Судебные решения, арбитраж
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 25.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Медпростор" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2014 по делу N А40-164954/13, принятое судьей Лариным М.В.
по заявлению ООО "Медпростор" (ОГРН 1117746464110, 117342, Москва, улица Бутлерова, дом 17 "Б")
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251, 124460, Москва, Зеленоград, Южная промышленная зона, проезд N 4806, дом 10)
третье лицо: ИФНС России N 28 по г. Москве (ОГРН 1047728058311, 117449, Москва, улица Шверника, дом 7, корпус 1)
- о признании недействительным решения;
- при участии:
- от заявителя: Арчугова Е.А. по доверенности N <...> от 30.10.2013;
- от заинтересованного лица: Левина Е.А. по доверенности N <...> от 02.04.2014;
- от третьего лица: Григорян Р.А. по доверенности N <...> от 11.11.2013;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2014 в удовлетворении заявления ООО "Медпростор" о признании недействительным решения Московской областной таможни об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 1.571.264,36 руб. при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации по декларациям на товары 10130130/270412/0008660, 10130130/150612/0012090, 10130130/150812/0016355, 10130130/180313/0004510, 10130130/220413/0007382, 10130130/280513/0009736, 10130130/120813/0015560, оформленного письмом от 19.09.2013 N 17-17/31205 и обязании возвратить излишне уплаченную сумму НДС в размере 1.571.264, 36 руб., отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует ИФНС России N 28 по г. Москве.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества, таможенного органа и налогового органа в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обществом на основании заключенного с компанией Имнотех ГмБХ (Германия) внешнеторгового контракта от 15.08.2011 N 01/08-2011 осуществлен ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, на которые заполнены грузовые таможенные декларации на товары 10130130/270412/0008660, 10130130/150612/0012090, 10130130/150812/0016355, 10130130/180313/0004510, 10130130/220413/0007382, 10130130/120813/0015560: в том числе - обувь ортопедическая малосложная без утепленной подкладки (код товара ТН ВЭД 6406995000); изделия протезно-ортопедические - вкладные корригирующие элементы, в том числе стельки и полустельки (код товара ТН ВЭД 6406905000).
При декларировании ввоза товаров обществом уплачен НДС по ставке 10% по товарам для детей и по ставке 18%, по остальным товарам на основании платежных поручений от 25.04.2012 N 204, от 09.06.2012 N 252, от 09.08.2012 N 310, от 16.04.2013 N 588, от 22.05.2013 N 638, от 14.03.2013 N 537, в том числе распределенный по перечисленным декларациям в размере 1.571.264,36 руб.
Общество после таможенного оформления и выпуска товаров по перечисленным декларациям в свободное обращение на территории Российской Федерации обратилось в таможенный орган, осуществлявший таможенное оформление (Московская областная таможня) с заявлением от 12.09.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в части уплаты НДС в размере 1.571.264,36 руб. в связи с установленным подп. 2 п. 1 ст. 150 и подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождением от уплаты налога при ввозе указанных категорий товаров (обувь и стельки ортопедические) на таможенную территорию Российской Федерации (включены в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998).
Таможенным органом письмом от 19.09.2013 N 17-17/31205 отказано в возврате излишне уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации НДС по причине отсутствия излишней уплаты налога по перечисленным декларациям ввиду указания в графе 33 кодов ТН ВЭД не относящихся согласно распоряжению ГТК России от 06.11.2001 N 1031р "Об освобождении от обложения НДС" к кодам, соответствующим классификации товаров освобожденных от уплаты НДС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998. При этом, указано, что уплаченный при ввозе НДС по спорным декларациям не принят в состав налоговых вычетов по декларациям за 1 квартал 2012 и 2 квартал 2013, а заявлен в разделе 7 "операции не подлежащие налогообложению".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Согласно п. 31 ст. 4 названного Кодекса таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
Согласно ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
В соответствии со ст. 98 Кодекса декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 111 Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
В соответствии с п. 4 ст. 173 Таможенного кодекса Таможенного союза требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
Из материалов дела следует, что ввезенные обществом товары являются товарами, которыми обеспечиваются инвалиды.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации технических средств и материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 утвержден Перечень технических средств и материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов и реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Ввезенный обществом товар в данном Перечне присутствует, что подтверждается представленными документами.
