состоит из частей (основная часть, подающая часть из каркаса, роликов - 2 шт., цепи соединения - 1 шт., ремень - 1 шт.) - 1 шт., код товара 8441800000, вес-нетто - 600 кг, вес-брутто - 600 кг, изготовитель: КООП "Крист", товарный знак: Крист.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161 товаров была заявлена ИП Степанян К.М. 1 Методом определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 и ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161, ИП Степанян К.М., в соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" были представлены следующие документы: контракт от 10.08.2012 г. N 01 на сумму 1400000 рублей, спецификация к контракту N 03 от 23.11.2012 г. на сумму 245910 рублей, являющаяся неотъемлемой частью контракта, заключенного между ИП Степанян К.М. (Россия) и ООО "Джи Эр Эф" (Армения); инвойс N 03 от 26.11.2012 на сумму 245910 рублей; товарно-транспортные документы; прайс-лист; экспортная декларация Армении.
В ходе таможенного оформления Краснодарская таможня не согласилась с заявленным первым методом определения таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161 и в процессе таможенного оформления приняла решение о проведении дополнительной проверки.
В адрес ИП Степанян К.М. Краснодарской таможней по ДТ N 10309200/061212/0018161 были направлены: решение о проведении дополнительной проверки от 06.12.2012 с указанием причин ее проведения - выявлены с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товара без указания конкретных рисков и признаков, Расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей, а также указан перечень документов, которые необходимо дополнительно представить в срок до 04.02.2013 г., а именно: прайс-лист производителя или продавца ввезенных товаров, либо его коммерческое предложение; экспортная таможенная декларация страны отправления, заверенная гос. органом страны отправления; бухгалтерские документы об оприходовании товара (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта) и по данной поставке; банковские платежные документы, подтверждающие оплату за товар по данной поставке (по предыдущим поставкам.
В соответствии с данным решением ИП Степанян К.М. были представлены Краснодарской таможне в электронном виде необходимые пояснения о том, что некоторые документы невозможно представить ввиду их отсутствия.
Краснодарской таможней, в процессе таможенного оформления, в связи с тем, что предоставлены не все дополнительно запрошенные документы, а также в связи с низкой ценой декларируемого товара 07.12.2012 г., было принято решение о корректировке таможенной стоимости части товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161, а именно: по товарам N 1 и N 3, корректировка таможенной стоимости остальных 11 товаров, заявленных в спорной декларации не осуществлялась и таможенным органом была принята заявленная таможенная стоимость.
В соответствии с пунктом 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", у Заявителя возникла обязанность откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке.
Заявителем в соответствии с решением Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации, на основании расчетов Краснодарской таможни, была осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров в соответствии с п. 24 раздела III Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 и ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза в рамках шестого Метода определения таможенной стоимости (Резервный).
В результате корректировки таможенной стоимости, осуществленной до выпуска товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161 заявителем были излишне уплачены таможенные пошлины и налоги в размере 71 511,31 рублей.
В соответствии со ст. 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ИП Степанян К.М. обратился в Краснодарскую таможню с Заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. таможни от 26.09.2013 г. N 21984) на сумму 71 511,31 рублей, считая незаконными принятое Краснодарской таможней решение о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10309200/061212/0018161.
Краснодарской таможней данное заявление ИП Степанян К.М. было оставлено без рассмотрения.
Бездействие Краснодарской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 71 511,31 рублей по ДТ N 10309200/061212/0018161 и оспаривается заявителем по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для непринятия заявленной таможенной стоимости, определенной первым методом, а также о неправомерности применения резервного метода определения таможенной стоимости.
Статьей 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, стал определяться Соглашением, подписанным Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 25 января 2008 года, "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами (пункт 1 статьи 2 Соглашения "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Согласно пункту 2 указанной выше статьи Соглашения "О таможенной стоимости" ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Согласно статье 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Из вышеприведенного следует, что установление признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости не является безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости, указанное обстоятельство лишь дает основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном постановлении Пленум ВАС РФ также указал, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, как указал Пленум ВАС РФ в данном постановлении, перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.
В частности, основной метод не подлежит применению, если:
- - продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
- - данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, приведен в Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно пункту 1 указанного Перечня при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;
- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
- счет-фактура (инвойс);
- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;
- котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;
- договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
- лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Как следует из материалов дела, необходимые документы по указанному перечню предпринимателем представлены.
Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к вышеуказанному контракту и представленными заявителем для подтверждения таможенной стоимости товаров, заявленных по спорной ДТ, судом не выявлено.
Материалами дела подтверждается, что заявителем своевременно предоставлялись в таможенный орган как основные документы - контракт, спецификация, инвойс (с отметками таможенных органов), так и дополнительные документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу - экспортная декларация Армении с отметками таможенных органов.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с п. 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, в случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Решение о проведении дополнительной проверки должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (абзац 2 пункта 1 статьи 69 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления.
В соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Вместе с тем, как указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 19.04.05 N 13643/04, обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Однако таможенный орган в суде первой и апелляционной инстанций не обосновал, какая объективная необходимость имелась в представлении дополнительных документов и что конкретно - сверх информации, исчерпывающе представленной в поданных предпринимателем документах - дополнительно запрошенные документы должны были подтвердить.
Соглашением "О таможенной стоимости" установлен принцип последовательного применения методов определения таможенной стоимости.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.05 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" при реализации права на самостоятельное определение таможенной стоимости декларируемого товара по избранному им методу таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
В этой связи ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой информации для применения предшествующих примененному методов определения таможенной стоимости, как указывает Пленум ВАС РФ, может быть принята во внимание как обоснование неприменения лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Однако Краснодарская таможня не представила надлежащих доказательств невозможности применения предшествующих методов без надлежащего обоснования невозможности их использования, нарушив установленное Соглашением "О таможенной стоимости" правило последовательного их применения.
Таможенный орган в апелляционной жалобе в обоснование довода о недостоверности заявленных сведений о цене сделки ссылается на то, что заявленная таможенная стоимость товара значительно отличается от ценовой информации о подобных товарах, имеющейся в распоряжении таможенных органов.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Однако, как видно из материалов дела, при применении заинтересованным лицом шестого метода определения таможенной стоимости была использована ценовая информация на товар, не полностью соответствующая по сопоставимым условиям ввезенному заявителем.
В силу изложенного корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорной ДТ, произведена таможенным органом безосновательно, в связи с чем оспариваемые действия обоснованно признаны незаконными.
При этом суд правомерно, проверив соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, а также отсутствие у предпринимателя задолженности по таможенным платежам (что подтверждается также и письмо таможни, представленным в суд апелляционной инстанции) в целях восстановления прав и законных интересов заявителя обязал таможню возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей.
Государственная пошлина в размере 3060,46 рублей по заявлению правомерно взыскана судом с таможенного органа в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как со стороны, не в пользу которой принят судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2014 по делу N А32-38702/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)