Распоряжением Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" утвержден Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость таможенным органом, производящим их таможенное оформление, в котором указано, что для целей его применения необходимо пользоваться как кодом товара по ТН ВЭД, так и наименованием товара.
В соответствии с п. 1 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Факт уплаты обществом рассматриваемой суммы НДС подтверждается имеющимся в материалах дела платежными поручениями, и не отрицается таможенным органом.
В соответствии со ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств- членов таможенного союза.
Заявителем представлены доказательства, подтверждающие право на льготы по уплате НДС.
Действующее таможенное законодательство не предусматривает необходимость внесения изменений в представленные таможенные декларации для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога и позиция таможенного органа по данному факту основана на неправильном применении закона.
Общество вправе как заявить о наличии у него льготы по уплате налога при таможенном оформлении товара, так и подать заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае обнаружения факта излишней уплаты уже после ввоза товара на территорию Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, следует вывод об отсутствии оснований у таможенного органа для отказа в возврате излишне уплаченного обществом НДС и необходимости его возврата в сумме 1.571.264,36 руб.
При этом, то обстоятельство, что, обществом при подаче таможенной декларации могут и не заявляться доводы о наличии соответствующих преференций, не имеет значение, поскольку заявление о преференциях после таможенного оформления товара и его выпуска само по себе не является основанием для отказа.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Московской областной таможни не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Медпростор" в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции возлагает на таможенный орган обязанность восстановить нарушенные права и интересы заявителя путем возврата излишне уплаченной суммы НДС.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2014 по делу N А40-164954/13 отменить.
Признать недействительным решение об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 1.571.264,36 руб. при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации по декларациям на товары 10130130/270412/0008660, 10130130/150612/0012090, 10130130/150812/0016355, 10130130/180313/0004510, 10130130/220413/0007382, 10130130/280513/0009736, 10130130/120813/0015560, изложенных в письме от 19.09.2013 N 17-17/31205 и на Московскую областную таможню возложить обязанность возвратить ООО "Медпростор" излишне уплаченную сумму НДС в размере 1.571.264,36 руб.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "Медпростор" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2.000 руб. по заявлению и 2.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2014 N 09АП-29860/2014-АК ПО ДЕЛУ N А40-164954/13
Разделы:Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2014 г. N 09АП-29860/2014-АК
Дело N А40-164954/13
Резолютивная часть постановления оглашена 25.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Медпростор" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2014 по делу N А40-164954/13, принятое судьей Лариным М.В.
по заявлению ООО "Медпростор" (ОГРН 1117746464110, 117342, Москва, улица Бутлерова, дом 17 "Б")
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251, 124460, Москва, Зеленоград, Южная промышленная зона, проезд N 4806, дом 10)
третье лицо: ИФНС России N 28 по г. Москве (ОГРН 1047728058311, 117449, Москва, улица Шверника, дом 7, корпус 1)
- о признании недействительным решения;
- при участии:
- от заявителя: Арчугова Е.А. по доверенности N <...> от 30.10.2013;
- от заинтересованного лица: Левина Е.А. по доверенности N <...> от 02.04.2014;
- от третьего лица: Григорян Р.А. по доверенности N <...> от 11.11.2013;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2014 в удовлетворении заявления ООО "Медпростор" о признании недействительным решения Московской областной таможни об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 1.571.264,36 руб. при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации по декларациям на товары 10130130/270412/0008660, 10130130/150612/0012090, 10130130/150812/0016355, 10130130/180313/0004510, 10130130/220413/0007382, 10130130/280513/0009736, 10130130/120813/0015560, оформленного письмом от 19.09.2013 N 17-17/31205 и обязании возвратить излишне уплаченную сумму НДС в размере 1.571.264, 36 руб., отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует ИФНС России N 28 по г. Москве.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества, таможенного органа и налогового органа в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обществом на основании заключенного с компанией Имнотех ГмБХ (Германия) внешнеторгового контракта от 15.08.2011 N 01/08-2011 осуществлен ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, на которые заполнены грузовые таможенные декларации на товары 10130130/270412/0008660, 10130130/150612/0012090, 10130130/150812/0016355, 10130130/180313/0004510, 10130130/220413/0007382, 10130130/120813/0015560: в том числе - обувь ортопедическая малосложная без утепленной подкладки (код товара ТН ВЭД 6406995000); изделия протезно-ортопедические - вкладные корригирующие элементы, в том числе стельки и полустельки (код товара ТН ВЭД 6406905000).
При декларировании ввоза товаров обществом уплачен НДС по ставке 10% по товарам для детей и по ставке 18%, по остальным товарам на основании платежных поручений от 25.04.2012 N 204, от 09.06.2012 N 252, от 09.08.2012 N 310, от 16.04.2013 N 588, от 22.05.2013 N 638, от 14.03.2013 N 537, в том числе распределенный по перечисленным декларациям в размере 1.571.264,36 руб.
Общество после таможенного оформления и выпуска товаров по перечисленным декларациям в свободное обращение на территории Российской Федерации обратилось в таможенный орган, осуществлявший таможенное оформление (Московская областная таможня) с заявлением от 12.09.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в части уплаты НДС в размере 1.571.264,36 руб. в связи с установленным подп. 2 п. 1 ст. 150 и подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождением от уплаты налога при ввозе указанных категорий товаров (обувь и стельки ортопедические) на таможенную территорию Российской Федерации (включены в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998).
Таможенным органом письмом от 19.09.2013 N 17-17/31205 отказано в возврате излишне уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации НДС по причине отсутствия излишней уплаты налога по перечисленным декларациям ввиду указания в графе 33 кодов ТН ВЭД не относящихся согласно распоряжению ГТК России от 06.11.2001 N 1031р "Об освобождении от обложения НДС" к кодам, соответствующим классификации товаров освобожденных от уплаты НДС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998. При этом, указано, что уплаченный при ввозе НДС по спорным декларациям не принят в состав налоговых вычетов по декларациям за 1 квартал 2012 и 2 квартал 2013, а заявлен в разделе 7 "операции не подлежащие налогообложению".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Согласно п. 31 ст. 4 названного Кодекса таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
Согласно ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
В соответствии со ст. 98 Кодекса декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 111 Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
В соответствии с п. 4 ст. 173 Таможенного кодекса Таможенного союза требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
Из материалов дела следует, что ввезенные обществом товары являются товарами, которыми обеспечиваются инвалиды.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации технических средств и материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 утвержден Перечень технических средств и материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов и реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Ввезенный обществом товар в данном Перечне присутствует, что подтверждается представленными документами.
Распоряжением Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" утвержден Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость таможенным органом, производящим их таможенное оформление, в котором указано, что для целей его применения необходимо пользоваться как кодом товара по ТН ВЭД, так и наименованием товара.
В соответствии с п. 1 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Факт уплаты обществом рассматриваемой суммы НДС подтверждается имеющимся в материалах дела платежными поручениями, и не отрицается таможенным органом.
В соответствии со ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств- членов таможенного союза.
Заявителем представлены доказательства, подтверждающие право на льготы по уплате НДС.
Действующее таможенное законодательство не предусматривает необходимость внесения изменений в представленные таможенные декларации для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога и позиция таможенного органа по данному факту основана на неправильном применении закона.
Общество вправе как заявить о наличии у него льготы по уплате налога при таможенном оформлении товара, так и подать заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае обнаружения факта излишней уплаты уже после ввоза товара на территорию Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, следует вывод об отсутствии оснований у таможенного органа для отказа в возврате излишне уплаченного обществом НДС и необходимости его возврата в сумме 1.571.264,36 руб.
При этом, то обстоятельство, что, обществом при подаче таможенной декларации могут и не заявляться доводы о наличии соответствующих преференций, не имеет значение, поскольку заявление о преференциях после таможенного оформления товара и его выпуска само по себе не является основанием для отказа.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Московской областной таможни не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Медпростор" в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции возлагает на таможенный орган обязанность восстановить нарушенные права и интересы заявителя путем возврата излишне уплаченной суммы НДС.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2014 по делу N А40-164954/13 отменить.
Признать недействительным решение об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 1.571.264,36 руб. при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации по декларациям на товары 10130130/270412/0008660, 10130130/150612/0012090, 10130130/150812/0016355, 10130130/180313/0004510, 10130130/220413/0007382, 10130130/280513/0009736, 10130130/120813/0015560, изложенных в письме от 19.09.2013 N 17-17/31205 и на Московскую областную таможню возложить обязанность возвратить ООО "Медпростор" излишне уплаченную сумму НДС в размере 1.571.264,36 руб.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "Медпростор" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2.000 руб. по заявлению и 2.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)